Крацо - греческое слово, обозначает крик или громкий возглас, вырывающийся в минуту скорби, страдания, страха, нужды.
Следовательно, в словах, которые Иисус громко возгласил перед народом в последний день праздника, отражалось нечто такое, что сокрушало и разрывало его сердце. Произнося их, Иисус не думал уже о том, чего это будет ему стоить. Главное, - чтобы уверовавшие в Него услышали и поняли важность того, о чём Он им говорил.
Дорогие друзья! То, что было так нужно услышать христианам того времени, необходимо знать и нам с вами сегодня. Поэтому давайте попытаемся проникнуть в глубину значения этих слов, чтобы понять, что же хотел сказать Господь людям, верующим в Него.
Начнём с первой фразы: "Кто жаждет, тот приди ко Мне и пей!" Итак, тот, кто не имеет этой жажды, кто сыт и доволен, пусть остаётся в том, в чём он находится. С таким человеком Иисус ничего не может сделать. Такой является только бременем для Него. Тот же, кто действительно голоден и жаждет, не может удовлетвориться ничем другим, как только истинной водой и истинным хлебом, который он ищет до тех пор, пока не находит, чего бы это ему ни стоило, даже ценой свободы.
Далее Иисус говорит: "Кто верует в Меня так, как сказано в Писании, у того из чрева потекут реки воды живой". Заметьте, что при этом речь идёт не о каплях, а о реках, о великих потоках; причём не привычной, а живой воды. Там, куда попадает эта вода, начинается новая жизнь. И если одна река способна пустыню превратить в цветущий сад, то насколько же больше могут совершить множество таких рек!
Вы, конечно, знаете, друзья, что текущая вода есть нечто такое, что невозможно удержать. И если на пути такого водного потока будет воздвигнута плотина или другая преграда, то вода, непрерывно накапливаясь, приобретёт ещё большую силу, которая либо разрушит эту преграду в каком-нибудь слабом месте её, либо, поднявшись в своём уровне до верха преграды, потечёт через неё, разливаясь шире и шире.
Это означает, что если мы верим в Иисуса именно ТАК, КАК ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ ПИСАНИЕ, тогда сила и жизнь Святого Духа потечёт из нас таким могучим живым потоком, которому не способны будут противостоять ни дух мира сего, ни атеизм, ни что другое. И чем сильнее будет противоборствовать нам сатана, тем больше будет сила этих живых вод. Обратите внимание и на то, друзья, что Писание не говорит, что эти потоки должны течь из чрева проповедника, пастора или руководящего общины. Данные слова обращены к каждому, кто верит в Господа. И если вы тоже верите в Него, тогда это относится и к вам !
В том памятном 1966 году, читая и размышляя над этим местом Священного Писания, мы спрашивали самих себя, так ли это у нас. Мы искали эти потоки в нашей собственной жизни, но не находили их. А ведь если мы верим Иисусу, то нет нужды говорить об этом другим; потому что потоки живой воды, текущие из нас, сами будут свидетельством этому.
Тогда я задал собравшимся совсем простой вопрос: "Скажите, кто из вас верит в Иисуса?" "Я верю", - ответил каждый. "Прекрасно! - продолжал я. - Но тогда, согласно Писанию, реки живой воды должны течь из нашего чрева! А так ли это у нас?..."
Нет, этого в нашей жизни не было. Но почему?
Итак, это была первая проблема, с которой мы тогда сразу же столкнулись. Несмотря на то, что мы верили в Иисуса, мы не имели этих потоков живых вод, которые должны бы, по Слову, течь из нас.
В чём же дело? Возможно, было что-то не так в самой нашей вере в Иисуса? Или может быть вся наша вера - это только видимость, ложь и самообман?!
Но неужели это действительно так?! Ведь мы-то были так убеждены, что всё-таки верим в Него! Тогда может быть что-то неверно в том, что говорит Слово Божие о потоках живых вод? Ведь должна же быть причина этого несоответствия!
И тут нас словно озарило: "... как сказано в Писании..."
Значит, если мы извращаем Слово Божие, то мы виновны! В последней главе Откровений написано: "... если кто приложит что к этим словам, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей" (Откр. 22:18-19).
Потрясённые, мы молились:"Господь, мы виновны, если действительно извращали Твоё Слово. Но Господи! Ты ведь знаешь, что мы делали это несознательно! Мы ведь не желали этого!"
