Утешение гонимым (10:24-33) (продолжение).
26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. 27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. 28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. 29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; 31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
«Итак не бойтесь их», не бойтесь Моих и ваших гонителей, – призывает Иисус Христос. Они – всего лишь ханжи и лицемеры в своей притворной праведности. В лицемерной набожности Господь усматривает большую угрозу религиозной жизни. И беда в том, что этим свойством часто заражены духовные вожди народа, которые учат людей, но сами не следуют своим поучениям.
Однако истинная сущность человека рано или поздно проявится, долго оставаться тайной она не может. «Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, что не станет явным». Этот афоризм в том или ином виде встречается и в Новом Завете, и в языческой литературе. Иисус призывает Своих учеников не унывать в самых отчаянных ситуациях, так как истина все равно победит ложь, ибо за истиной стоит Сам Бог.
Да, сейчас Царствие Божие почти невидимо, как во тьме, оно подобно крошечному зерну и малому кусочку закваски. Но из зернышка вырастет большое дерево, и кусочек дрожжей заквасит все тесто. Иисус Христос образно говорит, что сейчас Его Благая Весть о Царствии звучит тихо, как шепот, и эту Весть слышат немногие, только те, кто Его окружают. К тому же Он часто говорит не прямым текстом, но загадочным языком притч, которые не всем понятны. Но будет время, когда Его Апостолы разнесут Евангелие по всему миру, оно выйдет из тьмы на свет. Тихие слова Евангелия зазвучат громко – на площадях, в собраниях, будут распространяться в книгах и другими возможными способами. Образно говоря, Евангелие будет провозглашаться на кровлях, то есть с крыш домов, чтобы все слышали его. Так что вестники Христовы должны провозглашать евангельскую истину безбоязненно и громко, даже тогда, когда они могут навлечь на себя ненависть других, часто рискуя при этом своей жизнью. Люди не любят истину, потому что, по словам древнего философа Диогена, истина действует, как свет на больной глаз.
Второй раз Иисус призывает «не бойтесь». Ведь гонители – всего лишь люди, и самое страшное, что они могут сделать, – это убить. Но их власть простирается только на телесное существование человека. Теломожет быть убито, а над бестелесной душой человека никто кроме Бога не властен. Вообще говоря, в Библии слово «душа» обозначает не бестелесную субстанцию в человеке, но просто дыхание жизни. Такое понимание «души» опирается на слова книги Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7). Однако, в более поздних текстах, к которым можно отнести и наше Евангелие от Матфея, слово «душа» может пониматься и в эллинистическом смысле, как особая субстанция, по своей природе отличная от тела. В параллельном месте Евангелия от Луки эта антропологическая трудность, возникающая из-за использования разных философий (библейской и греческой), обходится, смягчается. Лука не употребляет слово «душа», но пишет так: «не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк 12:4). То есть ученики перед лицом возможного мученичества должны бояться не тех, кто может убить только тело, но не имеет власти над вечной участью человека. Вечная жизнь – во власти не людей, но Бога, Который может даровать жизнь, но «может и душу и тело погубить в геенне»(так у Матфея), или, не делая акцента на различении души и тела, – просто «может ввергнуть в геенну» (Лк 12:5). Напомню, что слово «геенна» происходит от арамейского gê hinnām – «долина Хинном», или в славянской традиции «Енномова долина», место неподалеку от Иерусалима, где некогда царь Ахав ввел для Израиля обычай поклонения богу Молоху, которому приносили в жертву маленьких детей и сжигали их в огне. Позднее эта долина была проклята и стала постоянно горевшей мусорной свалкой, кишащей червями. Это место стало метафорой вечной погибели, местом, «где червь не умирает, и огонь не угасает» (Мк 9:48). В Апокалипсисе образ геенны заменяется другим образом вечной погибели – «озером огненным, горящим серою» (Откр 19:20). В нашем современном языке местом вечной погибели и, к тому же, вечных мучений считается «ад». Но в Священном Писании не так. «Ад» – место, куда спускаются тени умерших после так называемой «первой смерти». Из ада все умершие воскреснут на Суд Божий. И тех, кто будут осуждены на этом Суде, постигнет «смерть вторая», которая и символизируется уже упомянутым страшным «озером» или «геенной». – Довольно об этом. Ведь речь Иисуса Христа – не информация о загробной жизни, а призыв к бесстрашию перед людьми и к страху перед Богом.
Однако, что значит «бояться Бога»? Думаю, это понятно каждому. Бояться Бога означает иметь благоговейный страх перед абсолютной, недостижимой человеческими усилиями святостью. Страх Божий означает страх совершить или даже помыслить нечто дурное, что может отдалить тебя от Бога, страх потерять любовь Божию и навлечь на себя Его гнев.
