IV. Обличение книжников и фарисеев (23:1-33).
Предостережение от книжников и фарисеев (23:1-12).
1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: “учитель! учитель!” 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Когда мы слышим из уст Иисуса столь отрицательные отзывы об ученых книжниках и фарисеях, мы не должны понимать эти слова как предостережения от учености вообще. Речь Иисуса предостерегает нас не от учености как таковой, но от совершенно определенного образа жизнимногих, но далеко не всех, знатоков Закона в Израиле. Нелишне напомнить, что слово «книжник» – калька с греческого grammateu,j, знаток грамоты, знаток книг. В русском языке это слово grammateu,j иногда оставляется без перевода – народное «грамотей».
Книжники и фарисеи, – по словам Иисуса, – сели «на Моисеевом седалище». Иначе говоря, они уселись на место законодателя Моисея, ибо они знают Закон и толкуют его. В более поздние времена в синагогах действительно существовали особые сидения, которые назывались «Моисеевыми». Их занимали самые уважаемые учителя и толкователи Закона. Здесь Иисус говорит, что книжники и фарисеи – действительно знатоки, и учат Закону правильно: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте». Беда этих ученых людей в том, что они в жизни не поступают согласно их учению: «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».
Так Иисус говорит здесь. Но вспомним: в других случаях Он говорил Свим ученикам совсем иначе: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. … Не о хлебе сказал Я вам». И ученики «поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной», но вредного влияния «учения фарисейского и саддукейского» (Мф 16:6-12). И еще: в другой Своей речи Иисус тоже высказывается против учения книжников и фарисеев. Бог через пророка Исаию, согласно Иисусу, сказал о них:
«Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
“Приближаются ко Мне люди сии устами своими,
И чтут Меня языком,
Сердце же их далеко отстоит от Меня.
Но тщетно чтут Меня,
уча учениям, заповедям человеческим”» (Мф 15:7-9).
Формальное противоречие очевидно: в одних случаях Иисус предлагает следовать тому, что учат книжники, а в других случаях отрицает их учение. Это противоречие исследователи евангелий объясняют следующим образом: слова Иисуса Христа «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» – только по видимости похвальные. На самом деле за ними скрывается ирония и даже сарказм[121]. Не мог Иисус серьезно требовать от Своих учеников, чтобы они следовали сотням устаревших, давно обветшавших «преданий старцев», всем этим крючкотворствам в изобретении новых и новых правил, которые незаметно переходили в отрицание заповедей Закона в их сущности.
Иудейские учителя не могли не знать о милосердии Бога, но множеством своих надуманных правил мнимого благочестия затмили представление о Боге как Боге любви. Бог в их учении представлялся как мелочный надсмотрщик над каждым шагом человека, так что уже и ступить нельзя было, не нарушив то или иное правило благочестия. И вот, высказав ироническое суждение об учении книжников и фарисеев, Иисус гневно осуждает их за их показное благочестие, за которым они скрывают свою недостойную жизнь. Набожность большинства из них мнимая, лицемерная.
