И не принимает их благосклонно от вас
и вы говорите: “За что?”
За то, что ты предал
Жену юности твоей,
Хотя Господь был между вами
Свидетелем,
Предал подругу твою,
Жену законную.
И разве не сделал Господь вас
Единым целым
и телом, и духом? …
“Прогонять жену, ненавидеть ее –
Все равно что пятнать себя насилием,
– сказал Господь Воинств. –
Берегите дух ваш
и не становитесь предателями”»(Мал 2:13-16)[76].
Таким образом, уже для древнего пророка Малахии развод – несмотря на то, что его допускает Закон Моисея – становился реально невозможным, ибо противоречил воле Божией. И Малахия не был одинок в этом убеждении. Так, например, кумраниты запрещали развод. Пророк Малахия (единственный во всем Писании) осуждал развод, но ведь при этом и не запрещал его! Обо всем этом велись нескончаемые дискуссии.
Невозможно спорить с тем фактом, что по букве Закона существует право на развод! Если бы Иисус Христос оспорил это, то сложилось бы впечатление, что Он открыто «разрушает» Закон Моисея, объявляет его утратившим силу. В этом и состояло искушение вопроса фарисеев: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?». Возможно, они знали, что в этом вопросе Иисус настроен не менее решительно, чем пророк Малахия. И если бы Иисус публично высказался именно в таком духе, отвергая развод, то против Него можно было бы выдвинуть обвинение в беззаконии, в кощунственном отношении к святому Закону Моисея!
Но не так-то просто было поймать Иисуса на слове! Он не собирается вступать в бесконечные споры о дозволительных и недозволительных причинах развода. Для Него определяющей и существенной была Божественная благая воля, лежащая в основе всего творения. Всякие вопросы о позволительности развода и о причинах развода были для Него несущественными, почти бессмысленными. Такие вопросы может ставить только тот, кто не понял или остался равнодушным к замыслу Божию в Его творении.
Иисус задает фарисеям встречный вопрос, отсылая их к самым истокам творения и говоря о замысле Бога при сотворении человека. «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Такова принципиальная позиция, отсылающая нас к идеалу брака в Божественном замысле о человеке. Иисус напоминает о двух всем известных местах истории Творения. В одном из них говорится о том, что человек изначально задуман Богом как некое единое существо в двух, так сказать, ипостасях: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). В другом месте говорится, что это единство реализуется в форме брака: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2:24). Хорошо ли человеку «разлучать» то, что «сочетал» Бог? Очевидно, вопрос этот риторический. Итак, Иисус задает вопрос: «Не читали ли вы всё это?». Разумеется, читали. Но фарисеи от такого ответа уклоняются. Они ведь искушают Иисуса, и для них в этот момент важна не заповедь, выражающая изначальную благую волю Божию. Им важно не то, чего от них ждёт Бог, а то, что Он им позволил делать! Поэтому фарисеи не сдаются и указывают на Закон Моисея: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?». Они считают, что Закон ведь тоже дан по воле Божией, он – святой и Божественный. Он им позволил разводиться! И с этим не поспоришь. И этот факт Иисус, разумеется, не отвергает. Но и здесь Он находит разумный выход из видимого противоречия. «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так».
«По жестокосердию вашему». Что под этим понимается? Упрек в жестокосердии довольно часто встречается в Ветхом Завете. Под жестокосердием понимается та сердечная нечувствительность, которая произрастает из постоянного непослушания воле Божией. Согласно Иисусу, Моисей позволил мужу разводиться с женой вследствие того, что сердце израильского мужчины огрубело. Оно утратило духовную чуткость, оно слепо и глухо к Слову Божию, к воле Божией, в данном случае – к изначальной воле Бога, воплощенной в людях до их грехопадения, в их райском состоянии.
В словах Иисуса мы чувствуем Его поразительную свободу вообще и свободу в отношении буквы Писания. Ведь в книге Бытия как бы само собой разумеется, что развод запрещается. А в книге Второзакония развод при некоторых условиях дозволяется. Но Иисус абсолютно уверен в том, что Он знает волю Своего Отца Небесного. Так, Он уверен, что воля Божия, выраженная в Творении первоначальнее, важнее позднее возникшего закона Моисея, который не отменяет той, изначальной воли Божией.
Ведь Закон Моисея дан людям в состоянии их глубокой греховности, которая не уменьшалась, но становилась все более тревожной и непреодолимой. Закон был дан с двойной целью. Во-первых, для того, чтобы хотя бы отчасти приостановить разрушающее действие греха. Во-вторых, чтобы, согласно учению апостола Павла, привести людей к сознанию своего бедственного положения, своей греховности, и через покаяние проложить путь к Спасителю и приблизившемуся с Ним Царству Небесному. Итак, Закон был дан людям в их отнюдь не райском состоянии, а в состоянии неисцелимой человеческими силами болезни. Закон со всеми его заповедями приспособлен к «жестокосердному» миру. В Раю такой Закон был не нужен, ибо «сначала не было так».
