Проповедовать пленным освобождение

и узникам открытие темницы» (Ис 35:5-6; 26:19; 61:1).

Правда, не все из этих пророчеств Исаии исполнились. Пока еще не исполнилось пророчество о том, что Мессия будет «проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис 61:1). Ведь Креститель все еще находится в темнице, и никто его не освобождает, да и не освободит. Возможно, что это тоже вселяло в душу Иоанна сомнение, является Иисус Мессией, или просто одним из великих пророков, целителей и чудотворцев.

Но Матфей желает не просто цитировать Библию (ведь полного соответствия текста Исаии и списка произведенных Иисусом исцелений нет!). Для евангелиста было важнее то, что через Иисуса действительно исполнялись древние надежды. Конечно, еще многое осталось неисполненным. Далеко не все прокаженные были очищены, не все немые заговорили, да и смерть по-прежнему властвует над жизнью. Через Иисуса отнюдь не стало вдруг все хорошо – и это может быть причиной «соблазна», то есть разочарования и сомнения. Потому и звучит заключительное увещевание: «блажен, кто не соблазнится о Мне». В переводе епископа Кассиана это звучит так: «блажен тот, кто не соблазнится из-за Меня». Но для современного русского читателя одинаково непонятно «соблазниться о ком-то» и «соблазниться из-за кого-то». Глагол «соблазниться» – это архаичный перевод греческого глагола, который означает «попасть в западню, в ловушку». В переносном смысле – «разочароваться, разувериться, усомниться». Вот так и в вольном переводе В.Н. Кузнецовой: «Счастлив тот, кто во Мне не усомнится».

Услышав ответ Иисуса, ученики Иоанна тронулись в обратный путь. И тогда Иисус произнес перед народом замечательную речь о Крестителе.

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? 8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. 9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. 10 Ибо он тот, о котором написано:

«се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим,

который приготовит путь Твой пред Тобою».
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

Итак, причин для «соблазна», то есть разочарования и сомнения в проповеди пришедшего Царства Небесного, всегда было предостаточно. Люди ведь видят вокруг себя не прекращающуюся нищету и вообще всяческое зло. Но вопреки всем этим очевидным фактам, истиннымбыло то, что стояло за словами Иисуса ученикам Крестителя: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите». Кто был знаком с делами Иисуса Христа, должен был признать, что мир благодаря Его делам становился – и в наше время становится – лучше, чище, здоровее. Примечательно, что евангелист Матфей в стихе 4 использует глаголы в настоящем времени(«слышите и видите»), в отличие от евангелиста Луки в Лк 7:22 («слышали и видели»). Для Матфея благо, принесенное Христом было действенно в настоящем времени его, Матфея, Церкви. Но если кому-то недостаточно того, что «слепые прозревают, хромые ходят» и так далее, то таким скептикам стоит задуматься над вопросом, который задает им Иисус: «А чего вы, собственно, хотите?» – «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню?».

Ничто не указывает на то, что народ, окружавший Иисуса, проявлял в тот момент острый интерес к Иоанну Крестителю. Иисус завел о нем публичный разговор – как вопрос об их, Его слушателей, прошлом: «что смотреть ходили вы?». – Ответ понятен: Когда толпы тянулся к Иоанну, тогда их вела уверенность в том, что они услышат пророка Божия. Иначе они не пошли бы «в пустыню». Личность Иоанна Крестителя была очень известной, вызывала в свое время большой энтузиазм.

Трижды повторяет Свой вопрос Иисус, каждый раз усиливая его смысл: «Что смотреть ходили вы?». Кто для вас Иоанн? «Тростник ли, ветром колеблемый?» – конечно, нет. Кто же он? «Человек, одетый в мягкие одежды?» – тоже нет: «носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских». Кто он? – «Пророк?» –«Да, говорю вам, и больше пророка»! Они хотели видеть пророка, и они были правы: Иоанн был пророком, и он быль больше, чем пророк. Он – Предтеча Божий, Предвестник, «Ангел Нового Завета», о котором было предсказано у пророка Малахии[143]: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал4:5). В согласии с этим пророчеством, в иудействе I века эсхатологический Вестник ожидался как пророк Илия, который вернется с небес на землю перед тем, как явится помазанный Богом Царь, Мессия. Илия вернется, чтобы подготовить для Него путь и возвестить о Нем. В Новозаветной перспективе ожидание посланного Израилю пророка Илии осуществилось в Иоанне Крестителе – Вестникеэсхатологического Царя, то есть Вестнике и Предтече Иисуса Христа.

Личность Иоанна Крестителя как бы находится между двумя религиозными эпохами. Это промежуточное положение Крестителя Иисус Христос выразил в парадоксально звучащем высказывании: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Как это понимать? Почему Иоанн больше всех людей? И почему он же меньше того, кто в Царстве Небесном? Было множество попыток ответить на эти непростые вопросы. Например, святой Иоанн Златоуст считал, что в этих словах Иисус Христос имеет в виду Крестителя и Самого Себя. Да, мол, Иоанн Креститель великий человек. Иисус же меньший – как по возрасту, так и во мнении многих иудеев, которые постоянно сравнивали Его с Иоанном не в пользу Иисуса. Он, мол, не постится, но вместо этого ест и вино пьет (Мф 11:19), да и вообще всего лишь сын плотника (Мф 13:55) [144]. Оттого, мол, Он, хотя в глазах окружающих кажется меньшим, на самом деле больший. Такое толкование кажется натянутым и не очень убеждает.

Существовали и другие древние толкования. Например, такое: Иоанн Креститель выше всех людей, «рожденных женами». Но он остается за порогом Царства Небесного, в которое входят только те, кто «приняли Христа». Это о них сказано в Евангелии от Иоанна, что они «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1,13). Иначе говоря, христиане рождены Богом, и потому самый малый из них больше Иоанна Крестителя. Надо сказать, что и это толкование не более убедительно, чем толкование Иоанна Златоуста.

В Своей образной речи Иисус вряд ли ставит Себе цель сравнивать Иоанна Крестителя со всеми людьми, жившими до него. Иисус совсем не имел намерения как-то принизить значение Иоанна, который «больше пророка». Скорее всего Господь просто образно противопоставляет ветхое и новое, преходящее и вечное, земное и небесное. Во Христе свершилась религиозная революция, всё перевернулось: самое большое стало самым маленьким и наоборот: ныне самое маленькое больше всего, что было самым великим. Парадоксальное, но очень яркое высказывание!

Итак, смотреть ходили люди в пустынюна великого пророка, даже если понимать, что его величие уже принадлежит прошлому (ибо «меньший в Царстве Небесном больше его»). И если теперь снова зададут вопрос, почему так мало заметно это Царство Небесное, ответ на это прост и сложен одновременно:

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

Это изречение Иисуса Христа, которое тоже связано с Иоанном Крестителем, вызвало еще больше недоумений, дискуссий и толкований. Однако мы попытаемся разобрать это изречение в нашей следующей Беседе.

Беседа № 41.

Наши рекомендации