Значит, ап. Павел верил, что душа и без тела может быть в раю.
Душа живет в теле, как в жилище:
Ис. 38:12. «Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он (т. е. Бог) отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.»
Иов. 4:18-19. «Он (Бог) слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тел: более — в обитающих в храминах из брения.»
Душа представляется самостоятельной, выходящей и входящей в тело человеческое:
3 Цар. 17:22. «Услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего (умершего) в него, и он ожил.»
Душа после разрушения тела живет как бы в особой обители:
Еккл. 12:5. «(После смерти) отходит человек в вечный дом свой.»
Тов. 3:6. «(Товит молился Богу)... Повели освободить меня в обитель вечную.»
Преисподняя, как жилище душ умерших людей, наполнена живыми, сознающими и говорящими душами:
Ис. 14:9-10. «(По поводу смерти Навуходоносора пророк Исаия пишет Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! Ср.: Иез. 31:3-18.»
Отшествие души в загробный мир называется также отшествием к Богу:
Еккл. 12:7. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.»
Так и Спаситель говорит о Своей душе:
Лк. 23:46. «Отче! в руки Твои предаю дух Мой.»
Душа Спасителя не умерла; подобно всем душам пошла во ад, но не осталась там:
Деян. 2:25-28. «Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда... Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни.»
Христос, действительно, был в аду, в преисподней:
Еф. 4:9. «Он и нисходил прежде в преисподние места земли.»
В аду Христос проповедал спасение всем ожидавшим Его и вывел их оттуда в рай:
1 Пет. 3:18-20. «Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т. е. духом) Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал.»
Мертвым, живущим по духу, действительно, было благовестие Спасителя:
1 Пет. 4:6. «Мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.»
Христос был подобен нам по Своей человеческой природе:
Флп. 2:6-7. «Он, будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.»
1 Кор. 15:48. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.»
Следовательно, наша душа не должна умирать, как и не умирала душа Христова. Посему молился Стефан первомученик: «Господи Иисусе, приими дух мой» (Деян.7:59).
В Царстве Божием бессознательных, пребывающих в небытии мертвецов нет:
Лк. 20:38. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.»
Душа, действительно, ничем не может быть уничтожена:
Мф. 10:28. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.»
Спаситель засвидетельствовал бессмертие души, сказав разбойнику на кресте:
Лк. 23:43. «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.»
Живые и мертвые всегда живут, а над ними царствует Христос:
Рим. 14:7-9. «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.»
Апостолы желали разлуки души от тела и водворения у Господа:
2 Кор. 5:8. «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.»
Флп. 1:21-23. «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше.»
Небесное общество умерших называется торжествующим собором, к которому приступили живущие христиане:
Евр. 12:22-23. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства.»
Св. Писание описываемыми видениями доказывает, что умершие живут в загробном мире, хотя и без тела, но в полном сознании и разуме: Самуил по вызову волшебницы вышел к Саулу, обличил царя в нечестии и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказав: «Завтра ты и сыны твои будете со мною», — значит, в таком же сознательном состоянии, как и Самуил, знающий все, что делается среди его единоплеменников, находятся и все души людей (1 Цар. 28:11-19).
Это же подтверждает и Иисус Сирахов, говоря о Самуиле: «Он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» (Сир. 46:23).
При преображении Спасителя «явились им (апостолам) Моисей и Илия, с Ним беседующие» ( Мф. 17:3).
Мертвые живут сознательной жизнью:
Ин. 8:56. «(Спаситель говорил Иудеям): Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.»
Мертвые могут слышать и понимать. Потому-то и говорится, что мертвые в день суда, как слушающие и разумеющие, «услышат глас Сына Божия и изыдут...» (Ин. 5:28; 1 Пет. 4:6; 3:18—20).
Души людей сохраняют полную самобытность:
Откр. 6:9-11. «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.»
Откр. 20:4. «Увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса.»
Мертвые могут ходатайствовать за живых:
2 Мак. 15:12-14. «(Иуда) видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго... что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский. (О другом муже, также молящемся) сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий.»
Сектанты (адвентисты), желая доказать, что умирает и душа, читают следующее место: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:5). Но это заблуждение. Ведь Моисей и Илия по смерти знали о «исходе» Христа (Лк. 9:31); Авраам знал о законе Моисея и о пророческих писаниях (Лк. 16:25-31), будучи уже умершим; находящиеся в аду знали о Христе и ожидали Его (1 Пет. 3:19).