Иисус на немногих примерах демонстрирует лицемерие иудейских учителей. Во-первых, они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их». Перед нами образная картина. Как на вьючный скот, фарисеи возлагают на плечи людям тяжелую поклажу из всяческих предписаний, сами же и пальцем не двинут, чтобы исполнить то, чему они учат. При этом было изобретено множество хитрых уверток. Нам сейчас даже трудно представить себе, сколько хитростей было придумано, чтобы избежать исполнение предписаний Закона. Они нам кажутся комичными. Но так ведь было! Например, по субботам было запрещено трудиться, в том числе переносить тяжести. И, казалось бы, это просто. Но нет. Были придуманы толкования, или, так сказать, «подзаконные акты». Вот, например, такое толкование: «Кто носит что-нибудь в своей правой или в своей левой руке, или за пазухой, или на своих плечах, тот провинился; но тот, кто носит что-нибудь на тыльной стороне ладони, на ноге, во рту, на локте, на ухе, на волосах, … в башмаке или в сандалиях – не нарушает закона, потому что он не носит его обычным образом». Спрашивается, как люди могли додуматься до того, что разработка таких деталей может быть делом религиозного служения, а их соблюдение – вопросом жизни и смерти. Но именно в этом и состояла религия многих современников Иисуса Христа. Поэтому неудивительно, что Иисус с Его внутренней чистотой и великой свободой обрушился в Своей речи на законников, а они, в свою очередь, называли его неверующим еретиком. Сам же Иисус называет Свои заповеди легкими: «иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Во-вторых, иудейские законники «все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». О «хранилищах» у нас шла речь в прошлой беседе. Напомню: «хранилища» (евр. тефиллин, греч. филактерии), маленькие кожаные коробочки, которые иудеи во время молитвы носили на лбу и на запястье. В коробочках находились отрывочные тексты из Писания, напоминающие иудею об исповедании веры. Об этом ношении «хранилищ» заповедано в Законе: «И да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими» (Исх 13:9.16). Демонстрируя свою набожность и привлекая к себе внимание, фарисеи делали себе коробочки особенно большими и носили их не только во время молитвы, но и целый день. Такие они, мол, набожные.
Они «увеличивают воскрилия одежд своих». «Воскрилия (евр. цицит, греч. краспеда) – это кисточки из голубых нитей, нашитые по четырем концам верхней одежды. Эти кисточки тоже были напоминанием о заповедях Господних. О предписании этого обычая читаем в Законе: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, … вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Числ 15:37-40). Вот эти самые кисточки, или, как в Синодальном переводе, «воскрилия», фарисеи в знак своей набожности тоже делали длиннее, чем у остальных. – Разумеется, Иисус не был ни против «хранилищ», ни против кисточек на плащах. У Него тоже ведь были такие кисточки. Вспомним рассказ о том, как исцелилась от кровотечений женщина, прикоснувшись к Его кисточкам (Мф 9:20). Не против кисточек Иисус, но против показной набожности ради привлечения внимания окружающих.
В-третьих, книжники и фарисеи «также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах». Во время званых обедов они любили возлежать на самых почетных местах: иерархия тогда на пирах строго соблюдалась. Первое место было по правую руку от хозяина, второе – по левую, и далее тоже в определенном порядке. Важность человека в обществе легко можно было определить по занимаемому месту. И упаси Бог занять не свое место! – Во время синагогальных собраний книжники также любили сидеть впереди всех, на скамье, на которой сидели все почтенные люди, и которая стояла перед ковчегом завета, где хранились книги Священного Писания. Сидевших на этой скамье нельзя было не заметить, все прихожане почтительно взирали на них.
Наконец, в-четвертых, книжники и фарисеи «любят … приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: “учитель! учитель!”»[122]. «Народные собрания» – это буквально городские базарные площади, где было скопление народа. Вот книжники и любят, когда их все видят с их «хранилищами» и длинными кисточками и почтительно их приветствуют, называя учителями, равви. Буквально это слово означает «мой великий», но во времена Иисуса Христа оно стало пониматься как «мой учитель», обозначая книжных богословов. Только позже оно приобрело привычное нам значение «раввин», «реби». Вот книжники и любили, чтобы к ним обращались с особым почтением – «мой учитель». Они претендовали на бóльшее уважение, чем уважение, которое оказывали родителям, потому что, говорили они, родители дали человеку физическую жизнь, а учитель дает ему жизнь вечную, – не меньше того.
Иисус предостерегает Своих учеников от подобного поведения, от тщеславного стремления к почету и уважительным титулам: «А вы не называйтесь учителями[123], ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». – Иудейские учителя любили даже, чтобы их называли «отец мой». Это очень уважительное обращение,достойное только великих «отцов веры». Поэтому Иисус продолжает: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Говоря это, Иисус напоминает слова эсхатологических пророчеств Израилю: «все сыновья твои будут научены Господом» (Ис 54:13), «и уже не будут учить друг друга, брат брата» (Иер 31:34). О том же сказано в Евангелии от Иоанна: «У пророков написано: и будут все научены Богом» (Ин 6:45). – Мы видим, что Иисус был радикально против употребления почетных титулов Его учениками, то есть в Его Церкви. Но, к сожалению, церковная практика на протяжение долгой истории была иной, и для нас стало привычно традиционным употреблять титулы «священство», «преосвященство», даже «высокопреосвященство» и даже «святейшество», не говоря уже об «отцах» и «владыках». И тут мы ничего поделать не можем: традиции бывают неистребимыми. Однако, уважая наши «предания» наших «старцев», мы не должны забывать, что это – всего лишь дань церковному ритуалу и этикету.
