На площадях возвышает голос свой

В главных местах собраний проповедует,

при входах в городские ворота говорит речь свою:

“Доколе, невежды, будете любить невежество?

доколе буйные будут услаждаться буйством?

доколе глупцы будут ненавидеть знание? …

Я звала, и вы не послушались;

простирала руку мою, и не было внимающего;

И вы отвергли все мои советы,

И обличений моих не приняли.

За то и я посмеюсь вашей погибели;

порадуюсь, когда придет на вас ужас; …

Тогда будут звать меня, и я не услышу;

с утра будут искать меня, и не найдут меня. …

Потому что упорство невежд убьет их,

И беспечность глупцов погубит их,

А слушающий меня будет жить безопасно

и спокойно, не страшась зла”» (Притч 1:20-33).

Совершенно очевидно, что Иисус Христос держал в уме именно эту речь Премудрости Божией, когда провозглашал «горе» тем городам, к которым сошла Премудрость, но которые от нее отвернулись, ибо, как капризные дети, сами не знали, чего им нужно:

«мы играли вам на свирели, и вы не плясали;

мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф 11:17).

Горе нераскаянным городам (11:20-24).

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. 23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

В этом Синодальном переводе много неточностей. Но, пожалуй, здесь следует обратить внимание только на пророчество Капернауму. В речи Иисуса, если следовать Критическому тексту, это пророчество звучит более живо. Вот несколько вольный перевод: «И ты, Капернаум, ты думаешь, что будешь превознесен до неба? Нет, ты до ада низвергнешься!». Разумеется, здесь – отголосок слов пророчества Исаии о судьбе царя Вавилонского, который сравнивается с Люцифером:

«Как упал ты с неба,

денница, сын зари!

Разбился о землю,

Попиравший народы.

А говорил в сердце своем:

“Взойду на небо,

Выше звезд Божиих

Вознесу престол мой,

И сяду на горе в сонме богов,

на краю севера;

Взойду на высоты облачные,

Буду подобен Всевышнему”.

Но ты низвержен в ад,

в глубины преисподней»(Ис 14,12-15).

Ouvai, soi( Corazi,n( ouvai, soi( Bhqsai?da,, – такие горестные пророчества звучат в адрес галилейских городов Хоразина, Вифсаиды и Капернаума. Ouvai,, – увы! горе! Это – возглас боли и сострадания.

Упоминаются при этом три галилейских города, которые расположены на северном берегу Геннисаретского озера. В этих городах Иисус Христос совершил много чудес и возвещал Свое спасительное Евангелие. Но они не уверовали в Него, так что их неверие значительно больше, чем неверие языческих городов Тира и Сидона, которые во время Последнего Суда Божия будут наказаны меньше, чем эти три иудейских города. Почему меньше? Потому что те языческие и нечестивые города «сидя во вретище и пепле, покаялись». Это выражение напоминает нам о многострадальном Иове, который «сел в пепел» (Иов 2,8). В Капернауме Иисус провел довольно долгое время, в этом городе были призваны первые ученики Христа, и надежда на то, что этот факт послужит спасению этого города во время Страшного Суда, – даже эта надежда оказывается тщетной. Ибо в целом Капернаум остался глух к Вести Иисуса. Неверие Капернаума будет иметь страшное следствии: «До ада низвергнешься!». «Земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».

Разумеется, в грозных приговорах Иисуса Христа чувствуется некая гиперболизация, характерная для пророческой традиции. Ведь жители галилейских городов открыто не выступали против Иисуса. Более того, они собирались к Нему толпами и испытывали при Нем немалый энтузиазм. Однако, потом они спокойно расходились по своим домам, не проникнувшись Его Евангелием Царствия Божия. Они видели в нем великого целителя и Того, Кто способен изгонять нечистую силу – не более того. Они не видели в Нем посланной Богом Премудрости Божией. И Премудрость уходит от них. Они остаются в своем легкомысленном «упорстве, невежестве и беспечности глупцов» (Притч 1:32). Нет, жители галилейских городов не преследовали Иисуса и Его апостолов. Они оставались просто безразличными к тому основному, что желал внести в их жизнь Иисус, и что Он, в конце концов, внес в жизнь всего мира. – Премудрость «звала, а они не послушались; простирала к ним руки, а они не внимали».



Наши рекомендации