V. Мстислав Скрипник «патриарх Киевский и всея Руси-Украины»
17-18 ноября 1990 года в киевском соборе святой Софии проходили торжества по случаю «интронизации» Мстислава Скрипника, ставшего отныне в раскольничьей УАПЦ «патриархом Киевским и всея Руси-Украины». Титул раскольничьего лидера отражал все ту же националистическую идеологию, которая со времен М. Грушевского утверждала, что подлинная Русь это Украина, в то время как Россия это империя, основанная дикими финскими племенами, узурпировавшими у славян этноним «Русь». В Софийском соборе Скрипнику, который к тому времени не мог уже двигаться самостоятельно, сослужило 40 раскольничьих «священников» в присутствии еще 200. Украинское телевидение транслировало это действо, и сентиментальный Мстислав, как ребенок радовавшийся своему «патриаршеству», плакал перед кинокамерами от счастья. Небезынтересно отметить и такой штрих, выдававший честолюбивые мотивы лидеров раскола: белый куколь «патриарха Киевского» автокефалисты соорудили по образцу единственного в своем роде головного убора столь ненавистного националистам Московского Патриарха [135].
Однако, за всеми торжествами Мстислав не упустил из виду, что на новоиспеченного «патриарха» вожди раскола смотрят скорее как на некий символ, чем как на реального «предстоятеля» своего сообщества. Упускать из рук бразды правления УАПЦ они явно не торопились. Неожиданно для всех девяностолетний старец проявил небывалую энергию и попытался сделать свою власть в УАПЦ вполне реальной. Вопреки принятому ранее уставу УАПЦ Скрипник назначил из числа своих ближайших сотрудников «патриарший совет», учредил в Киеве «патриаршую канцелярию» [177, с.27]. Причем, «местоблюститель патриарха» митрополит Иоанн в эти руководящие органы не вошел. Фактически надобность в должности «местоблюстителя» вообще отпала, так как «интронизация» Мстислава уже состоялась. Поэтому Скрипник решил ввести новую должность управляющего делами УАПЦ и поставить на нее своего человека. Таковым был назначен «епископ» Антоний (Масендич), которому в это время едва минуло 29 лет (1961 года рождения). Галичанин, уроженец Ивано-Франковской области, он после принятия в 1980 г. монашества, а затем священного сана, служил на приходах Владимирской и Новосибирской епархий Московского Патриархата. После перевода Новосибирского митрополита Гедеона (Докукина) на Ставропольско-Бакинскую кафедру Антоний (Масендич) переехал вместе с ним на новое место служения, где стал благочинным азербайджанских приходов в сане архимандрита. После начала автокефалистской смуты на Украине архимандрит Антоний объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата и перебрался на Украину, примкнув к УАПЦ [7; 14, с.548]. Будучи энергичным и бойким деятелем, был замечен Иоанном (Боднарчуком) и другими лидерами раскола и вскоре стал «архиереем» [185]. Позднее, когда Мстиславу в 1991 году стало известно о «хиротониях», произведенных Боднарчуком, он запретил новые «рукоположения епископов» в УАПЦ. Скрипник отправил из США на Украину своего «архиепископа» Антония Щербу для совершения «хиротоний». Были «перерукоположены» и все чекалинские лже-архиереи, хотя едва ли это придало им каноничности [177, с.27].
Совершив все эти деяния, «патриарх Киевский» отбыл вновь в свою резиденцию в Баунд-Бруке в США, где ему было намного уютнее, чем в бурлящей политическими страстями Украине. Преклонные годы все-таки не позволяли Мстиславу по-настоящему возглавить управление УАПЦ. Он надеялся, что проводником его политики на Украине станет Антоний (Масендич). Однако, молодой «епископ» хотел утвердиться в раскольничьем сообществе как вполне самостоятельный лидер. Поэтому немудрено, что канцелярия Скрипника в Баунд-Бруке и «Патриаршая Канцелярия в Киеве» никак не могли согласовать свою совместную деятельность, а в наиболее ответственные моменты связаться по телефону или факсу с Мстиславом «владыка» Антоний оказывался якобы не в состоянии (как это было впоследствии, когда Антоний (Масендич) и Филарет (Денисенко) договорились об «объединении» УАПЦ и УПЦ в 1992 году).
