Дочь восстает против матери
невестка – против свекрови своей;
враги человеку – домашние его» (Мих 7:6).
Таково и было печальное следствие апостольской проповеди. Семейные связи часто подвергались большому напряжению, а то и разрывались. В том мире, в котором мы живем сегодня, нам уже не почувствовать весь ужас, который вызывали в людях I века эти пророческие слова, которые напомнил Иисус. Ведь семья, род, клан, кровь в архаичном обществе представлялись ценностью неизмеримо большею, чем, скажем, ценность отдельной личности, отдельного человека, какой бы крови он ни был. Разделение в кровных связях пророки ставили наравне с космическими катастрофами, которые будут предшествовать концу этого мира. А значительно позже разделения в семьях были одной из главных причин, почему уже не иудеи, а римляне ненавидели христианство и преследовали христиан.
Удивительны и суровы те требования, которые Иисус Христос предъявляет к Своим последователям: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Трижды повторяется это «не достоин Меня». Вспомним, что мы говорили в нашей прошлой Беседе об этом слове «достоин», которое означает не заслугу, а внутреннюю удаленность, несовместимость, несоответствие. При этом мы должны понимать, что в устах Иисуса Христа речь шла не о конфликте поколений, не о конфликте «отцы и дети», а о личном выборе на всех возрастных и социальных уровнях.
Вспомним также, что Иисус Христос идет навстречу Своим Страстям. За Ним идут Его последователи, и Он говорит им о том, что следовать Ему – не значит ожидать чуда Его воцарения на царском престоле. Нет, Его ожидает на земная власть и не земная преходящая слава, но страдания и Крест, ведущие к вечной славе небесной. Его последователи тоже должны быть готовы к страданиям или, по меньшей мере, к тому, что им придется пожертвовать многим, что им дорого в этой жизни. Речь Иисуса содержит суровые требования. Условия, которые Он ставит перед людьми, таковы, что тот, кто им не следует, «кто не берет креста своего»и не следует за Учителем, тот «не достоин»Его, то есть не можетбыть Егоучеником. Этот образ – «взять свой крест» – был хорошо знаком современникам Иисуса. В те времена, когда Палестина входила в состав Римской империи, позорной казни распятия на кресте чаще подвергали не уголовных, а государственных преступников, мятежников. И слова Иисуса о несении креста намекали слушателям, что новая религия, которую Он принес миру есть революционный мятеж, отвержение всего устаревшего, привычного и казавшегося незыблемым. Своим ученикам Иисус не сулит спокойной благополучной жизни, тихого островка в мире зла и страданий. Нет, их не обойдут стороной бури и волнения – не только те, которые так или иначе касаются всякого человека, но и те, которые будут вызваны радикальной переоценкой всех ветхих и привычных ценностей. Такого мир не прощает. – Какое разительное отличие от современного христианства, которое часто воспринимается именно как утверждение уютных и привычных ветхих ценностей языческого общества. И государство, как мы наблюдаем, часто эксплуатирует христианство в своих целях, весьма далеких от Евангельской Вести Царствия Божия, а не царствия кесаря.
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, … кто любит сына или дочь более, нежели Меня…». В Евангелии от Луки это выражено еще более сурово: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, … тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26). Однако, читатель Писания должен помнить, что в библейском языке глаголы «любить» и «ненавидеть» довольно часто имеют не эмоциональный смысл, но означают нечто иное. Ну вот ближайший пример: великая заповедь «любить врага». Разумеется, речь идет вовсе не о чувственной и даже не о духовной или любой другой «любви». Речь идет о «принятии»: ведь грешники, враги-язычники считались нечистыми, можно сказать, почти нéлюдьми. С ними нельзя было общаться, их нельзя было «принимать». Или когда в уста Исаака вкладываются слова: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим 9,13, Мал 1,2-3), то, разумеется, речь идет не о том, что Исаак ненавидел своего родного сына Исава в нашем обычном смысле этого слова. Речь идет о том, что первородство и наследство достается не Исаву, а Иакову. Так и в нашем случае не следует приниматьслова о ненависти к отцу, матери и так далее буквально. Это было бы насилием над смыслом слов Иисуса Христа. Вообще ближневосточные языки очень образны. Многое в них выражено преувеличенно. Это всегда надо учитывать. Говоря, что мы должны возненавидеть наших ближних, Господь имеет в виду, что любовь, которую мы должны питать к Нему, просто несопоставима ни с какой другой любовью. Она – иного плана, иной природы, нежели естественная родственная любовь. Нет, эта родственная любовь не отвергается. Да и как можно заставить себя не любить отца и мать? Речь идет о том, что следование Иисусу, – и тем самым следование высшей воле Божией, – важнее естественных природных связей. И увы, иногда приходится выбирать между верностью близким родственникам и – шире – между верностью своему народу и верностью Евангелию Христову.
