Исцеление бесноватого отрока (17:14-21).

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». 17 Иисус же, отвечая, сказал: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда». 18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. 19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: «Почему мы не могли изгнать его?» 20 Иисус же сказал им: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21 сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Итак, Иисус и Его ученики – Петр, Иаков и Иоанн – спустились с горы и присоединились к той толпе народа, которая была под горою. Там же были и прочие из учеников Иисуса. Едва Иисус сошел от славы на вершине горы Преображения, как встретился с человеческими страданиями. К Нему тотчас подошел некий человек и упал перед Ним на колени. Надо сказать, что такой жест был крайне необычным. На колени падали только перед Богом или перед царем, помазанником Божиим. В Евангелии от Матфея это, кажется, единственный случай коленопреклонения (если не считать поклонения волхвов перед Младенцем Иисусом в Вифлееме, лицемерных слов Ирода о том, что он желает сделать то же самое, и издевательского поклонения воинов перед арестованным Иисусом: «Радуйся, Царь Иудейский!» (Мф 27:29)). Нам это падение человека на колени перед Иисусом говорит о его крайней нужде. Но в контексте Евангелия от Матфея, возможно, и о чем-то большем – о косвенном признании мессианства Иисуса. И не просто мессианства, но также божественности Иисуса, во всяком случае присутствия в Иисусе божественной силы. На это же, возможно, намекает обращение «Господи!», – как обращались к Богу. В человеке присутствует вера в то, что через Иисуса действует Сам Господь Бог. Вера – вот основная тема данного отрывка.

Человек просит исцелить его сына. Он лунатик и тяжко страдает эпилептическими припадками. Как ни странно, у язычников эпилепсия считалась священной болезнью. Но в иудейской и христианской среде она рассматривалась как бесовская одержимость. – Отец мальчика пришел в поисках Самого Иисуса. Но поскольку Иисус отсутствовал, будучи на горе Преображения, он обратился со своей просьбой об исцелении сына к ученикам Иисуса. Ведь они, посланные Учителем «к погибшим овцам дома Израилева», получили задание: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, … бéсов изгоняйте» (Мф 10:6-8). Поэтому люди, если им был недоступен Сам Иисус, обращались в своих несчастьях к Его ученикам. Но на сей раз они разочаровали отца больного отрока. Вопреки ожиданию, они ничего не могли поделать.

Реакция Иисуса кажется пессимистичной и пугающей, Его слова полными горечи и почти отчаяния: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»Маловерие – вот причина неудачи учеников. Маловерие и даже полное неверие – печальное свойство толпы, окружавшей Иисуса. Хуже: «род неверный и развращенный» – весь израильский народ, который оказался неспособным узнать своего Спасителя. В словах Иисуса, которые направлены не только иудеям Его времени, но и нам, звучит также признание того факта, что наша неспособность и беспомощность перед лицом великого человеческого страдания для Него вовсе не есть нечто нормальное, «естественное», но есть выражение нашего неверия – и потому есть, в конечном счете, состояние нетерпимое, ненормальное и в самом глубоком смысле не-естественное.

Однако слова Иисуса глубже, чем простое указание на неверие народа и на бессилие Его учеников. «Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?», – с горечью восклицает Он. И это не простая риторика. Ведь Он знает, что терпеть этот «род неверный и развращенный» Он будет недолго. Он знает, что недолго будет с ними, ибо Он весьма скоро будет предан вот этому «роду», и этот «род» убьет Его.

Но в целом слова Иисуса Христа почти буквально повторяют то, что говорилось народу Израиля во время его хождения по пустыне, когда Моисей, сошедший с горы Синай, нашел в народе разврат и неверие: «Сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Когда в Священном Писании звучала жалоба на неверие народа, за нею, как правило, следовало слово угрозы. Не так у Иисуса. За жалобой на неверие народа следует не угроза, но предложение помощи. Иисус требует привести бесноватого отрока. После этого в Евангелии от Марка говорится, что с тем тут же случился типичный эпилептический припадок: «И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену»(Мк 9:20). Иисус одним лишь строгим словом приказал бесу выйти, и демон вышел из отрока, который тотчас исцелился.

Хотя и ученикам была дана власть изгонять бéсов (Мф 10:1), в настоящей истории они на виду у всех потерпели неудачу. Оставшись наедине с Иисусом, они недоумевали о причине их неудачи: «Почему мы не могли изгнать его?»– «Иисус же сказал им: «По неверию вашему». В более древних рукописях и в современных переводах – «По маловерию вашему». Разница, конечно, невелика. Мы уже читали о вере язычника, римского сотника, о котором Иисус сказал: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф 8:10). Мы читали о вере язычницы, хананеянки, которой Иисус сказал: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему»(Мф 15:28). Сравнение – не в пользу учеников. Их вера мала! Урок и для церкви, в которой было написано Евангелие, урок и для всех нас, чаще всего беспомощных в подобных ситуациях.

Грустную ситуацию Иисус описывает, выражениями, заимствованными из народных пословиц. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Здесь Иисус употребил хорошо знакомые каждому иудею образы. Вырывать с корнем деревья, передвигать горы – эти фразы обычно употребляли в значении устранять трудности. Горчичное зерно – метафора всего самого маленького. Но вот даже такойкрохотной веры нет у учеников. Иначе они были бы способны совершать невозможное.

Что касается слов стиха 21 («сей же род изгоняется только молитвою и постом»), то в древних рукописях Евангелия от Матфея эти слова отсутствуют. Они были ради «гармонизации» добавлены и даже расширены переписчиками из Евангелия от Марка (Мк 9:29). Для Матфея же важна мысль о вере и только о ней. Молитва и, тем более, пост взывают к нашим аскетическим усилиям. Но Матфею, как, например, и апостолу Павлу, мысль о спасительности аскетизма чужда. Победа над злом – не является заслугой и достижением человеческих аскетических упражнений. Эта победа есть следствие той веры, в которой человек полностью вверяет себя Богу. Именно в этом и смысл понятия вера! Такой верой до событий Пятидесятницы ученики Иисуса Христа еще не обладали. Их чувства, их мысли были еще в неопределенности, колеблясь между ветхим, привычным, и новым, которое только начало для них приоткрываться в их Учителе. Они, можно сказать, пребывали в некотором духовном смятении.

И вот, как бы в дополнение к печальным словам «Доколе буду с вами?» Иисус во второй раз предсказывает Своим ученикам Свои Страсти и последующее за Его смертью Воскресение.

Наши рекомендации