Развод есть зло. Но и жизнь вдвоем, когда нет ни единства, ни любви, а есть только раздражение, а то и ненависть, – еще худшее зло. Поэтому Закон из двух зол дозволяет, так сказать, меньшее зло. Законное позволение развода – Божественная уступка греховному человеку, неспособному следовать истинной воле Божией.
Иисус – Вестник Царствия Божия, в котором не только будет восстановлен изначальный порядок Творения Божия, но даже не будет уже самой потенции, возможности этот порядок нарушить.
Ну, а в этом мире– что ж – все вынуждены признать, что разводы – неизбежное зло. Но и здесь Иисус выступает как тот, кто знает волю Своего Отца, выраженную в Законе о разводе. Фарисеи без конца спорят о возможных причинах развода, доводя эти дискуссии до абсурда. Иисус, отказываясь от подобных дискуссий, принципиально осуждает развод как таковой. Такое отрицание любого развода в окружении Иисуса Христа было абсолютно единичным, уникальным[77]. Иисус же уверенно настаивает на том, что развод есть зло прелюбодеяния: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею … и женится на другой, тот прелюбодействует»[78]. Но при общем отрицании развода Он допускает одну, и только одну причину, которая определяет возможность развода. Эта причина – прелюбодеяние жены в отношении мужа, или в точном церковнославянском переводе «ра1звё словесе2 любодё1йнагw», то есть «кроме причины блуда», когда развод может быть необходимым подтверждением отсутствия истинного брака как такового.
Во всех остальных случаях брак должен быть нерасторжимым. Должен быть, но… в реальности это не так! Ибо люди остаются не менее «жестокосердными», чем во времена Моисея. Заповедь Иисуса осуществима лишь при условии устранения «жестокосердия» (sklhrokardi,a). Это слово, неизвестное в греческой письменности кроме библейской, напоминает ветхозаветные пророчества о «каменном сердце». Согласно этим пророчествам, жестокосердие будет упразднено только в эсхатологическое время спасения: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез 36:26). Поэтому заповедь Иисуса Христа о нерушимости брака была бы нереализуемой, всего лишь осуждающим приговором жестокосердному человечеству, если бы при этом Он не принес того обновления, о котором возвещали пророки, и которое осуществляется в Царстве Божием, грядущем в Самой Личности и в спасительной миссии Иисуса Христа.
И в этом отношении показательно, что Иисус, осуждая любой развод, осуждая уже всякий взгляд с вожделением, как это мы видели в Нагорной проповеди (Мф 5:28), тем не менее принимает в свое общество, то есть в Царство Божие блудниц, прощая их грехи (см. рассказ о прощенной грешнице Лк 7:36-50). Особенно показателен в этом смысле рассказ о женщине, обвиненной в прелюбодеянии (Ин 8:1-11). В этой истории прощение принимает форму правила премудрости: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8:7). Как можно соединить эту доброту Иисуса с Его строгими требованиями? Существует только одно объяснение: когда Иисус Христос прощает и принимает грешников, само прощение подвигает их к тому безусловному покаянию и обращению, которого требуют Его заповеди Царства.
Итак, Иисус учит, что развод мужчины с женою есть прелюбодеяние с его стороны, то есть нарушение супружеской верности по отношению к жене, и тем самым (как прелюбодеяние) – нарушение одной из важнейших заповедей Закона Моисея. И это казалось окружающим Иисуса иудеям чем-то странным и неслыханным. Ведь все считали, что совершить прелюбодеяние могла только жена в отношении своего мужа. И за такое преступление полагалось страшное наказание. Что касается мужа, то он просто не может совершить прелюбодеяние по отношению к своей жене! Он может вступать в половую связь с какой угодно женщиной, но это не будет прелюбодеянием в отношении его собственной жены. Так что новизна и необычность утверждения Иисуса не только в строгом ограничении причин развода, но и в приравнивании мужчины и женщины в браке.
Эта новизна слов Иисуса о равенстве мужа и жены в браке шокировала Его учеников. Если брак, по словам Иисуса, налагает на мужчину такие требования верности, что уж даже и развестись нельзя, то «лучше не жениться». Иоанн Златоуст пишет об этом так: «Явно противоречить они не осмеливаются, а предлагают лишь то, что из сказанного им кажется важным и трудным. «Если такова, – говорят они, – обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Им казалось, что слишком несносно иметь жену, исполненную всякого зла, и терпеть при себе постоянно неукротимого зверя»[79].
«Не жениться»? Что ж, Иисус Христос имеет чтó сказать и по поводу безбрачной жизни. «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит».
