Трава засыхает, цвет увядает
а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис 40:6-8).
Бог – единственный Господин жизни: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?». Этот риторический вопрос немного смущает. Вот если бы было сказано: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя бы на один сантиметр?», – было бы понятно. А то – «локоть», то есть примерно 45 см! Что-то многовато! Все дело в переводе. Речь идет не о «росте», а о «возрасте», о долготе жизни. Иногда меры длины мы употребляем как меры времени и наоборот. Например: «Как далеко до города?» – «Да близко, минут 10 езды». Так и здесь. «Локоть» - один человеческий шажок, который пройти можно за мгновение времени. Так что можно было бы перефразировать: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе возраста хотя бы на одну минуту?». А если так, если сам человек не может продлить свою жизнь, то зачем тогда делать запасы на долгий срок, зачем заботиться о долгой жизни, которая не в твоей власти? Ну а ссылки на не трудящихся птиц, на полевые цветы и великолепие Соломона, как уже говорилось, конечно, не оправдывают лени и безделья, но предостерегают и от суетной активности, и от парализующего страха перед будущим. Отсюда и призыв «не заботьтесь, не беспокойтесь!».
Реалистически мыслящий человек трезво сознает, что его неизбежным концом на земле будет смерть: ведь люди –
«как трава, скоро будут подкошены,
и, как зеленеющий злак, увянут» (Пс 36:2).
Поэтому человеку следует полагаться не на обманчивые земные опоры и гарантии, которые суть идолы. Таково фатальное свойство языческого мировоззрения. «Всего этого ищут язычники». Человек разумный свою надежду возлагает не на идолов, но на Отца Небесного, на Его конечный дар жизни в воскресении и на Его грядущее Царствие.
При чтении строк о беззаботных птицах и лилиях могут возникнуть некоторые сомнения: не слишком ли наивны и оптимистичны эти утверждения. Ведь каждый видит, что в природе царит безжалостная борьба за существование. И птички только тем и заняты, что ищут себе пищу и отбиваются от хищников, для которых пищей служат сами эти птички. И цветы полевые не так просто украшены, а приобрели свою красоту в той же жестокой борьбе за выживание. Но в словах Иисуса Христа говорит не рациональный анализ ученого эволюциониста или натурфилософа. Речи Спасителя несут в себе Его Евангелие приблизившегося Царствия Божия. Его слова указывают на следы этого Царствия в окружающей природе. Просветленный взгляд не может не увидеть – при всем зле и несовершенстве этого мира – славу Творца во всем Его Творении. Недаром ряд изречений о лилиях и птицах завершается указанием на грядущее Царствие: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». И тогда все прочее «приложится вам». Образно говоря, приложится и «красота лилий», и «беззаботность птиц небесных». Вот исходя из такого эсхатологического откровения Бога и Его Царствия, которое уже «приблизилось», Иисус Христос видит вокруг Себя знамения милости Творца, Который сохраняет и поддерживает жизнь в этом мире, отмеченном злом, страданиями и заботами. Он не только видит знамения благодати, но и возвещает эту благодать, несмотря ни на какое зло разлитое в окружающем нас мире, который сотворен был «хорошим весьма» (Быт 1:31), а в грядущем веке станет еще лучше!
Итак, первым и основным содержанием надежды учеников Христовых прежде всего, должно быть Царствие Божие:«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». – «Его» – означает «Бога», то есть «ищите правды Божией». – Действительно, для иудейского мира того далекого времени «правда Божия» была одной из наиболее мучительных богословских и жизненных проблем. Напомню, что в Библии «правда Божия» означает верность Бога Своему творению, Его верность Своим спасительным обетованиям, Его верность Завету, Его верность Своему слову. Именно в этой верности – правда Божия. Бог праведен. А вот человек – нет. На Бога можно положиться, а на человека – нельзя. Бог верен и истинен, а человек неверен и лжив. Но… идет время, век за веком, год за годом, и при этом спасение Израиля только как бы отдаляется. Где же реализация, осуществление правды Божией? где она – верность Бога? Так вопрошали иудеи, такова была проблема, на которую через пару десятилетий апостол Павел ответит восторженным утверждением Послания к Римлянам: «Ныне … явилась правда Божия, … правда Божия через веру в Иисуса Христа для всех верующих» (Рим 3:21-22). – Эта спасительная правда Божия открывается в Евангелии Иисуса Христа (Рим 1:16-17): «Приблизилось Царствие Божие» (Мк 1:14). Ищите его, стремитесь к нему, входите в него! Оно уже здесь!
Завершается раздел о заботах кратким увещеванием: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Вот как последнее предложение звучит в церковнославянском переводе: довлё1етъ дне1ви sло1ба e3гw2. Как все же интересно следить за изменением значений слов в истории языка. Для нас сейчас слово «злоба» означает отрицательную эмоцию: «его охватила злоба, или злость». А в церковнославянском «злоба» означает «забота, тревога». Или «озлобленный». Это понятное нам слово в церковнославянском языке означает «озабоченный», иногда «больной». А еще странная истоия произошла со словом «довлё1етъ». Это слово имеет однокоренных родственников: «довольно», то есть «достаточно». Так и переведено по-русски: «довольно для каждого дня своей заботы». «Довлеть» означает «быть достаточным». В современном же не совсем грамотном, но весьма распространенном языке слово «довлеть» стало – по сходству звучания – означать «давить», «подавлять». Добавился даже предлог «над»: скажем, такой пример: «Над ним довлеет угроза разорения». Но ведь для грамотного человека это звучит нелепо: «Ему достаточно угрозы разорения», «Он доволен угрозой своего разорения». Да, истории родного языка в нашем школьном образовании не уделяется никакого внимания. Оттого и встречаются такие нелепые казусы.
Ну а мы последуем призыву Иисуса Христа. Нет, Он отрицал не владение земным добром, как это делали сектанты ессеи, но отрицал собирание сокровищ. Сокровища – это такие вещи, на которые человек возлагает свое упование, с которыми связывает свою безопасность, и которым он себя вверяет. Собирания сокровищ приносит заботу – не естественную и необходимую предусмотрительность, а движимое страхом усилие застраховать свою жизнь через имущество. Чтобы освободить нас от этой заботы, Иисус Христос и указывает сначала на благость и верность Творца: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», а потом на приблизившееся Царствие Божие: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Беседа № 28.
Приступаем к чтению седьмой главы Евангелия от Матфея, которая завершает Нагорную проповедь Спасителя. Эта глава начинается с важной темы, уже затронутой в молитве «Отче наш», с темы прощения ближнего, его неосуждения: