Вертикальное и горизонтальное измерение
Я слышал, как Томас Мути однажды сказал: «Почему мы в „Молитвенной пещере" придаем такое большое значение молитве? Все дело в том, что молитва — это средство, при помощи которого мы соединяемся с Богом, когда Он может легко проникнуть в наши дела, а мы можем легко вникнуть в Божьи дела».
Проникновение в Божьи дела — это отличная аналогия для богословия молитвы. Это понятие относится к вертикальному измерению, то есть к нашим взаимоотношениям с Богом. Мне нравится, что Глен Мартин и Дайана Гинтер показывают, как молитва может повлиять на горизонтальную, или межличностную, грань церковной жизни. Они говорят, что молитва действует, как масло. «Молитва является смазкой, чтобы церковь, состоящая из разных частей, из разных членов, могла слаженно функционировать, позволяя людям работать друг с другом без трения, чтобы совершить труд, который сами по себе или по отдельности они никогда не смогли бы осуществить».
Можно предположить, что в церкви нужны разные виды молитвы. Мути, например, проводит четкую грань между молитвенниками, которых называют «ходатаями», и теми, кто ходатаями не является. Небольшая группа ходатаев считается «ударной группой». Они получают особые, часто конфиденциальные молитвенные задания.
Мартин и Гинтер утверждают, что если молитва подобна маслу, тогда для разного вида машин нужны разные виды масел. Они говорят: «Та же концепция применима по отношению к молитве. Существуют разные молитвы для разных ситуаций. Бог показал нам, как молиться за конкретные результаты, исповедоваться, когда нужно, ходатайствовать за других и вести духовную войну в определенных ситуациях. Каждая такая молитва восполняет конкретные нужды, и если их использовать правильно, тогда они станут тем маслом, которое поможет нашим церквям и нашей жизни быть более эффективными».
Молитва и рост церкви
Несколько лет назад я заинтересовался молитвенным движением, в основном потому что хотел понять, какое отношение имеет молитва к росту или к отсутствию роста в церкви. Это вполне понятный интерес, потому что я профессор церковного роста. Мне казалось, что я легко найду ответ на свой вопрос и очень быстро выясню, что церкви, которые много молятся, быстрее растут. В конце концов именно такие заявления я слышал в проповедях о молитве, Большая часть моих друзей полагала, что так оно и есть.
Первое, что меня удивило, был тот факт, что этот вопрос ранее никем не исследовался. По всей видимости, предположение о непосредственном и положительном влиянии молитвы на церковный рост было таким сильным, что исследования казались ненужными. Я потратил годы на изучение растущих американских церквей, беседуя с пасторами и анализируя динамику церковного роста.
В первых двух книгах я писал о церковном росте в Америке, и в сносках у меня не нашлось места для ссылок на молитву! В третьей книге из двухсот восемнадцати страниц я написал один абзац о молитве! Почти во всех растущих церквях, которые я исследовал, молитва редко занимала значительное место в разговорах с пасторами. Я пришел к выводу, что «дом молитвы», как мы его называли, не обязательно был предварительным условием для церковного роста.
Мои сомнения усилились, когда я прочитал три влиятельные книги, написанные выдающимися лидерами евангельского христианства. Первая книга рассказывает о ста одном способе, которым ваша церковь может изменить мир (Tony Campoio and Gordon Aeschliman, 101 Ways Your Church Can Change the World). Среди этих способов нет ни одного, связанного с молитвой! Следующие две книги были еще важнее для меня, потому что авторы относятся к самым выдающимся фигурам в движении церковного роста. Авторы Билл Хайбелс и Джон Воган — мои друзья, которые знают, что я руководствуюсь не желанием критиковать, но стремлением признать, что мы не всегда занимаем главные позиции в обсуждении роли молитвы в росте церкви.
Билл Хайбелс является пастором церкви, которая по общему признанию представляет собой самую влиятельную церковь в Америке, Это «Willow Creek Community Church» в Норт-Барринг- тоне, штат Иллинойс. Недавно вместе с женой Линн он написал книгу о видении своей церкви (Bill and Lynn Hybels, Rediscovering Church: The Story and Vision of Willow Creek Community Church). Это очень интересная и поучительная книга, на задней обложке которой представлен мой высокий отзыв о ней. В первой части этой книги представлена история церкви. Во второй части — анализ использованных принципов роста церкви, таких, как шесть элементов, из которых состоит видение церкви, стратегия из семи шагов, направленная на воплощение этого видения, десять качеств, которые отделяют движение от остальной деятельности, и пять свойств истинного последователя Христа. Но интересно то, что в двадцати восьми пунктах ничего не говорится о молитве!
