Жертвоприношение – Авеля и Каина
Тема «Каин»
В современном мире
Понимание событий современного мира при помощи понятий из сферы политических наук и истории (как отраслей гуманистического знания) – невозможно. Необходимо привлечь категории библейского мировоззрения (опираясь на изучение Св. Писания на древнееврейском и древнегреческом языках). Например, если мы постоянно слышим об одной обижаемой нации, имеет смысл спросить: «нация» ли это или это – явление «духовного» порядка? Как его имя? Другой пример, почему так недолюбливают одно из государств? Может быть, это не просто «государство», а явление «духовного» порядка? Как его имя? В настоящей книге две главы – «Каин» и «Вавилон».
В серии «Испытайте Писания» готовится к изданию сборник статей Е.А. Авдеенко «Библейские основания русской идеологии». Предлагаем краткое содержание некоторых статей сборника, а также статьи тех, кто работает в той же тематике (Приложение).
Серия «ИСПЫТАЙТЕ ПИСАНИЯ» издается совместно с серией «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ. Название серии посвященных Библии работ восходит к Евангелию: «Испытайте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).
Работы серии «ИСПЫТАЙТЕ ПИСАНИЯ» и серии «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ» написаны с единых мировоззренческих позиций. Авторы согласны в том, что школа богословской мысли становится более основательной, если умеет находить для себя памятники светской культуры, достойные изучения.
В серии «ИСПЫТАЙТЕ ПИСАНИЯ» издаются:
Книга БЫТИЕ: Гéнесис и Берешит
Книга ИСХОД: Эксодос и Шемот
Книга ИОВА в греко-славянской и еврейской Библии
ПСАЛМЫ: библейское мировоззрение
ПСАЛМЫ в греко-славянской и еврейской Библии
Враги Давида и враги Мессии по Книге ТЕГИЛИМ (ПСАЛМЫ)
Библейские основания русской идеологии
Тема «Каин» в современном мире
В серии «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ» издаются:
ГОМЕР: мировоззрение эпоса
ЭСХИЛ. СОФОКЛ. Богословие античной трагедии.
Современная классическая гимназия. 1990–2005 * (сборник статей)
В той же серии издаются работы, адресованные практикующим педагогам – «СКОРАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ»:
«Преступление и наказание»: Каинова печать и русская революция
(уроки по Достоевскому)
«Евгений Онегин»: Рок, Идеал, Жизнь (уроки по Пушкину)
Содержание
Глава I. Каин
Жертвоприношение – Авеля и Каина
Усыновление диаволу
Проклятие Каину
Каинова печать
Каинитяне – первая цивилизация
Песнь Ламеха – кончина первой цивилизации
Опознание каинитян в мировой истории
Гуманизм
Сыны Божии и дочери человеческие
Революционная интеллигенция
Глава II. Вавилон
Дух «хамства»
Призвание «ловец» – царя и апостола
Эмиграция
Революция «кирпич-асфальт»
Революция «башня от неба»
Трансгуманизм: Каин и Вавилон
Вавилон Апокалипсиса
Приложение
Сатáн-диавол в библейской картине мира
Все золото мира под брюхом левиафана
«Преступление и наказание»: Каинова печать и русская революция
Понятие «русофобия» в рамках библейского мировоззрения
Глава I. КАИН
Усыновление диаволу
В убийстве Авеля были два соучастника – человек и диавол. Если перечислить этапы, по которым Каин идет к преступлению, то они таковы:
– жертвоприношение Богу;
– печаль не по Богу;
– уклонение воли (опускание лица). — Здесь следует остережение от Бога;
– ложь и усыновление диаволу;
– жертвоприношение диаволу.
Предостерегая Каина Бог сказал ему: «Умолчи» (Быт. 4:7 в греч. переводе). Когда для человека звучит голос Божий, это очень удобный момент, чтобы – по этому голосу – дать верно настроиться основным силам души. Для этого нужно только самому «замолчать». А Каин сказал: «И сказал Каин Авелю, брату своему» (Быт. 4:8).
Писание не сообщает, что сказал Каин Авелю – это не имеет значения: чтобы он ни сказал, это была ложь. Каин ложью выманил брата, зная, что убьет, Каин подчинился «отцулжи» (Ин. 8:44): он сам стал «семенем змея» (Быт. 3:15). Отныне Каин стал «от отца диавола» (Ин. 8:44).
Диавол – отец лжи. Каин усыновился диаволу – до того, как убил брата. А когда убил – это была жертва диаволу «целиковая» (всеприношение), первое деяние оборотнической религии. Каин был первопроходчик в бездну.
