Четвертая антитеза. О клятве (5:33-37).
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Эта тема о клятве обсуждается в нашем Евангелии дважды: здесь, в Нагорной проповеди и в 23-й главе (Мф 23:16-22). Речь идет о 9-й заповеди скрижалей Закона, заповеди, запрещающей лжесвидетельство и тем самым охраняющей праведность суда. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх 20:16). При этом следует помнить, что все суды, от местных, до Верховного суда Израиля освящались Божественным присутствием, то есть Бог был невидимым свидетелем происходящего. Итак, Закон Моисея дозволяет и даже требует клятву свидетеля на суде, но строго запрещает преступать клятву, произнося ложное свидетельство! Иисус Христос цитирует эту заповедь не буквально, но вольно: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». В целом смысл заповеди Он сохраняет, объединяя при этом несколько ветхозаветных мест, которые относятся к обсуждаемой теме (Исх 20:16; Лев 19:12; Числ 30:3; Втор 23:21-23 и так далее). Пророк Захария приравнивает ложную клятву к самым страшным преступлениям: «Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу…» (Иер 7:9). В более поздних библейских книгах клятвы не запрещались, но и не очень поощрялись: «Не приучай уст твоих к клятве и не обращай в привычку употреблять в клятве Имя Святого» (Сир 23:8-9). Все эти места обязывают человека к честности, которая, конечно, всегда высоко ценилась. До фанатизма строгая школа Шаммаи, которую мы уже упоминали, запрещала даже проявления обычной вежливости, когда мы, например, делаем несколько преувеличенные комплименты человеку: хвалим женщину за ее красоту, хотя на самом деле она не больно-то красива; благодарим за очень вкусный обед, хотя на самом деле он был так себе… Ну а ложь настоящая, особенно когда человек клянется или обещает что-то, ссылаясь на Бога, но делает это с целью обмануть, означала нарушение одной из основных Божественных заповедей. Поэтому, «если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его; ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (Втор 23:21).
И вот этой законной заповеди о честном клятвенном свидетельстве Иисус Христос противопоставляет Свою новую заповедь: «А Я говорю вам: не клянись вовсе!» Разумеется, честность – прекрасное и богоугодное человеческое свойство. Историк Иосиф Флавий рассказывает об иудейской секте ессеев, члены которой избегали клятвы именно потому, что якобы человек нечестный, которому нельзя без клятвы верить на слово, уже осужден. Но секта ессеев известна своим бескомпромиссным фанатизмом. Иисус Христос вовсе не требует от своих учеников, чтобы они вот тут же, сразу перестали клясться. В таком случае им пришлось бы отказаться от законного суда и фактически уйти из общества Израильского. Но за Его словами «не клянись вовсе!» стоит логика, близкая рассуждениям ессеев. Ведь Бог желает, чтобы человек был честен всегда. Но именно поэтому странно, когда верующий человек клянется или дает обеты. Ведь если честность неотъемлема от внутреннего состояния человека, то зачем ему заверять других в своей честности? В идеальном случае честному человеку нет надобности заверять истинность своих слов никакими клятвами или гарантиями. Хуже: своим заверением он как бы отрицает свою обязанность быть честным всегда. Кто клянется или дает обет, как бы говорит своим ближним: «В этом случае вы можете мне верить. В этом случае я обязательно сдержу свое обещание!» Ну а в других случаях…?
А в других случаях, то есть в реальной жизни на грешной земле абсолютных идеалов не бывает. Но ведь Иисус Христос и не дает какую-то новую юридическую заповедь о честности, подобную заповедям Моисеева Закона, который был дан не идеальным, а очень даже грешным людям. Иисус же говорит о свойстве нового человека – гражданина не земного царства, а Царства Небесного, человека, праведность которого выше, лучше праведности книжников и фарисеев, соблюдающих заповеди Закона Моисея.
Обратим внимание на дополнительные обоснования Иисуса Христа Его общего неприятия клятвы. Не клянись, – говорит Он, – «ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». При клятве Бог не может быть призван в качестве свидетеля. Это для Иисуса Христа само собой разумеется. Но Он утверждает далее, что и без прямого упоминания Бога всякая клятва косвенным образом Бога касается, будь то небо, земля, Иерусалим… Всё в мире принадлежит Богу. И моя голова тоже не принадлежит мне, потому что я не могу ни одного волоса сделать черным или седым. Вся моя жизнь принадлежит Богу. В своем перечне Иисус Христос опирается на некоторые тексты Писания. Например, на пророка Исаию: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих» (Ис 66:1).
