Духовная технология на 1990-е годы

Из всего сказанного и из множества других свидетельств становится очевидным, что 1990-е годы — необычное время для Церкви Иисуса Христа. Учитывая, что впервые в истории в конце тоннеля на пути выполнения Великого поручения забрезжил свет, принимая во внимание особо сильного вра­га, окопавшегося в Окне 10/40, следует признать, что ставки никогда не были настолько высокими. Размышляя над фор­мами духовной борьбы этого десятилетия, я прихожу к вы­воду, что если христиане хотят услышать, что Дух говорит сегодня церквям, то нам следует принять пять пунктов, кото­рые будут начинаться со слова «должны». Обратите внима­ние, что в каждом пункте со словом «должны» приводятся термины, вошедшие в употребление только в 1990-е годы.

1. Мы должны слышать Господа: пророчества. Мы нуждаемся как в практическом, так и теоретическом осмыслении того, что молитва — это двусторонний процесс — мы говорим Богу и слышим в ответ Его голос. Многим из нас нужно будет еще лучше настроиться на понимание того, как в наши дни используется библейский дар пророчества.

2. Мы должны вступить в битву с врагом — духовную войну стратегического уровня. Пора прекратить позволять сатане свободно править нашими городами и регионами. Нам следует использовать принципы духовной войны стратегического уровня, чтобы освободить пути распространения Божьего Царства.

3. Мы должны сделать свои молитвы целенаправленными, а для этого нам понадобится духовная картография. Мы знаем, что наши молитвы за отдельных людей будут тем эффективнее, чем конкретнее и точнее станут наши молитвы за них. То же можно сказать и о местах нашего проживания. Молитвы за наши регионы, города и районы должны иметь точно определенную цель, что достигается благодаря духовной картографии. Шелл Сьеберг вдохновляет нас на принятие такой концепции: «Сегодня имеются люди с даром в области пророческой разведки. Некоторые люди, испытавшие Божью святость и Его непоколебимую любовь, через поклонение Ему получают охотничий инстинкт, дающий возможность выведать манипуляции врага».

4. Мы должны, покаяться в корпоративных грехах покаянием отождествления. Воинственные молитвы за места нашего проживания неминуемо включают в себя сильное покаяние. Новое понимание корпоративного или отожде­ствленного покаяния позволяет нам добраться до корня со­временных социальных и духовных болезней и иметь дело скорее с причиной, а не с симптомами. Основным источни­ком информации по данному вопросу может послужить книга Джона Доусона об исцелении ран Америки («Healing America's Wounds»).

Социологи предлагают к обсуждению то, что они назы­вают «распространением теории инновации», в которой они поясняют, что как только в социальной сфере возни­кают новые идеи, в обществе начинают действовать со­вершенно предсказуемые процессы.

5. Мы должны завоевать свои регионы молитвенным евангелизмом. Новые стратегии для общегородской евангелизации включают такие меры, как усиление стремления к насаждению церквей и молитвам вне церкви, то есть то, чего никогда не было в традиционных церквях. Пророческие акции по типу действий пророка Исаии и Иезекииля становятся все более обычным явлением. Например, в 1993 году во время проведения мероприятия, названного «Днем, который изменит мир», организация «Молодежь с миссией» и другие набрали и запустили в работу молитвенные команды, которые отправились в двадцать четыре точки стран света по всему миру (на крайние точки севера, юга, востока и запада всех шести континентов), чтобы молиться за разрушение всех твердынь над континентами и за установление полноты Божьего Царства.

