Когда Я пошлю на землю голод

Не голод хлеба, не жажду воды,

но жажду слышания слов Господних» (Ам 8:11).

«Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую» (Иер 31:25).

«Жаждет душа моя

к Богу крепкому, живому» (Пс 41:3).

«Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я;

Тебя жаждет душа моя,

По Тебе томится плоть моя

в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс 62:2).

«Он насытил душу жаждущую

и душу алчущую исполнил благами» (Пс 106:9).

«Правда», или в другом переводе и в несколько смещенном значении «праведность» – идеал ветхозаветной набожности. Надо, конечно, различать между «правдой (праведностью) Божией» и «праведностью человеческой». Под «правдой Божией», что особенно ясно из посланий апостола Павла, имелась в виду верность Бога Своему творению, Своему Слову, Своему Завету. Бог праведен, и в этом нет и не может быть сомнений ни у кого. Если Бог сказал, то так и будет! Другой вопрос – когда и как это осуществится? Реализации правды, то есть верности Божией жаждала всякая душа. Апостол Павел в Послании к Римлянам торжественно провозглашает, что «ныне» эта жажда утолена, ибо в Евангелии «открывается правда Божия» (Рим 1:17). «Ныне… явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа» (Рим 3:21-22). Так у апостола Павла. Но во время земной жизни Иисуса Христа так сказать еще было невозможно, до Креста, до Воскресения, до Пятидесятницы!

Что касается праведности человеческой, то она тоже должна состоять в верности Завету, в верности воле Божией, выраженной – где? – не было сомнений, что воля Божия выражена в Законе Моисея. И вот фарисеи жили убеждением, что праведность достижима через пунктуальное следование Закону. Это очень образно показано в притче о праведном фарисее и грешном мытаре. О таких праведных и самодовольных фарисеях невозможно было сказать, что они испытывают муки от голода и жажды по правде. Но вот беда: они не сознавали, что есть праведность, которая выше их понимания, и без этой высшей праведности, как сказано в том же Послании к Римлянам, «Все под грехом, … нет праведного ни одного; … все совратились с пути» (Рим 3:9-12). Именно об этом говорил Иисус Христос – о высшей праведности, которая будет не внешним формальным следованием букве Закона, а сердечным следованием воле Божией, которая выше всякого Закона: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:20). Блаженны те, кто алчет и жаждет высшей правды, а не правды низшей, законнической. Эта высшая правда открылась «независимо от Закона» (Рим 3:21) в Евангелии Креста и Воскресения. О нравственной позиции, соответствующей этой высшей правде и пойдет речь в Нагорной проповеди.

*******

Мы сделали обзор первой строфы «блаженств», которая содержит четыре обетования: нищим духом достается Царство Небесное. Далее будет сказано, что Царство Небесное достается также «изгнанным за правду» (Мф 5:10). Скорбящие будут утешены, кроткие получат в наследство преображенную землю, алчущие правды будут насыщены. Царством Небесным вознаграждаются уже на земле «нищие духом», то есть уповающие только на Бога и ожидающие Духа (5:3), а также те, кто готов действовать по высшей правде несмотря на возможные гонения и преследования (5:10). За всё прочее (скорбь, кротость, жажду правды, а далее еще за милостивое поведение, за сердечную чистоту и за миротворчество) последует награда от Бога за пределами этого мира. Здесь следует обратить внимание на то, что привычные нам церковнославянский и Синодальный переводы «утешатся, насытятся и т.д.» в оригинале стоят в страдательном залоге (в так называемом Passivum divinum, страдательном Божественном) и, согласно иудейскому обычаю, не упоминая Бога, означают, что действующее лицо – Бог. Это Он утешит, даст наследство, насытит, помилует, явит Себя тем, у кого чистое сердце, Назовет Своими сынами и вообще подаст великую награду на небесах. Но полное осуществление этих благ произойдет, конечно же, не в этом злом и греховном мире.

Однако в связи с этим при чтении «блаженств» – тех, что мы уже разобрали, и других, до которых еще не дошли, – иногда возникают недоуменные вопросы. Ведь все знают из катехизического обучения о таком свойстве Бога как «всемогущество». Бог всемогущий! А если это так, то почему Он, имея желание и полную власть исполнить те положительные перемены, о которых говорится в «блаженствах», почему Он уже сегодня не утешает плачущих? Почему уже сегодня не насыщает алчущих правды? Почему все это отодвинуто куда-то в неведомое грядущее?

Ответ Священного Писания на эти вопросы необычен и так отличается от наших собственных привычных представлений, что поначалу нам трудно поверить, что ни Ветхий и Новый Завет не знают привычного для нас понятия «всемогущества Божия»! Само это выражение «Бог всемогущий», по-латыни «Deus omnipotens» просто невозможно встретить в Библии. Это звучит невероятно – и, тем не менее, это так. Интересный и захватывающий вопрос. Но он настолько серьезен, что посильный на него ответ мы оставим до нашей следующей беседы.

Беседа № 15.

Наши рекомендации