Размышляя дальше, мы пришли к тому, что именно эти слова "как сказано в Писании" имеют решающее значение. Важно, чтобы мы были послушны тому, что говорит Писание; чтобы мы верили не просто как-нибудь, как привыкли верить или как научены были этому с детства, но, чтобы наша вера была именно такой, как сказано об этом в Писании. Ведь если в те времена Иисус обращал внимание людей на Писание, основывая на нём их веру в Него, тогда мы, тем более, должны этому следовать!
Но как и что говорит Писание? Это был вопрос, на который мы хотели найти ответ. Так началось заново наше изучение Библии и исследование Писания. Прежде чем приступить к этому, я сказал собравшимся, что мы будем проводить изучение Слова Божьего так, чтобы, принимая его с детской верой, не поступать при этом, как невоспитанные дети, которые, разломав пирог, стараются вытащить из него изюминки. Ведь подобное случается, к сожалению, в некоторых религиях и христианских течениях, которые выбирают себе из Библии и проповедуют в основном только то, что им нравится. Такой изюминкой, к примеру, может быть тема Божьей милости и Божией любви.
Нет, мы решили встать, как есть, пред свет Писания, пред свет Слова Божьего, не оправдываясь и ничего не приукрашивая, глядя истине прямо в глаза. Отложив наш разум, мы хотели принимать Слово как Слово Бога и давать этому Слову возможность говорить к нам, независимо от того, будет ли это согласовываться с нашими понятиями, познаниями и чувствами или нет. Кроме того, мы условились при изучении брать сразу всю книгу, не перескакивая с одного места на другое, чтобы иметь таким образом ясную и полную картину прочитанного.
Нашим текстом были Деяния Апостолов. Не знаю, как и почему это получилось, но начали мы именно с этой книги. Как только мы приступили к чтению, Дух Святой начал говорить к нашим сердцам, сокрушая и смиряя их. Сразу же, с первых стихов Слово Божие поразило нас, и, чем дальше мы читали, тем больше и глубже оно касалось нас. Строка за строкой прослеживали мы жизнь учеников Христа.
Незадолго до Своего вознесения, собрав их вместе, Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, оставаясь там до тех пор, пока не сойдёт на них Дух Святой. В ответ на это, обращаясь к своему Учителю, ученики спросили Его о том, не наступило ли теперь время, когда Он восстановит царство Израилю. Отвечая им, Господь говорит: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли"(Деян. Апост. 1:7-8).
Здесь мы видим, что ученики Христа были заняты чем-то таким, что не должно было их касаться. Иисус остановил их в этом, указав на то, что должно быть для них самым важным, - получить силу Святого Духа, чтобы быть Его свидетелями.
Дорогие друзья! Этим местом Священного Писания Господь указал нам тогда на существование такой возможности, когда дети Божий бывают заняты чем-то таким, что является не только второстепенным и неважным, но ещё и отвлекает и удаляет их от главного, точно также, как и ученики Христа, которые были поглощены вопросом исчисления и определения времени и срока восстановления Израильского царства. Заметив это, Иисус останавливает их, сказав, что не их дело определять времена и сроки.
Как часто, к сожалению, приходится сталкиваться с тем, что христиане бывают заняты подобными же проблемами, связанными с установлением часа и времени. Господь сказал: "Огонь пришёл я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Ев. от Луки 12:49). Мы же, сегодняшние ученики Христа, говорим о чём угодно другом и заняты многим другим, в то время как сердце Господа Иисуса плачет и сокрушается.
Итак, Господь запретил своим ученикам уходить из Иерусалима, потому что именно там должен был сойти на них Дух Святой. А ведь Иерусалим был тогда самым страшным местом, настоящим логовищем разбойников! Самое ужасное, что когда-либо совершалось, произошло именно в Иерусалиме! Там распяли Помазанника Божия, после чего ученики вынуждены были скрываться в закрытых домах! Однако, несмотря на всё это, Иисус не позволил им уходить, повелев оставаться там, где они находились.
Дорогие друзья! Это стало для нас первым и очень важным уроком. Мы - такие же люди как они, и они были такими же как и мы. А мы, люди, склонны убегать от трудностей. Не так ли? Ведь когда нам становится где-то так тяжело, что просто уже невмоготу, мы стараемся поскорее покинуть это место. Нередко нам приходится слышать от гостей, приезжающих к нам на миссию: "Ах, как у вас хорошо! Не то, что у нас! Если бы я, как и вы, мог постоянно жить здесь, тогда бы, конечно, я тоже горел для Господа".
