Предательство Иуды Искариота (26:14-16).

14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15 и сказал: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» Они предложили ему тридцать сребренников; 16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Евангелист Матфей, следуя Марку, подчеркнуто ставит рядом два эпизода – помазание в Вифании и предательство Иуды: акт безрассудной любви и отвратительную измену. – Первосвященники и книжники, размышляя, как бы им хитростью схватить и убить Иисуса, внезапно получили помощь с неожиданной для них стороны. Им помог Иуда Искариот[162], один из двенадцати апостолов. Все Евангелисты подчеркивают, что этот Иуда был Искариотом, чтобы не спутать его с другим апостолом Христа, тоже Иудой, сыном Иаковлевым. Итак, Иуда Искариот «пошел к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» – Если быть точным, то Иуда в Евангелии не говорит о том, что он хочет «предать» Иисуса, то есть совершить предательство. По сути, конечно, он и был предателем. Но сказал он несколько иначе: «Что вы дадите мне, если я вам выдам Его?»– И впоследствии «он искал удобного случая выдать»Иисуса. Не«предать», а именно «выдать». Предателем он и без того уже был: ему не надо были искать «удобного случая» стать таковым. Он искал удобного случая для ареста Иисуса не на глазах толпы, без излишнего шума, которого так опасались первосвященники.

Что же подвигло Иуду Искариота к совершению предательства его Учителя? В Евангелии от Матфея прямо говорится, что им двигало низкое сребролюбие, элементарная жадность: «Что вы дадите мне?»Та же причина предательства – алчность – указана и в Евангелии от Иоанна, где сказано, что Иуда, будучи казначеем общества 12-ти учеников, использовал свое положение для личного обогащения, то есть крал из общей казны. Иуда, – написано там, – «был вор и, имея денежный ящик, брал то, что туда опускали»[163] (Ин 12, 6). «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим 6:10). Оно и сделало сердце Иуды открытым для вхождения в него сатаны. Так пишет евангелист Лука: «Вошел же сатана в Иуду» (Лк 22:3, ср. Ин 13:27). Велика ли была сумма, предложенная Иуде? – Тридцать сребреников. Если под «сребрениками» понимать динарии, то, в общем-то, это маловато. Некоторые древние рукописи, а также Ориген и Евсевий Кесарийский сообщают о том, что это были статиры, или серебряные шекели, или тетрадрахмы. Иначе говоря, 30 сребренников могли быть равны 120 динариям. Это уже сумма покрупнее. Но… вспомним о женщине, которая излила на голову Иисуса миро стоимостью в 300 динариев, и мы уже в этом почувствуем разницу между щедростью любви и ценой гнусного предательства.

Что касается конкретной суммы в 30 серебряных монет, то в Библии Ветхого Завета есть одно место, где говорится о том, что именно такая сумма должна быть выплачена за раба, которого забодает бык (Исх 21:32). Но в Евангелии намек не просто на это место из Закона Моисея. Речь идет о пророчестве Захарии, где говорится о ничтожной цене, в которую оценили неблагодарные люди своего Пастыря, данного им Господом Богом. Его оценили в стоимость простого раба, которого забодал бык: «И скажу им: “Если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте”; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: “Брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня!”» (Зах 11:12-13). С этим пророчеством Захарии мы еще встретимся позже. Но уже сейчас виден весь сарказм происшедшего: стоимость раба, которого забодал бык, – да, это действительно «высокая цена», в какую оценили своего Спасителя неблагодарные люди.

Итак, простая алчность побудила Иуду к предательству? Наверное, евангелисты Матфей и Иоанн, имели основания так считать. Но… не продешевил ли Иуда? Поэтому евангелист Лука и ищет более основательное объяснение его поступку. Одержимость злом – вот движущая сила его зловещего плана: «Вошел же сатана в Иуду» (Лк 22:3). То же в Евангелии от Иоанна (Ин 13:27).

Не удовлетворяясь этим слишком общим объяснением, толкователи пытались найти более конкретные мотивы поведения Иуды. Например, назывались зависть и ревность. Даже в Евангелиях легко увидеть, что среди апостолов, существовали разногласия и соперничество. Другие ученики, по-видимому, смогли совладать с собой и преодолеть это, а в сердце Иуды мог укорениться неподдающийся контролю дух ревности и зависти к Учителю.

Часто предполагалось также, что Иуда был фанатичным националистом. Этих националистов называли «кинжальщиками» по-гречески «сикариями»(некоторые именно отсюда производят имя Искариот). Может быть, Иуда был одним из таких сторонников террора и, возможно, смотрел на Иисуса как на ниспосланного небесами вождя, который может осуществить народные мечты о национальной независимости и величии Израиля. Теперь же, когда Иуда увидел, что Иисус не отвечает этим примитивным чаяниям, но вполне сознательно идет навстречу Своей смерти на Кресте, его охватило разочарование и ненависть к Иисусу, Который оказался не тем Христом, каким он хотел Его видеть. – Было и такое предположение: будучи зилотом-экстремистом, Иуда «хотел спровоцировать Иисуса на открытое выступление против Рима»[164].

Но, пожалуй, самое необычное объяснение поступку Иуды дал русский писатель Серебряного века Леонид Андреев (1871 – 1919) в своей повести «Иуда Искариот» (недавно была российская экранизация этой повести). Суть этой нашумевшей в свое время повести в том, что Иуда, будучи злым и уродливым человеком, которого все вокруг презирают, только в Иисусе нашел любовь к себе и сам так полюбил Иисуса, что решил взять на себя функцию инструмента, через которого свершится воля Божия – искупительная Смерть и последующая Слава Иисуса. Он, Иуда, взял на себя роль предателя, и тем самым проклятие всего человечества до скончания века. Но сделал он это, мол, в исполнение воли Божией. – Такая вот психологическая фантазия, характерная, впрочем, для религиозных метаний начала XX века.

Разным гипотезам объяснения предательства Иуды несть числа. Но нам следует обуздывать свою фантазию и внимать лишь тем кратким словам, которые мы читаем в Евангелиях.

Какие контрастные истории мы сегодня прочитали!

Первосвященники, книжники и даже один из апостолов, Иуда, хотят убить Иисуса. – Женщина в доме Симона прокаженного, выражает свою любовь.

Апостолы осуждают ее за расточительность. – Иисус говорит, что в целом мире ее будут с благодарностью помнить.

Иуда получает плату за предательство Иисуса, – а добрая женщина тратит на Него все свои деньги.

Какие уроки!

Беседа № 76.

Итак, Иисус вместе с большими толпами паломников, пришел на праздник Пасхи в Иерусалим, который был переполнен прибывшим народом. Поэтому Иисус нашел для Себя удобным ночи проводить не в Иерусалиме, а в его пригороде – Вифании. Однако Пасху нужно было праздновать в самом Иерусалиме. В последующем евангельском отрывке речь идет о поиске места в Иерусалиме для приготовления и празднования Пасхи.

Наши рекомендации