Мал ли ты между тысячами Иудиными?

Из тебя произойдет Мне Тот,

Который должен быть Владыкою в Израиле

И Которого происхождение из начала,

от дней вечных» (Мих 5:2).

Во Второй книге царств Господь обещает Давиду: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождем Израиля» (2 Цар 5:2).

После совещания с архиереями и книжниками, узнав, что Мессия должен родиться в Вифлееме, Ирод тайком призывает к себе волхвов, чтобы узнать и возраст родившегося Младенца: когда они наблюдали появление вещей звезды? Они ему сказали об этом, и теперь он лицемерно посылает их в Вифлеем, чтобы они тщательно все разузнали. Он, мол, желает тоже «пойти поклониться» царственному Младенцу.

Итак, астрология привела волхвов в Иерусалим, а пророчества Священного Писания – в Вифлеем. Вновь появившаяся звезда (видимо, они шли ночью) дает им подтверждение, что они на верном пути, чему они «возрадовались радостью весьма великою». Наступает кульминация всего рассказа о волхвах. Примечательно, что при встрече волхвов с Младенцем упоминается только Мария и не упоминается Иосиф. Это не случайно, но подчёркивает особое значение Девы Марии и девственного рождения.

Волхвы открыли ларцы с сокровищами и принесли Младенцу драгоценные дары: «золото, ладан и смирну». Эти волхвы со своими дарами напоминают некоторые пророческие места Ветхого Завета, в которых говорится о паломничестве язычников и их царей к Сиону.

«Достояние народов придет к тебе. …

Все они из Савы придут,

Принесут золото и ладан,

и возвестят славу Господа» (Ис 60:5-6).

«Цари Фарсиса и островов

поднесут ему дань;

Цари Аравии и Савы

принесут дары;

и поклонятся ему все цари;

все народы будут служить ему» (Пс 71:10-11).

Ладан (буквально «ливан») производился из душистой смолы разных деревьев, росших в Аравии, Индии и Сомали. Смирна тоже добывалась из смолы деревьев в Аравии и Эфиопии. В истории толкования эти дары играли большую роль. Христологическое их толкование мы находим уже у святителя Иринея Лионского и у Оригена[14]: золото указывает на Царя, ладан на Бога, смирна на человека (использовалась при погребении, ср. Мк 15:23; Ин 19:39). Увещательное толкование начинается с раннего Средневековья. Так Евфимий Зигабен: золото – благие дела, ладан – молитва, смирна –умервщление плоти. Лютер: вера, надежда, любовь. Он пишет: «Эти дары может принести Христу каждый, бедный не меньше, чем богатый». На этом фоне довольно трогательно толкование, встречающееся у Фомы Аквинского и у Эразма Роттердамского: золото, мол, указывает на бедность родителей Иисуса, благовоние – на духоту и неприятный запах в яслях для скота, а смирна даётся ради здоровья Младенца.

Итак Ирод пытается вовлечь волхвов в свой коварный план, но его злые замыслы разрушает Божественное вмешательство в события. Во сне волхвы получают «откровение не возвращаться к Ироду» и они «иным путем отошли в страну свою». Это предотвращает опасность стать соучастниками, пусть и невольными, убийственных замыслов Ирода. С этого момента волхвы исчезают не только с глаз Ирода, но также и из Евангельских текстов. Но память о замечательных волхвах продолжала жить и расцвечиваться разными яркими цветами в народном благочестии. Складывается легенда. Живописцы начинают изображать их в персидских, месопотамских и эфиопских одеяниях. Далее волхвы стали представлять потомков Сима, Иафета и Хама, то есть всемирную Церковь. Появляется и число волхвов: на Западе утвердилось, что волхвов было трое, в Сирии – двенадцать. Потом волхвы становятся царями (на основании Ис 60:3 и Пс 71:10-11). Начиная с 6-го века называются имена волхвов: Каспар, Мельхиор и Валтасар. Формируется их внешний вид: Каспар – безбородый юноша, Мельхиор – бородатый старец, Валтасар – чернокожий африканец. Со временем подробно описывается их обратное путешествие на корабле, обращение в христианство апостолом Фомой, их кончина. Появляется праздник Трёх Царей. Естественно, со временем находятся их святые мощи, мощи «трех царей». Это уже в 12-м веке. Сначала мощи находились в Константинополе, потом были вывезены в Милан, а когда Фридрих Барбаросса захватил Милан, он перенёс мощи в Кёльн, где они хранятся и поныне.