Вот так, современные христиане часто оправдывают свою неверную жизнь тем, что у них, мол, такие трудные семейные обстоятельства в доме, или такой невозможный муж (мужьям-то ведь гораздо легче). Муж же, наоборот, считает, что жене лучше. Родителям кажется, что детям легко, а дети думают, что родителям хорошо. И так рассуждает каждый. Жена способна оставить своего мужа, сказав, что с таким мужем жить просто невозможно. Муж уходит от своей семьи, убеждённый, что не в силах больше жить под одной крышей с такой скверной женой. Один говорит, что здесь, в этом доме он не может больше находиться; другой ищет себе новое место жительства, потому что в этом городе и в этой церкви он не может уже оставаться.
Но знаете, если я непригоден там, где нахожусь, то и на любом другом месте я тоже ни на что не гожусь. У Зулу говорят: "Если я являюсь гнилой картофелиной, то не стану хорошей от того, что попаду в мешок с хорошей картошкой. Наоборот, от меня и другой картофель начнёт портиться, пока в конце концов не сгниёт весь мешок". Если моя собственная жизнь неверна и нечиста, если у меня гнилое христианство, то я сделаю всё гнилым и нечистым и там, куда приду. Если я ни к чему не годен там, где нахожусь, в моём "Иерусалиме", тогда и в любом другом месте я тоже непригоден.
Не потому ли, зная эту слабую человеческую черту, Иисус повелел Своим ученикам не уходить из Иерусалима. При этом Он сказал им, что, когда на них сойдёт Дух Святой, - они получат силу.
Есть много верующих людей, которые считают, что они имеют Духа Святого, но, несмотря на это, они не имеют силы. Я встречал также людей, которые утверждают, что они крещены Духом Святым, но и у них, к сожалению, часто тоже нет силы. Пусть они даже и правы, но тогда как увязать это вместе, и как объяснить крещение Духом Святым без наличия силы? Ведь знамением того, что человек действительно исполнен Духом Святым, является наличие пребывающей в нём силы этого Духа.
В книге Деяний Апостолов 1:8, в первой строке сказано: "Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой". Итак, согласно словам Самого Господа, СИЛА СВЯТОГО Духа является ЗНАКОМ крещения Духом Святым.
Сила – по-гречески "динамос". Смысл и значение этого слова "динамос" хорошо отражает современное слово "динамит". Вы, конечно, знаете, друзья, что взрывная сила динамита используется не в песках и не в мягкой почве, а в скалах и каменистых местах. Динамит применяется там, где всё другое неэффективно. Точно также действует и сила Святого Духа. Она проявляет себя именно там, где особенно великие трудности, где, говоря по-человечески, просто невыносимо. Там, где темнее всего, где самая твёрдая почва, сила Святого Духа является особенно действенной, проявляясь ярко и мощно.
Эту-то силу и обещал Иисус своим ученикам, чтобы они могли действовать в Иерусалиме, где была твёрдая, как гранит, почва. Там как раз и требовалась сила такого динамита - сила Святого Духа, которая могла бы взорвать эту скалу.
Итак, значит, сила! Но сила для чего?
Обращаясь к Своим ученикам Иисус говорит далее: "Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли".
Заметьте, что Господь сказал тогда ученикам, что они получат силу не для того, чтобы исцелять больных и творить чудеса, что у нас, христиан, к сожалению, является самым главным и признаётся самым большим даром и проявлением силы от Бога. Нет, словами самого Иисуса Священное Писание говорит нам: "Вы примете СИЛУ БЫТЬ МНЕ СВИДЕТЕЛЯМИ". Следовательно, тот, кто получает силу Святого Духа, становится истинным Христовым свидетелем.
Но что значит быть свидетелем?
Свидетель - по-гречески "мартюс", что в дословном переводе означает "мученик". А вы знаете, друзья, что мучеником называют того человека, который умирает за Христа.
Итак, сила Святого Духа даёт нам способность быть свидетелем Христа, то есть мучеником. Это сила быть верным и бескомпромиссным до конца; сила, чтобы не смотреть ни направо, ни налево, но идти вперёд; сила идти на смерть и войти в неё так, как это сделал первый мученик Стефан. Когда на него летели камни, лицо его светилось, как лицо ангела, и он видел небо отверстым.
А что бывает с нами, друзья, когда на нас летят камни? Когда люди говорят нам неприветливые, обидные слова? Когда нас задевают за самое "больное место"? Как выглядим мы тогда?! Сияет ли наше лицо, как лицо ангела? Видим ли мы небо отверстым? Или тогда небо для нас закрывается и открывается ад?
