Роль сатаны в его собственном уничтожении
Второй вопрос: почему сатана подтолкнул Иуду к предательству Иисуса? Разве он не знал, что смерть и воскресение Иисуса приведёт к его окончательному поражению (Кол. 2:13–15)? Есть причины думать, что сатана это знал.
Когда Иисус начал Своё служение на пути ко кресту, сатана пытался увести Его с этой дороги страданий и жертвы. В пустыне он искушал Его превратить камень в хлеб, броситься с вершины храма и овладеть всем миром, чтобы все прославляли Его (Матф. 4:1–11). Суть всех этих искушений одна: «Не иди дорогой страданий, жертвования и смерти. Используй возможность избежать мучений. Если Ты – Сын Божий, покажи Своё право править этим миром. И я могу помочь Тебе это сделать. Что бы Ты ни делал, не иди на крест».
А помните ли вы, что Иисус предсказывал, что претерпит много страданий от старейшин и первосвященников и будет убит, а Петр упрекнул Его, сказав: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Матф. 16:22)? Другими словами, он заявил: «Я никогда не позволю, чтобы Ты был убит таким образом». Иисуса это не прельстило. Он сказал: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф. 16:23). Препятствовать Иисусу идти на крест и было задачей сатаны. Он не хотел, чтоб Иисус был распят. Ведь это стало его гибелью.
Но вот сатана, как описано в Евангелии от Луки 22:3, входит в Иуду и толкает его на предательство Господа, что, в свою очередь, приводит Иисуса ко кресту. Почему же всё внезапно изменилось? Зачем надо было пытаться отвернуть Его от креста, а потом взять инициативу на себя, чтобы в итоге, наоборот, привести Его на крест? Авторы Евангелий нам об этом ничего не говорят. Вот моя попытка ответить на этот вопрос: сатана видел, что все его попытки отвести Иисуса от креста были тщетными. Шаг за шагом Иисус продвигался в нужном направлении. Он был твёрд как камень, и сатана понял, что ничто Его не остановит. Поэтому он решил: раз уж он не может это предотвратить, то хотя бы сделает это настолько безобразным и мучительным, настолько разрывающим сердце, насколько это вообще возможно. Не просто смерть, а смерть вследствие предательства. Смерть вследствие того, что все отвернулись. Смерть вследствие отречения (см. Луки 22:31–32). Если он не может это остановить, то хотя бы втянет в это других и нанесёт максимально возможный вред. И следствием этого была ужасающая череда грехов, приведшая Иисуса на крест.
Роль Бога в убийстве Его Сына
И эта череда грехов приводит нас к третьему и заключительному вопросу – самому важному: где был Бог, когда всё это происходило? Или, если быть наиболее точным, какова роль Бога или её отсутствие в самом страшном грехе, который когда-либо был совершён, – в убийстве Иисуса Христа?
Для того, чтобы ответить на подобный вопрос, нам нужно положить руки на свои уста и обеззвучить свои философские размышления. Наше мнение здесь не имеет значение. Всё, что действительно имеет значение, так это то, что Бог показал нам в Своём Слове. И в первую очередь это то, что детали, которые окружают смерть Иисуса, были предсказаны в Божьем Слове ещё за сотни лет до того, как это произошло.
Пророчество Писания о том, что злые люди не примут Иисуса, когда Он придёт
Матфея 21:42: «Иисус говорит им (цитируя Псалом 117:22): неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»
Пророчество Писания о том, что Иисус будет ненавидим
Иоанна 15:25, где Иисус процитировал Псалом 35:19 и сказал: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно».
Пророчество Писания о том, что апостолы Его покинут
Евангелие от Матфея 26:31, где Он цитирует из Книги пророка Захарии 13:7: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада».
Пророчество Писания о том, что Иисус будет пронзён, но ни одна Его кость не будет переломлена
Иоанн цитирует Псалом 33:20 и Книгу пророка Захарии 12:10, говоря: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили» (Иоанна 19:34–37).