За что Каин убил Авеля? Или: почему Каин убил Авеля? Какие у него к тому были мотивы? Что были за причины? За какую вину? Ни за что, ни почему, без мотива, без причины, ни за какую за вину… Апостол Иоанн объясняет: «Каин был от лукавого и заклал брата своего. И за что заклал его? Потому что дела его были лукавы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:12).
Каин ни за что убил брата: Авель былжертва. Каин был духовный человек. Вообще, духовный человек (будь он от Бога, либо от диавола) ведет себя достаточно бескорыстно, часто немотивированно на уровне душевных побуждений; его деяния соотносятся с другой инстанцией, которая выше, чем материальный расчет или душевное переживание. Таков Каин: неверно сказать, что он был зол, и дела его были злы. Нет, «Каин был от лукавого, и дела его были лукавы». Он не просто убил, он «восстал» и убил (Быт. 4:8), он «заклал»брата своего (1 Ин. 3:12). Заклание – это умерщвление как культовое действие.
Преступление Каина началось с жертвоприношения, и само преступление Каина было жертвоприношением. В этом разъяснение страшных слов Господа, которые он сказал иудеям: «вы – от отца диавола» (Ин. 8:44). Какие могут быть у диавола дети?
Самые близкие отношения в духе на символическом языке Библии выражаются через сыновство.
Даже в Лицах Пресвятой Троицы – это Отец и Сын. Верное Богу человечество и Его ангелы – «сыны Божии» (Быт. 6:2; Иов 1:6). Те, кто служат лукавому, кто «хочет творить похоти отца» диавола (Ин. 8:44), названы «семя змея» (см. Быт. 3:15), «змеи, порождения ехидны» (Мф. 23:33), «дети диавола» (1 Ин. 3:10).
Каин заклал брата, принес жертву завета с диаволом, он теперь полностью ему предан. На языке Писания это называется «сыновство». Когда Каин «усыновился» диаволу, он стал основателем антицеркви, оборотнической религии. Оборотническая религия – служение богопротивнику с использованием установлений истинной религии, которым сообщается противоположный знак. От Каина начинается путь погибели, который именуется в Новом Завете – «путь Каина» (Иуд. 11).
Господь вочеловечился и был убит теми, кто по духу Каин, о чем Христос ясно говорил «книжникам и фарисеям» до Своего распятия: «Змеи, порождения ехиднины... да приидет на вас вся кровь праведная, проливаемая на земле от крови Авеляправедного» (Мф. 23:33, 35). Эти слова Господь сказал не о тех, кто не знал, что творит, но о тех, кто знал, что творит – подобно Каину. Те, кто «восстал» на Спасителя, стали «от лукавого» не после Креста, а до него. Распятие было жертвоприношением. Отвергшие Христа иудеи лишились сыновства от Бога: «не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9:7).
Иудеи «веровали в Иисуса», что Он – Мессия (Ин. 8:30, 31), заспорили с Ним, не согласились и убили. И Каин знал, что Бог – Бог; и иудеи знали, что Иисус – Мессия (притча о виноградарях). Начало преступления лежит только в религиозной сфере. И только религиозные люди, совершая преступление, идут до конца.
Каин заклал Авеля в жертву – совершил оборотническое жертвоприношение. На Голгофе родилась оборотническая религия – совершилась не казнь, не убийство, а заклание. Как Каин не убил, а «заклал брата своего» (1 Ин. 3:12), так и Христос – «Агнец, закланный от сложения мира» (Отк. 13:8).
Проклятие Каину
Чтобы отвратиться от Бога полностью, необходимо действовать с полным сознанием и с помощью диавола. После убийства на вопрос Бога «где Авель брат твой?» Каин ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). Ложь Каина Богу была последним свидетельством, что Каин усыновился «отцу лжи». Каин произнес свидетельство на себя. Каин был первый, кто солгал Всеведущему «в лицо» – тем самым Каин проклял Бога. Каин – первый человек, кто был проклят.
Господь изъясняет Каину, «что он сделал». И сказал [Господь]: что ты сделал? Голос крови брата твоего – вопиющей ко Мне от земли (адамá)» (Быт. 4:10). Кровь кричит – голосом от земли. Как Богу жертвуют только лучшее и чистое, так в жертву диаволу нужно было принести только кровь невинную, таким был Авель. Образом невинногострадания в Св. Писании является земля: человек согрешил, а страдает земля. Так сказал Господь человеку после грехопадения: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:17). Кровь невинно пострадавшего Авеля пошла к земле, невинно страдающей – и произошел резонанс: кровь человека (адáма) закричала голосом от земли (адамá).
Мир свободных существ и обитаемая человеком земля устроены Богом так, что каждое преступление имеет отклик во всем мире – каждое преступление отражается на земле.
