Стресс, вызванный нашей человеческой слабостью
Во 2-ом Послании к Коринфянам 4:7-10 Павел говорит о давлении и стрессе, которые мы испытываем просто из-за ограничений и хрупкости нашей человеческой природы.
«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам; мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем».
Неизвестно, являются ли глиняные сосуды, о которых говорит Павел, маленькими лампами, которыми тогда пользовались люди, очень дешёвыми и очень хрупкими, или глиняными банками, в которых они часто хранили свои драгоценности. Как бы то ни было, смысл понятен: христиан невозможно описать обыкновенными человеческими терминами; существует ещё и внутреннее сокровище.
Но это сокровище содержится в обыкновенных, очень тонких и очень хрупких сосудах. Вы не являетесь суперменом, суперженщиной или суперпастором. У человеческого тела и человеческой психики есть ограничения, и если они пересекают этот предел, мы будем страдать. Если стресс продолжается слишком долго, мы можем получить повреждение. Однако, в этом отрывке Павел определяет три принципа для личного выживания, когда мы захвачены такими обстоятельствами.
Принцип 1. Помните, что Бог всегда полагает предел того, что происходит с нами (стихи 7-9)
Несколько лет тому назад я написал статью для нашего журнала, в которой я ссылался на этот отрывок и писал: «Христиане никогда не являются жертвами случая, обстоятельств, бесов или их сочетания. Во всем Бог действует, и над всем Бог властвует».
Около шести недель после того, как статья была опубликована, моя первая жена вела свою машину утром во вторник, и в неё врезался тяжелый грузовик. Она умерла в больнице вечером того же дня, не приходя в сознание. Неделю или две спустя, во время борьбы в поиске ответов на вопросы, которые бушевали в моем сердце, я вспомнил, что написал. Я чувствовал себя в ловушке, я сказал это, это пошло в печать, и теперь меня спрашивали: «Истина или Ложь?» Я помню мучение, которое прошло через самую глубину моего существа. Была ли смерть моей жены случайностью, обыкновенным несчастным случаем, или это было делом дьявола? Один человек, который написал мне, считал, что наше духовное всеоружие не было надето должным образом в тот день, и дьявол проник через нашу оборону. Или это было Божественным провидением, Божьим суверенным решением ответить в одно мгновение на всё стремление моей жены к Его присутствию?
Однажды утром, когда я молился, я обнаружил, что сказал: «Отец, если бы я действительно знал, что взять Дженни домой было Твоей волей, я думаю, что смог бы принять это». Тогда был один из случаев, когда Бог сказал очень отчётливо. Он сказал: «Ты никогда не поймешь Мою волю извне, ты поймешь Мою волю только изнутри». Я сказал: «Господь как мне попасть внутрь Твоей воли?» Он сказал: «Ты никогда не попадёшь внутрь Моей воли, просто принимая её, ты попадёшь внутрь Моей воли, только понимая её».
В то утро я смог проникновенно понять волю Отца, и только тогда я стал чувствовать твердую почву под ногами. Это благополучно провело меня между бунтом с одной стороны и тусклым фатализмом с другой. Возможно, я даже нашёл ключ к старому противоречию между суверенностью Бога и свободой человека. Они реально находятся в гармонии, когда человек простирается и свободно объемлет Божью суверенную волю. Сейчас я точно знаю следующее: когда мы объемлем Божью суверенную волю для нашей жизни, все обстоятельства попадают под Его провидение, и это провидение определяет пределы того, что случается с нами. На этом моё сердце успокоилось. Божье суверенное провидение определяет пределы; на это мы можем положиться.
Принцип 2. Помните о принципе жертвы, явленной на Кресте
«Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас». (2 Кор. 4:11-12)
Это Библейский принцип смерти и воскресения, жизни из смерти, о котором Иисус говорил в Евангелии от Иоанна 12:24.
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Но существует очень важный отличительный принцип, который мы никогда не должны терять из поля зрения: только одобренная Богом смерть ведёт к воскресению. Не просто смерть Иисуса была смертью, ведущей к воскресению, а смерть, добровольно осознанная как Божья воля, приведёт к воскресению.
Если мы по своей воле решим умертвить что-то — работу, служение, взаимоотношения или церковь — мы закончим всего лишь смертью. На протяжении многих лет я видел это, и не однажды. Конечно, если Бог положит Свою руку на что-то, что бы это ни было, и одобрит его смерть, пусть оно умрет, потому что в результате всегда будет воскресение. Но никогда не делайте это сами.
Принцип 3. Помните о стабилизирующем воздействии Божественной перспективы
«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно». (2 Кор. 4:16-18)
Павел мог выживать и побеждать со славой в чрезвычайно трудных обстоятельствах, потому что у него была вечная перспектива, с которой он мог сравнивать всё, что случалось с ним. Обычное воздействие большого стресса заключается в том, что мы теряем нашу перспективу. Проблемы закрывают весь горизонт, препятствия вырастают в нашем уме до огромных пропорций. Павел говорит: «Посмотрите на вечную перспективу, и вы увидите вещи по-другому, вы увидите, что проблема работает на вас, она приносит вам пользу».
Наши эмоциональные реакции во многом управляются нашим восприятием. Рассматривайте что-то как угрозу, и вы будете испытывать страх, даже если на самом деле нет никакой опасности. Рассматривайте что-то как юмор, и вы захотите смеяться, даже если это больно. Я помню, как один студент-католик однажды вечером рассказывал мне, как он шёл к выпускным экзаменам по юриспруденции. Он волновался до беспамятства, просиживал ночь за ночью над учебниками и бодрствовал благодаря огромному количеству кофе. Но сразу же после последних экзаменов он пошёл в Новозеландские Южные Альпы и через пару дней поднялся до заснеженных пиков. Вдруг посреди этого великолепия его заботы о таких вещах, как экзамены, съёжились до микроскопических размеров. С горных вершин Божьих извечных целей наши проблемы, какими бы они ни были, становятся в сравнении легкими и кратковременными.