Наконец, последнее предложение этого отрывка: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Здесь «душа», разумеется, понимается в библейском, а не в эллинистическом смысле: «душа» (еврейское нефеш, греческое yuch,) означает «жизнь», «живое существо», «жизненное начало». Слова Иисуса Христа звучат парадоксально: кто найдет свою душу, тот потеряет ее; а кто потеряет свою душу ради Христа, тот найдет ее. Парадокс разрешается тем, что здесь использованы два смысла слова «душа», в своем библейском значении «жизнь». В одном случае это жизнь как материальное биологическое существование, а в другом случае жизнь как жизнь вечная. Тому, кто будет цепляться за свою земную жизнь, которой все равно рано или поздно придет конец, и кто ради этого самосохранения идет на отступничество от Христа, тому грозит потеря гораздо большей ценности – истинной жизни с Богом. А любящий Христа больше собственной временной жизни обретет вечность. – Иначе говоря, в этом высказывании речь тоже идет о готовности взять свой крест и следовать за Христом, о готовности к исповеданию Христа перед людьми и к возможному мученичеству. – Как видим, требования, которые предъявляет Иисус Своим Апостолам были весьма суровыми. Но эти требования касаются и каждого из нас.
Беседа № 40.
Сегодня мы завершим изучение речи Иисуса Христа, которую Он произнес перед Своими ближайшими учениками, Апостолами. Господь призвал Своих последователей к бесстрашной верности, которая преодолевает все земные связи и обязанности – семейные, родовые, национальные, социальные. Нет, верность Иисусу не разрывает эти связи, – ибо Христово Евангелие – это Весть о мире и объединении всех людей в Царстве Божием. Верность Господу не разрывает связи, но преодолевает их во имя того же Царствия Божия как наивысшей ценности и цели земной жизни. Ради следования за Иисусом в Царство вечной жизни преодолеваются не только земные привязанности, но и биологическое стремление любой ценой удержаться в преходящей земной жизни сего века. Отсюда и призыв взять свой крест и следовать за Иисусом. Непонимание, гонения и преследования вплоть до исповедничества и мученичества – все это будет с лихвой вознаграждено в Царстве Божием. Собственно, о том же говорилось и в Нагорной проповеди Спасителя. Вступление к ней, так называемые «блаженства» заканчивались такими словами: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5:11-12). И теперь, завершая Свои наставления Двенадцати Апостолам, Иисус снова говорит о небесном вознаграждении за все земные страдания ради участия в Царствии Божием.
О наградах (10:40 – 11:1).
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
11:1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Трижды повторяется в этом коротком отрывке слово «награда». Эта награда ожидает учеников, которые «приняли» своего Учителя, последовав за Ним. Он послал их в мир, они – Его полномочные посланники (именно это означает слово «апостолы»), как и Сам Иисус Христос – полномочный Посланник Своего Небесного Отца. Именно так Он и будет назван в других Писаниях Нового Завета. Иисус Христос – Посланник (по-гречески avpo,stoloj), посредник между Богом и людьми. Напомню, что, согласно Библейскому учению, «Бога никто никогда не видел» (1 Ин 4:12). Для общения людей с Богом необходимы посредники – Ангелы, законодатель Моисей, священники. Но в Иисусе Христе всех прежних посредников сменил новый – один и единственный – Божественный Посланник Иисус Христос. Например, Послание к Евреям призывает своих слушателей и читателей: «уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр 3:1-2); «Он есть Посредник Нового завета» (Евр 9:15; 12:24). Или в Первом послании к Тимофею: «Един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим 2:5). Отныне люди могут общаться с Богом через Иисуса: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Более того, во Христе осуществилось невозможное Ветхой религии. В Нем людям явился Сам невидимый Бог (Ин 1:18): «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9). Иисус – и Ангел, т.е. Вестник, и Апостол, и Первосвященник, и – еще больше – воплощенный Сын Божий.
