Духовная технология на 1990-е годы
Из всего сказанного и из множества других свидетельств становится очевидным, что 1990-е годы — необычное время для Церкви Иисуса Христа. Учитывая, что впервые в истории в конце тоннеля на пути выполнения Великого поручения забрезжил свет, принимая во внимание особо сильного врага, окопавшегося в Окне 10/40, следует признать, что ставки никогда не были настолько высокими. Размышляя над формами духовной борьбы этого десятилетия, я прихожу к выводу, что если христиане хотят услышать, что Дух говорит сегодня церквям, то нам следует принять пять пунктов, которые будут начинаться со слова «должны». Обратите внимание, что в каждом пункте со словом «должны» приводятся термины, вошедшие в употребление только в 1990-е годы.
1. Мы должны слышать Господа: пророчества. Мы нуждаемся как в практическом, так и теоретическом осмыслении того, что молитва — это двусторонний процесс — мы говорим Богу и слышим в ответ Его голос. Многим из нас нужно будет еще лучше настроиться на понимание того, как в наши дни используется библейский дар пророчества.
2. Мы должны вступить в битву с врагом — духовную войну стратегического уровня. Пора прекратить позволять сатане свободно править нашими городами и регионами. Нам следует использовать принципы духовной войны стратегического уровня, чтобы освободить пути распространения Божьего Царства.
3. Мы должны сделать свои молитвы целенаправленными, а для этого нам понадобится духовная картография. Мы знаем, что наши молитвы за отдельных людей будут тем эффективнее, чем конкретнее и точнее станут наши молитвы за них. То же можно сказать и о местах нашего проживания. Молитвы за наши регионы, города и районы должны иметь точно определенную цель, что достигается благодаря духовной картографии. Шелл Сьеберг вдохновляет нас на принятие такой концепции: «Сегодня имеются люди с даром в области пророческой разведки. Некоторые люди, испытавшие Божью святость и Его непоколебимую любовь, через поклонение Ему получают охотничий инстинкт, дающий возможность выведать манипуляции врага».
4. Мы должны, покаяться в корпоративных грехах покаянием отождествления. Воинственные молитвы за места нашего проживания неминуемо включают в себя сильное покаяние. Новое понимание корпоративного или отождествленного покаяния позволяет нам добраться до корня современных социальных и духовных болезней и иметь дело скорее с причиной, а не с симптомами. Основным источником информации по данному вопросу может послужить книга Джона Доусона об исцелении ран Америки («Healing America's Wounds»).
Социологи предлагают к обсуждению то, что они называют «распространением теории инновации», в которой они поясняют, что как только в социальной сфере возникают новые идеи, в обществе начинают действовать совершенно предсказуемые процессы.
5. Мы должны завоевать свои регионы молитвенным евангелизмом. Новые стратегии для общегородской евангелизации включают такие меры, как усиление стремления к насаждению церквей и молитвам вне церкви, то есть то, чего никогда не было в традиционных церквях. Пророческие акции по типу действий пророка Исаии и Иезекииля становятся все более обычным явлением. Например, в 1993 году во время проведения мероприятия, названного «Днем, который изменит мир», организация «Молодежь с миссией» и другие набрали и запустили в работу молитвенные команды, которые отправились в двадцать четыре точки стран света по всему миру (на крайние точки севера, юга, востока и запада всех шести континентов), чтобы молиться за разрушение всех твердынь над континентами и за установление полноты Божьего Царства.
ПОВСЮДУ СИЯЮТ ОГНИ
Реакция христианской общественности на эти новые и необычные пути молитвенного служения и духовной войны достаточно разнообразна. Многие включают зеленый свет и заявляют: «Давайте двигаться вперед! Почему мы об этом не знали раньше?» Другие зажигают желтый свет и говорят. «Вы можете рассказывать об этом, однако прежде нужно тщательно исследовать эти нововведения и только потом рискнуть и решиться действовать подобным образом». Но можно увидеть и красный свет. Некоторые пришли к заключению, что вообще не следует практиковать ходатайства на стратегическом уровне и уж тем более не стоит ходатайствовать за христиан на шести континентах
Такую реакцию нельзя назвать необычной. Социологи предлагают к обсуждению то, что они называют «распространением теории инновации», в которой они поясняют, что как только в социальной сфере возникают новые идеи, в обществе начинают действовать совершенно предсказуемые процессы. Обычно за инициативой новаторов следует четыре вида последовательных ответов. Они называются (1) ранние сторонники, (2) средние сторонники, (3) поздние сторонники и (4) те, кто совсем не принимает новую идею. То же самое происходит и в христианской общине. Очень немногие сегодня помнят, что идею воскресной школы впервые предложил Роберт Рейке и тут же на него со всех сторон обрушился шквал резкой критики. Я упоминаю об этом потому, что в настоящее время трудно найти хотя бы одного христианского лидера, который в принципе был против воскресной школы.
