Исцеление двух слепых (9:27-31).

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! 28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! 29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. 30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. 31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

Чудо, здесь описанное, не имеет прямых параллелей в других евангелиях. Правда, похожие истории, иногда совпадающие буквально, мы находим и в том же Евангелии от Матфея (12:22-24 – исцеление бесноватого слепого и немого; 20:29-34 – исцеление двух Иерихонских слепцов) и в других синоптических Евангелиях (Лк 11:14-15; Мк 10: 46-52). В совпадениях нет ничего удивительного, если мы вспомним, что все Евангелия опираются на долго существовавшие устные предания, в которых могли происходить заметные вариации, и которые могли как бы скрещиваться друг с другом. Суть-то от этого не менялась.

Итак, Иисус, вышел из дома некоего иудейского начальника, дочь которого Он поднял со смертного одра́. По дороге в тот дом, где Иисус остановился (вероятно, это был дом Петра в Капернауме), «за Ним следовали двое слепых и кричали: “Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!”». Они кричали. Этот глагол подчеркивает их бедственное состояние и их веру в целительную силу Иисуса. Слепота по разным причинам, в основном из-за отсутствия гигиены и большого количества переносящих заразу мух, была очень распространена в Палестине, и считалась наказанием Божием за грехи. Иисус Христос, как мы знаем из Евангелия от Иоанна (Ин 9:1-3), был далек от такой понятной, распространенной, но примитивной мысли. Что касается исцеления от слепоты, то оно ожидалось пророками во время наступления века Мессии: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис 35:5). – Слепые кричали, называя Иисуса «Сыном Давидовым». Так иудеи того времени называли ожидаемого Мессию. Об этом свидетельствовал Сам Иисус, Который в одной из дискуссий со своими иудейскими оппонентами «говорил: “Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?”» (Мк 12:35). Но почему Мессию иудеи называли «Сыном Давидовым»? Дело в том, что иудейский народ, постоянно подвергавшийся опустошительным войнам и оккупациям, жил надеждой на спасение, которое ожидалось от обетованного освободителя из рода славного царя Давида. Этот Помазанник Божий (по-еврейски Машиах, по-гречески Христос) не только вернет иудеям свободу, но и, наделенный помощью Божией, поведет их к силе, власти, славе и величию. Именно такой чудесный и в то же время национально-ограниченный и даже фантастический смысл, вероятно, вкладывал Петр в свое исповедание Иисуса Христом. Возможно, и слепые нашего рассказа так же мыслили о чудотворце Иисусе. Во всяком случае, так – в Евангелии от Матфея. Однако, в дохристианской иудейской литературе мы находим титул «Сын Давидов» только однажды, в апокрифических Псалмах Соломона: «Призри на них, Господи, и восставь им царя их, Сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим» (Пс Солом 17:23).

Что касается Иисуса, то иудейский народ не признал в Нем Мессию. О Нем говорили: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых… Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков» (Мк 6:14-15). И лишь в немногих местах евангельского предания мы находим, что Иисуса называют Христом (то есть Мессией), или Сыном Давидовым:

1. Знаменитое исповедание Петра в Мк 8:29;

2. Крики двух слепцов в Капернауме, в разбираемом нами отрывке: они называют Иисуса сыном Давида (Мф 9:27);

3. Крики двух иерихонских слепцов, которые тоже называют Иисуса Сыном Давида (Мф 20:30-31);

4. Так называет Иисуса еще один иерихонский слепец по имени Вартимей (Мк 10:47);

5. Сыном Давидовым называет Иисуса также некая хананейская женщина, язычница (Мф 15:22), что хронологически и по сути выглядит весьма странно. Но, как мы уже знаем, евангелист Матфей не придает слишком большого значения хронологии. В его время, в его церкви Иисуса называли и Христом и Сыном Давидовым, и он, не раздумывая, вкладывает это мессианское обозначение и в уста слепцов, и даже в уста язычницы.

Пока Иисус находился в пути, Он не реагировал на жалобные крики слепых, избегая публичного зрелища исцеления. Только войдя в дом, Он вступает с ними в разговор. Прежде исцеления Иисус желает услышать от слепцов исповедание их веры. И такое желание по-человечески понятно. Ведь ни один целитель не может вылечить больного, если тот приходит к нему без всякого доверия и без надежды. Итак, Иисус хотел убедиться в том, что слепцы искренно и серьезно желали того исцеления, которое Он мог им дать. Следует, правда, заметить, что это единственный раз во всех евангелиях, когда Иисус спрашивает о вере в Его целительные способности: «“Веруете ли, что Я могу это сделать?” Они говорят Ему: “Ей, Господи!”». Разумеется, все-таки лучше перевести ответ слепцов не “Ей, Господи!”, а попроще и более реалистично: “Да, господин!”. Не забудем, что славянское «Господь» – имя, заменяющее Имя Божие, и потому вряд ли можно предположить, что какие-то слепые исповедали Иисуса Богом. «Сына Давидова» вполне достаточно, да и то, пожалуй, сомнительно. И только после того как слепцы уверенно сказали о своей вере, Иисус «коснулся глаз их и сказал: “По вере вашей да будет вам”. Для евангелиста важно еще раз подчеркнуть, насколько спасительное исцеление зависит от веры. Действие наступает незамедлительно, «и открылись глаза их».

За этим следует строгий приказ молчать о чуде исцеления. Но, как и во всех прочих случаях, это повеление нарушается: «Иисус строго сказал им: “Смотрите, чтобы никто не узнал”. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той». Так что… сохранить тайну было невозможно!

Наши рекомендации