И вот теперь, в прочитанном отрывке из Евангелия от Матфея, Иисус Христос говорит, что Его Апостолы наделяются полномочиями исполнять служение Его Самого. И тот, кто «принимает» Апостолов, принимает Самого Иисуса и, таким образом, Бога, Его Пославшего. Этими словами предельно возвеличено апостольское служение!
Здесь надо немного поразмыслить над глаголом «принимать». Разумеется, когда Иисус посылал Апостолов возвещать Евангелие речь шла прежде всего о принятии их теми или иными домами или городами. Тогда было сказано, что на тот дом, в котором их примут, снизойдет мир. Ну а дому, в котором их не примут, грозит участь похуже Содома и Гоморры (Мф 10:12-15). Однако, современникам евангелиста Матфея, во всяком случае, тем, которые знали образный язык Библии, нам часто непонятный, глагол «принимать» указывал на нечто большее, чем простое гостеприимство или согласие. Об этом мы уже говорили, когда рассуждали об особенностях употребления в Библии глаголов «любить» и «ненавидеть». Ведь они часто были равносильны глаголам «принимать» и «не принимать». «Принимать» – значит считать своим, «нашим», в той или иной степени родственным. «Не принимать» следует грешников, нечистых, врагов. Лучше всего, если бы такие вообще куда-нибудь сгинули. Если же это невозможно, то следует их просто, хотя бы, тихо ненавидеть, даже вряд ли за людей считать. Таково было расхожее убеждение если не образованных богословов, то широкой малообразованной публики. Так что «принимают» Апостолов те, кто чувствует глубокое внутреннее родство с ними и с их Благой Вестью.
Впрочем, вернувшись к непосредственному значению слов Господа, мы видим, что даже малое участие в служении Апостолов ставит простого человека в ранг апостола. «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня», и такой «не потеряет награды своей». То же сказано и в отношении «принятия» пророка и праведника: «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». У евангелиста Матфея речь идет, разумеется, о христианских пророках. В те годы в Церкви существовало особое пророческое служение, о котором мы много узнаём из других книг Нового Завета. Что касается праведников, то такого особого служения или статуса в Древней Церкви не существовало. Вероятно, это просто выдающиеся, уважаемые и почитаемые христиане. – Немного непонятно, что значит «принимать пророка во имя пророка» и «принимать праведника во имя праведника». Синодальный перевод слишком буквальный. Перевести более понятно и более современным языком можно было бы так: «кто принимает пророка, потому что он пророк, получит награду пророка; и кто принимает праведника, потому что он праведник, получит награду праведника». И даже самое малое – чаша холодной воды, предложенная «одному из малых сих», потому что этот «малый» – ученик Иисуса, не останется без награды. Заметим, что «малые» – в данном контексте означают тех же апостолов, пророков и праведников, то есть всех учеников Иисуса Христа, занятых миссионерской и просветительской деятельностью.
В этих словах Господа мы видим равенство в награде Апостолам и всем тем, кто их принимает. То есть посылаемые на проповедь Апостолы не являются немногими избранниками, некоей элитарной группой, которая оказывается в привилегированном положении по сравнению с прочими скромными «простыми» христианами. Да, Апостолы – избранники. Но это не сулит им, как некоторые из них мечтали, каких-то преимуществ в Царстве Божием. Помните, о чем просили Иисуса сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн? «Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. … Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк 10:35-37).
Остается подумать над смыслом слова «награда»(буквально в греческом языке «плата»). Не звучит ли в этом обещании «награды» согласие с иудейским учением о заслугах за какие-то дела? Ведь это учение о заслуженной награде энергично отрицал апостол Павел, да отрицал ведь и Сам Иисус Христос. Мы уже рассуждали об этом. Вспомним, например, такие Его слова о милостыне: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою»(Мф 6:2). Христианин – не поденщик, ожидающий зарплату за свой труд. Он – сын, дитя Божие, уверенное в справедливости и верности Бога, о неизбежной реальности божественного вознаграждения. «Награда» в речах Иисуса Христа – это не плата за работу, а естественное следствие веры в Евангелие Царствия, той веры, к которой призывал Иисус Христос в Своем самом первом поучении: «Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в это Евангелие» (Мк 1:15).
11:1 «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их».
С этим первым стихом 11-й главы и мы заканчиваем изучение наставлений Иисуса Христа Двенадцати Апостолам, которые заняли всю 10-ю главу, и переходим к разделу, в котором речь пойдет о Иоанне Крестителе и о легкомысленном отношении Израиля к его пророческой проповеди, равно как и к проповеди Самого Иисуса.