Джон Воган руководит Исследовательским центром в мегацеркви в городе Боливар, штат Миссури. Он признан в качестве ведущего эксперта в области мегацерквей. По определению, ме- гацерковью называется церковь, в которую по воскресеньям на богос лужения приходят не менее двух тысяч человек. Я использую его прекрасную книгу о мегацерквях в американских городах (John Vaughan, Megachurches and America's Cities) на своих заняти ях в Фуллеровской семинарии. В ключевой главе этой книги Воган говорит о предсказуемых изменениях в растущих церквях и делает тщательный анализ характеристик мегацерквей, которые, по-видимому, отличают их от церквей меньшего масштаба. Здесь он перечисляет двадцать принципов роста, но и он ни словом не упоминает молитву!
И Хайбелс, и Воган глубоко верят в молитву, и в собственной жизни они ее практикуют. Хайбелс написал целую книгу о своей молитвенной жизни — «Слишком занят, чтобы не молиться». Если вы спросите их, какое место занимает молитва в росте церкви, вы, пожалуй, услышите двадцатиминутный и очень убедительный монолог о том, что без властной молитвы большие и влиятельные церкви никогда не стали бы такими. Они скажут вам, что Бог, и только Бог дает церквям рост. Все это помогло мне понять, что тот факт, что пасторы растущих церквей не включают молитву в список принципиальных факторов роста, не означает, что они считают молитву необязательным элементом церковной жизни.
«Молитва - это главный фактор»
Мой друг Том Рейнер из Южно-баптистской богословской семинарии в Луисвилле, штат Кентукки, облек в конкретные формы мои ожидания. Он исследовал пятьсот семьдесят шесть самых успешных евангельских церквей в Америке. Однако не стал ждать, чтобы пасторы сами упоминали о молитве как факторе роста. Он сам включил молитву в список факторов, которые попросил пасторов оценить. К моему великому облегчению он обнаружил, что «почти семьдесят процентов церквей оценили молитву как главный фактор в своем евангелизационном успехе» (курсив Рейнера).
Вот что говорят пасторы некоторых растущих церквей, которые он исследовал: «Молитва, совместная, или корпоративная, объясняет полное изменение ситуации в нашей церкви»; «Я уверен, что главная причина, по которой Бог положил Свою руку на нашу церковь, состоит в нашей верности молитве»; «Наш рост через обращения? Это результат нашего молитвенного служения, которое проходит семь раз в неделю».
Рейнер говорит: «Поэтому мы уверенно приходим к выводу, что большая часть евангельских растущих церквей является также молящимися церквями».
Томми Барнетт из огромной Первой Ассамблеи Бога в городе Феникс, штат Аризона, говорит о том, как молитва и евангелизация полностью изменили его церковь. Однажды в воскресенье он проповедовал о молитве и пробуждении и получил исключительно восторженный отклику своей паствы. После этого он объявил, что начинает молитвенные собрания каждое утро по понедельникам в шесть часов. На следующий день на молитву собралось не менее тысячи человек.
Барнетт говорит: «Когда мы начали молиться, в нашей церкви что-то стало происходить. Многие люди обрели спасение. В церкви круглосуточно дежурил один из пасторов, так что люди в любое время могли привести к нам заблудших, чтобы они спаслись. У нас также были специальные служители, которые круглосуточно могли осуществить водное крещение тех, кто обрел спасение». Было ли это случайное везение? Нет! Томми Барнетт поясняет: «Наше пробуждение не останавливается ни на минуту. Наши люди постоянно постятся, молятся и старательно, верно и систематически ищут Бога. Затем они идут к людям, свидетельствуют на улицах и завоевывают людей для Иисуса Христа».
Самой большой и быстро растущей церковью на Западном побережье в настоящий момент является церковь «Saddleback Valley Community Church» в округе Оранж штата Калифорния. Сейчас на богослужения в этой церкви каждую неделю приходят примерно тринадцать тысяч прихожан. Пастор Рик Уоррен, мой дорогой друг, ставит молитву на высшее, приоритетное место в церковной жизни. В недавнем письме ко мне пастор Уоррен сказал следующее: «Мы считаем молитву и церковный рост настолько связанными между собой понятиями, что в требованиях к членам церкви Мы ставим обязательным условием молитву за рост церкви «Saddleback Valley». Если человек не хочет посвятить себя молитве за это, он не может стать членом нашей церкви, потому что это требование представляет собой часть завета членства, которое он должен подписать в качестве нового члена церкви». Далее Уоррен говорит: «Не знаю ни одной церкви в Америке, которая также требовала бы от своих членов молиться за свой рост!»