Завершает свои предостережения Иисус таким наставлением: «Больший из вас да будет вам слуга».– В те времена было принято, чтобы ученики прислуживали своим учителям. Да и сейчас это кажется в той или иной мере естественным. Но Иисус против такой практики. У Него все привычные мирские представления переворачиваются. Мы уже читали в нашем Евангелии такие слова Иисуса: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»(Мф 20:26-28). Не только Своей Крестной смертью, но и Своим поведением при земной жизни Он подавал пример служения. Евангелие от Иоанна рассказывает, что Иисус омыл ноги Своим ученикам (Ин 13:3-17), что было немыслимо в Иудее того времени.
Поясняется мысль о служении изречением, которое носит характер пословицы: «ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Иначе говоря, Бог возвысит тех, кто не превозносится над другими, не ищет высоких титулов и наград. И напротив, – Бог унизит всякое тщеславие или, как сказано в песне Девы Марии в Евангелии от Луки, – Бог «низложи2 си6льныя со престw1лъ, и3 вознесе2 смирe1нныя» (Лк 1:52).
Вслед за предостережением от лицемерного и тщеславного поведения книжников и фарисеев, следует гневное их обличение, которое носит характер пророческих высказываний «Горе вам!». Семь раз из уст Иисуса звучит этот возглас «Горе!» (греч. Ouvai., буквальный перевод «Увы!»). В этом восклицании смешаны гнев, печаль и сожаление.
2. Семь обличений: «Горе вам книжники и фарисеи…» (23:13-33).
Первое «Горе»:
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Как уже прежде обсуждалось, слово «лицемер» буквально означает носящего маску актера на сцене. Иисус часто употребляет это слово применительно к книжникам и фарисеям. Этим Он хочет сказать, что они разыгрывают спектакль своей праведности. При этом они затворяют Царство Небесное от людей. Как они это делают? Об этом уже было сказано выше: они налагают на народ непосильную ношу мелочных правил, закрывая ими самое основное – то, что Бог ожидает от верующих не бесчисленных ритуальных жестов, жертв и слов, а любви, смирения, милосердия и справедливости. В этом – воля Божия! Только так Царство Небесное может реализоваться на земле. Поскольку фарисеи сами убеждены в необходимости своих бесконечных норм и правил набожности, они и сами не входят в Царство Небесное и тех, кто хочет войти не пускают. Они и сами заблуждаются, и вводят в заблуждение других.
Следующее «Горе» (стих 14) – экстраординарное, так как отсутствует в критическом тексте Евангелия от Матфея. Это «Горе» выпадает из «семерки». Оно было добавлено позже из Евангелий от Марка (12:40) и Луки (20:47):
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
Речь здесь идет о такой особенности, принятой в Иудее того времени. Книжники, учителя Закона не могли брать платы за свое учение: предполагалось, что у каждого из них было свое ремесло, которым он зарабатывал на жизнь. Но в то же время бытовало убеждение, что каждый человек, оказывающий равви материальную поддержку, обеспечит себе высокое положение на небесах. Поэтому не больно щепетильные книжники позволяли, чтобы их учительство высоко оплачивались. К тому же, когда их просили помолиться, совершить молебен, они делали это (за деньги, разумеется) для вида слишком долго. Чем длиннее молитва, тем дороже. Так что нет ничего необычного в том, что впечатлительные женщины, особенно вдовы, становились, так сказать, жертвами любящих хорошо пожить иудейских учителей. Вот потому и сказано, что худшие из них «поедают дома вдов».