«И ныне проклят ты от земли (адамá), которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю (адамá), она не прибавит, чтобы дать силу свою тебе» (Быт. 4:11, 12).
К труду земледельца земля «прибавляет» свою силу (растить растения), которая была дана ей в третий день творения (Быт. 1:11). От сложения труда человека и силы земли рождается пища, символом чего является «хлеб».
Следующий элемент проклятия Каину, которое изрек Бог: «Шатающимся и сетующим будешь на земле (éрец)» (Быт. 4:12). Или в греческом переводе: «Стенающим и трясущимся будешь на земле». Названы два важнейших определения Каинского духа: тот, кто становится духом как Каин, будет «стенающий и трясущийся», «шатающийся и сетующим». Дух Каина проявляет себя телесно: это – голос (стенающий, сетующий) и трясение (плоти), внутренняя шаткость.
Греческий перевод согласуется с древнееврейским текстом: Каин – «шатающийся и сетующий» (Быт. 4:12). Однако в иудейской традиции эти два определения Каинского духа получили совершенно другое истолкование: «изгнанником и скитальцем будешь ты на земле» (то же в Синодальном переводе). Никто не принуждал Каина к скитальчеству, Господь не присуждал Каина к изгнанию: Каин может жить, где жил, вполне оседло. Каин сам избрал себе долю скитальца (Быт. 4:14). Также и те, кто хлебнул духа Каина, могут «полюбить скитаться» (Иер. 14:10), но это – по собственной воле. То есть, первичное здесь не переход с места на место (скитание), но – внутреннее колебание (шатание, шаткость, дрожание, трясение), которое делает Каина скитальцем.
Каин – «трясущийся», шатающийся, шаткий и «сетующий» (спокачиваниемголовы), «стенающий». Таков образ Каина по Писанию. Если же Каин – «изгнанник и скиталец», то перед нами является образ человека (или народа), которого все гонят и обижают, и он поэтому осужден быть перманентным эмигрантом.
В Псалме 58 (в еврейской Библии это Псалом 59) находим два прошения, которые можно отнести к грешникам рода «Каина»:
– «не помилуй всех изменников беззаконных» (ст. 6)
– «не убивай их, чтобы не забывал народ мой, – пошатни их» (ст. 12).
Тех, кто усыновился диаволу, невозможно помиловать; так Каин был проклят. Но Каин не был убит. Народ Божий (народ Церкви) должен «не забывать», чтó есть «Каин» как духовный тип личности и чтó есть «изменники» в вере, чье изменничество вполне явилось на Голгофе. «Народ» Божий должен помнить о Голгофе, и, чтобы он «не забывал», оставлены те «изменники» (из народа Израиля и бывших христианских народов), которые идут «путем Каина» (Иуд. 11) и не примут от Христа «милости».
Таково должно быть самочувствие христианина в мире: он должен ощущать и помнить, что на него разинута пасть диавола и «чад диавола» (1 Ин. 3:10), чтобы «поглотить» (Пс. 35/34:25), как это хотели сделать с Самим Христом. Этого никак нельзя «забывать», и Господь так устроил, что «забыть» это не дадут «изменники» из народа Церкви Ветхого Завета и из народов, Христа забывших.
В проклятие Каину Господь сказал: «шатающимся (шатким) и сетующим (качающимся) будешь на земле». Давид просит сообщить «изменникам» в вере узнаваемую черту Каина: «пошатни», сделай их «шаткими».
Каин был первым человеком, кто был проклят (Быт. 4:11,12). До Каина мы слышали проклятие змею (Быт. 3:14, 15) и проклятие земле (Быт. 3:17, 18). Все три проклятия строятся на одних и тех же началах, имеют строгую внутреннюю форму.
1. Господь не проклинает, проклятие происходит от Божьего миропорядка. Господь не прилагает своей воли к наказанию преступника. Каин такое сотворил, что от самого низа (от земли) до самого верха (до неба) весь мир содрогнулся – и произошло проклятие.
2. Никто не проклят сам по себе, проклятие всегда относительно. «Земля проклята в делах» человека (Быт. 3:17). Каин проклят относительно земли. «Каин возделывающий землю» (Быт. 4:2) такое сделал, что он теперь проклят от земли, которая проклята в делах человека. Нет больше вреда земле, чем от Каина и тех, кто по духу Каин.
Каин вошел в круг, который нельзя разорвать: он проклят относительно проклятого (земли). Каин стал из тех, кто не может покаяться. Каин вошел в разряд существ, которые навсегда утратили способность покаяния, каковы – диавол и «дети диавола» (1 Ин. 3:10). Проклятие не есть причина того, что Каин не покается: Каин не покается, потому что он усыновился диаволу.