Самые жаркие споры возникают в период появления ранних сторонников новаторской идеи, и именно на этой стадии находится сейчас концепция духовной войны на стратегическом уровне. Я сам прошел через несколько циклов распространения теории инновации за свои сорок пять лет рукоположенного служения. В 1970-х годах многие нападали на «Движение роста церквей» потому, что им становилось неуютно от нашего акцента на цифры, оттого что мы якобы были подвержены прагматизму и на первое место выдвигали евангелизм и принцип однородного единства. Затем, в 1980-е годы, вместе с Джоном Уимбером мы выдержали критику по поводу евангелизма силы и нашего учения о Божьем исцелении, чудесах и изгнании нечистой силы. Теперь осталось относительно немного людей, которые возражают против этих концепций в принципе.
Я приветствую жаркие споры о духовной войне стратегического уровня и о нашем упоре на духовной картографии, отождествленном покаянии, о пророческих дарах и пророческих акциях. Участники дискуссий искренне выражают свое мнение, демонстрируя слабые стороны положения, предлагая полезные коррективы и в конце концов достигая какого-то консенсуса. Мне не нравится критика, и все же я открыт для нее, потому что хочу, чтобы мои заключения были тщательно выверены. Кроме того, я абсолютно уверен, что очень скоро мы перейдем ко второй стадии, когда наша концепция обретет сторонников следующего этапа и все диспуты и страсти постепенно утихнут.
Академический диалог
Весьма примечательно то, что в настоящее время обсуждение концепции духовной войны стратегического уровня начинает проникать в академические круги. Обычно новые идеи, возникающие из служений на передовой, находятся на стадии эксперимента в течение хотя бы десяти лет, прежде чем в среде ученых начинаются серьезные богословские обсуждения этой темы. Например, так случилось с темой роста церкви и евангелизма силы. Однако с духовной войной все происходит намного быстрее.
я, например, вспоминаю своего друга Ральфа Уинтера, основателя Американского центра всемирных миссий (U.S. Center for World Mission). Я хорошо знаю Ральфа, в течение многих лет мы вместе преподавали на одном факультете Миссионерской школы в богословской семинарии Фуллера. Ральф — осторожный человек, который очень тщательно исследует и оценивает все новые идеи. Он так никогда и не стал сторонником силового служения, хотя и не критиковал его. Однако с сердцем, полностью преданным делу всемирной евангелизации, он написал книгу «Thy Kingdom Come» («Да приидет Царствие Твое»), которую в 1995 году раздали четырем тысячам делегатов Всемирного совещания по все мирной евангелизации в Сеуле, Корея. В ней говорится следующее:
• «Сатана держит в оковах целые народы. Мы не сможем вырвать из его цепких рук ни одного человека, не бросив при этом вызов его власти над этим конкретным народом».
• «В тех группах населения, где не происходит никакого реального прорыва, главная борьба происходит в сфере "столкновения сил" между Божьим Духом и силами тьмы. Вот почему молитва стоит на переднем крае борьбы. Вот почему азиатские евангелисты говорят, что они должны "связать сильного" прежде вступления в конкретный населенный пункт, погруженный во тьму и ожидающий осияния светом».
• «Мы должны помнить, что освещение светом темных и мрачных мест неминуемо вызовет яростное сопротивление. В Библии концепция тьмы — это не просто отсутствие света, но также присутствие злого и разрушительного создания. Вот почему царства этого мира не сдадутся легко».
ПОЧЕМУ Я ПИШУ ЭТУ КНИГУ
Когда в начале 1990-х годов я согласился на ответственную должность координатора организации по ведению духовной войны и руководителя «Движением объединенной молитвы», я полностью осознавал тот факт, что некоторые наши идеи приведут к спорам и дискуссиям, но я никогда не думал, что мне придется прибегнуть к написанию целой книги в защиту наших экспериментов в различных частях света. Я не хотел этого делать, потому что с 1980 года я получил совершенно четкое указание от Бога не вступать ни в какую полемику, и те, кто хорошо знает мои труды, могут подтвердить, что я повиновался этому указанию в силу моих возможностей.
Но поскольку в настоящий момент я стал главным громоотводом для критики в том, что для многих христианских лидеров является очень важным, я взял на себя задачу, которой не искал. Теперь мне нужно выпустить книгу, в которой, не вдаваясь в полемику, я должен буду представить убедительные обоснования служения ходатайства на стратегическом уровне. В моем словаре полемистом является «человек, который противоречит другому человеку». Как раз этого я и хочу избежать. Я никоим образом не хочу доказать свою правоту, обосновав неправоту других людей. Поэтому я постараюсь не цитировать людей, с мнением которых я не согласен. В то же время я честно и откровенно представлю позиции моих противников. Я буду выступать против мнений, а не против людей.
Я полностью осознаю, что эта задача не из легких. Я совсем не думаю, что ко мне не относится предупреждение Уолтера Уинка: «В религиозной полемике совершенно очевидно, что люди стремятся оценить собственную мировоззренческую позицию по лучшим образцам, а соперничающие позиции — по их наихудшим». Однажды я слышал, как Эд Сильвозо сказал, что мы стремимся судить о себе по нашим намерениям, а тех, кто не согласен с нами, судим по их делам. Я постараюсь этого не делать.