Иисус говорит о трех видах «скопцов» («евнухов» по-гречески, euvnou/coi). Во-первых, это люди, которые такими родились. Во-вторых, это те, которые оскоплены людьми. В древности оскопление было распространено в восточных государствах. Евнухи часто занимали важные государственные посты. Так, из книги Деяний Апостолов мы знаем о евнухе (Деян 8:27), который был хранителем сокровищ эфиопской царицы и был обращен ко Христу апостолом Филиппом. Так было в Эфиопии и других восточных деспотиях, но не в Иудее, где всех евнухов ждала печальная судьба, ибо они были по Закону исключены из народа Божия: евнух «не может войти в общество Господне» (Втор 23:1).
Но Иисус называет еще третью группу «евнухов», «которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Здесь самооскопление нельзя понимать буквально. Фигурально же оно означает отказ от брака и половых сношений вообще[80]. Правда, в язычестве, особенно во время экстатических радений, существовал такой изуверский обычай нанесения себе подобных увечий. Да и в христианстве мы знаем о таких случаях. Достаточно вспомнить о великом учителе и основателе библейской науки Оригене (ок. 185 – ок. 254). Он отличался крайним аскетизмом. При этом, пользуясь успехом у женщин, он не хотел, чтобы это неправильно истолковывалось. Поняв буквально слова Иисуса о скопцах ради Царства Небесного, он якобы оскопил себя. Правда, существует мнение, что самооскопление Оригена – всего лишь слухи, распускавшиеся его врагами.
Иисус говорит об отказе от брака ради Царства Божия, равно как об оставлении брака и семьи ради последования Ему. В иудейской секте ессеев тоже существовал обычай отказа от брака. У них требовался такой отказ, чтобы приготовить войско избранных к священной войне, которая приведет к насильственному установлению Царства Божия. Иначе у Иисуса Христа. Он выступает за отказ от брака, который возможен для некоторых избранных: «кто может вместить, да вместит». Таковые (и Сам Иисус – тому пример) уже ныне целиком приняты в грядущее Царство, полностью вовлечены в него. Ни о каком принуждении, ни о каком насилии здесь и речи нет. «Не все вмещают слово сие, но кому дано … Кто может вместить, да вместит». Иначе говоря, «скопчество», то есть безбрачие, о котором говорит Иисус, – не насилие над собой и своей природой, как, скажем, у отца Сергия в одноименном рассказе Льва Толстого. Безбрачие – «дано», то есть дар Божий, который дается далеко не всем, а только некоторым, «кому дано» и тому, «кто может вместить».
При этом мы не должны забывать и о том, что брак в его истинном смысле – тоже дар Божий. О двух равноценных дарах Божиих – браке и безбрачии – говорит апостол Павел. Сам апостол, вероятнее всего, не был женат. Но он – избранник, которого призвал Иисус Христос. Благодарный Богу за такую благодать, апостол реалистично оценивает ситуацию: «Желаю, – пишет он коринфянам, – чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор 7:7).
В ранней Церкви существовали разные взгляды на жизнь в браке. Увлеченные эллинистическим дуализмом, который принижал всякую физическую телесность, считая ее вынужденным злом, некоторые христиане, признанные позже еретиками, были последователями жесткого аскетизма и именно по этим соображениям отрицали жизнь в браке[81]. Однако, как мы знаем, позже в Церкви становится господствующим (хотя и не признанным догматически) взгляд, согласно которому безбрачие (монашество) выше брака. Но такая точка зрения – всего лишь популярное заблуждение. В истории нередко встречалось также извращенное понимание безбрачия как насильственного пострижения в монашество. И тогда безбрачие становилось пожизненной пыткой, а жизнь в монастыре – тюрьмой.
Вообще же в наставлениях Иисуса Христа мы чувствуем Его принципиальную свободу не только в толковании Закона Моисея, выражающего волю Божию, но и свободу в толковании воли Божией, выраженной в истории сотворения человека. Ведь там, в книге Бытия речь шла о «первом творении», а Иисус смотрит вперед, в торжество Царства Божия, когда будет осуществлено «новое творение», где любовь бесконечно превзойдет союз двух – мужа и жены. Поэтому он смело учит: «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк 20:34-36; ср. Мф 22:29-30).
В современном мире вопросы брака вызвали целый ряд новых проблем, которые в Евангелиях не рассматривались. Например, проблемы однополых браков, или проблемы искусственного зачатия, или проблемы «детей из пробирки». Но всё это выходит далеко за рамки наших бесед.
Беседа № 62.
Следуя порядку изложения Евангелия от Марка, вслед за наставлениями о браке и безбрачии евангелист Матфей приводит рассказ о том, как иудейские родители привели к Иисусу своих детей, чтобы Он благословил их.