Отныне узрите Сына Человеческого
Сидящего одесную силы
и грядущего на облаках небесных» (Мф 26:63-64).
Вот теперь самое время явить на деле свое Мессианство, совершить чудо, которое убедило бы всех: «Пусть Он теперь сойдет с креста, и уверуем в Него, – насмехались первосвященники и старейшины, – уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын». – И снова мы встречаемся с исполнением пророчеств Ветхого Завета. Страсти Иисуса были предсказанными страданиями Праведника. Вспомним хотя бы слова 21-го псалма:
«Все, видящие меня, ругаются надо мною,
говорят устами, кивая головою:
«Он уповал на Господа; пусть избавит его,
пусть спасет, если он угоден Ему»(Пс 21:8-9).
Все требовали знамения от Бога. Но Иисус уже давно сказал: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»(12:39-40).
Нет, требуемого знамения иудеи не получили. Иисус не сойдет с Креста, Он пройдет весь предначертанный Ему земной путь и выпьет чашу своей скорби до дна, до смерти, чтобы явить людям великое знамение Воскресения.
Беседа № 82.
Наша прошлая беседа закончилась трагической сценой распятия Иисуса Христа между двумя разбойниками. Нет, не сочувствие народа вызвала эта казнь, но злобные насмешки. «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста», – издевались над Распятым священники и книжники, старейшины и фарисеи, прохожие зеваки и распятые вместе с Иисусом разбойники. Все требовали знамения от Бога. Но знамения они не получили. Иисус не сошел с Креста, испив Свою чашу земной скорби до дна, до смерти. Об этом – следующий отрывок Евангелия от Матфея.
Смерть Иисуса Христа (27:45-50).
45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! лама савахфани?», то есть: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» 47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: «Илию зовет Он». 48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; 49 а другие говорили: «Постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». 50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
В полдень (шестой час по библейскому исчислению времени) «всю землю» накрыл мрак затмения. Разумеется, речь в Евангелии не могла идти о естественном событии затмения Солнца, тем более что пасхальное время – время полнолуния, когда Луна не может загораживать Солнце как при естественном затмении. Язык Евангелия становится символично-апокалиптическим. День Распятия понимается как день Суда Божия над этим миром. Сама природа свидетельствует об этом. Евангелисты отсылают читателей к древним пророчествам, которые ныне исполняются. Так, у пророка Амоса читаем:
«И будет в тот день, говорит Господь Бог:
“Произведу закат солнца в полдень
и омрачу землю среди светлого дня”»(Ам 8,9).
Это – Судный день.
«Около девятого часа, – то есть в третьем часу дня по нашему времени, – возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! лама савахфани?». Евангелист Матфей передает вопль Иисуса по-арамейски, приспосабливая его к греческому написанию, и тотчас дает перевод: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Эти последние приведенные Матфеем слова Иисуса на Кресте, являются первыми словами 21-го Псалма, в котором говорится о муках невинного страдальца, взывающего к Богу. Этот вопль Иисуса еще раз засвидетельствовал Его солидарность со всеми гонимыми, мучимыми и убиваемыми праведниками.
Псалом 21 проходит через все повествование о Страстях Господних. Можно сказать, что предание о Страстях во многих своих чертах построено на мотивах из этого псалма, как и некоторых других псалмов Давида. Начинается псалом именно этими словами: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Далее в этом же псалме говорится:
«Все видящие Меня, ругаются надо мною;
говорят устами, кивая головою:
“Он уповал на Господа, – пусть избавит его;
пусть спасет, если он угоден Ему”» (Пс 21:8.9).
И далее:
«Делят ризы мои между собою,
и об одежде моей бросают жребий» (Пс 21:19).
Однако, вспомним, чем завершается этот 21-й Псалом. В нем скорбный вопль боли и богооставленности в конце сменяется радостным гимном о спасении и хвалой Спасителю Богу,
«ибо Он не презрел и не пренебрег
Скорби страждущего,