Но ведь именно так выглядел человек, исполненный Духом Святым! Муж веры! Муж, стоящий на коленях, когда в него летят камни, а лицо сияет, как лицо ангела Божьего, и, умирая, он говорит: "Прости им, ибо не знают что делают!"
Да, это поистине сила, которая может быть дана только свыше! Муж, который может пройти свой путь прямо до своего конца, до самой смерти! Дитя Божие, которое не изменяет своей окраски, как хамелеон, который в зависимости от обстановки выглядит то так, то по-другому, то находится духовно наверху, то падает вниз, и снова то вверх, то вниз.
Итак, сила Святого Духа - есть сила, дающая нам способность стать мучеником за Христа. Подойдя к этому, я подумал тогда, что здесь у нас, в Южной Африке, мы не можем быть мучениками; что для того, чтобы стать мучениками, нам нужно уехать в те страны, где преследуют христиан. Но тогда мне на память пришло Слово из Послания к Евреям 12:4: "Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха", то есть, говоря иными словами, "Вы ещё не до смерти боролись с грехом".
Следовательно, человек, имеющий силу Духа Святого, имеет силу противостоять греху, сражаясь до крови. Только такой христианин становится истинным свидетелем Иисуса Христа или, говоря практически: лучше я умру, чем буду блудить с другой женщиной; лучше я умру, чем буду воровать; лучше я умру и пусть течёт моя кровь, чем буду лгать!
Видите, что это значит! Грех является для нас большей опасностью, чем гонения и преследования за веру в Бога. Согласитесь, что порой гонения бывают даже полезны для христиан. В гонениях человек часто более горит для Христа! В гонениях скорее открывается кто ты есть - истинный христианин или лжебрат. Мы можем сидеть в собраниях с лицемерами и хоронить их, как хороших христиан, и в каком же ужасе мы очнёмся от этого заблуждения, когда однажды увидим их в аду! А может быть и мы сами будем там вместе с ними! Это непременно произойдёт, если мы не научимся отличать белое от чёрного! Не цвет кожи, а цвет сердца важен для Господа!
От сознания этого сердца наши должны бы сокрушаться и плакать! Разве мы сегодня не таковы, как говорит это о людях последних времён Слово Божие: "В последние дни наступят времена тяжкие. * Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же Его отрекшиеся..." (2-е Тимофею 3:1-5).
Почему? Из-за блуда и прелюбодеяния?! Да, так говорим мы! Но ведь Библия говорит, что наступят времена тяжкие, потому что люди будут иметь вид благочестия, но силы Его отрекутся!
Самое тяжкое время, которое может только быть, если люди называют себя христианами, но отрекаются силы Его! Это действительно самое ужаснейшее, что только можно себе представить!
Поняв это, мы были так глубоко потрясены, что спрашивали себя, как всё это выглядит у нас, и в каком состоянии тогда мы находимся. Мы сокрушались и плакали, видя и сознавая нашу немощь и наше духовное бессилие.
После вознесения Иисуса Христа на небо, ученики Его возвратились назад и, собравшись вместе, молились. Вместе с ними была Мария - мать Иисуса и братья Его. Писание говорит, что все они были единодушны в своей молитве.
Именно это их единодушие было для нас чем-то особенным! Ведь тогда ещё не было дня пятидесятницы, и Дух Святой ещё не был послан на землю. Но Креста Иисуса Христа и Его Воскресения было достаточно, чтобы слить этих людей в одно целое, так что, став одной душою, они могли единодушно пребывать в молитве и молении.
Понимаете ли вы, друзья, как глубоко смог проникнуть в жизнь этих людей Голгофский Крест Иисуса Христа?! Сегодня некоторые люди говорят, что они не могут быть единомыслены и единодушны, потому что ещё не исполнены Духом Святым. Но это - бессмыслица, потому что для этого достаточно даже одного Креста нашего Спасителя! Уже одного Креста должно быть достаточно, чтобы навечно устранить вражду, ссоры, распри и разногласия из жизни детей Божиих! Ведь в то время один только Крест имел уже такое великое значение, что даже братья Иисуса Христа, которые прежде не веровали, поверили в Него и были вместе с Его учениками!
Всё это глубоко тронуло тогда наши сердца и со слезами мы говорили: "О, Господь Иисус! Даруй, чтобы Твой Крест имел такое же значение и в нашей жизни!"