Иоанн (Боднарчук), сыгравший свою неблаговидную роль на начальном этапе раскола вскоре стал абсолютно ненужен раскольникам. По сути он со времени интронизации Мстислава и назначения Антония (Масендича) на пост управляющего делами оставался уже не у дел. Тем не менее, он продолжал пребывать в составе епископата УАПЦ в качестве «митрополита» Львовского. Однако, постепенно его все более оттесняли на второй план. Сначала на Львовскую «кафедру» Мстислав назначил изгнанного почаевской братией за националистические настроения иеромонаха Петра (Петруся), и Боднарчук стал «митрополитом» Дрогобычским и Самборским (эта епархия включала в себя только несколько районов Львовской области) [14, с.544]. Звезда бывшего «первоиерарха» стремительно закатывалась, а в связи с болезнью он не мог предпринять никаких энергичных мер, чтобы воспрепятствовать Мстиславу и Антонию (Масендичу). Последний входил во все больший фавор у «патриарха Киевского». 23 января 1992 года Скрипник возвел Антония в сан «митрополита Переяславского и Сичеславского» (Сичеславом при Петлюре называли Екатеринослав, ныне Днепропетровск) [7; 14, с.548]. По сути, будучи вторым лицом в «иерархии» УАПЦ, Антоний возглавлял ее, пользуясь отсутствием Мстислава. В это время националистическими боевиками совершались многочисленные захваты православных храмов и монастырей. «Митрополит Сичеславский» лично принимал участие в подобных акциях, хотя и не всегда успешно. Известно, например, что «владыка» Антоний (Масендич) вместе некоторыми другими раскольничьими «архиереями» пытался принудить к переходу в УАПЦ монахинь Зимненского Успенского монастыря на Волыни [136].
Конфликт между Иоанном (Боднарчуком) и Антонием (Масендичем) завершился в пользу последнего после того, как Иоанн запретил в своих приходах поминать Антония за «богослужениями». 29 апреля 1992 года Боднарчук был выведен из состава «епископата» УАПЦ. Впоследствии он на короткое время вновь оказался в числе раскольничьих «архиереев», но это было уже после смерти Мстислава (июнь 1993 года), когда Антоний и Филарет (Денисенко) создали так называемую «Украинскую Православную Церковь Киевский Патриархат», в которой Иоанну отвели место Волынского «митрополита». Однако он недолго управлял своей новой «епархией». Боднарчук погиб в автокатастрофе при весьма загадочных обстоятельствах осенью 1994 года [5]. Правда, люди, знавшие Иоанна близко, считают, что это могло быть и самоубийство от отчаяния.
Интриги и распри, ставшие в УАПЦ основным содержанием ее деятельности наряду с пропагандой националистических идей, только лишний раз подтверждают подлинную причину раскола: полнейшую бездуховность его лидеров, стремление сделать из Церкви средство для достижения материальных благ и реализации честолюбивых амбиций. На этих путях никоим образом невозможно создание благодатной поместной православной церкви, что наглядно демонстрирует печальный опыт украинских раскольников-автокефалистов. Более ста лет назад подобная пагубная практика привнесения в лоно Церкви националистической идеологии, несовместимой с духом Евангелия, была уже квалифицирована на Поместном Соборе Константинопольской Церкви 1872 года как ересь филетизма [166, т.1, с.263].
Взявшие УАПЦ под свое покровительство политиканы-сепаратисты активно содействовали ее раскольничьей деятельности по отторжению от Русской Церкви приходов на Западе Украины, а позже в Волынской, Ровенской, Черновицкой и ряде других областей. Продолжалась и их помощь униатам. В результате, к началу 1991 года во Львовской области УАПЦ имела уже 249 приходов, в Ивано-Франковской - 50, в Тернопольской 201, УГКЦ соответственно 864, 530 и 283 [95]. Естественно, что эти цифры уже не отражали реального соотношения верующих в указанных регионах, но больше иллюстрировали деятельность националистически настроенных представителей администрации и активность боевиков «Руха». Многие приходы «национальных церквей» существовали лишь на бумаге [95]. Причем, статистика упрямо свидетельствовала о том, что подавляющее большинство населения Украины не приемлет римоили греко-католичества.
Например, в 1992 году 62 % опрошенных жителей Луганщины (самой восточной области Украины) назвали Православие наиболее предпочтительной для них конфессией, 1 % склонился к католичеству и 1 % к униатству. При этом верующими себя признало только 46 % от общего числа опрошенных [45].
Отсюда все более заметный поворот «Руха» и оформившихся на его базе националистических партий Украины от ориентации на униатство к ставке на автокефалистский раскол. Через православную по видимости, то есть, главным образом, по обрядности, «церковь», наполненную националистической идеологией и оторванную от канонического единства с Русской Церквью, лидеры украинского сепаратизма надеялись привить свои идеи в центральных и восточных областях Украины. Если на Западе Украины лидеры национал-экстремизма всемерно подчеркивали свое греко-католичество, то на Востоке они оголтело поддержали все начинания УАПЦ, участвуя на ее стороне в акциях по захвату храмов и разного рода политических шоу от панихид по петлюровским воинам до «анафематствования» Переяславской Рады.