Но это всё толкования, будь то богословские, будь то фольклорные и легендарные. Что же касается буквальной экзегезы, то мы, конечно, понимаем, что самому евангелисту Матфею все эти трогательные рассуждения Фомы Аквинского или Лютера, не говоря уже о народных выдумках, показались бы любопытными, но все же очень странными. Так что в истории с волхвами мы видим яркий пример почти полного расхождения экзегезы с герменевтикой. Богатая история воздействия нашего текста есть в то же время история его полного бездействия. Благая весть была практически почти забыта, уступив место мифотворчеству.

Экзегетический же вывод из истории таков: На первом плане для евангелиста Матфея стоит важная в его Евангелии тема: поклонение Иисусу язычников и отказ от Него жителей Иерусалима. Волхвы олицетворяют языческий мир, который возвещает Израилю рождение его Мессии. Но с самого начала эта Благая весть не тронула тот народ, которого она касалась прежде всего. Другая важная тема – поклонение Божественному Младенцу. И еще важно отметить мысль о промысле и водительстве Божием в истории.

Нам осталось хотя бы бегло обсудить вопрос: Как же вышло так, что «Иисус Христос (согласно Евангелию) родился до Рождества Христова?». Действительно, в каком же году родился Иисус Христос? Для простого человека этот вопрос звучит странно: мы ведь отсчитываем наши годы от года Рождения Христа? – Но историческая наука отвечает: Нет, это ошибка. Мы отсчитываем наши годы не от реального Рождения Христа. Ошибка вкралась в начале VI века, когда ученый римский монах Дионисий Малый ошибочно определил год Рождества как 753 год от основания Рима. Так мы до сих пор традиционно и считаем. Но это – просто общепринятая условность. На самом деле Иисус Христос родился на несколько лет раньше. Когда же? Большинство историков склоняется к мысли, что на этот вопрос точный ответ невозможен. Но приблизительно мы все-таки можем составить себе представление о том, в каком же году произошло великое событие Воплощения и Вочеловечения Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы.

Приблизительный ответ может быть дан только на основании двух Евангелий – от Луки и от Матфея. Мы здесь ограничим себя только Евангелием от Матфея. В нем говорится: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф 2:1). Мы точно знаем, что царь Ирод умер в 749 году от основания Рима, то есть в 4 г. до РХ. Далее, из Евангелия от Матфея мы можем вывести некоторое уточнение. В нем сказано, что «Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2:16). Отсюда следует, что, если Ирод умер вскоре после избиения Вифлеемских младенцев, то Иисус родился где-то между 6-м и 4-м годом до Р.Х. Вот этими неопределенными данными нам поневоле следует и удовлетвориться.

Любопытно, что с этой расплывчатой датой согласуется и гипотеза великого астронома и астролога Иоганна Кеплера о том, что Вифлеемская звезда, о которой пишет Евангелист Матфей, и которая вела волхвов в Иерусалим, была связана с неким небесным феноменом, который был описан Кеплером в 1603-4 годах. Он наблюдал троекратное соединение (конъюнкцию) планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб[15]. К этим планетам присоединился также Марс, так что из трех планет временами составлялась как бы одна яркая планета. При помощи математических вычислений Кеплер нашел, что такое соединение планет происходит один раз приблизительно каждые 800 лет. Понятно, что такое важное, с точки зрения астрологии, небесное событие не могло не привлечь внимания ни астролога Кеплера, ни астрологов Древнего мира. Итак, согласно Кеплеру, соединение планет произошло в годы близкие принятой в нашей традиции дате начала новой эры (1600 – 800 – 800)! Кеплер был в восторге от своего открытия. Впоследствии его расчеты были проделаны точнее. Оказалось, что соединение Юпитера и Сатурна происходила от 7 до 5 г. до Рождества Христова, что хорошо совпадает с нашими выкладками из Евангельских данных. Неудивительно, что волхвы прибыли в Иудею искать родившегося царя Израиля. Дело в том, что Юпитер всегда слыл «царской звездой», а Сатурн – «звездой Израиля». Об этом говорит, обличая соплеменников в идолопоклонстве, пророк Амос и повторяет Евангелист Лука в Книге Деяний святых Апостолов: «звезда бога вашего Ремфана» (Амос 5:26; Деян 7:43). Ремфан – это еврейское название планеты Сатурн. Древний мир был очень чувствительным к подобным указаниям астрологии. Еще раз вспомним знаменитую IV эклогу Вергилия, написанную незадолго до наступления новой эры:

