Помазание Иисуса в Вифании (26:6-13).

6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. 8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: «К чему такая трата? 9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим». 10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: «Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; 12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; 13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

Так же, как и в Евангелии от Марка (Мк 14:3-9), говорится, что Иисус был на званом обеде «в доме Симона прокаженного». Во время этого обеда и происходит удивительное помазание Иисуса. Кто такой Симон прокаженный, мы не знаем. Не знаем из этих Евангелий и имя женщины, которая возливала драгоценное миро на главу Иисуса. Видимо, та же история описана у евангелиста Иоанна, но с некоторыми отличиями. Там званый обед в честь Иисуса происходит за шесть дней до Пасхи в доме Лазаря, которого воскресил Иисус. Лазарь тоже жил в Вифании. Женщина названа Марией, сестрой Лазаря и Марфы. Она, «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его» (Ин 12:3). Что касается Евангелия от Луки, то в нем есть похожий рассказ. Но действие происходит не в Вифании и не перед Пасхой, а в Галилее, на обеде у фарисея, которого (как и прокаженного) звали Симон. Некая не названная по имени «грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк 7:37-38).

Мы не должны удивляться таким различиям похожих рассказов в Евангелиях. Если даже они описывают одну и ту же историю в разных деталях, эта история столь необычна и значительна, что, переходя из уст в уста в процессе предания, она могла обрастать разными подробностями и повествовательными прикрасами, сохраняя при этом свою сущность.

Итак, Иисус возлежал за пиршественным столом «в доме Симона прокаженного». Разумеется, речь не могла идти о том, что сей Симон был прокажен именно в тот самый день и час. Прокаженные считались нечистыми и не имели права принимать у себя гостей. Напрашивается сама собой мысль, что Симон некогда болел проказой, но был исцелен Иисусом и затем прошел обряды очищения.

К Иисусу подошла женщина с сосудом драгоценного душистого мира. Небольшие сосуды для благовоний и мазей делались из ценимого в античном мире минерала алебастра (карбоната кальция), по-гречески avla,bastroj. Бытовал обычай, согласно которому хозяин умащал головы почетных гостей благовониями. Для этого требовалось лишь немного капнуть на волосы гостя душистого масла. Но, как мы читаем, женщина поступила очень необычно: из чувства любви и благодарности она не просто капнула миром на голову возлежащего Иисуса, но вылила Ему на голову весь алебастровый сосуд. – Ее поступок вызвал раздражение учеников Иисуса. Им казалось поведение женщины вызывающим и сумасбродным. Они ропщут: «К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим». Евангелист Марк даже упоминает стоимость мира – более трехсот динариев, то есть почти год работы. Почему бы не употребить эти деньги на более богоугодное, с их точки зрения, дело – раздать нищим, что и было принято делать на Пасху.

Иисус вступается за женщину. Более того – Он хвалит ее: «Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня». Ученики желали бы потратить деньги на милостыню, то есть на «доброе дело». Но ведь и женщина сделала «доброе дело», причем сделала с радостью, любовью и щедростью. Любопытно, что говоря о «добром деле» Евангелие употребляет здесь не слово avgaqo,n (нравственно доброе дело), а слово kalo,n (не только нравственно доброе, но и прекрасное, красивое дело). Она поступила прекрасно.

Ученики мыслили трезво и практично. Иисус понял мысли недовольных учеников и процитировал им Писание «Нищие всегда будут среди земли твоей» (Втор 15,11). Однако, забота о бедных и нищих не была для Господа таким законом, ради которого отдельному человеку было бы запрещено в конкретном и неповторимом случае спонтанно проявлять свою доброту. Здесь ситуация та же, что и с законом о субботе. Можно исцелять в субботу? По закону нельзя. Можно ли нарушить закон ради сострадания к несчастному больному человеку? Своим поведением Иисус Христос свидетельствовал, что не только можно, но и нужно! Вот так и здесь: «Нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете», – сказал Иисус. Разумеется, этими словами Он вовсе не хотел оправдать существование нищеты в обществе. Своей речью Он оправдывает того человека, который без оглядки, безрассудно, пренебрегая всяким расчетом тратит все свое имущество, чтобы делать доброе и даже прекрасное дело. В истинной любви всегда должно быть определенное безрассудство и независимость от мирской необходимости.

Ученики были погружены в мысли о печальной земной реальности: «нищих всегда имеете с собою». Своим поступком женщина, может быть, о том не подозревая, символически указала на реальность высшую – на искупительную смерть Иисуса: «а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению». Помогать нищим, разумеется, нужно и важно. Кто будет отрицать?! Но присутствие Господа отодвигает на задний план все мирские дела, даже важные. Вспомним слова Иисуса, сказанные некоему книжнику: «Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:22).

Женщина умастила тело Иисуса благовонным маслом, как это было принято перед погребением. Она как бы сделала то, что не сделают после распятия вот эти практичные и трезво-расчетливые ученики.

Иисус указывает еще на один важный символический аспект поступка щедрой и любящей женщины. О ее поступке и о ней самой сохранится память везде, где только «будет проповедано Евангелие». Ведь она совершила помазание Иисуса на Царство. Во время крещения Он был помазан Духом Святым (Мф 3:16) перед началом Его земного служения. Теперь, перед Его смертью, Воскресением и Вознесением над Ним совершено миропомазание на Царство вечное. И сделала это безымянная женщина. Вряд ли сама она помышляла об этом. Но вот Иисус в этом помазании усмотрел нечто такое, о чем не могла подумать ни эта женщина, ни прочие присутствующие на обеде у Симона прокаженного. Среди присутствовавших был, конечно же, и предатель Иуда, о котором следующий рассказ.

Наши рекомендации