И вино в ней крепкое, пряное.
Он нальет его всем нечестивцам земли:
они до дна, до осадка выпьют чашу!» (Пс 74,9)[93].
Так и пророк Исаия, размышляя о бедах и несчастьях, постигших Израиль, пишет, что Иерусалим «выпил чашу ярости Господа» (Ис 51,17).
Говоря о «чаше», Иисус, разумеется, имел в виду «чашу страданий». «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?». И братья, не давая себе труда задуматься, легкомысленно отвечают: «Можем». Иисус продолжает: «Чашу Мою будете пить, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим». (Заметим попутно: Если бы только братья знали, что справа и слева от Иисуса будут распяты два разбойника! Но ведь они в страхе бежали от Креста – кто куда!) Итак, «чашу они выпьют». Иисус предсказывает мученическую кончину братьев Зеведеевых. Действительно, Иаков был первым апостолом-мучеником, казненным по приказу Ирода Агриппы I – внука Ирода Великого (Деян 12:2). Иоанн, по всей видимости, дожил до старости. Но и он подвергался преследованию со стороны римских властей в эпоху гонений при императоре Домициане. Иоанн был сослан на остров Патмос.
Далее Иисус утверждает, что не в Его власти определять иерархию в Царствии. Это – дело Бога, Который не отдает предпочтения «первым», «властным» и «сильным». У Бога другие меры значимости. Окончательное решение во всем принадлежит Богу, и решать посмертную судьбу каждого будет Бог.
Понятно, что просьба Иакова и Иоанна, пусть даже высказанная их матерью, вызвала глубокое возмущение других учеников. «Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев». Снова начал разгораться старый спор о преимуществах, о том, кто должен быть бóльшим. Но Иисус прекратил эти споры. Он, «подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом”». Именно так определяется иерархия в Церкви. У последователей Иисуса Христа должны быть приоритеты и ценности иные, нежели в царстве земных князей и вельмож. – Основание для такого, по земным понятиям абсурдного (!), переворачивания привычных отношений между учениками лежит в пришествии Самого Иисуса. В Книге пророка Даниила было сказано, что Сыну Человеческому будет «дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан 7:14). Но Иисус всё переворачивает, говоря: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». При этом следует заметить, что и эти словаИисуса вряд ли могли быть понятными для Его учеников. Уж слишком они расходились с общепринятыми нормами и представлениями. Ученик должен был прислуживать своему учителю. Так всегда было, так есть, так всегда и будет: это норма социального поведения. Но Иисус всё это нарушает Своими словами. Добавим, – и поступками. Так, Евангелие от Иоанна рассказывает, что Иисус вымыл ноги Своим ученикам (Ин 13:3-17). Это немыслимо в Иудее того времени, и не только в Иудее.
Но вообще-то, если задуматься, мир всегда инстинктивно принимал те нормы поведения, о которых говорил Иисус. Разумеется, мир будет уважать властного человека, восхищаться им, превозносить и бояться его, но любитьон будет любящего, беззаветно служащего и помогающего человека.
Впервые появляются слова о смысле, о цели Крестной смерти Иисуса. Этот смысл заключается в том, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих». Здесь слово «душа» понимается в библейском смысле – как «жизнь». Соответственно, «отдать душу» – то же, что «отдать жизнь». А слово «искупление» буквально означает «выкуп». За мыслью о жизни, отданной как выкуп за спасение многих, стоит пророчество о страдающем Рабе Божием из книги Исаии.
«Он взял на Себя наши немощи
и понес наши болезни…
Он изъязвлен был за грехи наши
и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего было на Нем,
и ранами Его мы исцелились…
…Он, Праведник, Раб Мой,
Оправдает многих
и грехи их на Себе понесет» (Ис 53:4-5.11).
Итак, появляется образ искупления, выкупа. Этот библейский образ в своей основе имеет, конечно, всем известный буквальный смысл платы за освобождение пленника, раба, заложника. Однако, уже в глубокой древности слово «выкуп», «искупление» приобрело религиозное значение и сало синонимом освобождения, избавления, спасения, утратив при этом буквальный смысл выкупа. Так, например, Бог называется Искупителем Израиля. Он «искупил» Свой народ из египетского рабства, хотя, как известно, никакого выкупа Бог фараону не платил. И тем не менее Он – Искупитель.