Продолжая дальнейшее чтение Книги Деяния Апостолов, мы прослеживали последующую жизнь учеников Христа. Когда в день Пятидесятницы произошло излияние Святого Духа на Апостолов и других христиан, то собравшиеся люди, слыша их, говорящих на разных языках и наречиях, изумлялись. Некоторые же из них насмехались, полагая, что они напились сладкого вина. Пётр, встав, опроверг это и объяснил, что произошло то, о чём предрекал пророк Иоиль: "И будет в последние дни, - говорит Бог, - изолью от Духа Моего на всякую плоть..." (Деян. Апост. 2:17-21).
Итак, если описанное время, которое было две тысячи лет тому назад, названо Богом последними днями, то насколько же больше это относится к нашему времени! Если это пророческое слово было так важно для христиан того времени, то насколько же важнее оно должно быть для нас сегодня! Если жизнь христиан, удалённых по времени на 2 тысячи лет от второго пришествия Христа, выглядела так, как это мы читаем, то какой же должна быть наша жизнь!
Я уверен, дорогие друзья, что если и допустимо какое-то различие между первыми христианами и нами сегодня, то оно может заключаться только в том, что мы должны больше гореть для Господа, чем это делали они! Пожалуйста, не спрашивайте меня, верю ли я сам, что это действительно возможно! Да, я верю в это, и верю от всего сердца! Если Слово о втором пришествии Христа - не пустой обман, а великая истина, то сознание этого должно так воспламенить нашу любовь к Богу и так зажечь нас в служении Ему, что наше горение станет ещё больше, чем у праотцов нашей веры! Только в большем нашем горении может заключаться разница между ими и нами! Только в этом и не в чём другом!
Мы читали далее, что когда совершилось обещанное, и ученики получили силу Духа Святого, то уже в первый день покаялось сразу три тысячи человек. Пытались ли вы когда-нибудь подсчитать, сколько различных наций и языков там было?! Подумайте только! Тысячи людей, каждый день единодушно собираются вместе, имея единство духа, единство мыслей, одно сердце! Как это возможно?! Люди, имеющие различные языки, собравшиеся из разных частей света, тысячами находятся вместе и имеют одни мысли! Знаете ли вы свойства души? Понимаете ли, что это значит, когда огромное собрание людей имеет единое сердце? Причём имеет не только наружно и не потому, что относятся к одной церкви или общине! Нет, это единство, исходящее из глубины души. Для меня именно это было самым большим чудом!
У нас ведь бывало так. Если задаётся вопрос, то по поводу этого один скажет одно, другой - другое, третий - третье. Так мы сталкивались с самыми различными мнениями. А ведь нас было только 20-30 человек. Помнится, кто-то из собравшихся сказал тогда: "Как хорошо, что мне не нужно постоянно встречаться с той-то сестрой, потому что если бы мне пришлось общаться с ней каждый день, то у меня давно бы уже, наверное, был невроз!" Так что, как видите, даже христиане могут иметь невроз друг от друга. Или думаете, что среди этих трёх тысяч не было тогда ни одной женщины? О нет! Мужчины и женщины, молодые и старые каждый день собирались в храме, пребывая в полном единодушии и имея одно сердце. Мы не читаем ни слова о разногласиях, не встречаем даже упоминания о спорах и разделениях.
Вглядитесь внимательно в этих людей, друзья, и вы поймёте, что Иисус для них был не только хобби, не только поводом к хлебопреломлению или полуторачасовому, а то и к получасовому (как это я встречал в Германии ) богослужению. Увы, такие строго установленные регламенты времени богослужения стали уже не редкостью для современного христианства. Однажды, когда перед собранием я был серьёзно предупреждён не затягивать своей проповеди более чем на полчаса, я не мог этого понять и спросил: "Скажите, что случилось? Почему люди так торопятся домой? Или что-то должно быть ещё после собрания?" "Нет, - услышал я в ответ, - ничего не будет. Просто люди спешат. Ведь у каждого есть свои дела".
Да, у мёртвых христиан такое возможно. Дитя Божие ведь тоже может быть мёртвым. Хотя перед телевизором они могут просиживать часами. Для газет, журналов, мирских книг, которые не являются честью для Господа, - на это у сегодняшних христиан обычно находится достаточно времени.
Однако о христианах того времени складывается совсем иное впечатление. Для них Христос был их жизнью. Всё остальное было второстепенным или даже посторонним, потому что те, кто имел свою собственность - дома, имения, земли, - продавая всё, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов. Так что никто ничего не называл своим, но всё у них было общее, и ни у кого ни в чём не было недостатка. Какая церковь! О, какая это была церковь!