Таким образом, и мертвые имеют знание. И если Екклезиаст говорит, что они ничего не знают, то разумеет здесь знание земное, относящееся до земной жизни. Мертвым такого знания не нужно, ибо они все видят непосредственно лицом к лицу. Они живут не знанием, а видением (2 Кор. 5:7; 1 Кор. 13:9-13).
Сущность сектанства
Для внутренней жизни Церкви Христовой на земле мир не всегда обеспечен:
2 Пет. 2:1. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.»
2 Пет. 2:2. «И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.»
1 Кор. 11:19. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.»
По ясному указанию Слова Божия, в «последние временам, или «последние дни», некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас», христиан, и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся «антихристы», т. е. противники Христу:
1 Тим. 4:1. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. Ср.: Иуд. 1:18.»
1 Ин. 2:18. «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.»
1 Ин. 2:19. «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.»
Деян. 20:30. «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.»
Гал. 1:6. «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию.»
Отступят от веры не все, а только «некоторые» из «простодушных» и в их местах «целые домы» ( 1 Тим. 4:1; см. выше):
Рим. 16:18. «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.»
Тит. 1:11. «Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.»
Отступники здравого учения принимать не будут:
2 Тим. 4:3. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху.»
2 Кор. 4:3. «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,»
2 Кор. 4:4. «для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.»
Пс. 49:16. «Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,»
Пc. 49:17. «а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за се6я?""
И не станут почитать за святыню «Кровь завета»:
Евр. 10:29. «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа Благодати оскорбляет?»
Отступники сами пожелают быть законоучителями, хотя они и «невежды», ничего «не разумеющие»:
1 Тим. 1:7. «Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.»
Рим. 12:3. «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно по мере веры, какую каждому Бог уделил.»
2 Тим. 3:7. «Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.»
2 Тим. 3:8. «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.»
1 Кор. 8:2. «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.»
Сир. 38:25. «Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах? Ср.: 2 Пет. 3(ниже).»
Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают Слово Божие», вообще «говорят превратно и пустословят»:
2 Пет. 3:16. «Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.»
Гал. 1:7. «Которое (благовествование) впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.»
2 Кор. 2:17. «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе. Ср.: Деян. 20:30.»
1 Тим. 1:6. «От чего отступив, некоторые уклонились в пустословие.»
Рим. 10:3. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией.»
1 Тим. 1:7. «Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.»
Действуя «льстивыми словами, обольщая ласкательством и хитрым искусством», отступники производят «разделения и соблазны»:
2 Пет. 2:3. «И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.»
Рим. 16:17. «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них.»
Еф. 4:14. «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения.»
2 Тим. 4:3. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху.»
Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями и лютыми волками», отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых, вид благочестия»:
2 Пет. 2:10. «А наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших. Ср.: Иуд. 1:19.»
Деян. 20:29. «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада.»
2 Тим. 3:5. «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. »
Об отношении к сектантам
Когда возникает отступничество от веры, верные сыны Церкви прежде всего в себе должны позаботиться о благочестии, — может быть, из-за нас хулится имя Божие, и этим внушается нам покаяние:
Рим. 2:4. «Или пренебрегаешь богатство благости. кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?»
А также должны, не стыдясь, твердо держаться своего исповедания веры:
Евр. 4:14. «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.»
2 Тим. 1:8. «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога.»
Господу угодно:
Еф. 4:14. «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения.»
Когда отступник, будучи обличен пастырями пред Церковью, остается в своем заблуждении непреклонным после первого и второго увещания, то от него должно отвращаться, как от язычника:
Мф. 18:17. «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.»
Тит. 3:10. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,»
Тит. 3:11. «зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.»
Однако не должно считать его врагом:
2 Фес. 3:14. «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.»
2 Фес. 3:15. «Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.»
Должно вразумлять его:
Иуд. 1:23. «А других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.»
Если непокорные отступники пустословят и учат, чему не должно, то им необходимо заграждать уста:
Тит. 1:10. «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,»
Тит. 1:11. «каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.»
1 Пет. 2:15. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.»
Их не подобает принимать в дом и не следует приветствовать:
2 Ин. 1:10. «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.»
2 Ин. 1:11. «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.»
Вообще же от таких людей и их рассуждений должно удаляться:
Рим. 16:17. «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них.»
