Ложная самоуверенность «праведников» (3:7-10).
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Иоанн возвещает грозный Суд Божий. Безусловно, речь идёт о пророческом обличительном и угрожающем слове, которое восходит к самому Крестителю. В Евангелии от Матфея обличение направлено фарисеям и саддукеям. «Порождения ехиднины» – обращается к ним Иоанн. Надо сказать, что это оскорбительное выражение Матфей неоднократно вкладывает и в уста Иисуса Христа. Так Он говорит о фарисеях: «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?» (Мф 12:34). Или вот: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, … змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф 23:29.33). Очень резко сказано! Греческое слово e;cidna означает «гадюка», у нас оставлено без перевода – «ехидна».
Здесь евангелист Матфей объединяет и связывает врагов Иисуса в некую группу, состоящую из фарисеев и саддукеев. На самом же деле они были радикально различны и подходили друг другу как «вода и пламень». Фарисеи, будучи главными врагами Иисуса (и Церкви во времена Матфея), стоят первыми. Саддукеи во второй половине I века вряд ли играли заметную роль. Когда Матфей писал свое Евангелие, они уже ушли с исторической сцены, и было общеизвестно только, что во времена Иисуса Христа саддукеи составляли важную группу иудейских «праведников». Вот к этим-то «праведникам» и направлено гневное слово. Для евангелиста важно, что иудейские вожди, представителями которых выступают эти две группы, действуют против Крестителя (и Иисуса) в согласии друг с другом. Креститель и Иисус тоже как бы объединяются и противостоят не Израильскому народу, но определённому фронту иудейских вождей.
Однако, у нас возникает вопрос. Здесь мы видим различие между народом и его руководителями. Но в конце Евангелия, в истории Страстей Христовых, это различие исчезает. Ведь именно тогда «весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф 27:25). Дело вот в чем: у евангелиста Матфея Креститель и Иисус Христос находят положительный и сочувственный отклик в простом Израильском народе. И это важно, так как именно из этого народа возникает Церковь. Но святой народ, который в истории Страстей отождествляет себя со своими вождями, перестаёт быть Израилем и становится «иудеями». А иудеи во времена евангелиста Матфея были врагами «истинного Израиля», то есть Церкви Христовой.
Итак, Иоанн разоблачает ложную самоуверенность иудейских «праведников».
Во-первых, следует предостережение от чисто внешнего принятия крещения. Вера не имеет ничего общего с магией, волшебством и суеверием. Без покаяния, без внутреннего изменения никакого автоматического действия крещение не принесет. А следствие покаяния – его «плод», то есть соответствующая жизнь с ее реальными делами. «Сотворите же достойный плод покаяния».
Во-вторых, никто не может рассчитывать на спасение только на основании своего происхождения, только потому, что он принадлежит к избранному народу: «Не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». За этими словами стоит глубокое убеждение ученого иудейства, что заслуги «отцов» и прежде всего Авраама, гарантируют спасение их потомкам. Существовало раввинистическое положение: «Весь Израиль имеет долю в будущем веке», ибо «отец у нас Авраам». Не только Иоанн Креститель, но и Иисус Христос возражал этому заблуждению, говоря слова, которые не всеми адекватно понимаются, если вообще понимаются: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф 23:9). Ни Авраам и никакие герои древности, никакие отцы и деды не гарантируют нам спасения, ибо оно зависит не от них, а от Бога и от наших дел. Хорошее происхождение и заслуги отцов приносят пользу, если они подвигают к серьезности и ответственности в жизни, и не приносят никакой пользы, если служат оправданием распущенности и безделья.
Нет больше никакой коллективной безопасности: мол, мы особенный народ, не такой как другие. Ну и что из того? Всякий народ особенный, не такой как другие. Но род, кровь, национальность не дает никакой «страховки». Будущее каждого зависит не от того, в каком он народе родился и даже вырос, но от «плодов» жизни каждого. И снова: критерий истинной, а не формальной праведности – человеческие дела. В Евангелии от Матфея они постоянно образно называются «плодами». Так Иисус неоднократно говорит: «По плодам их узнаете их» (Мф 7:16.20). Он предостерегает первосвященников и старейшин: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43). Примерно о том же и слова Иоанна: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Иначе говоря, Бог может вместо ветхого Израиля создать новый Израиль, новых детей Авраама. Об этих новых «детях Авраама», то есть о Церкви Христовой, в Послании к Галатам писал апостол Павел: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово» (Гал 3:29). Но во дни Иоанна Крестителя до этого было еще далеко, и он призывает не полагаться на свое происхождение от избранного народа, а каяться и творить достойные плоды покаяния. В противном случае «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Так и Христос вслед за Иоанном повторит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф 7:19). Огонь – традиционный библейский символ Суда Божия и очищения. Образ же «секиры», а попросту говоря«топора при корне» намекает на скорый, внезапный и неожиданный Суд гнева Божия. Топор уже наготове, при корне бесплодного дерева. Самонадеянно полагать, что есть еще много времени для беспечного времяпровождения, не думая ни о Боге, ни об ответе на Страшном Суде.
Беседа № 8.
В прошлой беседе мы говорили о том, что Иоанна Креститель развенчал надежды иудеев на их происхождение от Авраама, на то, что они – избранный Богом народ, и это, мол, гарантирует им безопасность на Суде Божием и участие в благой жизни будущего века. Нам это может показаться странным, но в мифическом представлении иудеев того времени заслуг у Авраама было так много, что их должно хватить на всех его потомков, разумеется, через Исаака и Иакова, а не через Измаила или Исава. Эти народные представления приобретали самые фантастические формы. Авраам представлялся как стоящий у дверей преисподней, строго следя, чтобы в ад не попал по ошибке никто из израильтян. За праведность Авраама израильские моряки могут безопасно плавать по морям, за его заслуги Бог посылает на землю дождь, за его заслуги Моисею дан Закон и так далее и тому подобное. – Всем этим наивным упованиям Иоанн резко возразил: никакие заслуги предков не спасут тебя от справедливого Суда Божия, если ты не приносишь добрых плодов истинного покаяния. Беспутные сыновья не могут претендовать на ордена и награды славных отцов. Вроде бы, это само собой разумеется. Но далеко не было понятно древним иудеям. Пожалуй, не понятно и многим нашим современникам, которые преисполнены национальной или родовой гордыни, не оправданной никакими собственными заслугами.
Мы также немного обсуждали вопрос о крещении Иоанна и его отличии от христианского крещения. Более подробно о различиях этих двух крещений говорится в следующем отрывке, в котором звучит также пророчество Иоанна о грядущем за ним Мессии, об Иисусе Христе.