Тогда мы поняли, почему при молитве этих христиан поколебалось место! У нас же наоборот - мы молимся, только место колеблет нас! Наши дети колеблют нас! Некоторых мужей колеблют их жёны! Души других колеблют их родственники! Да, есть много вещей, которые могут нас колебать! Но когда молились те христиане, тогда колебалось место! Тогда от молитвы их поколебался и перевернулся весь Иерусалим!
Мы же, современные христиане, так часто живём под страхом! Мы так озабочены мыслями, что станет с нашими детьми? Что будет с нами? Что принесёт нам будущее? Впрочем, это, конечно, понятно, почему именно такие вопросы занимают жизнь расслабленного, бессильного христианина, который от ужаса не может спать, если дверь не заперта, и который от всех своих мыслей и страхов порой близок к помешательству. Нет, дорогие мои! Это не есть Дух Божий! Такие христиане, такая церковь не может поколебать мир и, тем более, врата ада!
Итак, чем дальше мы читали, тем больше сокрушались и плавились наши сердца. Наши общения были уже не часами разбора Слова и молитвенными собраниями, но часами печали, плача и сердечного крика к Богу.
Сравнивая себя с церковью того времени, мы готовы были провалиться сквозь землю от стыда за своё христианство. Я молил Господа, чтобы в день суда Он не дал мне стоять рядом с той церковью, и чтобы мне самому не пришлось быть рядом с Павлом, который мог бы сказать: "Эрло, расскажи мне о твоём миссионерском труде, тогда я расскажу тебе о моём миссионерском труде". Или, чтобы Пётр не сказал мне также: "Покажи мне церковь, где пастором был ты, тогда я покажу тебе церковь, где пастором был я". "О, Господь! - говорил я, сознавая своё ничтожество. - Имею ли я вообще право называть себя христианином? Имеем ли мы право называться церковью Христовой?!"
Продолжая читать, мы подошли к пятой главе, из которой поняли, что в то время, когда действует Бог, сатана тоже не дремлет, прилагая все усилия к тому, чтобы помешать делу Божьему.
Когда Анания увидел совершающееся, он почувствовал, что ему тоже следует продать свою землю. При этом муж и жена, сговорившись, решили оставить себе какую-то часть из цены проданного, а остальное Анания пришёл и положил к ногам Апостолов.
Пётр - муж, исполненный Святого Духа, являющегося Духом истины и правды, сразу же почувствовал, что тут что-то не в порядке. Он тут же спросил Ананию, за эту ли цену он продал своё имение, и все ли это деньги, которые он получил, - на что Анания без страха отвечает утвердительно. Тогда Пётр, вновь обращаясь к нему, говорит: "Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу". Услышав эти слова, Анания упал бездыханным, и молодые люди, вынесши, похоронили его.
Не зная ничего о случившемся, через три часа пришла на то же место и жена Анании - Сапфира. Увидев её, Пётр тут же обращается к ней с вопросом: "Скажи мне, за столько ли продали вы землю?" Ну что ей оставалось делать? Не могла же эта женщина подвести своего мужа! Она ведь хотела быть ему верной!
Не правда ли, что проблемой нашего времени является то, что супруги неедины, что среди них так много споров, ссор и разногласий, - чего в первой церкви не было. Там супруги были тоже единомысленны. Так вот и эта жена была едина со своим мужем, только такое единство не было благословенным.
Когда Сапфира сказала своё "да", Пётр говорит ей: "Что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот входят в двери погребавшие мужа твоего, и тебя вынесут". После этих слов женщина упала мёртвой и была похоронена рядом со своим мужем. (Деян. Апост. 5:1-10).
В 1966 году, читая эту историю, мы спрашивали себя о том, пожелал ли бы кто-нибудь из нас стать членом подобной общины? Согласитесь, что такой шаг был бы не совсем безопасным. Ведь это была община, в которой грех не терпели, где ложь и неверность осуждались без промедления и наказывались без сострадания. Что случилось бы тогда с нами? Что стало бы с нашими грехами и маленькими грешками, которые часто не такие уж маленькие. "Да... - размышляя, говорили мы себе. - Может быть это даже и хорошо, что среди нас нет таких церквей" Я спрашивал также сам себя, как бы повёл себя я, если бы Анания был моим братом или Сапфира моей сестрой. Что бы при этом чувствовал я? Что сделал бы, узнав о произошедшем с ними? Наверное, мне действительно следует сказать: "Слава Богу, что я не жил в то время!" Кто знает, может быть, после такого случая я счёл бы своим призванием ездить по церквам и общинам и предупреждать других, чтобы они остерегались этих "злых" людей! Братья и сестры! - возможно говорил бы я всем. - Разве это любовь!? Подумайте сами, может ли Господь так действовать и так поступать!? Нет, конечно же, нет! Так что будьте осторожны и берегитесь их, потому что в них действует не Божий Дух!..."
