Знамение Ионы пророка (12:38-42).

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. 39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; 40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. 41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. 42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

Какие «знамения» хотели увидеть от Иисуса книжники и фарисеи? Речь идет о том, что в науке называется «знамения легитимации», то есть знаки, доказывающие легитимность, истинность мессианства. В те времена в Израиле довольно часто появлялись странные люди, претендовавшие быть мессиями, и которые были, разумеется, лже-мессиями, лже-христами. А от Мессии как «Второго Спасителя» требовалась способность совершить все те чудеса, которые совершал «Первый спаситель» Моисей. Более того, Мессия должен уметь совершить все чудеса, которые упоминаются в Писании. Вот это и были «знамения легитимации». Требование таковых, конечно, выдавало полное непонимание сущности спасения и Спасителя-Мессии.

Чуда, чуда, еще большего чуда требовали книжники и фарисеи, да и весь почти народ. «Иудеи, – писал апостол Павел, – требуют чудес» (в оригинале «требуют знамений» – 1 Кор 1:22). Иудеи обязательно требовали знамений и чудес от тех, кто объявлял себя вестником Божиим, а тем более Мессией. Но Иисус, во-первых, Себя Мессией не объявлял, а во-вторых, принципиально отказался устраивать спектакль с чудесным знамением. Вспомним сцену искушений, когда сатана тоже предлагал Иисусу совершить «знамения легитимации»: мол, «если Ты Сын Божий», то сделай то-то и то-то (Мф 4:3.5). Но и тогда в пустыне, и теперь среди книжников и фарисеев Иисус отвечает резким отказом: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему». Только что Он назвал Своих врагов «порождениями ехидниными», теперь Он называет их «родом лукавым» (буквально «злым») и «прелюбодейным». Да, они злые, если способны благо принимать за проявление зла. Злые их слова и мысли. Но почему они «прелюбодеи», то есть нарушители супружеской верности? Дело в том, что Писание так называло тех, кто изменял Единому Богу с языческими идолами. Ведь отношения между Богом и Израилем привычно сравнивалось с отношением супругов или жениха и невесты. Израиль часто изображался неверной женой, которая изменяла Своему супругу Богу и блудила с божествами чужих народов. Собственно, «род прелюбодейный» означает «род безбожный».

Для людей, которые чисты сердцем, слова и деяния Иисуса были достаточными знаками того, что Он наделен Божественными полномочиями. Но «лукавому и прелюбодейному роду» дано будет только «знамение Ионы пророка». Далее Иисус объясняет, в чем будет состоять это «знамение». «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Разумеется, это предсказание Воскресения. Оно и будет неопровержимым знамением мессианства Иисуса. Во всяком случае, так – в Евангелии от Матфея (в Евангелии от Луки несколько иначе). «Три дня и три ночи», конечно, условность, некое округление, так как из тех же Евангелий мы знаем, что Иисус воскрес из «сердца земли», то есть из преисподней, «на третий день». Что касается библейского «кита», то к морским гигантским млекопитающим этот «кит» не имеет никакого отношения. Русское «кит» - оставленное без перевода греческое название мифического морского чудовища Kh/toj (Китос), как в греческой Библии перевели еврейское «даг гадол» (большая рыба), тоже морское чудовище, что-то вроде Левиафана. Удивительны бывают путешествия слов в истории языка.

В книге пророка Ионы жители языческой Ниневии «покаялись от проповеди Иониной». Они «восстанут на суд с родом сим и осудят его». Они, язычники, покаялись и уверовали. А книжники и фарисеи, будучи не язычниками, а иудеями, слушая и видя Иисуса, значение Которого неизмеримо «больше Ионы», не только не верят Ему, но и злоумышляют против Него.

То же говорится о «царице южной», которая «восстанет на суд с родом сим и осудит его». Речь идет о царице Савской, которая «приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». Царица Савская – легендарная правительница страны Сава. Предположительно, так назывался нынешний Йемен, который за свое плодородие и богатство античными географами был назван «Счастливой Аравией». Согласно библейскому повествованию, «царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками» (3 Цар 10:1). Убедившись в премудрости Соломона, она «сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала» (3 Цар 10:6-7). Соломон – носитель Премудрости Божией, а Иисус – воплощенная Премудрость Божия. Оттого «здесь больше Соломона».

Слушателям интересно будет узнать, что древнее предание говорит, что библейская царица Савская имела сына от Соломона, и с тех легендарных времен пошла эфиопская царская династия Соломонидов. Последний император Эфиопии Хайле Селасие I (довольно героическая личность) считался 225-м потомком царицы Савской. Он пребывал на троне 44 года и был свергнут революционерами в 1974 году. Вскоре, в 1975 году, в возрасте 83 лет он умер, а по некоторым подозрениям, был убит. Так печально завершилась прекрасная легенда.

Беседа № 46.

Наши рекомендации