Здесь я хочу пояснить кое-что, чтобы у вас не было недопонимания. Я не говорю, что чем больше люди молятся, тем быстрее растет церковь. Церковный рост представляет собой намного более сложный процесс. Во многих церквях, где не наблюдается динамичный и постоянный рост, имеется сильное молитвенное служение, просто не хватает других факторов. Я соглашусь с Риком Уорреном, который говорит: «Кому-то нужно смело заявить, что от одной молитвы церковь не вырастет». Уоррен подтверждает, что «молитва очень важна», но далее он отмечает: «Но чтобы церковь росла, нужно намного больше, чем только молитва. Нужны умелые действия». Теперь, когда мы это выяснили, давайте перейдем к основным правилам молитвы.
Играйте по правилам
Как я говорил неоднократно, не все молитвы одинаковы. Это утверждение относится к молитвенной жизни и молитвенному служению в поместной церкви, а также к любой сфере деятельности, связанной с молитвой. В одной из своих книг, «Церкви, которые молятся» из серии «Молитвенный воин», я перечисляю четыре правила молитвы, которые стоят того, чтобы повторить их снова. Однако я не буду вдаваться в подробности и сделаю несколько другие акценты. Пастор, который хочет руководить церковью и превратить ее в истинный дом молитвы, должен сделать эти правила неотъемлемой частью жизни церкви на всех ее уровнях.
Правило первое: молиться с верой. «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Вера в молитве проявляется в вашей уверенности в том, что Бог ответит на ваши молитвы. Именно в этом смысле та двусторонняя молитва, о которой я говорил во второй главе, становится особенно важной. До той степени, до которой мы слышим от Бога, мы можем присоединиться к Иисусу, Который сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Иоан. 5:19). Если мы слышим Бога и знаем Его волю на данную ситуацию, мы сможем молиться с большей долей веры. «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Иоан. 5:14).
Ничто не созидает нашу веру в долгой молитве больше, чем уверенность, что мы получим на нее ответ. Я выяснил одну распространенную ошибку, которая встречается даже в больших церквях с сильным молитвенным служением. Многие не делятся полученными ответами на свои молитвы с теми, кто молился за них. Одно дело верить библейскому учению, согласно которому Бог отвечает на молитвы. Многие молитвенники в это верят, но этого недостаточно. Мы развили эффективные способы вкладывать свои молитвенные просьбы в руки других людей, однако мы не сообщаем этим людям о полученных ответах на их молитвы. Каждый позитивный ответ, который мы получили, созидает веру в молившихся людях, и соответственно их последующие молитвы будут еще сильнее, потому что веры у них станет еще больше.
Одна церковь, в которой я побывал, выделила большую комнату, в которую члены церкви приходили помолиться на неделе. Там постоянно молились люди. Некоторые молились чаще и дольше, чем другие. К правой стене была прикреплена большая доска, на которой люди оставляли молитвенные просьбы. Ходатаи забирали эти записки по желанию, молились по ним и снова возвращали их на молитвенную доску. На левой стене висела другая большая доска, на которой люди прикрепляли ответы на свои молитвы. Ходатаи тоже читали эти ответы и воздавали хвалу Богу за Его верность и силу. Каждый ответ укреплял их веру, и молитвенное служение в этой церкви процветало.
Правило второе: молиться с чистым сердцем. Эффективность молитвы растет или падает в зависимости от наших отношений с Богом. Чем ближе мы находимся к Богу и чем более тесные отношения мы имеем с Отцом, тем точнее мы знаем Его волю и тем сильнее будут наши молитвы. Если мы допускаем в свою жизнь такие вещи, как не исповеданный грех, неправильные отношения, вредные привычки или сомнительные мотивы, мы не сможем поддерживать соответствующие отношения с Богом. В подобных ситуациях нам нужно немедленно очиститься от всего скверного. Бог дал нам способы и средства для этого, хотя иногда нам придется прибегнуть к помощи других, чтобы они послужили нам и помогли освободиться от всякой нечистоты.