Военные игры и моя теология
В полемике критиков кроется множество эмоций. Одни из них выражают предположение, что, возможно, мы не предлагаем вести духовную войну, а просто «играем в войну». Другие видят в этом больше «мифологии», чем теологии. Третьи считают, что своей концепцией духовной войны стратегического уровня мы дискредитируем Бога и славу Евангелия. Мы подходим к этим важным вопросам с позиций «магии», ниспровергая власть Христа и прославляя силу сатаны. А некоторые обвиняют нас в «миссиологическом синкретизме» потому, что мы работаем по «анимистическим парадигмам», а не по библейским принципам. Нас обвиняют в том, что мы исходим из ложной теории познания и завязли в крайне безответственном академизме.
За последние несколько лет наиболее остро встали несколько ключевых вопросов. Я постараюсь осветить эти вопросы в данной книге. Главное отличие наших взглядов заключается в понимании того, сколько власти дал Иисус нам как Своим ученикам. Некоторые считают, что вся власть, данная нам, предназначена для противостояния демоническим силам, господствующим над отдельными лицами. Но когда мы вступаем в духовные битвы с территориальными духами, мы переступаем все границы. С другой стороны, я более буквально понимаю заявление Иисуса в Евангелии от Луки (10:19): «Се, даю вам власть наступать на... всю силу вражью, и ничто не повредит вам». Мои заключения, как и выводы моих противников, основаны на теории познания, герменевтики, истории и библейских свидетельствах.
Вся книга посвящена рассмотрению именно этих вопросов.
СЛОВО ПРИМИРЕНИЯ
Прежде чем приступить к обсуждению этих вопросов, я хочу подчеркнуть, что я вполне осознаю вопрос чувств. Многие выбрали позицию противников духовной войны стратегического уровня, потому что думают, что их пытаются принудить быть такими, как те, кто выступает «за». Они не хотят, чтобы их переделывали против их воли в соответствии с нашим образцом. Им кажется, что они слышали от нас, будто первоклассные христиане — это те, кто отправляется на передний край духовной войны и молится воинственными молитвами, а те, кто не делает этого, относятся к низшей категории. Должен признать, если бы я думал, что кто-нибудь относится ко мне таким образом, я бы тоже воспротивился ему.
Я твердо верю в разнообразие даров в Теле Христовом, и это могут подтвердить читатели моей книги о духовных дарах для церкви («Your Spiritual Gifts Can Help Your Church Grow»). Все Тело не может быть одним глазом. Более того, «напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1Кор.12:22). Бог любит тех, кого Он призвал на переднюю линию фронта, но Он также любит тех, кого Он оставил в тылу прикрывать передний край своими молитвами и другими видами поддержки.
Это соответствует ветхозаветному закону о войне. Когда Бог готовил Свои войска к взятию землю обетованной, Он предложил остаться дома тем, кто только что построил свои дома, насадил виноградники, обручился с невестой или просто боялся военных действий (см. Втор.20:1-8). Те, кто стоял на страже военного снаряжения и продовольствия, тоже ценились высоко, как и те, кто отправился на войну. Как позже сказал Давид: «Какова часть ходившим на войну, такова часть должна быть и оставшимся при обозе: на всех должно разделить» (1Цар.30:24).
Я понимаю, что не всегда объяснял это как теперь. Иногда мой энтузиазм и стремление отбросить врага назад и спасти как можно больше душ перевешивал мое чувство такта и необходимость продемонстрировать уважение и почтение к тем, чье призвание и служение в Церкви отличались от моих, а потому я прошу за это прощения. Один мой друг говорит, что его церковь призвана пребывать в спальне (в интимной близости к Богу), а не на поле битвы (сражаясь с силами тьмы). Я хочу благословить тех, кто призван в спальню, так же, как благословляю тех, кто призван на поля сражений.
В этой книге я хочу обосновать духовную войну стратегического уровня как одно из законных служений Церкви и молюсь о том, чтобы среди нас преобладало единство и взаимное уважение. В конце концов, Иисус установил для нас высочайший стандарт, когда молился Отцу: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:21).
Вопросы к теме:
1. Представьте, что во время какого-то важного христианского сбора на том же месте молится команда ходатаев. В ваших кругах когда-нибудь было такое? Не хотите ли вы запланировать такие мероприятия на будущее? Как это можно организовать?
2. Как вы думаете, можно ли в вашей христианской общине организовать совместную молитву традиционных евангельских христиан и харизматов?
3. Назовите и обсудите три уровня духовной войны. Убедитесь в том, что вы поняли разницу между ними.
4. В каком смысле можно утверждать, что сама молитва может быть целью, а иногда средством достижения цели?
5. Перечислите четыре способа молитвы за вашу общину вне стен церкви. Затем назовите как можно больше примеров каждого вида молитвы.
Глава 2.