За словами Иисуса стояли принятые среди иудеев обычаи. Иногда клятвы были совсем уж легкомысленными, как это часто случается и в наше время: «жизнью клянусь», «да не видать мне того-то и того-то», «да разрази меня гром», «убей меня Бог»… Были и уклончивые способы вроде бы клясться, но оставлять для себя лазейку не исполнить клятву. Когда клялись Именем Божиим, то исполнить такую клятву считалось, конечно, обязательно. «Ибо Господь, Бог твой, взыщет с тебя» (Втор 23:21). Но если Бог в клятве не упоминался и как бы оставался в стороне, и человек клялся чем-то другим (небом, землей, головой), то нарушение такой клятвы было не столь уж серьезным проступком. Тогда Бог, возможно, и не «взыщет». Иисус же говорит, что Бог присутствует везде, и уклониться от Его взгляда невозможно.
В поясняющих словах Иисуса Христа – пища для размышления. Собственно, Он говорит о том, что человек немощен, и не способен гарантировать исполнение своих клятв. Ведь исполнение всякой клятвы и всякогообета всегда зависит от Бога – даже в тех случаях, когда клянущийся прямона Бога не ссылается. В самом деле, ведь даже несчастье, которое я призываю на свою голову в случае нарушения мною клятвы, может случиться со мною не без воли или попущения Божия. Как же я в принципе могу претендовать на то, что Бог исполнит мои клятвы, если сам я при этом не готов быть столь же честным и совершенным, как честен и совершенен Сам Бог? Конечно, в полной мере это невозможно. Но такова воля Божия – наша честность. И тот, кто, в согласии с волей Божией действительно хочет, чтобы ему доверяли, тот не будет прятаться за всякими лазейками. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Эта заповедь повторяется в Послании апостола Иакова: «Братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению» (Иак 5:12). Почему не просто «да» и не просто «нет»? В некоторых переводах мы читаем: «ваше слово «да» да будет да, и «нет» да будет нет; а что сверх этого, то от лукавого». Но это уже толкование, причем не совсем правильное, ибо в евангельском тексте, как и в других местах Нового Завета четко повторяется: «да, да» и «нет, нет». И вот почему: такой двойной повтор был характерен для иудеев того времени в согласии с постановлением Закона о том, что для установления истины необходимы как минимум два согласных свидетеля. Об этом говорится в Книге Второзакония (Втор 17:6), об этом неоднократно говорится и в Новом Завете: «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2 Кор 13:1, ср. Мф 18:16). – «А что сверх этого, то от лукавого». «Лукавым» в Евангелии от Матфея обычно называется сатана. Другие евангелисты так его не называют.
В связи с клятвой надо сказать еще об одном моменте. Мы начали с упоминания того, что в Израиле клятва любого свидетеля на суде считалась клятвой в присутствии Бога. Кстати, все мы знаем, что и в наше время в некоторых системах правосудия, скажем, в англо-американской, существует клятва свидетеля на Библии. То же происходит при инаугурации президента США. Да и не только в США, но и в России новоизбранный президент (явное подражание американцам) клянется, положив руку на… нет, не на Библию, но на текст Конституции. Разумеется все это делается, скорее, не всерьёз, а просто из пущей торжественности церемонии. Но как нам к этому все же относиться? Например, к присяге в армии? Мы уже упомянули о древней секте ессеев, которые не клялись. Так и ныне существуют группы, только уже не иудеев, а христиан, которые отрицают клятвы и присяги. Правильно ли это? Бог им, конечно, судья. Но, кажется, они из слов Иисуса Христа сделали какой-то новый Закон, заменяющий в земном царстве Закон Моисея. Но ведь, – вспомним, – сам апостол Павел иногда прибегал к клятвенным заверениям (2 Кор 1:23; Гал 1:20). В каких-то обстоятельствах, видимо, он считал это возможным и даже необходимым.
И здесь нам стоит вспомнить слова Иисуса Христа, на которых мы уже подробно останавливались в прошлых беседах: слова о том, что пока существует этот мир, «доколе не прейдет небо и земля», «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона». Иисус говорил о святом Законе Моисея, данном для этого мира, во зле и грехе лежащего. Но то же относится и к любому, отнюдь не святому, закону любого земного царства. В отличие от Закона Моисея, данного Богом, все прочие законы переменчивы, но они существуют, и будут существовать «доколе не прейдет небо и земля». И верующий христианин, пока несет свой земной крест, является гражданином земного царства, в котором от человека требуются клятвы и присяги. Но он же одновременно является гражданином Царства Божия, в котором ни клятва, ни присяга не нужны. Как в реальной жизни совместить эти два гражданства – вопрос нелегкий и принципиальный, и на нем мы остановимся позже, когда прочитаем прочие антитезы Нагорной проповеди.
Беседа № 21.
Сегодня мы продолжим чтение так называемых «антитез» Нагорной проповеди Иисуса Христа, которые находятся в 5-й главе Евангелия от Матфея. Напоминаю, что «антитезами» называются шесть высказываний Иисуса о Законе Моисея: «Вы слышали, что сказано древним, … А Я говорю вам…». На очереди пятая, при этом очень непростая антитеза, которой мы и посвятим сегодняшнюю беседу.