Или, к примеру, если бы я или вы находились на месте Петра. Что сказали бы вы, если бы Анания принёс вам деньги? Как отреагировали бы мы тогда? Возможно, мы даже обняли и по-братски поцеловали бы за это Ананию, сказав ему: "О, дорогой брат! Да благословит тебя Господь! На следующем членском собрании я предложу избрать тебя дьяконом или даже руководящим общины, потому что в таких людях, как ты, мы очень нуждаемся!" (Не так ли, друзья? Ведь мы действительно нуждаемся в людях, которые приносят в церковь деньги!).
Только Пётр такого не сделал. Мужи, исполненные Духа Божия, говорили иначе: "Пусть эти люди лучше пойдут в могилу, чем жить и находиться в церкви со своим грехом!" Видите, как выглядела церковь Иисуса Христа! Такая святость Божия царила в ней, что грех наказывался не иначе, как смертью! Тогда, конечно, можно понять, почему этой церкви удалось перевернуть весь мир и поколебать не только землю, но и основания ада! И слава Богу, что эта церковь не сделалась посмешищем и поруганием для мира, как это часто, к сожалению, случается в наше время.
Дорогие друзья, разобрав это место Священного Писания, мы не пошли тогда дальше, но снова вернулись к третьей главе Деяний Апостолов, чтобы проследить за тем, как Пётр и Иоанн шли в храм. В это время там находился один человек, который был хромым от чрева матери и сидел у входа в храм, прося милостыню. Оба Апостола внимательно посмотрели на него, после чего Пётр сказал: "Взгляни на нас! Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!" С этими словами он взял хромого за руку и поднял его. В ту же минуту на глазах у всех произошло чудо.
На этом месте Писания мы остановились, желая рассмотреть данный случай поближе и повнимательней, начиная от первого пункта до последнего.
Итак, первое, что сделал Пётр с Иоанном, - внимательно посмотрели в глаза больному человеку. Должен сказать, что поведение Петра при этом очень изумило меня. "Пётр! - как бы мысленно обращаясь к нему, рассуждал я. - Как мог ты такое сделать! Разве ты уже забыл, что всего несколько дней тому назад ты совершил ужаснейший поступок, позорным образом отрекшись от Христа! А теперь, не стыдясь этого, ты спокойно смотришь людям в глаза!"
И Пётр, словно отвечая, говорил моему сердцу: "Да, Эрло. Я знаю это лучше, чем знаешь ты, потому что пережил сам. Да, я не устоял, и отречение моё было ужасно! Но, когда я увидел обращенные ко мне глаза Иисуса, сердце моё сокрушилось, и я горько плакал. В великом раскаянии я обратился тогда к Господу, прося Его о прощении, и Он простил мне этот грех и забыл его. Поэтому я могу теперь опять спокойно смотреть людям в глаза. Слава Богу, что мне не нужно больше ходить долиной плача и тени смертной!"
О, дорогие друзья! Это и есть Благая Весть Евангелия! У Иисуса есть прощение! Даже если грех наш, как багряное, он всё равно станет белее снега. И скажу вам, что у великих грешников есть одно большое преимущество - они больше любят Христа! Фарисей, пригласивший Иисуса к себе на обед, видел блудницу, которая омывала ноги Христа своими слезами и отирала их волосами головы своей. Этот "праведник" думал, что Господь не предполагает, какая позорная женщина находится у Его ног. Однако Христос знал мысли этого человека и, обратившись к нему, сказал: "Симон, видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор, как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. И потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит" (Ев. от Луки 7:44-47).
Нужно признать, друзья, что эти слова Иисуса остаются действительными и в наши дни. Люди, которые в своей жизни много и ужасно грешили, имеют одно великое преимущество перед нами, "праведниками", - они способны намного больше любить Господа Иисуса. И в этом есть нечто чудесное! Чем основательнее и глубже действие Господа, чем больше Дух Святой может обличить нас в наших грехах и беззакониях, - тем глубже наше сокрушение и покаяние, и тем больше будет наша любовь к Богу. Некоторые из нас не способны любить Иисуса только потому, что никогда ещё по-настоящему не осознали своих беззаконий и не поняли своей греховности. Именно это является причиной отсутствия искренной и глубокой любви к Господу.