1 Тим. 6:3. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,»
1 Тим. 6:4. «тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.»
1 Тим. 6:5. «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.»
2 Тим. 3:5. «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.»
2 Фес. 3:6. «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас.»
Дабы, сообщаясь с сектантами, своего ума не повредить:
2 Кор. 11:3. «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.»
2 Кор. 11:4. «Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестне, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.»
1Перечисленные книги диакона И. Смолина неоднократно издавались до революции. Автор не указывает их полные библиографические характеристики, как и некоторых других книг, упоминаемых им в настоящем издании. — Ред.
2Пустой человек.
3Имеется в виду 1912 г. — Ред.
4Имеется в виду 1912 г. — Ред.
5Имеется в виду 1912 г. — Ред.
Пособие в разговоре с сектантами. Противосектантский блокнот
Пособие в полемике с сектантами. 30 полемических тем (Церковь, иконы, Христос — Бог и пр.) с цитатами из Писания, доказывающими правоту Православия и кратчайшими комментариями отца Вячеслава Рубского.
История церкви
ЦЕРКОВЬ: Есть столп и утверждение истины. (1 Тим. 3,15). Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин.16,13; 14,26} Я есмъ путь и истина н жизнь (14,6). И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28,20).
ОДНА: Одно тело и один дух… один Г–дь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф–4,4). Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин.17,11) умоляю вас, братие, именем Г–да нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, н не было между вами разделении, но чтобы вы соединены, были в одном духе и в одних мыслях (IKop.l, 10).
НЕОДОЛИМА: Муж благоразумный построил дом свой на камне. И пошел дождь, н разлились реки, и подули ветры, н устремились на дом тот, н он не упал, потому, что основан был на камне. (Мф. 7.2425). На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. (16,18). Как может кто войти в дом сильного н расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его. (12,29). Ц. есть дом Божий (1 Тим.З,15) а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы (бвр. 3,6).
НЕПРЕРЫВНА: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28,20). Богу Слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века (Еф.3,21).
НЕСКРЫВАЕМА: Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф.5,14). Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? (Мк.4,21).
ПОМНИМ СВОИХ: В вечной памяти будет праведник (Пс.111,6). Память праведника пребудет Благословенна (Пртч.10,7). Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Бвр. 13,7).
Священство
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства (Новозаветного!) (1 Тнм.4,14). По сей причине напоминаю тебе возгреватъ дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим.1,6). Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви (Дн. 14,23; 6,6.). Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святый, принес им деньги (8,18). Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь (26,28). Преемники апостолов тоже рукополагали: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тнт.1.5). Рук ни на кого не возлагай поспешно (1 Тнм.5,22).
НЕДОСТОЙНЫЕ ПАСТЫРИ: Итак, все, что они велят ком соблюдать — соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте (Мф.23,3). Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. (1 Ин.1,8; Иак.3,2).
Благословил рукой Иаков сыновей (Быт.48,14). И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его (Лев.9,22). Также и Моисей (Вт.34,9). Христос подняв руки Свои, Благословил их (апостолов) (Лк. 24,50). И обняв их, возложил руки на них н Благословил их (детей) (Мк. 10,16).
ОКАЗАНИЕ ЧЕСТИ: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1 Тим.5,17). Просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их (Фес. 5,12–13). Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших (Евр.13,17).
ПИТАТЬСЯ ОТ АЛТАРЯ: Власть апостолов равна первосвященнической, а Аарону Господь сказал: все первые произведения земли их которые они принесут Господу, да будут твоими (Числ.18,13). Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?… Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор.9,11; 13–14). Или… не имеем власти не работать? Какой воин служит когда–либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест от плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (6–7). В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои… и если придете в какой город и примут вас, ешьте что вам предложат (Лк. 10,7–8). Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим (Гал.6,6). Жены служили Христу имением своим (Лк.8,3). Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам… недостаток мой восполнили братья, пришедшие из Македонии (2 Кор. 11,8–9). Прочие места: 2 Фес.З,9; 1 Кор.9,4,12; Флп.4,10,14–18; Мф.10,10
СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ: Наличие Новозаветного священства (1 Тим.4,14)
предполагает и наличие священных одежд.
