Часть седьмая: Приближение конца (21:1 – 25:46).
I. Вход в Иерусалим и очищение храма (21:1-22).
Вход в Иерусалим (21:1-11).
1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2 сказав им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их». 4 Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
5 «Скажите дщери Сионовой:
“се, Царь твой грядет к тебе
Кроткий, сидя на ослице
и молодом осле, сыне подъяремной”».
6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. 8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал:
«Осанна Сыну Давидову!
благословен Грядущий во имя Господне!
осанна в вышних!»
10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: «Кто Сей?» 11 Народ же говорил: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского».
Итак, до Иерусалима от Иерихона, где мы оставили Иисуса Христа в последнем рассказе об исцелении слепцов, было совсем недалеко, километров 25-30, так что Иисус почти достиг Своей цели. Скоро Он войдет в религиозную столицу Израиля.
Какой известный рассказ! Ведь для нас Вход Господень в Иерусалим – великий праздник. Он называется по-разному – Неделя ваий, Вербное воскресенье. В этот день существует традиция освящения верб. Для большого количества церковных людей смысл этого дня и сводится к освящению веточек вербы, которые затем, высохшие, хранятся до следующего года. А в старину этот день сопровождался еще торжественным театрализованным действом «Хождение на осляти», то есть на коне, символически изображавшем осла. Этот театрализованный обряд был известен в Константинополе с 4-го века. На Руси он практиковался в Новгороде, а с середины 16-го века в Москве. При этом Первосвятитель (митрополит и затем патриарх), восседал на «осляти», символически изображая Христа, входящего в Иерусалим. Царь же Московский вёл этого «осля» под уздцы. С исчезновением патриаршества при Петре I забывается и это праздничное представление.
Но обратимся к тексту. Иисус в сопровождении учеников приблизился к Иерусалиму, к селению Виффагия (что означает «дом смокв») и к Елеонской горе. До Иерусалима – рукой подать. Елеонская (в русском переводе Масличная) гора взяла своё название от оливковых рощ, которыми в древности были усеяны все её склоны. Древние оливковые деревья и поныне являются достопримечательностями этого места паломничества многочисленных верующих, так как Елеонская (Масличная) гора священна для иудеев, христиан и мусульман.
Упоминание Елеонской горы символично. Первые христиане при мысли о Елеонской горе могли вспоминать, что именно с этой стороны после Вавилонского плена вошла в город и в храм «слава Бога Израилева» (Иез 43:1-4). Именно на Елеонской горе Бог станет судить в последний День (Зах 14:4). Не случайно один из иудейских вождей для борьбы с иноземцами собрал народные толпы на Елеонской горе, чтобы именно с нее вторгнуться в Иерусалим. – Для того, кто знал обо всем этом, вход Иисуса в город со стороны Елеонской горы приобретал символический смысл.
Иисус посылает двух учеников в селение напротив. Возможно, это Вифания (что означает «дом фиников»). При этом Он дает им распоряжение найти ослицу на привязи и с нею молодого осла, отвязать их и привести к Нему. В том случае, если учеников кто-то остановит и спросит, чтó они делают, они должны сказать, что ослы «надобны Господу»(Господу или просто господину, то есть хозяину животных? – не ясно!). Тогда им позволят увести ослов. Почему? – Все это звучит несколько загадочно. Разумеется, можно предположить, что за распоряжением Иисуса стоит его сверхъестественное знание и предвидение. Но более рациональные исследователи делают и более рациональные предположения.
Дело вот в чем: Когда мы читаем Синоптические Евангелия, у нас складывается впечатление, что Иисус посетил Иерусалим впервые. Но когда же мы читаем Евангелие от Иоанна, мы видим Иисуса в Иерусалиме неоднократно[94]. Ясно, что Иисус регулярно посещал Иерусалим по великим праздникам. И в этом нет никакого противоречия. Авторов первых трех Евангелий особенно интересует проповедь Иисуса в Галилее, автора же четвертого Евангелия Иоанна интересует проповедь Иисуса в Иудее. Более того, в первых трех Евангелиях есть косвенные указания на то, что Иисус нередко бывал в Иерусалиме: например, близкая дружба с Марфой, Марией и Лазарем, жившими в Вифании, чтó говорит о том, что Иисус неоднократно посещал их. Этим неоднократным посещением Иерусалима может объясняться и случай с ослами. Иисус мог заранее оговорить всё со Своими друзьями, вплоть до пароля, который Он сообщает двум Своим ученикам, посланным за ослами: «они надобны Господу». – Принимать мистическое или рациональное объяснение рассказа – дело нашего выбора и предпочтения, так как история в любом случае довольно загадочна.
Евангелист Матфей комментирует: «Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
«Скажите дщери Сионовой:
“се, Царь твой грядет к тебе
Кроткий, сидя на ослице