Основные отличия православного учения о таинствах от римо-католического

Наиболее существенные расхождения – касаются вопросов о действительности и действенности таинств, а также о роли священнослужителей в деле их совершения.

По православному учению, истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы, Его одушевленные иконы, действующие от лица Церкви и в единстве с Церковью актуализирующие присутствие Божие в таинствах церковных.

В католичестве считается, что священнослужители в определенные моменты богослужения замещают собой Христа и фактически исполняют Его служение. Таинство совершается не потому, что в нем Сам Христос действует Духом Святым, но в силу того что при совершении таинства соблюдены некоторые внешние формальные требования. Если таинство правильно совершено со стороны материи и формы законно рукоположенным священнослужителем, имеющим намерение его совершить, то оно совершается в момент произнесения определенной сакраментальной формулы и действием этой формулы. Таким образом, в католической сакраментологии тайносовершительной формуле усваивается заклинательно-магический характер, чуждый православному богословию.

При этом спасительная действенность таинств в католическом учении фактически не ставится в зависимость от внутреннего состояния лиц, приступающих к таинству, от их веры и внутреннего расположения. Единственным условием спасительной действенности таинства, с точки зрения католиков, является отсутствие активного внутреннего сопротивления его принятию со стороны лица, над которым таинство совершается. Даже если человек вообще не верует во Христа, таинство тем не менее все равно будет для него спасительно-действенным, если только человек не возражает против его приятия.

Таинства Крещения и Миропомазания

Давыденков О. «Догмат. богословие–2013»: Часть 4, Раздел 3, Глава 2.

Таинство Крещения

«Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую».

В ряду церковных таинств крещение стоит хронологически на первом месте, оно есть дверь в Церковь, дающая доступ к участию в других таинствах. Таинство крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна.

Вещество таинства крещения – вода, чистая, не смешанная с другим веществом. Замена воды какой-либо иной жидкостью при совершении таинства недопустима. Способ совершения таинства – троекратное погружение крещаемого в воду. Православная Церковь считает, что совершение крещения через обливание или окропление не уничтожает силы таинства, однако допустимо только в особых случаях (например, при крещении тяжелобольных).

Совершительная формула крещения: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца (1-е погружение). Аминь. И Сына (2-е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3-е погружение). Аминь».

Внутреннее действие таинства крещения – очищение от всякой духовной скверны; прощение грехов, как личных, так и первородного; спасение от вечного наказания; приобщение той праведности, которую имел человек до грехопадения; со-умирание со Христом для греха и со-воскресение с Ним для обновленной жизни.

В крещении человек, приобщаясь Источнику новой благодатной жизни, ранее ему недоступной, духовно возрождается. В крещении человек усыновляется Богу, становится чадом Божиим и членом тела Христова, т.е. Церкви.

Условие принятия крещения – покаяние и вера: Младенцы, в соответствии с традицией древней Церкви, принимают крещение по вере родителей и восприемников.

Таинство крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды». Таинство крещения не имеет обратной силы, т.е. единожды крещенного человека невозможно каким-либо образом «раскрестить» и вновь сделать некрещеным. На каждого крестившегося крещение налагает неизгладимую печать, которую не уничтожают ни грехи, ни даже отречение от Христа.

Крещение – единственное из церковных таинств, которое может совершить не только епископ или священник, но, в случае крайней нужды (например, при угрозе смерти), и любой мирянин, как мужского, так и женского пола. Для этого необходимо совершить троекратное погружение (обливание) крещаемого с произнесением совершительных слов.

По верованию Православной Церкви, в исключительных случаях крещение может быть заменено иным, чрезвычайным крещением – крещением кровью, когда какое-либо лицо, уже уверовавшее во Христа, но еще не успевшее принять таинство крещения, подвергается гонениям за веру и умирает за веру Христову.

Таинство Миропомазания

«Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». В Православной Церкви таинство миропомазания обычно совершается непосредственно после таинства крещения, составляя с ним единый богослужебный чин.

Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук, но вскоре способ совершения таинства был изменен, и дары Духа Святого стали преподаваться новопросвещенным через помазание миром.

Вещество таинства – святое миро – жидкое благовонное вещество весьма сложного состава. Обычно при изготовлении мира используется от 40 до 60 различных ингредиентов. Миро варится по особому чину и затем освящается, как правило, высшим священноначалием – обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Собора епископов, как преемников апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа». При этом в новоосвященное миро добавляется небольшое количество древнего мира, хранящегося в специальном сосуде на престоле, а в древнее добавляется немного нового. Право самостоятельно освящать миро является одним из важнейших признаков церковной автокефалии.

Избрание именно мира для совершения таинства миропомазания – обусловлено тем, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для низведения на людей особых благодатных даров (Исх.27:41, 30:25; 1 Цар.16:13; 3Цар.1:39).

Внутреннее действие таинства миропомазания: ...вы имеете помазание от Святого и знаете, всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1Ин.2:20, 27). Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2Кор.1:21-22).

По словам «Православного исповедания», мы «чрез помазание святым миром делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати... Силою Святого Духа мы столько делаемся твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда душе нашей».

Способ совершения таинства – крестообразное помазание различных частей тела освященным миром, предваряемое молитвой о ниспослании на крестившихся Святого Духа.

Совершительная формула таинства миропомазания: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»; этими словами сопровождается каждое помазание.

Помазание каждой из частей тела имеет определенное символическое значение. Помазание:
а) чела означает «освящение ума или мыслей»; б) персей (груди) – «освящение сердца и желаний»;
в) очей, ушей и уст – «освящение чувств»; г) рук и ног – «освящение дел и всего поведения христианина». «Таким образом запечатлеваются св. миром все главнейшие части тела человека, как органы всех сил и способностей его души, и совокупно укрепляются благодатными силами обе части его состава».

Таинство миропомазания совершается однократно; повторное совершение этого таинства возможно только в том случае, если миропомазанный отрекся от Христа, а затем раскаялся и вновь обратился к Православной Церкви.

*** *** ***

В римо-католической традиции около XIII в. произошло отделение миропомазания от крещения. С этого времени миропомазание (конфирмация) совершается у католиков над людьми, достигшими так называемого «возраста распознавания» (обычно между 7 и 12 годами), и при этом обязательно епископом. К тому же у католиков миром помазуется только чело. Следует отметить, что в католической традиции непосредственно после крещения совершается и некое предварительное помазание миром новокрещеных младенцев. Однако это действие не рассматривается как совершение таинства, но только как залог будущего миропомазания.

21. Таинство Евхаристии

Давыденков О. «Догмат. богословие–2013»: Часть 4, Раздел 3, Глава 3.

Евхаристия как таинство

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере.

Евхаристия есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются Их для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную. Вещество таинства – хлеб и вино. С древнейших времен в вино добавляется также некоторое количество воды.

Чинопоследование таинства Евхаристии – вся литургия, которая является единым и неразделимым священнодействием. В самой литургии особое место занимает Евхаристический канон (анафора), а в Евхаристическом каноне особое значение имеет эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, т.е. на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары. Эпиклезу нельзя вырывать из всего чинопоследования, и она, с точки зрения православного учения о таинствах, не есть «установительные слова» (тайносовершительная формула) в их латинском понимании.

Наши рекомендации