3. Проклятие – это лишение свойственного и привязанность к чужому.
Каину бесполезно возделывать землю: «она не прибавит, чтобы дать силу свою» (Быт. 4:12). Всем детям Адама земля кормилица, Каину – нет. Этот элемент проклятия – лишение свойственного.
Другой элемент проклятия – привязанность к чужому, принятие несвойственного.
а) Каин вошел в разряд особого рода существ – человек «от лукавого»: Каин заклал брата, «потому, что дела его были лукавы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:12). Если земля не будет кормить Каина, то кто, в конечном счете, будет его кормить? Речь идет не о пище, ее можно добывать разными способами, речь идет о жизненной силе, которая идет от земли и которой Каин лишен.
Как диавол (змей) навеки привязан к человеку, так и Каин навеки привязан к человекам – «сынам Божьим». Каинитяне всегда рядом с Церковью. Каин живет не от земли, но – от греха, в который сам же другого человека вводит.
б) Каину было сказано Богом: «Умолчи». Он не умолчал… «Кто чем согрешает, тот тем и обуздывается» (Прем. 11:6). До убийства Каин не умолчал, теперь он уже не может умолкнуть, и в будущем Каин обречен подавать голос: он будет «стенающим», «сетующим». Это нам указание: опознавать каинитян нужно не по виду, а на слух и по звучанию голоса.
в) Каин не побоялся убийства, не устрашился Бога, теперь в его душе поселился невыносимый страх. Он сказал Господу: «всякий встречающий меня убьет меня» (Быт. 4:14). Каин навеки будет «трясущийся» – внутри себя колеблющийся и шаткий. Этот страх может гонять Каина по земле. Каин потерял связь с землей, но его никто не гонит с места. Стенающий и трясущийся Каин может житьоседло, но не на земле (Каин – изобретатель городской жизни).
4. Кто проклят, обречен поражению. Победа Христа над диаволом была поражением чад диавола. В плане истории Воскресение Христово было и есть основание для религиозного самоопределения всех людей, а для еврейского народа – разделением на христиан и иудеев, и между иудеями – на тех, кто не ведает, что творит, и тех, кто ведает. Всеобщее воскресение и Страшный суд будет концом всемирной истории и окончательным поражением «детей диавола».
Каинова печать
Бог изрек проклятие Каину: «Шатающимся и сетующим» («стенающим и трясущемся» в греч. переводе) будешь ты на земле» (Быт. 4:12). Каин уже не может молчать, он уже смертельно напуган («трясущийся») и испустил первое «стенание»: он выпросил себе «Каинову печать». То, что сказал Каин Господу (Быт. 4:13), имеет двойственный смысл, и в переводе с еврейского его можно передать только двумя предложениями разного смысла:
– «больше вина моя, чем [можно] оставить мне»;
– «больше наказание мое, чем [можно] снести мне».
Каин не просто «стенающий» («сетующий» с покачиванием головы), он речистый, находчивый в слове, умеющий обращать слова – оборачивать их с разным смыслом… Если Каин «в лицо» Богу солгал, что не причастен убийству (Быт. 4:9), то и сейчас он себя ничем не стесняет. Каин умеет пользоваться языком, таков и отец его – диавол.
По звучанию, каинское стенание объединяет в себе уныние и ропот:
1) Вина моя больше, чтобы можно было простить. – Уныние.
2) Наказание мое больше, чем можно вынести. – Ропот.
При самонаблюдении душевных состояний уныние есть подавленность и бессилие, а ропот, наоборот – энергический протест; вещи, казалось бы, несовместимые. Если мы хотим услышать «стенание» Каина, нужно подняться над психологическим правдоподобием: Каин – духовный противник Церкви, в стенании Каина ропот и уныние, уныние и ропот – один звук. Каин жалуется тому, на кого ропщет и кому лжет в лицо. Сочетание этих несовместимых качеств называется «наглость».
Каин еще сказал – он обвиняет Бога: «Вот Ты изгоняешь меня днесь от лица земли» (Быт. 4:14). Бог Каина не гонит, но Каин хочет на Бога переложить: меня изгнали. Да еще «в лицо» говорит: «Ты меня изгоняешь». Вновь слышим Каиново «стенание» – Каин жалуется и в лицо лжет.
Дальше – больше: Каин готов сделать то, чего от него точно никто не требовал, он готов скрыться от лица Божия: «от лица Твоего скроюсь... и будет: всякий встречающий меня убьет меня» (Быт. 4:14). Каин во всяком человеке видит подобного себе убийцу. Каина постиг его особенный страх – внутренняя шаткость и трясение плоти. Каин не видит людей, Каин, как в зеркале, видит во всех подобных себе убийц. Если во всяком встречном видеть только себя самого, то это и есть – одиночество. Страх Каина стал смертельным: все убийцы меня.
