Взаимозависимость и взаимоограничения
Первое решение заключается в том, чтобы раздели силу, дабы она не концентрировалась в руках одного человека, одной группы или одной должности. Вместо это го она распределяется между несколькими центрам силы. Цель этого — создать систему взаимозависимое и взаимоограничения, чтобы чрезмерное или неправильное использование силы одним центром силы могли быть приторможено или ограничено другими центрами. Более того, эта система предназначена для того, чтобы быть преградой для сосредоточения слишком большой силы в руках одного центра силы. Потому что если он попытается увеличить свою власть, это встретит сильное противление со стороны сильных противников, которые чувствительны к любому изменению в статус-кво.
Пример системы взаимозависимости и взаимоограничения можно обнаружить в политических системах большинства западных демократий. Сила обычно разделяется между законодательной (палата представителей или парламент) и судебной (суды). Иногда разделение власти запечатлено в записанной конституции или билле о правах. Иногда оно является частью кодекса неписаных соглашений, который создавался в течение столетий.
Точно таким же образом, и по тем же причинам, у корпораций есть уставы акционерного общества, а у церквей уставы, где среди прочих вещей заложены разделение силы и признанные процедуры использования законной силы. Несомненно, эти системы ценны, и на политической арене они обеспечивают некоторую защиту, по крайней мере от более явных злоупотреблений силой. Тем не менее, у них есть два серьёзных недостатка.
1. Они часто ведут к постоянным столкновениям на границах центров силы, каждый из которых пытается увеличить свою область власти и ревниво высматривает любое вторжение в его владение и любое ограничение его прав.
Любой, кто был вовлечён в попытки изменить устав церкви или правила организации, иногда был поражён происходящими интригами, используемыми тактиками, враждебностью и напряжением, производимыми ими. Это происходит потому, что разыгрывается сила, а сила никогда не уживается с соперниками.
Более того, союзы между центрами силы, предназначенные для того, чтобы ограничить или ликвидировать силу или права других центров силы и затем разделить добычу, встречаются весьма часто. Поэтому мир на границах обычно является хрупким и беспокойным перемирием.
2. Любая система взаимозависимости и взаимоограничения будет функционировать успешно только тогда, когда уже существует молчаливое соглашение о том, что сила должна быть разделена. Это зачастую оказывалось недостаточной защитой против одностороннего захвата или переворота группы, которая может накопить достаточно огненной силы. Слишком часто мы видели, как военные хунты, диктаторы и революционные движения захватывали власть, приостанавливали действие конституции, убирали или сажали в тюрьму избранных лидеров, объявляли чрезвычайное положение и присваивали себе абсолютную силу.
Замена лидеров
Второй подход призывает к замене, на довольно регулярной основе, людей, занимающих лидерские должности. Он признаёт, что всегда приходит время понять, что использующие силу находились на этом месте слишком долго, и замена таких руководителей необходима для их собственной пользы и во благо организации. Сила вредно влияет на тех, кто долго обладает ею, и рано или поздно начинают проявляться результаты этого.
За этим подходом стоит упрямая реальность. Хотя он признаёт необходимость замены коррумпированных лидеров новыми, прекрасно известно, что в свою очередь новые лидеры со временем будут поражены той же заразой, и их также придется заменять.
Замена находящихся на лидерской должности может происходить либо мирно — путём выборов, либо насильственно — путём революции или переворота. Но как бы это ни происходило, одно остаётся неизменным: ни в одном из этих случаев лидеры не отдают силу добровольно, а у них забирают. В редких случаях лидеры уходят сами или не выдвигают свои кандидатуры на выборы. Обычно подавляющее большинство находящихся на должности силы сделают всё возможное, чтобы сила осталась у них. А те, у кого нет силы, но которые хотят её иметь, сделают всё возможное, чтобы завладеть должностью силы. Разница может заключаться только в средствах, которые они используют для достижения своих целей. Но обычно честность, правда и справедливость являются очень редкими в этой борьбе.
Глава 6. Искупление силы
Одной из тем, которые поднимает Павел в Послании к Ефесянам, является тема конечного предназначения сотворённого порядка. Там говорится, что целью Бога для творения является
«...устроение полноты времён, дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом». (Еф. 1:10)
Слово, переводимое как «устроение», соответствует греческому слову «ойкономия», от которого происходит русское слово «экономика». Павел говорит о Божественной экономике. Но он также признаёт свою самостоятельную роль и такую же роль церкви в этом грандиозном замысле.
«И открыть всем, в чём состоит домостроительство (ойкономия) тайны, созывавшейся от вечности в Боге, создавшем всё Иисусом Христом. Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия». (Еф. 3:9-10)
Приведение в действие Божественной экономики для творения обязательно включает важные вопросы лидерства и, следовательно, силы, но я подразумеваю, что церковь никогда радикально не понимала, что обеспечивается в отношении этих двух факторов. Новый Завет постоянно повторяет о:
1. Новой силе и новом источнике силы, которые радикально отличаются от всех мирских понятий о силе и от всех мирских источников силы.
«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия».
«Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». (1 Кор. 1:18,22-24)
2. Новом типе лидера и новом типе лидерства, радикально отличных от всего, существовавшего ранее. Одним махом Иисус аннулирует все мирские понятия о лидерстве и стилях лидерства, как бы они ни были культурно обусловлены. Он сказал: «Но между вами да не будет так».
«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будем вам слугою».
(Мат. 20:25-26)
Если вы изучите понятия о лидерстве и структуре силы в сегодняшней церкви, вы не сможете не прийти к заключению, что мы никогда не принимали это слово Иисуса всерьёз. Мы возвратимся к нему позже, чтобы попытаться понять его чрезвычайную важность.
Сначала нам нужно более глубоко изучить, что Павел имеет в виду, когда говорит, что Христос — сила Божья, и, особенно, как Крест связан с вопросом силы, потому что не просто Христос, а Христос распятый является силой Божьей. Но до того, как мы поймём, что случилось при искуплении и что так повлияло на силу, нам нужно знать, чем на самом деле является сила, и нам нужно видеть, что произошло в отношении силы при сотворении и грехопадении.
Природа силы
Сила может быть определена как способность или возможность
действовать эффективно,
контролировать окружение,
совершать то, что желаешь.
Таким образом, вся сила по праву принадлежит только Богу.
«Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога». (Пс. 61:12)
«Твоё, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и всё, что на небе и на земле, Твоё; Твоё, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество; и во власти Твоей возвеличить и укрепить всё». (1 Пар. 29:11-12)
Сотворение и грехопадение
В Бытии человечеству даётся власть над землёй, которую сотворил Бог, то есть делегированное право пользоваться силой над его окружением, изменять его для того, чтобы открыть его значение и развить его потенциал.
«Я благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт. 1:28)
Но власть, данная человеку, была властью домостроителя. Таким образом, человек был подотчётен Богу в использовании силы. Он был призван всегда использовать её в любящем подчинении Богу, Которому принадлежит вся сила.
Но при грехопадении человек поддался искушению стремиться к автономии, быть подобным Богу и быть источником своей собственной мудрости и своей собственной силы. Сатана, возомнивший о себе: «Я буду подобен Всевышнему», — в свою очередь сказал Еве: «Ты будешь, как Бог». Итак, незаконченный захват силы следует за грехопадением Люцифера и грехопадением человека.
Среди следствий грехопадения следующие связаны с вопросом силы.