Свидетельство о Иоанне (11:2-19).

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? 4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

Итак, пророк Иоанн находится в темнице. История его ареста и заключения типична для деспотических восточных государств, в которых царило самовластие и произвол. Вкратце, произошло следующее. – Иоанн бесстрашно обличал пороки людей, невзирая на их социальный статус, невзирая на лица. В частности, он публично осуждал правителя Галилеи Ирода Антипу, одного из сыновей Ирода Великого. Этот Ирод Антипа, совратив невестку, то есть жену родного брата, бросил свою первую жену и женился на своей невестке , а потом жестоко отомстил за обличение Иоанну Крестителю, который был брошен в темницу горной крепости Махерон неподалеку от Мертвого моря.

Из разных исторических источников мы знаем, что Иоанн Креститель имел много последователей, которые позже образовали особую иудейскую секту «иоаннитов». Они признавали в Иоанне мессию и крайне враждебно относились к христианам, не признавая Иисуса Мессией. Всё это будет потом, после трагической гибели Крестителя. Однако, вполне допустимо, что дискуссии, выяснения отношений между последователями Крестителя и Иисуса начались еще до Креста и Воскресения. Из нашего Евангелия мы уже знаем, что ученики Иоанна осуждали учеников Иисуса за то, что те не постятся. Они прямо спрашивали Иисуса: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф 9:14). И вот теперь, уже сидя в темнице, Иоанн обеспокоен вопросом, прав ли он был, когда признал в Иисусе Мессию. Он, конечно, слышал о чудесных делах и об учении Иисуса. Однако и то, и другое могло вызывать у Иоанна смущение и сомнение в том, что Иисус – ожидаемый Мессия. Ведь Иисус учил о прощении тех, кого Иоанн гневно осуждал, и Свое учение Иисус наглядно подтверждал общением с «нечистыми» мытарями и грешниками. Пребывая в колебании, Креститель посылает своих учеников ко Христу, чтобы задать Ему прямой вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Имеется в виду «другого Мессию». В этом вопросе Иоанна, с одной стороны, слышится сомнение, а с другой стороны, глубокая уверенность в том, что пророчества о Мессии так или иначе сбудутся. В этом Иоанн следует пророку Аввакуму, который убежден: «Хотя бы и замедлило, жди Его, ибо непременно сбудется» (Авв 2,3).

Сам Иисус никогда не заявлял о Себе, что Он – Мессия. Такого признания никто из Его окружения не понял бы: уж слишком непохож Он был на ожидаемого, – в том числе Иоанном Крестителем, – Мессию, Который будет не только исцелять и освобождать пленных, но также строго судить и наказывать грешников и всех врагов Израиля. Ученикам Иоанна Иисус не говорит: «Пойдите, скажите Иоанну, что Я – Мессия, и другого вам ожидать не надо». Нет, Он просто указывает ученикам Иоанна на плоды своего учения и своей деятельности: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите». Пусть Иоанн узнает об этом и сам ответит для себя на вопрос, является ли Иисус Тем, Кого ожидали великие пророки, или нет. Современникам Иисуса на этот вопрос было ответить трудно.

Но вообще-то в вопросе учеников Иоанна, равно как и в дальнейшем ответе Иисуса на этот вопрос, мы не слышим слово «Мессия», или «Христос». И это не случайно. Если мы внимательно читаем речь Иисуса Христа посылающего Апостолов на проповедь, то есть 10-ю главу Евангелия от Матфея (Мф 10:5-42), то видим, что содержанием Вести, которую они должны возвещать, должно быть не мессианство и даже не богосыновство Иисуса, но наступление Царства Небесного. Однако, представим себе, как нелегко было говорить об этом Божественном Царстве в мире, в котором почти все видимые факты противоречат не только его наступлению, но даже его близости, а следовательно противоречат Евангелию Иисуса. Так было в I веке, так же остается и сегодня. Так что одних слов о приблизившемся Царстве Небесном не достаточно! Это волновало и общество, описанное в Евангелии от Матфея. Именно эта проблема поднята и в вопросе учеников Иоанна Крестителя.

Что же говорит за Иисуса и за Его Благовестие? – Вовсе не абстрактные доказательства, но конкретные и очевидные факты!

Иисус отвечает на вопрос Крестителя. И если мы хотим понять, какой смысл евангелист Матфей вложил в этот ответ, мы должны вспомнить недавно прочитанные главы Евангелия: именно они подготавливают ответ Иисуса Христа. В главах 8 и 9 евангелист преднамеренно соединил несколько рассказов о чудесных исцелениях, произведенных Иисусом:

– исцеление прокаженного (8,1-4)

– исцеление расслабленного слуги сотника из Капернаума (8:5-13)

– исцеление тещи Петра (8:14-15)

– исцеление гадаринского бесноватого (8:28-34)

– исцеление расслабленного (9:1-8)

– исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери начальника (9:18-26)

– исцеление двух слепых и немого бесноватого (9:27-31)

– исцеление немого бесноватого (9:32-33).

Иисус отвечает ученикам Иоанна Крестителя: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищим возвещается Благовестие[142]». Таким образом, для каждого предложения в ответе Иисуса евангелист Матфей уже привел как минимум одно не абстрактное, но историческое доказательство, опирающееся на конкретные факты:

слепые прозревают (9:27-31)

хромые ходят (8:5-13; 9:1-8)

прокаженные очищаются (8,1-4)

глухие слышат (9:32-33)

мертвые воскресают (9:18-26)

нищим возвещается Евангелие (5:3).

Это подтверждается и древними пророчествами. Иоанн, разумеется, знал о мессианских пророчествах Исаии, на которые указывает ответ Иисуса, так как в нем скомбинированы цитаты из пророка Исаии:

«Тогда откроются глаза слепых,

И уши глухих отверзутся.

Наши рекомендации