Вторая антитеза. Заповедь о прелюбодеянии (5:27-30).
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
По своей структуре эта антитеза подобна первой. Теперь речь идет о ветхозаветной заповеди, призванной охранять не жизнь другого человека («не убивай»), но охранять семью и брачные узы. Поскольку в современном русском языке редко употребляется глагол «прелюбодействовать» и соответствующее существительное «прелюбодеяние», многие отождествляют эти слова с глаголом «блудить» и с существительным «блуд». Но это совершенно разные понятия. Речь в заповеди идет не о блуде, то есть не о половой распущенности, а именно о прелюбодеянии. Эта заповедь, – в понимании иудеев, – под страхом смертной казни запрещает иудейскому мужчине разрушать брак ближнего, то есть другого иудея. Здесь не место обсуждать иудейское брачное право, которое изменялось во времени и было довольно сложным. Но в целом речь шла именно о нарушении брака другого иудея. Хотя благочестивые люди и осуждали внебрачную связь женатого иудеяс незамужней женщиной или с язычницей, как и всякий блуд, но, тем не менее, такая связь не считалась нарушением брачного законодательства. Это означает: Своей заповедью Бог охраняет, как это не покажется странным, не мораль в браке, но связь определенного мужчины с определенной женщиной, которые, согласно истории Творения мужчины и женщины, стали в браке стали единой плотью: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2:24). Особый вопрос, как мы уже указали, в том, что раввины толковали и это место Книги Бытия и заповедь Моисея применительно только к иудейскому браку. Такое толкование опиралось на слова 10-й заповеди: «Не желай жены ближнего твоего» (Исх 20:17). Ну а кто «ближний»? Не язычник же! Он – дальний. Ближний – это единоверец, то есть иудей.
Итак, заповедь Моисея окружению Иисуса Христа запрещала вторгаться в брак ближнего. Но и здесь, как и в прошлом случае с заповедью об убийстве, Иисус указывает на причину преступного действия, на помышления и желания человека: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». То есть против воли Божией, согласно которой каждый должен уважать брак другого, выступает уже тот, кто только смотрит на (замужнюю) женщину «с вожделением» (более точный перевод – «с похотью», а если еще понятнее, – «желая овладеть ею»). Уже таковой вторгается в брак другого. Если некто готов понимать заповедь «Не прелюбодействуй» настолько широко, что он даже в мыслях уважает брачную связь другого, то его праведность больше праведности «книжников и фарисеев».
Далее Иисус произносит слова, которые звучат радикально и строго: следует отсечь от себя, изгнать из жизни все, что соблазняет к греху прелюбодеяния. «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его… И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее…». Слово «соблазн» (по-гречески ska,ndalon, скандал) означает ловушку, западню. Соответственно, глагол «соблазнять», «вводить в соблазн» означает заманивать в ловушку, чтобы в конце концов погубить.
Мы, разумеется, понимаем, что грозные слова Иисуса Христа нельзя принимать буквально. Таков уж был Его способ выражать Свои мысли, характерный восточными преувеличениями. Речь идет о том, что из жизни должно быть с корнем вырвано все, что совращает к обсуждаемому пороку и ведет к осуждению на Суде Божием.
Снова, как и в первой антитезе, внимание аудитории Иисуса Христа переносится с внешнего деяния на внутреннее настроение человека. Снова разрушается граница между юридическим и нравственным аспектами человеческой жизни, ибо человек есть целостная личность, в которой материальное, физическое не отделено от духовного.
Однако, при чтении слов Иисуса снова и снова возникает вопрос: в силах ли человек контролировать свои столь «естественно» возникающие чувства и желания? Этот вопрос постоянно стоял перед церковью. Но, как мы уже говорили, подобные вопросы будут постоянно возникать и при чтении других антитез. Поэтому ответ мы до поры до времени отложим.
Беседа № 20.
Продолжаем наше знакомство с так называемыми «антитезами» Нагорной проповеди Иисуса Христа. Напоминаю, что «антитезами» называются шесть высказываний Иисуса о Законе Моисея, построенные по однотипной форме: «Вы слышали, что сказано древним, … А Я говорю вам…». Сегодня мы приступим к рассмотрению третьей антитезы, в которой говорится о законном постановлении о разводе.