И молодом осле, сыне подъяремной”».
Слова Синодального перевода «да сбудется реченное через пророка» точнее переводится как «да исполнится реченное через пророка». Глагол «исполняться» евангелист Матфей использует исключительно в смысле осуществляться Ветхозаветному пророчеству. С этой «формулой исполнения» («да исполнится») мы уже многократно встречались: Мф 1:23; 2:6.15; 4:14-16; 8:17; 12:18-21. Евангелист подчеркивает, что въезд Иисуса в Иерусалим на молодом осле имел символическое значение, смысл которого надо искать у некоего пророка.
Выше мы упомянули бытовавшее в Древней Церкви еще с 4-го века театрализованное действо «хождения на осляти». Оно было установлено не случайно. Дело в том, что и сам Вход Господа Иисуса в Иерусалим был, если позволительно так выразиться, преднамеренно «театрализован». Подобные зрелищные действа мы встречаем у пророков Ветхого Завета. Вместо слов пророки иногда прибегали к жестам и к драматическим действиям, которые производили подчас более сильное впечатление, чем устная весть. Именно к такому пророческому действию прибегает и Иисус. Все паломники, даже те богатые люди, которые подъезжали к Иерусалиму на колесницах, должны были входить в Иерусалим пешком. Но Иисус решил войти в город не просто в толпе прочих паломников, но въехать в Иерусалим на осле, то есть так, чтобы все видели, что Он – Мессия, Помазанный Богом Царь. Почему так? Дело в том, что въезд в город на осле в Библейском мире был исполнен особой символики. В нашей культурной традиции осел считается символом упрямства и глупости. Не так было в мире Библейском. В Палестине осел считался мирным и благородным животным. Царь отправлялся на войну на коне– животном боевом, а в мирное время он же ехал на осле – животном мирного труда. Вот и Иисус появляется в Иерусалиме на осле. Хотя Он и был Мессией, в Свой город Он въезжает не так, как было принято у «князей народов» и «властвующих вельмож» (Мк 10,42), не как воинственный триумфатор, но как «Царь мира» из пророчества Захарии, которое было прекрасно известно иудеям, и которое имеет в виду евангелист Матфей. Вот это пророчество:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона,
торжествуй, дщерь Иерусалима:
Се Царь твой грядет к Тебе,
Праведный и спасающий,
Кроткий, сидящий на ослице
и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9,9).
То есть Иисус въезжал в Иерусалим как кроткий царь любви и мира, а не как воинственный и победоносный герой, которого, собственно, ожидала толпа. «Глас народа» далеко не всегда «глас Божий», и наглядно-пророческое поведение Иисуса Христа направлено именно на исправление наивных общенародных представлений и ложных упований на спасение.
В иудейской традиции бытовали разные представления о том, каким будет ожидаемое явление Божественного Посланника, которое ознаменует наступление Царствия Божия. Одно представление отражено в книге пророка Даниила. Мессия я́вится на облаках: «Видел я в ночных видениях,
Вот, с облаками небесными
шел как бы Сын человеческий» (Дан 7:13).
Второе представление отражено у пророка Захарии: Мессия я́вится на осле. Эти два представления трудно совместить. Но в Талмуде была предпринята такая попытка. Один из иудейских учителей 3-го века сказал: «Если они [то есть народ Израиля] будут иметь заслуги, Он [Мессия] придет с облаками небесными. Если они не заслужат, то смиренно и верхом на осле»[95]. «Таким образом, Иисус сознательно выбирает такой способ входа в столицу, который должен был много сказать тем, у кого были глаза и уши. Недаром некоторые толкователи называют этот вход инсценированной притчей»[96].
Вернемся непосредственно к Евангельскому тексту. Итак, «ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла». Эта история с поиском ослицы тоже ведь символична. Она напоминала читателям и слушателям древнюю библейскую историю о молодом Сауле, о том, как в его жизнь вошел Бог. – Когда Саул был помазан в правители народа Божия, пророк Самуил предсказал ему три знамения, среди которых упоминается поиск и находка ослицы. Самуил сказал при этом: «Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог. … и сбылись все те знамения в тот же день» (1 Цар 10,1-9). Вот и в нашем случае история с поиском и находкой ослицы слушателями Евангелия понималась как знамение, подобное тому, которое был дано Саулу. Если теперь говорится, что ученики «пошли и поступили так, как Иисус сказал им», то это означало следующее: знамение сбылось. По аналогии с ветхозаветной историей это свидетельствовало об Иисусе, что с Ним Бог.
Приведя ослицу и молодого осла, ученики вместо седла «положили на них одежды свои, и Он сел поверх их». Это звучит загадочно. Как можно сесть сразу на ослицу и на осленка? Следует заметить, что о двух животных (ослице и молодом осле) говорится только у евангелиста Матфея. И у Марка, и у Луки говорится только об одном молодом осле. Да и у пророка Захарии в оригинальном тексте тоже говорится только об одном осле, правда – в двух параллельных строках. Вот как звучит это в новом переводе:
«Ликуй, дева Сион!
Пой, дева Иерусалим!
Царь твой к тебе идет!