ПОВСЮДУ СИЯЮТ ОГНИ

Реакция христианской общественности на эти новые и не­обычные пути молитвенного служения и духовной войны достаточно разнообразна. Многие включают зеленый свет и заявляют: «Давайте двигаться вперед! Почему мы об этом не знали раньше?» Другие зажигают желтый свет и говорят. «Вы можете рассказывать об этом, однако прежде нужно тща­тельно исследовать эти нововведения и только потом риск­нуть и решиться действовать подобным образом». Но можно увидеть и красный свет. Некоторые пришли к заключению, что вообще не следует практиковать ходатайства на страте­гическом уровне и уж тем более не стоит ходатайствовать за христиан на шести континентах

Такую реакцию нельзя назвать необычной. Социологи предлагают к обсуждению то, что они называют «распрост­ранением теории инновации», в которой они поясняют, что как только в социальной сфере возникают новые идеи, в об­ществе начинают действовать совершенно предсказуемые процессы. Обычно за инициативой новаторов следует четы­ре вида последовательных ответов. Они называются (1) ран­ние сторонники, (2) средние сторонники, (3) поздние сто­ронники и (4) те, кто совсем не принимает новую идею. То же самое происходит и в христианской общине. Очень не­многие сегодня помнят, что идею воскресной школы впер­вые предложил Роберт Рейке и тут же на него со всех сторон обрушился шквал резкой критики. Я упоминаю об этом по­тому, что в настоящее время трудно найти хотя бы одного христианского лидера, который в принципе был против воскресной школы.

Самые жаркие споры возникают в период появления ран­них сторонников новаторской идеи, и именно на этой ста­дии находится сейчас концепция духовной войны на страте­гическом уровне. Я сам прошел через несколько циклов рас­пространения теории инновации за свои сорок пять лет рукоположенного служения. В 1970-х годах многие напада­ли на «Движение роста церквей» потому, что им становилось неуютно от нашего акцента на цифры, оттого что мы якобы были подвержены прагматизму и на первое место выдвига­ли евангелизм и принцип однородного единства. Затем, в 1980-е годы, вместе с Джоном Уимбером мы выдержали кри­тику по поводу евангелизма силы и нашего учения о Божьем исцелении, чудесах и изгнании нечистой силы. Теперь оста­лось относительно немного людей, которые возражают против этих концепций в принципе.

Я приветствую жаркие споры о духовной войне стратеги­ческого уровня и о нашем упоре на духовной картографии, отождествленном покаянии, о пророческих дарах и проро­ческих акциях. Участники дискуссий искренне выражают свое мнение, демонстрируя слабые стороны положения, предлагая полезные коррективы и в конце концов достигая какого-то консенсуса. Мне не нравится критика, и все же я открыт для нее, потому что хочу, чтобы мои заключения были тщательно выверены. Кроме того, я абсолютно уверен, что очень скоро мы перейдем ко второй стадии, когда наша концепция обретет сторонников следующего этапа и все диспуты и страсти постепенно утихнут.

Академический диалог

Весьма примечательно то, что в настоящее время обсужде­ние концепции духовной войны стратегического уровня на­чинает проникать в академические круги. Обычно новые идеи, возникающие из служений на передовой, находятся на стадии эксперимента в течение хотя бы десяти лет, прежде чем в среде ученых начинаются серьезные богословские об­суждения этой темы. Например, так случилось с темой роста церкви и евангелизма силы. Однако с духовной войной все происходит намного быстрее.

я, например, вспоминаю своего друга Ральфа Уинтера, основателя Американского центра всемирных миссий (U.S. Center for World Mission). Я хорошо знаю Ральфа, в течение многих лет мы вместе преподавали на одном факультете Миссионерской школы в богословской семинарии Фуллера. Ральф — осторожный человек, который очень тщательно исследует и оценивает все новые идеи. Он так никогда и не стал сторонником силового служения, хотя и не критиковал его. Однако с сердцем, полностью преданным делу всемир­ной евангелизации, он написал книгу «Thy Kingdom Come» («Да приидет Царствие Твое»), которую в 1995 году раздали четырем тысячам делегатов Всемирного совещания по все­ мирной евангелизации в Сеуле, Корея. В ней говорится следующее:

• «Сатана держит в оковах целые народы. Мы не сможем вырвать из его цепких рук ни одного человека, не бросив при этом вызов его власти над этим конкретным народом».