Господь освобождает Каина от этого страха, Он положил на Каина знамение: «И сказал ему Господь: посему всякий, убивший Каина, всемеро отмстится [ему]. И положил Господь на Каина знамение, чтобы не поразил его всякий встречающий его» (Быт. 4:15). «Всемеро отмстится» (ему) — в переводе на греческий: «отмстительно расслаблен будет». Речь идет именно о расслаблении (парализации). Если убийце воздавать смертью, то не семь раз. Слова о семикратном отмщении за смерть Каина имеют смысл, если Каин – не только конкретный индивид, но духовный тип личности: «Каин» – это не только имя собственное, но обозначение некоторой духовно-исторической общности.
Если противостоящая «Каину» общность прибегнет к насилию, то сама потерпит семикратное ослабление. «У Меня отмщение и воздаяние», – говорит Господь (Втор. 32:35; Рим. 12:19). «Каин» отмщается от Бога.Людям – под угрозой семикратного воздаяния – нельзя «Каина» бить.
Каинова печать – двузначна: Каин и совершенно охранен от преследования, и совершенно одинок и навеки скорбен. Одиночество и вечная скорбь, которым обречен Каин, таковы, что его скорбь не «депрессия», а одиночество – не временное состояние. Душевные переживания проходят, а проклятие Каина – для него лично, для его ближайших потомков и для тех, кто по духу Каин – не проходит.
Открывается вопрос: если Каин хочет скрыться от лица Божьего, как это сделать? Разве может человек скрыться от Бога? «И исшел Каин от лица Бога и поселился в земле Нод на восток от Едема» (Быт. 4:16). Имя земли «Нод» происходит от глагола со значением «сетовать, качаться, убегать». Страну проживания «стенающий» Каин назвал по имени своему – земля «Сетование» (или земля «Бегство»). Земля Нод располагалась «на восток от Едема». «Восток» – имя Божие (Лук. 1:78). Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад... Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога. Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвернулся.
Каин не пошел на запад от Бога, потому что знал, что милостив Господь. И действительно, когда Господь воплотился, Он «пришел к темному западу – естеству нашему» (Акафист Иисусу Христу, кондак 10) и спас человека. В удаленности от Бога – на «западе» возможна милость, возможно богообщение и спасение.В мире христианских культур «Запад» и «Восток» суть два направления исторического развития.Поскольку в современном мире «Запад» живет на западе, у себя дома, милость для него возможна. Однако в веках мы наблюдаем агрессивное движение Запада «на Восток», – это путь Каина.
Итак, Каин не пошел на Запад, он пошел на Восток, он будет строить свою историю, свою цивилизацию.
В истории грехопадения мы видели наказание первых людей. В истории Каина мы видим, что человек был проклят. Необходимо различать проклятие и наказание.
Наказание от Бога – никогда не кара, не мучительство, не месть, не осуждение: когда за одно (преступление) тебе дают другое(заключение, казнь, лишение в правах). В библейском мировоззрении: сам грех и есть страдание; преступление и есть наказание. От Бога – только так. И в языках это осталось (русское «наказание» – это «указание на» что-то, это «наказ»; греческое «наказывать» – это «делать положенное с отроком»; в еврейском языке одно слово авóн– это и «вина», и «наказание» за вину).
Сам грех есть страдание. Если человек окончательно решается жить в грехе и, соответственно, страдать, он – «Каин», он проклят. Проклятие есть окончательное отвержение наказания как пути к исправлению и прощению. У человека, подпавшего проклятью, от наказания остается голое страдание – без «указание на» покаяние.
Человек, подпавший проклятию, сделает из своих обезбоженных страданий знак избранности, который отличает его от всех остальных человеков, что от Адама (Человека). Каин и каиниты мыслят себя отдельно от всех людей – и как отдельная общность, и как народность, которая имеет другую природу, чем у остального человечества.
Гуманизм
Имя человеку «человек» (адáм) дал Бог. Это знание о человеке находим после рассказа о сотворении человека. О сотворении человека в Книге Бытия говорится дважды: в истории сотворения мира (глава 1) и в описании райской жизни (глава 2). Ни там, ни там не было сказано, что имя человеку дал Бог – почему так?
В библейском мировоззрении называние имени есть мистический акт – именующий познает то, что именует, и начинает им ответственно обладать.
Первые имена человек давал в раю, сначала это были животные рая; последним, кого назвал Адам, была жена, затем, после грехопадения, Адам дал имя жене – «Ева» (Быт. 2:19-23, 3:20). Само называние было познанием. В назывании имен человек постигал сущность того, что названо, и принимал его в общение.