Полемика: Где 2 или 3 во имя Моё…. Скажите, этим Христос призывал к единству или разделению? Тогда в любом случае эту цитату нельзя рассматривать как благословение разделений. Умоляю вас, братие, именем господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. (IKop. 1,10)
Преемственность — явление временное. При временных служениях преемственности не было. Например, пророческое или говорение языками. Канон Нового Завета заменил дар пророчества и учительства, но служение священства — созидание Тела Христова. Нужда в сем есть и ныне.
Христос наш первосвященник (Евр.8.1). Да, как Искупитель (9,12). У священнослужителей служение иное. Они домостроители тайн Божиих (Кор.4,1), т.е. служители плодов искупления.
Мы все священники (Откр.1.6: 1 Петр.1.9). Это о нашем внутреннем преображении, плодами которого мы призваны возвещать совершенства Призвавшего нас (Петр.2,9). Это было сказано еще в Ветхом Завете (Исх.19,6), но Корей, Дафан и Авирон за подобное вашему понимание этого места: всё общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? (Числ.16,3) поплатились жизнью (ст.32). Христос соделал нас царями н священниками Богу и Отцу Своему (Откр. 1,6). В каком смысле мы цари? В этом же смысле мы и священники.
Освящение
ВОДЫ: Святая вода освящалась Господом и называлась святой (Числ.5, 17), очистительной (19,9; 13;20), живой (ст. 17). Ею очищались от скверны в разных случаях. Господь в Новом Завете часто подает благодать через воду: Крещение, исцеление слепорожденного посредством воды и брения (Ин.9,7), в Иерусалимской купальне ангел возмущал воду, и она исцеляла болящих (Ии. 5,2–4). Разве Господь или вода изменились?
МИРОПОМАЗАНИЕ: Сначала апостолы миром не помазывали, а возлагали руки. Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого (Дн.8,18). С умножением числа верующих апостолы заменили возложение рук миропомазанием: утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1,21–22). Коринфянам (грекам) не знакомо было понятие о духовном помазании. К тому же, они были духовными младенцами в вере. Апостол Павел не стал бы вводить излишнее богословское понятие для немощных. В Ветхом Завете помазание елеем означало сообщение особых даров Святого Духа. Аарон (Исх.30,30), Саул (Цар.10,1), Давид (16,13).
Полемика: Язычники получали Духа и без мира. Они получили Его чудесно, чтобы этим открылось апостолам, что и язычников можно принимать в Царство. Однако даже после получения Духа апостол Петр велел им креститься во имя Иисуса Христа (Дн. 10,48). Другого такого случая не было. Если бы не нужно было никакого священнодействия для этого, тогда апостолов и в Самарию не посылали бы (Дн.8,14–16).
Исповедь
Вначале введи православное понятие греха, покаяния, духовной жизни и т.д.
Апостолам дано служение вязать и решить: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин.20,23). Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18.18). Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Дн.19,18) и апостолы принимали это, почему же мы должны это отвергать?
Полемика: Грехи прощает только Бог. Да, это так, но разве крестит не Бог? Однако служит сему и пресвитер. Так и при исповеди. Господь сказал ученикам: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (и далее) (Ин.26,21).
Воспоминание о грехе — признак маловерия. Рассуждение о своём маловерии рождает покаянную молитву. Ею обусловлена помощь Христа. Следовательно, исцеление от греха невозможно без рассуждения о нём.
Монашество
Давайте рассмотрим монашество в его основных принципах. Противоречат ли они Писанию? Апостолы о безбрачии: (монашеский обет): хорошо человеку не касаться женщины… ибо желаю, чтобы все люди были как и я, но каждым имеет свое дарование от
Бога. Одни так, другой иначе (1 Кор.7,1;7). За лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так (ст.26), т е. девственным (см. также 1 Кор.7,32–40). Апостол Иоанн соблюл девство.
Первые христианские общины были монашескими (Дн.2,44–45;4,32). Юноше для совершенства Спаситель сказал продать имение (Мф. 19,21). Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19,29). (Ис.56,5;7). Не все вмещают слово сие, но кому дано… есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф.19,11;12).
АСКЕТИКА: усмиряю и порабощаю тело мое, не просто для того, чтобы больше проповедовать, а дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9,27). Страдающий плотию перестает грешить. (1 Петр.4.1). Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.5,24). Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12). Все подвижники воздерживаются от всего (1 Кор.9,25). Кто хочет идти за Мною, отвергшее себя (Мф. 16,24).