Пост — это один из способов, которые Бог дал нам для приближения к Нему, Алиса Смит, одна из ходатаев, которая молится за меня и Дорис, говорит так: «Духовное различение — это одно из нескольких преимуществ, которые вы получаете во время поста. Пост усиливает нашу способность различать Царство света и царство тьмы. Различение усиливает нашу способность увидеть ситуацию с Божьей перспективы».
Конечным результатом поста, как я понимаю, является привлечение Божьего народа ближе к Богу, что поможет очистить наши сердца, чтобы наши молитвы стали сильнее.
Многие знакомые пасторы, как и я сам, уклонялись от поста до тех пор, пока не наступили замечательные 1990-е годы. Теперь мы нагоняем упущенные возможности. Широкая огласка в средствах массовой информации относительно первого сорокадневного поста Билли Грэма и последовавшие события, связанные с постом и молитвой, которые привлекли тысячи лидеров, создали новую атмосферу. Впервые, насколько я помню, пост стал в Америке популярным. Теперь мы делаем это, и нам нравится обсуждать эту тему, не делая из нее секрета. На эту тему написаны прекрасные книги, например, книга о посте для духовного прорыва: Fasting for Spiritual Breakthrough (Elmer L. Town). Благодаря таким книгам мы приобретаем более глубокое понимание поста. Более подробно о посте мы поговорим в десятой главе.
Конечным результатом поста, как я понимаю, является привлечение Божьего народа ближе к Богу, что поможет очистить наши сердца, чтобы наши молитвы стали сильнее.
Правило третье: молиться с властью. После моего рождения свыше во взрослом возрасте я стал членом традиционной евангельской церкви, которая признавала Святого Духа частью Троицы, но не больше. Нам бывало неуютно, когда такие верующие, как пятидесятники, слишком много говорили о Духе Святом. Мы также были склонны жаловаться друг другу на то, что их акцент на Святом Духе забирает славу у Иисуса, личности Троицы, Которая по праву ее заслужила. Мы тогда не могли понять, что мы фактически угашали Духа (хотя этого не признавали) и что это, среди всего прочего, делало наши молитвы слабее. Мы лишь поверхностно понимали слова Павла о необходимости «всякою молитвою и прошением молиться во всякое время Духом» (Еф. 6:18, курсив автора).
Когда Иисус впервые сказал Своим ученикам, что Он собирается их покинуть, они всерьез обеспокоились. Петр так резко выразил свою озабоченность этим обстоятельством, что Иисусу пришлось сказать ему: «Отойди от Меня, стана!» (Мат. 16:23). Когда все успокоились, Он объяснил, что Его уход пойдет им на пользу. Но как такое было возможно?
Иисус сказал: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам» (Иоан. 16:7). То есть Иисус сказал Своим ученикам, что для работы, к которой Он призвал, будет лучше, если у них будет непосредственное присутствие Третьей личности Троицы, а не Второй.
В наши дни я не являюсь единственным человеком, признающим исключительно важную роль Святого Духа в нашей жизни и служении. В результате я отказался от многих прежних запретов относительно силы и даров Святого Духа, и теперь я открыто признаю их в своей жизни и служении. Мне пришлось сполна заплатить за свой новый энтузиазм по поводу этих духовных вещей. Многие старые друзья, хоть и не отвергают меня открыто, решили, что им будет удобнее держаться в сторонке от меня, потому что теперь я кажусь им «слишком харизматичным». Тем не менее, я уверен, что насколько мы принимаем полноту Святого Духа и действуем в дарах Духа, настолько же возрастают силы и наши молитвы.
Правило четвертое: молиться настойчиво. Позвольте мне объяснить это правило личным свидетельством из Сингапура. Гордон Тан работает в Сингапуре врачом. Он считал, что всего в своей жизни можно добиться самому, без Бога, пока его очаровательная жена Ким Ли не заболела раком. Тесты показали, что один важный гормон достиг опасного уровня в десять тысяч единиц на литр. Врачи объяснили, что если этот уровень не понизится в течение нескольких недель, женщине понадобится радикальное лечение. Впервые в жизни Гордон Тан решил помолиться Иисусу, что он и сделал. На следующей неделе показатель в десять тысяч единиц остался на прежнем уровне. Тан рассказывает: «Я продолжал молиться, но у меня было ощущение, что я бьюсь о стену. Бог мне не отвечал. Мне казалось, Иисус меня покинул, и я совсем забыл, что еще прежде сам покинул Его».