То, что человеку не представимо, не познаваемо, не подлежит, то называл Бог:
1. Благодатный свет первого дня творения (Быт. 1:5) – непостижимый для человека.
2. Небесная твердь (Быт. 1:8) – недостижимая для человека.
3. Суша и собрания вод (Быт. 1:10). Человек должен знать, что планетарная система для него непознаваема.
4. Для тех, кто смотрит на звезды неподобающе – как на возможную обитель или некий ресурс жизни (этот взгляд культивируется фантастикой), тем сказано, что Господь «множество звезд исчислил, и всем им имена назвал» (см. Пс. 147/146:4).
5. И наконец, человека Бог назвал человеком. Человек после греха обязательно будет думать о себе, что он – автономное существо, что человек – это высшая ценность, что он сам себе полагает законы и сам себе господин (в жизни и смерти). Этот взгляд культивируется как целое умонастроение – гуманизм. Для таких, для гуманистов, сказано, что Бог назвал человека «человеком» (Быт. 5:1,2).
Через наречение имени Богом устанавливаются границы власти человечества – над миром и над собой. Бог назвал человека «человеком», это значит, что человек не может себя познать, не может собой владеть, не может создать себя заново. Прежде, чем сказать о наречении имени человеку (Бытие, гл. 3), Св. Писание излагает историю о грехопадении (Бытие, гл. 3), затем историю о возникновении антицерковного общества каинитов (Бытие, гл. 4). После того, как мы увидели человека согрешившего и человека от Бога отвратившегося, нам становится более понятной та истина, которую открывает Св. Писание (Бытие, гл. 5) в первой Книге церковной истории: Бóг назвал человека, человек не может познать себя и без участия Творца не владеет собой.
Как человеку «вести себя», если он не властен над собой и не может знать себя? Человек должен учитывать, что он живет в мире, который ему дан: это – мир природы, подобных ему людей, бесплотных духов и Самого Творца.
Называя имена, Бог как бы говорит с человеком: вот границы, в них жизнь, когда ты захочешь построить свой мир и устроиться в нем по своему разумению, то неизбежно столкнешься с этими границами, которые тебе не дано переступить.
Называние имени связывает именующего с именуемым. Человек устроен так, чтобы жить с Тем, Кто не только сотворил, но и назвал его человеком. Жизнь человечества есть жизнь богочеловечества, которое есть Церковь.
Когда человек пытается построить свой мир и на своих началах, тогда является – цивилизация и является гуманизм.
Чем выше уровень развития цивилизации, тем больше вероятность, что человек будет воспитан в духе гуманистического мировоззрения. Единицы сознательно придерживаются убеждения, что человек сам по себе есть высшая ценность и сам себе господин. Большинство как будто рождается с этой уверенностью, что человек вполне может сам устроиться и, при определенных условиях, построить социальную жизнь и распорядиться собой исключительно по собственной воле.
Такое умонастроение противно самим основам библейского мировоззрения. Сколько бы человек гуманистического склада ни повторял: «В Бога мы верим» (надпись на американском долларе), – он остается безрелигиозным индивидом (или богоборцем).
Гуманизм не есть утверждение – достоинства человека, свободы человека или общечеловеческих ценностей. Гуманизм не есть утверждение, гуманизм – это отрицание, что человек есть образ Бóжий.
Если дознать истоки гуманистического мировоззрения, мы доберемся до библейского Каина. Каин сказал Богу: «От лица Твоего я скроюсь» (Быт. 4:14), и Каин нашел способ и как скрыться от Бога, и как строить новый мир, его средоточием был «город» (Быт. 4:17), Каин и его потомки построили первую цивилизацию. Противник Церкви Божьей всегда и всячески будет содействовать распространению гуманизма. Библейский «Каин» – друг гуманистов всего мира. Гуманисты – союзники Каина в истории.
Называние имени связывает именующего с именуемым. Когда человечество разделилось на Церковь и антицерковное общество – богочеловечество и цивилизацию, – Каин назвал город по имени своего детища, «по имени сына своего Енох» (Быт. 4:17), поэтому он теперь связан с этой формой цивилизации, а она с ним. Что для сынов Божиих жизнь, то для Каина – выживание.
Что для сынов Божиих – Церковь, то для «Каина» – цивилизация.
Но каинская цивилизация в изолированном виде обнаружила свою нежизнеспособность: она столкнулась-таки с границами, которые от Бога положены. Каинитяне не могут жить изолированно от сынов Божиих, каинитянская цивилизация существуют на земле постольку, поскольку живет Церковь Божия. Об этом говорит Христос в притче о плевелах (см. Мф. 13:24-30, 37-43).