Полемика: Монашество — помеха проповеди. Не обязательно проповедь должна звучать с кафедры или стадиона. К Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому приходили тысячи. Они зажигали миллионы сердец! И таких монахов множество. Ими славится и умножается Церковь! Когда в истории Церкви был расцвет монашества? А когда был расцвет христианской проповеди? (тогда же!).
Духовные звания
ОТЕЦ. Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах. (Мф.23.9). Стихи с 8–го по 10–й сказаны о фарисеях. Они, называясь отцами, почитали себя выше других. Такое значение слова «отец» применимо только к Богу. Речь идёт о нравственном заражении этого именования, а не о самом именовании.
Что важнее: тело или дух? Отец духовный не больше ли отца телесного? Так почему родивший большее не может называться отцом? Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор.4,15). Авраам стал отцом всех верующих (Рнм.4,11). Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих (Флм.10). Нет никого, кто оставил бы дом… или отца… ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне… во сто крат более… отцов (Мк. 10,29–30). Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал.4,19). Апостол Иоанн называл верующих своими детьми (ЗИн.4; 1 Ин.2,1;18) а иных называл и отцами (1 Ин.2,13). Сын мой, Тимофей… (1 Тим.1,18). Павел был девственник, укрепляйся, сын мой (2 Тим.2,1). Павел называл Тита сыном по вере (Тит. 1,4).
УЧИТЕЛЬ. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель, — Христос. (Мф.23.8) Мы называем того, кто мыслит — мыслителем; кто служит — служителем; строит — строителем. А как назвать того, кто учит?! Павел: я поставлен… учителем язычников в вере и истине (1 Тим.2,7); 2 Тим.1,11. Иных Бог поставил… учителями… Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? (1 Кор. 12,28–29). Пребывай в служении; учитель ли — в учении (Рим. 12, 7). Немногие делайтесь учителями, зная, что мы (учителя) подвергнемся большему осуждению (Иак.3,1).
НАСТАВНИК. И не называетесь наставниками: ибо один у вас наставник — Христос (Мф. 23.10). У вас тысячи наставников во Христе (1 Кор.4,15). Повинуйтесь наставникам вашим (Евр.13,17). Поминайте наставников ваших (Евр.13,7).
Предание
Это не дополнительный блок информации, а неизменный образ толкования Писания и дела Христова. Предредание есть смысл и содержание Писания. Библия не самоучитель, а внутрицерковные книга. Правильное понимание Библии не равно знанию ее текста, иначе все секты обладают, текстом обладали бы и его смыслом! Критерий истины в понимании Писания — степень принадлежности к Преданию. Невежды и неутвержденные извращают Писание (2 Пет.З,16). Поэтому Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес.2,15). Что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас, если пребудет в вас, то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце (1 Ин.2,24). Хвалю вас, Братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам (1 Кор.11,2). Завещаем же вам, Братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего Бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес.З,б). О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания (1 Тим.6,20). Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня (2 Тим.1,13). Что слышал от меня… передан верным людям (2,2) Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте (Флп.4,9).
Полемика: Предание было необходимо до канона Нового Завета. Правильное понимание Писания часть Предания. Оно неотъемлемо от текста. Отсутствие Предания, при наличии текста — это тысячи сект, и все они «правы», ибо «sola Scriptura» не полагает границ интерпретации.
Соблюдая Писание можно спастись и без Предания. Можно, соблюдая всё Писание. т.е. держась Предания. (2 Фес.2,15).
Церковь лишь констатировала уже сложившийся канон. Все Вселенские Соборы имели тот же характер, однако имеют важнейшее для общехристианской догмы значение и принадлежат ПЦ как и Карфагенские (397;419гг.), Иппонский (393 г.) и послание Афанасия Александрийского (367г.), определившие канон.
Если Церковь к IV веку имела массу (православных) заблуждений, то она поступила абсурдно, утвердив канон противоречащий ее практике. Получается Церковь только потому утвердила канон Нового Завета, что не понимала его вполне? Или все же в Писании нет противоречия практике Церкви IV века!
Полемика: Если кто приложит… на того наложит Бог язвы (Откр.22.18). Сказано об «Откровении», книга написана в 95г., а Евангелие, и послание Иоанна написаны в 98–105гг. Что же получается?
Бабьих басней отвращайся (1 Тим.4.7). А чтобы от них отвращаться, как раз и надо «стоять и держать предания, которым мы научены» (2 Фес.2,15); «помнить и держать предания» (1 Кор. 11,2). И им хранить Писание от вольных интерпретаций.