Итак, это был первый важный пункт, который мы рассмотрели и поняли. Далее Пётр говорит хромому: "Посмотри на нас". Эти слова были для меня вообще чем-то невероятным, что полностью шло вразрез со всеми учениями и моей теологией. Нас всегда учили, что, если мы свидетельствуем другим, то Иисус должен быть всегда центром каждой нашей фразы. Поэтому я не способен был понять того, как мог Пётр - муж, исполненный Духа Святого, совершить такую большую ошибку. Ведь так же нельзя говорить! Нужно было сказать: "Взгляни на Иисуса! Взгляни на Голгофский Крест! Посмотри на Слово Божие и на Бога!" Ведь никакой человек, никакой праведник не может осмелиться сказать "взгляни на меня" или "посмотри на нас", потому что взгляды всех людей должны быть обращены только на Господа, и, ни в коем случае, на человека. "О, Господь! - думал я. - Не сделал ли Ты ошибки, доверив Петру ключи Царства Небесного? Как мог положиться Ты на такого человека?!..."
Недоумевая по этому поводу, мы снова обратились к Слову Божьему, и вот что прочитали во Втором Послании к Коринфянам в 3 главе, 3 стихе: "Вы - письмо Христово, написанное не чернилами, но Духом Бога Живого".
Так вот в чём дело! Значит, согласно Писанию, Пётр и Иоанн были как раз таким именно письмом, которое написал Сам Бог Своим Духом. Потому-то они могли сказать этому хромому "посмотри на нас", и я абсолютно уверен, что, когда этот больной человек взглянул на них, он увидел в них не только Петра и Иоанна, но образ Самого Иисуса Христа. На челах этих мужей он увидел славу нашего Господа и славу Креста. Иначе он отреагировал бы на слова Петра не так, как он это сделал. Ведь он мог бы сказать: "Пётр! Как можешь ты мне такое говорить! Разве ты не знаешь, что от чрева матери моей я был хромым! Не насмехайся же надо мной!" Но нет. Его реакция была совсем другой и, когда Пётр взял его за руку, он тут же вскочил. Такова сила нашего Господа и Спасителя!
Да, эти люди, эти мужи Божий были действительно письмом Христовым! Тогда мы познали, что не имеем никакого права свидетельствовать другим о Боге и проповедывать Евангелие, прежде чем не сможем сказать людям "посмотрите на нас". Если мы не являемся действительно хорошим примером, тогда мы не имеем даже права открывать свой рот. И я хочу повторить это. Мы не имеем права говорить кому-либо о Господе или рассказывать своё свидетельство, прежде чем не будем способны сказать этому человеку "посмотри на меня", потому что иначе будем только вредить делу Божьему и Царству Его. Не отражая собой и своей жизнью образа Иисуса, мы являемся тем, чем были фарисеи, о которых Господь говорил когда-то: "Всё, что они велят вам соблюдать, - соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, но не делают, связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их" (Ев. от Матфея 23:3-4). Так и теперь, в наши дни, тот является современным фарисеем и книжником, кто проповедует другим истину, но сам не живёт соответственно ей.
Пётр и Иоанн были поистине свидетелями Господа! А как выглядит это у нас, дорогие друзья? Являемся ли мы сегодня письмом Христовым? Тем письмом, которое, согласно Писанию, может быть "узнаваемо и читаемо всеми человеками"? (2-е Коринф. 3:2). Очень жаль, что люди сегодня так мало читают Библию. Некоторые христиане говорят, что они её не понимают. Газету они понимают лучше! И они действительно заняты больше газетой, чем Словом Божиим, хотя и называются христианами. Как возможно такое сочетание - я не знаю. Но есть нечто, что даже неграмотные у нас в Африке могут читать. И знаете, что они читают? Они читают нас, христиан, и, показывая пальцем, говорят: "Посмотрите-ка на этого человека! Он называет себя христианином, но послушайте, как он может ссориться и ругаться. Посмотрите, как он спорит и злится!" Да... Что скажешь на это, если мы часто действительно не являемся Христовой вестью, и если в нашей жизни не отражается истинное, живое Евангелие.
Как-то раз к нам в миссию приехала одна супружеская чета из Германии. Пробыв некоторое время, они сказали нам: "Ах, нам так тяжело у нас! Наши соседи не хотят ничего слышать о Еванг<