Сыны Божии «прилепляются к Господу» (1 Кор. 6:17), и тем они живут, и через то весь мир живет. «Сыны лукавого» всеяны «врагом между» сынами Божьими (Мф. 13:25) – жмутся к ним и мешаются между ними. Таков их способ выживания; Каиниты живут на земле относительно: их бытие в мире сем соблюдается, чтобы не вредить сынам Божиим и ради знамения, которое дал Господь Каину (Быт. 4:15; т.н. «Каинова печать»).
Искушение идеями гуманизма – старше, чем Каин. Первым людям диавол в образе змея сказал о запретном древе: «Знает Бог (Элохúм), что в день, когда съедите от него, откроются очи ваши и будете как боги (элохúм), знающие хорошее и злое» (в греч. переводе: «знающие хорошее и лукавое»; Быт. 3:5).
По-еврейски «Бог» – Элохим и «боги» – элохим. Диавол совершает подмену имени Божьего «Элохим». Он начинает говорить о Едином Боге: «Элохим знает», а заканчивает со словом элохим во множественным числом: «будете как элохим – знающие», что дает понимание имени элохим как «боги». Но «боги» – это уже пантеон, это многобожие. В раю негде взять других богов? Сами, люди, и будете как боги.
По замыслу Творца люди есть боги, потому что человек – образ Богу уподобляющийся, а человек – сын Божий.
Я сказал: вы – боги (элохúм),
и сыны Вышнего – все вы,
однако как человек (адáм) – умираете,
и как каждый из князей – падаете.
Пс. 82/81:6, 7
Бог сотворил человека богом по усыновлению. Отец лжи диавол родил первую заповедь гуманизма: вы боги сами по себе – если посмеете.
Враг говорит человеку: то, что тебе подарено и задано, возьми как свое. Не потому вы боги, что вы образ и что вы сыны Бога; вы станете как боги, если преступите – в том ваша свобода. Величие и достоинство человека в том, чтобы переступить и продолжать… В этом энергия прогресса – доказывать, что люди – это «элохим», человек сам по себе – высшая ценность. Человек должен отрешиться от образа Божьего в себе и от сыновства – тогда он гуманист.
Революционная интеллигенция
В Книге Бытия рассказано, как «сыны Божии», потомки Сифа брали себе жен из «дочерей человеческих» – из рода Каина. Последствием этого события был Великий Потоп. Поколение перед Потопом называется в Писании особым именем: это была особая генерация в человечестве – нефилúм’ы. Духовный облик этих «новых» людей дан в Св. Писании достаточно отчетливо, чтобы увидеть в нем библейский прообраз тех, кто известен нам по современной истории как – «революционная интеллигенция».
«И было, когда начало человечество многим быть на земле, и дочери родились им, и увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они хороши, и брали себе жен ото всех, которых избрали» (Быт. 6:1, 2).
«Сыны Божии» здесь – потомки Сифа и Еноса (при котором началось «призывание имени Божьего»; Быт. 4:26); «дочери человеческие» – женщины из рода Каина. Мужчины из одного рода брали жен из другого рода… О чем здесь говорит Св. Писание? Рухнула невидимая ограда Церкви, стерлась граница между Церковью и антицерковным обществом.
На языке Св. Писания «Жена» – образ Церкви (Отк. 12:1), богоборческое сообщество – «семя змея» (Быт. 3:15). Человеку после грехопадения была заповедана духовная вражда с теми, кто от диавола, как сказал Бог в проклятие «змею»: «Вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и семенем ее» (Быт. 3:15). В стане сынов Божьих утратилась бдительность, «семя змея» проникло за ограду Церкви под видом жен. Во всех семьях (за одним исключением – Ноя) жены из каинского рода подменили собой Жену – Церковь.
Таково событие. «Семя змея» захватило семя от сынов Божиих. Что могло от этого народиться?
В истории о предпотопном развращении встает вопрос: а подлинно ли человек пред Потопом был человек, или те люди «имели только вид человеческий» (св. Иоанн Златоуст)? Человек не может изменить свою природу: он при жизни и после смерти остается образ Божий, но человек может всеми своими силами стремится «превзойти» человеческую природу.
В современном мире это называется трансгуманизм. Люди, погибшие в Потопе, были первыми трансгуманистами. За это и погибли.
После грехопадения было возможно спасение для человека, а перед Потопом вся Церковь осталась в одной семье, остальное должно умереть. Писание не называет нам ни одного греха перед Потопом, оно называет только – что родилось от женщин, подменивших собою Жену (Церковь). Началось с духовной подмены под лозунгом свободы – брали жен, «какую кто избрал» – и кончилось полным извращением всех жизненных основ.