• «В тех группах населения, где не происходит никакого реального прорыва, главная борьба происходит в сфере "столкновения сил" между Божьим Духом и силами тьмы. Вот почему молитва стоит на переднем крае борьбы. Вот почему азиатские евангелисты говорят, что они должны "связать сильного" прежде вступления в конкретный населенный пункт, погруженный во тьму и ожидающий осияния светом».

• «Мы должны помнить, что освещение светом темных и мрачных мест неминуемо вызовет яростное сопротивление. В Библии концепция тьмы — это не просто отсутствие света, но также присутствие злого и разрушительного создания. Вот почему царства этого мира не сдадутся легко».

ПОЧЕМУ Я ПИШУ ЭТУ КНИГУ

Когда в начале 1990-х годов я согласился на ответственную должность координатора организации по ведению духов­ной войны и руководителя «Движением объединенной мо­литвы», я полностью осознавал тот факт, что некоторые наши идеи приведут к спорам и дискуссиям, но я никогда не думал, что мне придется прибегнуть к написанию целой кни­ги в защиту наших экспериментов в различных частях света. Я не хотел этого делать, потому что с 1980 года я получил совершенно четкое указание от Бога не вступать ни в какую полемику, и те, кто хорошо знает мои труды, могут подтвер­дить, что я повиновался этому указанию в силу моих возмож­ностей.

Но поскольку в настоящий момент я стал главным громо­отводом для критики в том, что для многих христианских лидеров является очень важным, я взял на себя задачу, кото­рой не искал. Теперь мне нужно выпустить книгу, в которой, не вдаваясь в полемику, я должен буду представить убеди­тельные обоснования служения ходатайства на стратегичес­ком уровне. В моем словаре полемистом является «человек, который противоречит другому человеку». Как раз этого я и хочу избежать. Я никоим образом не хочу доказать свою пра­воту, обосновав неправоту других людей. Поэтому я поста­раюсь не цитировать людей, с мнением которых я не согла­сен. В то же время я честно и откровенно представлю пози­ции моих противников. Я буду выступать против мнений, а не против людей.

Я полностью осознаю, что эта задача не из легких. Я совсем не думаю, что ко мне не относится предупреждение Уолтера Уинка: «В религиозной полемике совершенно оче­видно, что люди стремятся оценить собственную мировоз­зренческую позицию по лучшим образцам, а соперничаю­щие позиции — по их наихудшим». Однажды я слышал, как Эд Сильвозо сказал, что мы стремимся судить о себе по на­шим намерениям, а тех, кто не согласен с нами, судим по их делам. Я постараюсь этого не делать.

Военные игры и моя теология

В полемике критиков кроется множество эмоций. Одни из них выражают предположение, что, возможно, мы не пред­лагаем вести духовную войну, а просто «играем в войну». Другие видят в этом больше «мифологии», чем теологии. Третьи считают, что своей концепцией духовной войны стратегического уровня мы дискредитируем Бога и славу Евангелия. Мы подходим к этим важным вопросам с пози­ций «магии», ниспровергая власть Христа и прославляя силу сатаны. А некоторые обвиняют нас в «миссиологическом синкретизме» потому, что мы работаем по «анимистическим парадигмам», а не по библейским принципам. Нас обвиняют в том, что мы исходим из ложной теории познания и завязли в крайне безответственном академизме.

За последние несколько лет наиболее остро встали не­сколько ключевых вопросов. Я постараюсь осветить эти вопросы в данной книге. Главное отличие наших взглядов заключается в понимании того, сколько власти дал Иисус нам как Своим ученикам. Некоторые считают, что вся власть, данная нам, предназначена для противостояния демоничес­ким силам, господствующим над отдельными лицами. Но когда мы вступаем в духовные битвы с территориальными духами, мы переступаем все границы. С другой стороны, я более буквально понимаю заявление Иисуса в Евангелии от Луки (10:19): «Се, даю вам власть наступать на... всю силу вра­жью, и ничто не повредит вам». Мои заключения, как и выво­ды моих противников, основаны на теории познания, герме­невтики, истории и библейских свидетельствах.

