Молитва как средство достижения цели
«Движение объединенной молитвы-2000» было организовано для того, чтобы мобилизовать объединенные молитвенные усилия для выполнения задачи всемирной евангелизации, выраженные в следующем лозунге: «Церковь для каждого народа и Евангелие для каждого человека к 2000 году». Эта конкретная молитва явным образом является средством достижения цели, а не самоцелью.
Это утверждение требует объяснения, потому что молитва также может стать и часто становится целью сама по себе. Библейская молитва имеет несколько форм. Сущность молитвы — личные взаимоотношения с Богом, и исходя из этого все молитвы следует рассматривать как конечную цель. Общение с Отцом — обращение к Нему и слышание Его — основание для всех видов молитвы. Это и есть цель, поскольку это угодно Богу.
Однако важно признать, что молитва не может быть средством, при помощи которого люди могут манипулировать Богом. В таком случае христианская молитва ничем не отличалась бы от магии и чародейства. Христианская молитва приводит нас к такой близости с Богом, что мы в состоянии настроиться на Его любовь, благодать, волю, цели и время и в соответствии с этим корректировать собственные планы.
Молитва изменяет окружающий мир. Ричард Фостер говорит: «Мы работаем вместе с Богом, чтобы определить будущее. Если мы будем молиться правильно, в истории произойдут совершенно конкретные события». Хотя наши молитвы не могут изменить природу или характер Бога, они могут иметь прямое влияние на то, что Бог делает или чего не делает. Наш суверенный Бог повелел нам молиться. А это значит, что какие-то вещи Он будет делать по молитвам Своих людей. Если Божий народ послушен Ему и верен в молитве, то так называемый Божий план «А» начнет действовать. Если же нет, нам следует ожидать менее желательного плана «Б». Желание увидеть план «А» в действии не нарушает нашего послушания Богу — как раз напротив. Оно отражает наше послушание Богу и наше человеческое желание, устремленное к выполнению Его воли.
Такой подход к теологии молитвы открывает дверь для классического утверждения Уолтера Уинка: «История принадлежит ходатаям».
Созерцательная молитва
Далеко не все молитвенники призваны молиться за евангелизацию заблудших. Во все века многие Божьи святые были призваны посвятить свою жизнь «пребыванию в присутствии Божьем». Они чувствовали Божье водительство к пожизненному ожиданию Бога и стремились угодить Ему хвалой и поклонением. Их примеры благочестия постоянно напоминают нам о потрясающей святости и величии Бога.
Молитва за Церковь
Другие молитвенные лидеры были призваны мобилизовать молитвенные усилия для возрождения или духовного пробуждения среди верующих и их церквей. Это очень важно, потому что Божий труд в мире не будет выполнен так, как того хочет Бог, если Его церкви оставят свою первую любовь и будут пребывать в бессилии. Все церкви во всем мире отчаянно нуждаются в массовом пробуждении.
В истинной молитве, устремленной к пробуждению, должно быть выражено желание достичь заблудших на том основании, что сердца возрожденных христиан настроятся на сердце Бога ради спасения душ. Однако, как показывает опыт, эту связь невозможно установить автоматически. Мы можем привести в пример происшедшие за последние десятилетия кажущиеся духовные пробуждения, которые не принесли евангелизационные плоды. Здесь нам следует признать опасность синдрома, который некоторые называют синдромом «благослови меня». Верующие так быстро подпадают под обаяние испытываемых ими духовных переживаний, что игнорируют более широкие потребности Божьего Царства. И когда такое происходит, это уже нельзя назвать истинным пробуждением.
В качестве примера: в 1994 году Евангельская ассоциация провела опрос трехсот двадцати пяти пасторов в попытке выяснить их откровенное мнение о том, каких успехов они добились в самых важных церковных проблемах. Из одиннадцати вопросов пасторы отметили «служение поклонения и музыкальное служение» как самое успешное. Восемь других тем также были отмечены как относительно удачные. Пасторы отметили только два вопроса, которые нельзя было назвать успешными, — «молитва» и «охват неверующих». Именно этим темам и посвящена данная книга. Мы вовсе не хотим сказать, что все американские церкви охвачены синдромом «благослови меня». Но в реальной жизни вполне вероятно, что такая тенденция существует.
Молитва за заблудших
Отчасти для того, чтобы направить пробуждение в нужное русло и способствовать евангелизации неверующих, Бог поднимает группы верующих, чьей основной темой в молитвах является спасение заблудших. Они присоединяются к тем, кто размышляет в молитве и молится за пробуждение в церквях как члены того же Тела Христова, но как в человеческом теле руки, глаза и уши выполняют разные функции, так и функции различных верующих отличаются друг от друга и так же направлены на благо всего Тела.