Второе «Горе»:
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Иудеи I века активно занимались миссионерством среди язычников. Их деятельность имела успех. Повсюду в Римской империи язычники обращались к Богу Израиля и принимали Закон Моисея через обрезание. Таковых называли «прозелитами», то есть «пришедшими». Были и так называемые «боящиеся Бога» – язычники, принявшие моральный закон иудеев, но еще не обрезанные. О них мы читаем в книге Деяний (17:4) и в посланиях апостола Павла. – Но Иисус обвиняет иудейских миссионеров в том, что они фактически приводят людей не к Богу, а в свою фарисейскую секту, и тем самым закрывают для них вход в Царство Небесное. Почему при этом обращенные язычники становятся «вдвое худшими» самих иудейских миссионеров? Конечно, здесь возможна простая гипербола. Но возможно, что за этим высказыванием стоит та мысль, что новообращенные, неофиты, как правило своим фарисейским рвением превосходили своих учителей фарисеев. Так часто бывает.
Третье «Горе»:
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. 17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? 18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. 19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? 20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
Вопрос о клятве уже обсуждался в Нагорной проповеди. Там ветхозаветной заповеди о честном клятвенном свидетельстве Иисус противопоставил Свою новую заповедь: «А Я говорю вам: не клянись вовсе!» (Мф 5:34). Теперь же Он приводит новые примеры фарисейской казуистики, позволяющей им обходить обязательность клятвы. Главный принцип уверток был таков: в глазах иудея клятва была обязательной, если это была нерушимая клятва. Анерушимой клятва была тогда, когда в ней прямо или косвенно упоминался Бог. В этом случае Бог считался свидетелем, и нарушить эту клятву значило оскорбить Бога. Любая другая клятва могла быть нарушена.
В Иудее поощрялся благочестивый обычай приносить в дар Богу что-нибудь из своего имущества. Такой дар Богу (евр. корван) сопровождался клятвенным обещанием, что отныне посвященное Богу будет принадлежать только Богу и никому другому (ср. Мк 7:11; Мф 15:5). Иисус приводит примеры корвана: приносимое в Храм золото, дар, возлагаемый на жертвенник. Они – корван, обещаны Богу. И нарушать такое обещание ни в коем случае нельзя.
Высмеивая искусство уверток и отговорок в исполнении клятвенных обещаний, Иисус как бы говорит фарисеям: «Вы довели искусство изворачиваться до такого совершенства, что клятву Храмом считаете не обязательной, тогда как клятву золотом Храма считаете обязательной; клятву жертвенником – не обязательной, а клятву даром на жертвеннике, обязательной». Вряд ли Иисус описывает реальные случаи. Скорее, Он приводит эти примеры ради того, чтобы показать весь абсурд фарисейской казуистики, которая ищет возможность уклониться от обязательности честного исполнения клятвы. А честность – то, чего от нас ожидает Бог. И подлинно верующий человек знает, что Бог присутствует везде, – и в Храме, и на жертвеннике, так что уклониться от Его взгляда невозможно.
Четвертое «Горе»:
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
По Закону Моисея в пищу можно было употреблять только то, с чего отдана десятина для содержания Храма и трудящихся в нем левитов и священников (Лев 27:30). Абсурд приведенных Иисусом примеров вскрывает всю мелочность иудейского стремления доказать свою праведность. Фарисеи не забывали давать крошечную десятину с пряных трав, хотя в сердце своем они могли забывать о «важнейшем в Законе» – справедливости, милосердии и вере. Иисус иллюстрирует такую «праведность» юмористической картиной. Чтобы случайно не выпить что-нибудь нечистое, вино процеживали через ткань, чтобы отцедить маленькое насекомое, и в то же время глотает нечистое животное – верблюда. В фарисейской набожности утрачено чувство меры и реальности!