Не мудрствовать сверх того, что написано (1 Кор.4.6). Чтобы христиане не превозносились друг над другом (4,6), ибо некоторые спорили об учителях: кто Павлов, кто Аполлосов и т.д. (1,12). В этом же послании: Хвалю вас, братия… (см. 1 Кор.11.2).
Чтобы они не… занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели назидание в вере (1 Тим.1.3–4). Здесь не о апостольском Предании речь, а о языческой и гностической мифологии. Гностики, смешали язычество с христианством, рассказывая о своих богах (зонах) с их бесконечными родословиями (Тит.3,9). Например Таковы Именей и Филит, которые отступали от истины, говоря, что воскресение уже было (2 Тим.2,18).
Икона
Идолопоклонство — это поклонение твари вместо Творца, иногда сопровождаемое обожествлением собственных изделий.
Наш вопрос: сформулируйте, что такое идолопоклонство? (При правильном определении):
Итак, ваше определение не позволяет вам обвинять нас в идолопоклонстве! (При неправильном определении): в таком случае Моисей, Давид и др. — идолопоклонники!?
ПОКЛОНЕНИЕ ОБРАЗУ: Зачем при молитве обращаться к Иерусалиму и храму? (ЗЦ.8,48; Дан.6,10) Поклоняюсь святому храму твоему (5,8). Поклоняюсь пред святым храмом Твоим (Пс.137,2). Поднимаю руки мои к святому Храму Твоему (27,2). Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его (131,7). Иисус Навин падал ниц пред ковчегом (Нав.7,6). Апостол Павел молился в храме до исступления (Дн.22,17), ходил в Иерусалим для поклонения (24,11). Иаков… поклонился на верх жезла своего (Евр. 11,21). Христос есть образ Бога невидимого (2 Кор.4,4) (Кол. 1,15). Образ ипостаси Его (Евр.1,3). Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин.5,23). Писание запрещает измену Богу. (Пс. 105,20–21; Дн.7,39,41; Ис.44,17; Иер.2,27–28;). У нас нет вопроса Кому поклоняться!
Чем был ковчег для Израиля? Ковчег — предмет поклонения: перед ним приносили всесожжения (ЗЦ.3,15), воспевали (Пс.137,1;2), кадили (Исх.40,26–27), возжигали лампады (37,17;23). Жертвенник стоял перед завесою (Исх.30,1;6–8; Исх.40,5). Ковчег даже именовался Господом. (Числ. 10,35–36; 2 Ц.6.14)
ЧУДЕС А: ковчег в храме Дагона (1 Ц.5,1–12); медный змей; ковчег при переходе Иордана (Нав.3,5), обнесение вокруг Иерихона (6,5–7). Исцеляющая тень Петра тоже изображение (Дн.5,15).
Священное Изображение в Ветхом Завете: медный змей (Чис.21,8–9), херувимы с человеческими и львиными лицами (Иез.41,17–19), херувимы на ковчеге (Исх.25,8;22) и на стенах скинии (26,1 ;31) во внутренней части храма (ст.27), на дверях храма (ЗЦар.6,23;25) на стенах храма (2 Пар.З,7) во Святая Святых и на завесе (2 Пар.З,10;14) во втором храме (Иез.41,17–25). Апостол Павел: «идол — ничто» (1 Кор.8,4), а в др. месте: «херувимы славы» (Евр.9,5).
СВЯЗЬ ОБРАЗ–ПЕРВООБРАЗ: аналог: фото. Сделали образ зверя… и дано ему было вложить дух в образ зверя (Откр.13,14;15). Если диавол будет действовать через образ, то неужели Бог не может? Да и как же этот образ зверя сможет повлиять на христиан, если связь «образ–первообраз» выдумка? Аналог: фальшивая монета. Древние спасались, взирая на прообраз распятия, а мы на образ его (Ин.3,14).
Полемика: Славу Бога изменили в образ (Рим.1.23). Язычники обожествили то, что им говорило о Боге. Мы отличаем Бога от иконы.
А где написано почитать иконы? А где написано кланяться ковчегу, храму, Иерусалиму? Где повеление писать Евангелие, читать его, печатать брошюрки и т.д.? на каком основании послания Павла включены в Библию? См. ниже.
В 1 веке не было икон. Это ни к чему нас с вами не обязывает. Ведь не было в I веке ни плакат<