Настоящее молитвенное стремление, направленное на завоевание народов, групп населения и городов для Христа, основано на двух библейских предпосылках. Первую мы находим во Втором послании к Коринфянам 4:3,4: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». Дьявол конкретными способами откровенно и намеренно пытается помешать проповеди благовестия для заблудших. Но можно ли преодолеть эти препятствия?
Я верю, что Бог обеспечил Свой народ способами и средствами преодоления таких препятствий, стоящих на пути евангелизации. И тут мы подходим ко второй библейской предпосылке. Молитва стоит номером первым в ряду всеоружия Божьего, которое Бог предоставляет нам для ведения духовной войны: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор. 10:4,5). Эти стихи сочетают молитву за заблудших с духовной войной именно потому, что в духовной войне молитва стоит на первом месте.
Нам нужно понять, что ни молитва, ни духовная война сами по себе не спасут гибнущий человеческий род. Никто и никогда не был спасен через разрушение твердынь или связывание сильного. Только проповедь Христа, и притом распятого, после чего должны последовать покаяние и личная вера в Иисуса как Спасителя и Господа, может привести к новому рождению и вечной жизни. Молитва и духовная борьба, однако, могут сыграть стратегическую роль в преодолении препятствий, которые построил сатана в своем стремлении не дать людям сойти с пути, ведущем в ад.
Новая молитва за заблудших
В контексте всего сказанного все молитвенники и молитвенные движения по всему миру активно вырабатывают новые пути молитвы за заблудших. До недавнего времени многие молитвенные лидеры и книги о молитве подчеркивали важность молитвы в церкви, будь то поместная церковь или домашняя группа, а также совместные молитвенные встречи нескольких церквей. Такого рода молитвы действительно являются важными. Их следует не только продолжать, но также и умножать, если мы хотим, чтобы Божье Царство распространилось в наших городах и странах. Однако молитву не следует ограничивать только лишь молитвой в церкви.
«Когда мы разрушим стены между церковью и окружающим миром, наступит пробуждение».
За последние годы Бог показал Своему народу, что когда верующие молятся на территории своей общины, высвобождается огромная духовная сила. Некоторое время назад я услышал, как пастор Джек Грэм из Престонвудской баптистской церкви в Далласе сказал то, что я посчитал пророческим Словом от Бога для церкви на сегодняшний день: «Когда мы разрушим стены между церковью и окружающим миром, наступит пробуждение». Вслед за этим лидеры во многих частях света цитируют отрывок из Священного Писания и утверждают, что он применим сегодня так же, как и тысячи лет назад, когда Бог сказал Иисусу Навину: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам» (Иис.Н.1:3)- Я думаю, нам следует воспринимать этот стих буквально и верить, что для завоевания наших городов для Христа необходимо направить физические стопы наших ног на территорию, на которой мы проживаем, вместе с главным оружием в духовной войне — молитвой.
Имея это в виду, Бог дал нам четыре способа молитвы за наши общины, и они существенно выделяются из всех остальных видов молитв. До 1990-х годов все они были фактически неизвестными основной массе христиан, хотя некоторые первопроходцы уже практиковали такие молитвы в течение нескольких лет. Все эти виды молитв я описал в одной из глав в моей книге «Церкви, которые молятся», а потому здесь я только перечислю их и упомяну другие источники информации для тех, кто заинтересуется.
1. Марши прославления. Эти марши, как правило, принимают форму маршей Иисуса и в основном проводятся в крупных городах. Содержательную информацию о сущности и методике проведения маршей прославления можно найти в книге Грэма Кендрика о публичной хвале («Public Praise»).
2. Молитвенные обходы. Все большее число верующих собираются в небольшие группы и ходят по улицам своего района, молитвенно прося Бога о благословениях на то, что они видят, или то, что Бог приводит им на ум по мере их продвижения. Стив Хоторн вместе с Грэмом Кендриком написали великолепную книгу на эту тему («Prayerwalking»).
3. Молитвенные экспедиции. Молитвенные группы вместе отправляются в конкретные места, определенные заранее при помощи духовной картографии, чтобы молиться об установлении там Божьего Царства во всей его полноте. Наиболее ценную информацию об этих экспедициях вы можете найти в руководстве Джона Ханна («Prayer Journeys»). Чтобы лучше понять эту концепцию, я могу отослать вас к книге Шелла Сьёберга о победе в молитвенной войне («Winning the Prayer War»).
4. Молитвенные путешествия. Во время молитвенных путешествий группы переезжают из одной географической точки в другую с тем, чтобы молясь за разрушения твердынь над регионами, Божьи планы для народа в этом регионе исполнились. Многие молитвенные команды находятся в пути в течение многих дней и недель, но вполне возможны и другие виды организации переездов и времени проведения путешествий. На данный момент книг о молитвенных экспедициях пока нет, но много информации можно почерпнуть из молитвенных дневников Джона Пресди и его молитвенной команды, написанных во время путешествия из Лондона в Берлин, из Берлина в Москву и из Берлина в Париж.