«Так говорит Господь, Царь Израиля,
и Искупитель его, Господь Саваоф:
Я первый и Я последний,
и кроме Меня нет Бога» (Ис 44:6; ср. Ис 41:14; Иов 19:25 и так далее).
Да и сам Исход из Египта назывался Искуплением.
Позже возникла традиция считать смерть невинного страдальца или мученика искупительной, освобождающей народ от его грехов. Так и Крестная Смерть Иисуса Христа стала называться «искуплением».
Уже очень рано люди, слишком буквально понимая метафору «искупления», то есть «выкупа», начали задавать себе вопрос: Кому отдал душу Христос? Кому Он заплатил Своею жизнью за нас? Так, уже знаменитый ученый Ориген (III век) задавал вопрос: «Кому отдал Он Свою жизнь для искупления многих? Ведь не Богу же? Может быть, тогда диаволу? Ибо диавол крепко держал нас в руках, пока ему не был уплачен выкуп, жизнь Иисуса». Конечно, это была странная теория, будто жизнь Иисуса была уплачена в качестве выкупа диаволу, с тем, чтобы диавол выпустил людей из рабства, в котором он их якобы держал. Потом-то, мол, диавол понял, что он переоценил свою власть, да было уже поздно. Уже св. Григорий Нисский (IV век) увидел в этой теории слабое место, а именно, в том, что в этом случае диавол считается равным Богу и вступает с Богом в сделку на равных. И тогда св. Григорий Нисский развил другую теорию, о разыгранном Богом обмане диавола. Диавол, якобы, был введен в заблуждение мнимой слабостью воплотившегося Сына Божия. Диавол ошибочно принял Иисуса за простого человека, попытался подчинить его своей власти, но… не тут то было! Он при этом утерял свою власть. И опять же это – странная идея: якобы Богу пришлось одолевать диавола посредством наивного обмана. Эта теория «божественного обмана» держалась довольно долгое время. Так, например, св. Григорий Великий (VI век) придал метафоре такой вид: воплощение Сына Божия было уловкой, чтобы поймать великого левиафана-диавола. Божественность Христа была, якобы, крючком, а плоть – наживкой. Когда эта «удочка» была закинута, диавол, якобы, проглотил наживку (плоть Иисуса), но проглотил-то при этом и гибельный для него крючк (то есть божественность Сына Божия), и таким путем был побежден навсегда.
А вот еще: католический богослов и философ XII века Петр Ломбардский писал следующее: «Распятие было мышеловкой для уловления диавола, в которой приманкой была кровь Христа». Какой отталкивающий образ! Тут уж, что называется, «дальше ехать некуда». Все это показывает, чтò происходит, когда люди берут драгоценную и прекрасную метафору, понимают ее буквально и делают из нее произвольные выводы.
Ни в коем случае нельзя забывать, что «искупление» – именно метафора, метафора освобождения! Например, когда мы говорим, что свобода может быть «куплена» лишь «ценой» крови, труда, пота и слез, мы никогда не пытаемся выяснить, кому эта цена платится.
Остается разобрать еще один момент. Что означает «искупление многих»? Не всех, а только «многих»? Кого «многих»? Здесь надо знать об особенности употребления слова «многие» в семитских языках. В европейских языках слово «многие» подразумевает «но не все». В древнееврейском же языке слово «многие» означает просто «множество» безотносительно к количеству и понимается как «все». Смерть Иисуса Христа – искупление, то есть освобождение от власти греха и смерти всех, кто примет этот дар спасения и последует за Христом. Смерть Иисуса – заместительная жертва. Он ведь умирает не за Свои грехи, а берет на Себя грехи других, о чем и было пророчество Исаии:
«Он, Праведник, Раб Мой,
Оправдает многих
и грехи их на Себе понесет» (Ис 53:4-5.11).
Беседа № 65.
Наши последние Беседы были посвящены речам Иисуса Христа, которыми Он поучал Своих учеников, находясь на пути в Иерусалим, тот великий город, который вскоре станет местом Его Страданий и Его Славы. Вот Он уже совсем близко к Иерусалиму, в Иерихоне. Окруженный учениками и множеством народа, Иисус покидает Иерихон и совершает чудо исцеления двух слепцов. Этим чудом завершается Его путь через Галилею и Иудею в Иерусалим.