В допотопную эпоху оба рода долгое время жили изолированно, поэтому их смешение – когда отец от Сифа, мать от Каина – это уникальный случай, чтобы увидеть: от сына Божьего и дочери Каина рождались только каиниты.
Перед Потопом разразилось какое-то необыкновенное окаянство. Родились какие-то «новые» каиниты: «Нефилимы были на земле во дни те и также после, когда входили сыны Божии к дочерям человеческим и [те] рождали им» (Быт. 6:4).
Дан духовный портрет «новых людей». Главнейшая их характеристика – они нефилим’ы. Ха-нефилúм происходит от глагола нафáл – «падать» в различных значениях: погибать, лежать, кланяться, нападать, испадать (лицом); падать (с неба): «Пал ты с неба, Денница, сын зари» (Ис. 14:12). Тот же глагол в другой формации означает «разрушать, заставлять падать, ниспровергать». Нефилим’ы – это: 1) «падшие». Представим себе, кто рождался у сынов Божиих и дочерей Каина: рождались – падшие. 2) «ниспровергатели, разрушители», переворотчики, «революционеры»…. Не нашлось точного перевода на греческий язык для этого термина; в традиционном переводе нефилим – это «гиганты», в церковнославянском – «исполини». Именем «нефилим’ы» пугали народ во времена Моисея (Числ. 13:33).
Матриархальное понятие родства не проникло к сифитам: де-юре жены рождали мужьям, однако от сынов Божиих и каинитянок рождаются одни каиниты. Каинитянские женщины владели не только искусством обольщения, они умели через себя передавать родство и, главное, дух: их дети были не по роду Сифа, но по роду Каина.
Далее Писание уточняет о нефилим’ах: «сии – гибборúмы, которые от века, человеки именитые» (Быт. 6:4). Гибборим’ы — ха-гибборúм означает «сильные» (в греческом – те же «гиганты»). «От века» ― от того века, конец которого предрек Господь (Быт. 6:3); «исполины от века» значит допотопные. «Человеки именитые» ― те, чьим именем было нечто названо. Первым именитым был сын Каина Енох: Каин его именем назвал первый город. Город Енох был средоточием мира, который строил Каин. Также именитыми в роде Каина были дети жен Ламеха – три сына и дочь, поколение изобретателей и новаторов (Быт. 4:20-22). Нефилим’ы перед Потопом были «именитые» – те, кто давал имя, или чьим именем было названо нечто, до того не бывшее.
Цивилизация Каина сделала очередной прорыв к новым изобретениям. Народились новые каинитяне. От этих «именитых» ни одного имени не осталось. Перед нами духовный портрет новых людей. Они названы:
— гигантами по силе (гибборим’ы)
— и изобретательности (именитые)
— в делах ниспровержения и падения (нефилим’ы).
В Св. Писании есть образы – пронизывающие его от Ветхого Завета до Нового. Это как бы сквозные символы, необходимые для понимания целого. К таким нужно отнестись с предельным вниманием, допотопные исполины относятся к их числу.
То или другое наименование «исполинов» употреблялось в символическом значении. Его мы встретим у пророков Исаии (Ис. 14:9-15), Иезекииля (Иез. 32:21), Варуха (3:26-28), в Книге Иова (Иов 26:5), Псалмах (Пс. 88/87:11) и у апостола Петра (1 Пет. 3:18-20).
У пророка Исаии и пророка Иезекииля есть сходный мистический сюжет: повествуется о том, как великий грешник – у Исаии это «Царь Вавилонский», у Иезекииля это «Фараон» – нисходит во ад. Для таких гонителей сынов Божьих (в народе Израиль), как «Царь Вавилонский» и «Фараон», предназначена самая бездна преисподняя – «земля преисподних» (Иез. 32:24), Аваддон – «погибель» (Отк. 9:11, Иов 26:6). «Фараон», «Царь Вавилонский» сходят в бездну, там их встречают предпотопные «исполины» – нефилим’ы и гибборим’ы. Их пребывание по смерти – в самой нижней части преисподней вместе с мистическим «Фараоном» и «Царем Вавилонским» – с самим павшим ангелом Денницей (Ис. 14:12).
Исполины в Шеоле – «духи непокорившиеся». Так их называет апостол Петр, когда говорит о нисхождении Христа во ад (1 Пет. 3:18-20). Христос сошел во ад как «глашатай». Он нечто «возгласил» (таков точный перевод) — праведников Он вывел из ада, а иные остались в аде навечно, их апостол Петр называет «духи когда-то не покорившиеся». Это как раз допотопные исполины, они и