Третий раз Иисус произносит призыв «не бойтесь». Не бойтесь ваших гонителей и, возможно, убийц. Помните, что вас любит Бог, Который не даст вам окончательно погибнуть. Не бойтесь и земной смерти. Всеведущий Бог знает всё. Господь сравнивает людей, сотворенных по образу и подобию Божию, с маленькими птичками (в оригинале – с воробьями). Современному читателю сравнение с двумя воробьями, которые продаются за ассарий, то есть за очень мелкую монету, может быть не совсем понятно. Но дело в том, что в те времена на базаре продавали воробьев как самую дешевую пищу бедняков. Здесь воробей – символ ничтожности и дешевизны. Человек куда значительнее и «дороже»! Тут следует, разумеется, с точки зрения формальной логики не строгое, но для Библии типичное доказательство «от малого к бóльшему»: если уж то-то и то-то, то наверняка то-то и то-то. Надо полагаться на Бога, ибо, если уж Бог заботится о крошечных воробьях, то насколько дороже для Него Его лучшее создание человек. Это сказано очень по-библейски. Вообще говоря, иудеи были уверены в том, что Бог проявляет обо всем величайшую заботу. Они считали, что даже у каждой травинки есть свой ангел-хранитель. А у человека «и волосы на голове все сочтены». Это согласно с древней поговоркой о том, что даже волос не упадет с головы без воли Божией (1 Цар 14:45; 2 Цар 14:11; Лк 21:18; Деян 27:34). Так что если у тебя чистая совесть, то бояться тебе никого из людей не надо. Ведь Бог всё, что постигает любящих Его, обращает им во благо. Об этом с вдохновенным восторгом писал апостол Павел: «Мы знаем, что любящим Бога … все содействует ко благу. … Кто отлучит нас от любви Божией…? … Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8:28.35. 38-39).
Итак, при всех гонениях и угрозах, даже перед лицом смерти, ученики Христовы не должны бояться: их возлюбил Сам Бог. И веру в Спасителя Иисуса они могут дерзновенно и безбоязненно исповедать перед людьми. Слово «исповедать» означает «открыто признать». Речь идет, конечно о свидетельстве своей веры во Христа перед человеческим судом. «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Своего верного свидетеля Иисус как Судия на последнем Суде исповедает, то есть признает перед Высшим и Вечным Судией – перед Своим Небесным Отцом. И напротив, того, кто из страха перед человеческим осуждением, отречется от Христа, станет отступником, от того и Христос отречется перед Своим Небесным Отцом на последнем Суде. Хранить верность Христу даже перед лицом смерти – это подвиг исповедников и мучеников, на крови которых Церковь выросла и стала одной из великих сил человеческой истории.
Итак, речь Иисуса Христа, как мы видим, наполнена, с одной стороны, предсказаниями той враждебности, какую встретят на своем миссионерском пути Его посланники, а с другой стороны, Он говорит им утешительные и ободряющие слова. Вообще-то, Его речи могли вызвать некоторое недоумение не только в широких массах, но и у Его ближайших учеников. Ведь все они были верующими иудеями, которые могли уже понемногу ощущать в Иисусе Помазанника Божия, Мессию. А Мессию большинство иудеев ожидало как царственного победителя, который принесет избранному народу Израиля золотой век шалома, мира и благоденствия. Так при чем же здесь враждебность, ненависть, суды в синагогах, смертельные угрозы? Все это было чем-то совсем несообразным с их мечтами и надеждами. В то же время ученики и последователи Иисуса уже явственно ощущали, что Весть их Учителя многим не по душе. Более того, она вызывает враждебное к Нему отношение, доходящее до ненависти и желания с Ним расправиться. Так что не удивительно, что на них, учеников, может также обрушиться ненависть книжников и фарисеев, не говоря уже о саддукеях.
Последующие слова Иисуса Христа, на первый взгляд, могли вызвать ощущение абсурда и вести к шоку. Вот эти слова:
5. Не мир, но меч. Суровые требования к ученикам (10:34-39).
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить
Человека с отцом его,
И дочь с матерью ее,
И невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку — домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч»! – Как? Что же это за Мессия, который вместо мира несет меч и разделение. Ведь Мессия – по словам пророка Исаии – «Князь мира» (Ис 9:6). О каком разделении, о каком мече может идти речь в царстве Того, при котором наступит шалом, когда даже
«волк будет жить вместе с ягненком,
и барс будет лежать вместе с козленком;
…