Значение выражения «седяща одесную отца»
Вознесшись на небо, Господь
«воссел одесную Бога»
(Ин. 16, 19) и
«пребывает одесную Бога»
(1 Пт. 3, 22). Архидиакон Стефан видел
«Сына Человеческого, стоящего одесную Бога»
(Деян. 7, 56).
Согласно древнему царскому церемониалу, сидение одесную, то есть по правую руку от царя, означало соучастие в царских почестях, власти и управлении царством, а также принятие на себя ответственности за участие в управлении. Так, Соломон посадил свою мать Вирсавию по правую руку от себя (3 Цар. 2, 18-22).
Согласно «Пространному Катехизису», выражение «сидит одесную Бога Отца» «должно понимать духовно. То есть: Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом» [[382]].
Однако эти слова не следует понимать в том смысле, что Господь по Своему человечеству приобретает Божеское свойство — всемогущество. Речь идет о принятии Господом по человечеству полноты власти над тварным космосом:
«дана Мне всякая власть на небе и на земле»
(Мф. 28, 18).
«Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних»
(Флп. 2, 9-10).
Царское служение Иисуса Христа после Вознесения на небо состоит в том, что
а) Господь, находясь по человечеству в теснейшем единстве с Пресвятой Троицей, является Ходатаем за нас пред Богом (Евр. 9, 15; 12, 24) и Первосвященником (Евр. 4, 14-15). Сами эти наименования указывают на посредническое служение, через Христа верующие в Него могут приходить к Богу. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления:
«И если чего попросят у Отца во имя Мое, то сделаю»
(Ин. 14, 13-14).
б) Господь, обещавший по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа (Ин. 16, 7), в силу сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1-4) является невидимым Главой созданной Им на земле Церкви (Еф. 1, 22-23), Возглавителем той части человечества, которая желает соединиться с Богом через усвоение плодов Его искупительного подвига. Будучи Главой Церкви, Христос ее членам
«дарует все потребное для жизни и благочестия»
(2 Пт. 1, 3).
в) Господь, сидя одесную Отца и имея в Своей власти все средства направлять события мировой истории, защищает и распространяет Свое царство, помогает всем верующим в борьбе с грехом и врагами спасения. Полученные по Вознесении сила и власть дадут Ему возможность преодолеть всех врагов:
«Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть»
(1 Кор. 15, 25-26).
ГЛАВА VIII
О СЕДЬМОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
Одна из важнейших частей Откровения — учение о Втором пришествии Иисуса Христа, о кончине мира и о всеобщем суде.
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТОВОМ
Неизвестность времени Второго пришествия
О неизвестности времени Своего Второго пришествия неоднократно говорил Сам Господь Иисус Христос:
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один»
(Мф. 24, 36).
«…Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет»
(Мф. 24, 42).
«…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти»
(Деян. 1,7).
Для большинства людей Пришествие Христово будет неожиданным, день Господень
«придет, как тать ночью»
(1 Фес. 5, 2),
«в который час не думаете»
(Мф. 24, 44; Лк. 21, 36). Внезапность Второго пришествия будет подобна пришествию потопа во дни Ноя (Мф. 24, 37-39).
Признаки Второго пришествия
Распространение Евангелия во всем мире
«…проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»
(Мф. 24, 14).
Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений
«…многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос»
(Мф. 24, 5),
«и многие лжепророки восстанут и прельстят многих…»
(Мф. 24, 11).
«…В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским»
(1 Тим. 4, 1).
«здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху»
(2 Тим. 4,3).
Падение нравственности
«…По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»
(Мф. 24, 12).
«…друг друга будут предавать и возненавидят друг друга»
(Мф. 24, 16).
«Предаст же брат брата на смерть и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их»
(Мк. 13, 12; Лк. 21, 10).
Удручающую картину нравов людей последних времен рисует ап. Павел (2 Тим. 3, 1-5).