Пятое «Горе»:
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. 26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
В Законе много сказано о нечистоте и очищении. В частности, об очищении посуды. Речь при этом шла не просто об очищении от физической грязи, но об обрядовом очищении. Ведь посуда, прежде чем ты ею воспользуешься для еды, могла случайно попасть в руки ритуально нечистого человека. Поэтому было важно, чтобы вся посуда была обрядово чистой, и правил ее очищения было в то время великое множество. Разумеется, книжники и фарисеи очищали не только «внешность чаши и блюда», но мыли то и другое также внутри. Но Иисусу важно не это. Он с сосудом метафорически сравнивает человека. Внешне фарисей выглядит ритуально чистым, не оскверненным. Но чем наполнен этот сосуд? Внутри фарисея, в его сердце он может быть полон «хищения и неправды». Слепой! – неужели он не понимает, что Бог – Творец не только «внешнего», но и «внутреннего», то есть сердца человеческого?! Как то, так и другое сотворено для чистоты. Неужели он не понимает, что только чистые или нечистые помышления сердца делают и внешнее состояние человека чистым или нечистым перед Богом?!
Шестое «Горе»:
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Мы видим еще один пример сопоставления внешнего и внутреннего в человеке. Иисус произносит очень неприятное обвинение. Оно опирается на постановление Закона: «Всякий, кто прикоснется … к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней» (Числ 19,16). Книжники и фарисеи – по словам Иисуса – подобны окрашенным, то есть побеленным, гробам (гробw1мъ пова1плeнымъ на церковнославянском). – У иудеев был обычай белить придорожные надгробные камни, чтобы ни один паломник не задел случайно и не стал бы нечистым. Эти надгробные камни были белыми, красивыми, но за ними были трупы и скелеты, прикосновение к которым оскверняло человека. Иначе говоря, фарисеи упрекаются за то, что они концентрировали свое внимание на внешнем. Пока исполнялись все внешние религиозные обряды, они выглядели привлекательно. Но сердца их могли быть при этом черными, как смерть. – Не правда ли, – это характерно не только для фарисеев, которые жили 2.000 лет назад, но и для множества христиан (и не только христиан) нашего времени.
Седьмое «Горе»:
29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: “если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков”; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших. 33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
Иисус обвиняет иудеев в том, что в истории их есть позорные пятна убийств. Страдали мученики-пророки. Исаия был перепилен пилой, Иеремия побит камнями. Во время Маккавейских войн погибло множество мучеников за веру. В век Иисуса Христа формируется что-то вроде культа святых. Книжники и фарисеи ухаживали за могилами мучеников, украшали их гробницы мрамором и утверждали, что, если бы они жили в те давние времена, они не убили бы пророков и тех, кто положил свою жизнь за веру. Но, – утверждает Иисус, – именно так бы они и поступили, «сыновья тех, которые избили пророков». Далеко ли было ходить за примерами? Встретив Иоанна Крестителя, они вели себя именно как наследники своих отцов-убийц. Встретив Иисуса, они предали Его смерти. Встретив апостолов и последователей Иисуса, они побивали их камнями. Таким Иисус иронически советует: «Дополняйте же меру отцов ваших». За этим образом стоит мысль, что существует некая мера Божия долготерпения, и, когда эта мера будет переполнена, гнев Божий обрушится на грешников.
«Змии, порождения ехиднины!», то есть «змеи, отродье змеиное». Так, уже не в первый раз называет Иисус фарисеев (ср. Мф 12:34). В Своих резких словах Он следует Иоанну Крестителю, который, «увидев … фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: “Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?”» . Иисус обвиняет книжников и фарисеев в том, что несмотря на всю свою внешнюю набожность они остаются такими же ядовитыми и злыми, как их предки. Но мера будет переполнена, и местом их осуждения станет геенна.
Беседа № 71.
В предыдущей Беседе звучало семикратное обличение из уст Иисуса Христа книжников и фарисеев в их лицемерии, ханжестве и мнимой праведности . Последнее, седьмое обличение было, пожалуй самым страшным. Иисус приравнял современных Ему законников их отцам, которые избивали и убивали пророков Божиих. «Дополняйте же меру отцов ваших», – с грустной иронией советует Он Своим современникам.
Стихи, с которых мы начнем сегодня, открывают длинный ряд эсхатологических пророчеств Иисуса. И первое, о чем Он теперь скажет, – скорбное пророчество, которое подхватывает тему преследований и убийств праведников Израиля.