Вся книга посвящена рассмотрению именно этих воп­росов.

СЛОВО ПРИМИРЕНИЯ

Прежде чем приступить к обсуждению этих вопросов, я хочу подчеркнуть, что я вполне осознаю вопрос чувств. Многие выбрали позицию противников духовной войны стратеги­ческого уровня, потому что думают, что их пытаются прину­дить быть такими, как те, кто выступает «за». Они не хотят, чтобы их переделывали против их воли в соответствии с на­шим образцом. Им кажется, что они слышали от нас, будто первоклассные христиане — это те, кто отправляется на пе­редний край духовной войны и молится воинственными мо­литвами, а те, кто не делает этого, относятся к низшей катего­рии. Должен признать, если бы я думал, что кто-нибудь отно­сится ко мне таким образом, я бы тоже воспротивился ему.

Я твердо верю в разнообразие даров в Теле Христовом, и это могут подтвердить читатели моей книги о духовных да­рах для церкви («Your Spiritual Gifts Can Help Your Church Grow»). Все Тело не может быть одним глазом. Более того, «напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораз­до нужнее» (1Кор.12:22). Бог любит тех, кого Он призвал на переднюю линию фронта, но Он также любит тех, кого Он оставил в тылу прикрывать передний край своими молитва­ми и другими видами поддержки.

Это соответствует ветхозаветному закону о войне. Когда Бог готовил Свои войска к взятию землю обетованной, Он предложил остаться дома тем, кто только что построил свои дома, насадил виноградники, обручился с невестой или про­сто боялся военных действий (см. Втор.20:1-8). Те, кто стоял на страже военного снаряжения и продовольствия, тоже це­нились высоко, как и те, кто отправился на войну. Как позже сказал Давид: «Какова часть ходившим на войну, такова часть должна быть и оставшимся при обозе: на всех должно разде­лить» (1Цар.30:24).

Я понимаю, что не всегда объяснял это как теперь. Иног­да мой энтузиазм и стремление отбросить врага назад и спасти как можно больше душ перевешивал мое чувство такта и необходимость продемонстрировать уважение и почтение к тем, чье призвание и служение в Церкви отлича­лись от моих, а потому я прошу за это прощения. Один мой друг говорит, что его церковь призвана пребывать в спаль­не (в интимной близости к Богу), а не на поле битвы (сра­жаясь с силами тьмы). Я хочу благословить тех, кто призван в спальню, так же, как благословляю тех, кто призван на поля сражений.

В этой книге я хочу обосновать духовную войну страте­гического уровня как одно из законных служений Церкви и молюсь о том, чтобы среди нас преобладало единство и вза­имное уважение. В конце концов, Иисус установил для нас высочайший стандарт, когда молился Отцу: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:21).

Вопросы к теме:

1. Представьте, что во время какого-то важного христиан­ского сбора на том же месте молится команда ходатаев. В ваших кругах когда-нибудь было такое? Не хотите ли вы запланировать такие мероприятия на будущее? Как это можно организовать?

2. Как вы думаете, можно ли в вашей христианской общине организовать совместную молитву традиционных еван­гельских христиан и харизматов?

3. Назовите и обсудите три уровня духовной войны. Убедитесь в том, что вы поняли разницу между ними.

4. В каком смысле можно утверждать, что сама молитва может быть целью, а иногда средством достижения цели?

5. Перечислите четыре способа молитвы за вашу общину вне стен церкви. Затем назовите как можно больше примеров каждого вида молитвы.

Глава 2.

Наши рекомендации