«Музы Сицилии, петь начинаем важнее предметы! …

Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,

Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.

Снова с высоких небес посылается новое племя.

К новорождённому будь благосклонна, с которым на смену

Роду железному род золотой по земле расселится

Будет он миром владеть, успокоенным доблестью отчей.

Мальчик, в подарок тебе земля, не возделана вовсе,

Лучших первин принесет …»[16]

Немаловажным было и то, что удивительное небесное событие имело место в созвездии Рыб, ибо с этим созвездием были связаны эсхатологические ожидания. Солнце вот-вот должно было переместиться из созвездия Овна в созвездие Рыб, и в этом усматривали предстоящие религиозные потрясения. Однако всё это – плоды досужих размышлений, призванных удовлетворить нашу суетную любознательность, но имеющих малое отношение к сути Евангельской истории как таковой.

Еще раз подчеркнем, что приведенные расчеты не претендуют на абсолютную точность. Но в оправдание скажем, что сегодня подавляющее большинство историков придерживается мнения, что Иисус Христос родился между 7 и 4 годом до Рождества Христова, в последние годы жизни царя Ирода. Более точно год указать просто невозможно.

Беседа № 6.

Оглядываясь на историю с волхвами и чудесной Вифлеемской звездой, мы можем, как и прежде, увидеть, как эта история отражает известные первым читателям Евангелия от Матфея ветхозаветные образы и примеры из истории. Эти образы говорили древним читателям многое, ибо соединяли историю с современностью и с будущим. Что имеется в виду?

Во-первых, Ветхозаветная история:

Посещение волхвов и связанные с этим посещением события в жизни Младенца Иисуса снова напоминали о рождении «Первого спасителя» Моисея. Напомню, что именно так называли Моисея – Первый Спаситель – в параллель ко Второму Спасителю – ожидавшемуся Мессии.

Ведь рождение Моисея, как и рождение Иисуса Христа, тоже было предсказано учеными язычниками. Мы уже цитировали знаменитого историка I века Иосифа Флавия. Приведем еще одну цитату из его книги «Иудейские древности». Иосиф сообщает о пребывании израильтян в Египетском рабстве:

«У египтян явилась и другая причина, по которой они ещё более постарались стереть с лица земли народ наш. Поводом к этому послужило следующее: один из египетских учёных (которые, кстати сказать, особенно выдаются своими предсказаниями будущего) возвестил царю, что … среди израильтян родится мальчик, который, если вырастет, то сокрушит могущество египтян …; при этом он превзойдёт своею добродетелью всех людей и приобретёт вечную славу. Испугавшись этого, фараон по совету того предсказателя повелел всех родившихся тогда еврейских детей мужского пола бросить в реку и загубить…»[17].

В Евангелие от Матфея вместо египетских ученых предсказателей мы читаем о вавилонских магах, или волхвах, которые предсказывали по звездам. Это могло иметь свои причины:

Во-вторых,Ветхозаветные пророчества:

В Библии, в Книге Числ рассказывается о некоем волхве Валааме, которого призвал «с востока», от реки Евфрат, моавитский царь Валак, приказав ему навести проклятие на израильтян. Но Валаам не в силах был исполнить этот приказ Валака. Трижды Бог вложил в его уста вместо проклятия благословение. Третье из этих Божественных благословений стало великим пророчеством о грядущем Мессии:

«Говорит Валаам, сын Веоров,

Наши рекомендации