Через несколько недель показатель вырос до двадцати тысяч единиц и наступила кризисная ситуация. Из пяти врачей, лечивших его жену, четверо высказались за немедленное оперативное вмешательство. Один хотел подождать еще одну неделю, и Гордон выбрал последний вариант. Он говорит: «На тот момент я раскалывался на части. Вся моя жизнь, казалось, рушилась на глазах. Где был Бог, Которому я молился эти четыре недели?» В отчаянии он позвонил англиканскому епископу и попросил его прийти в больницу к его жене, помазать ее елеем и помолиться за исцеление. Когда епископ сделал это, Ким Ли почувствовала в своем теле прилив силы, который заставил бы ее упасть, если бы она не сидела.
Доктор Тан рассказывает: «В ту ночь, чувствуя себя совершенно разбитым, я пришел к Богу, как ребенок. В течение четырех недель я диктовал Ему свои условия: „Исцели ее! Исцели ее! Исцели ее!" Эти четыре недели я торговался с Ним: „Господь, исцели ее! Исцели ее, и я сделаю все, что хочешь". Но в ту ночь я все отдал Ему. Назавтра должны были взять у нее самый важный анализ крови. Я помолился: „Господь Иисус, я упал со скалы. Я в двух сантиметрах от острых камней внизу. Если Ты не спасешь меня сейчас, со мной будет покончено. Но, Господи, да будет Твоя воля!"»
На следующий день анализ крови показал, что цифры снизились до одной тысячи четырехсот единиц на литр и вскоре дошли до нуля. Ким Ли получила чудесное исцеление!
Размышляя над тем, что сначала казалось молитвой без ответа, Гордон Тан радовался своей настойчивости, и хотя он молился с малой верой, он все же продолжал искать Бога. Он подытоживает свой опыт, говоря: «За это время моя гордость медленно сокрушалась до тех пор, пока мой дух полностью не смирился перед Ним. Но буквально за мгновения до окончательного моего отчаяния Бог спас меня. Господу понадобилось это время для того, чтобы сокрушить меня, чтобы я мог прийти к Нему, как дитя, и чтобы Он снова смог восстановить меня». Доктор Тан хорошо выучил четвертое правило молитвы — настойчивость.
Где может произойти молитва
Я не хочу дополнять эту главу перечислением практических, эффективных и волнующих идей, которые помогут преобразить вашу поместную церковь в дом молитвы. В библиографии в конце книги вы найдете ценные источники, которые помогут осуществить эту задачу.
Однако я считаю необходимым особое внимание обратить на одну концепцию, в которой, как мне кажется, заложен потенциал преобразующей силы, помогающей поместной церкви увеличить эффективность молитв за церковь, за общество и неспасенных людей. Я имею в виду молитвенные комнаты в церкви.
У нас пока нет всеобщей координации молитвенного движения, но по некоторым подсчетам в более чем двух тысячах церквей в Соединенных Штатах уже имеются молитвенные комнаты, молитвенные часовни, верхние горницы или молитвенные центры. Похоже, самое большое количество молитвенных комнат имеют две деноминации, это Южные баптисты и Объединенные методисты.
Самым выдающимся лидером этого движения можно назвать Терри Тейкла, основателя «Служений обновления» (Renewal Ministries) и бывшего пастора Объединенной методистской церкви Альдерсгейта в Колледж-Стейшн, штат Техас. Терри активно продвигает идею создания молитвенных комнат по всей стране, и он написал также учебник на эту тему — «Making Room to Pray» («Организация места для молитвы»). В ней он говорит: «Место или центр, предназначенный для этой цели, делает возможной длительную молитву в любой церкви. Таким образом, церковь или город могут буквально „погрузиться" в победоносную молитву».
Вполне вероятно, что в вашей церкви есть возможность выделить место для молитвенной комнаты. В Баптистской церкви в Цинциннати, штат Огайо, имеется молитвенная комната, которая действует круглосуточно. Вот их определение молитвенной комнаты: «Это меблированная, уютная комната с небольшой алтарной частью, удобными стульями и напольными подушками, со столом для собраний и пятью небольшими отдельными столиками, установленными для молитвенных встреч. На молитвенных столиках имеется последняя информация, которая поможет вам молиться за различные нужды, такие как миссионерская деятельность, церковный штат, нужды прихода, за правительственных лидеров и так далее». На рисунке представлена схема расположения мебели в молитвенной комнате:
В типичной молитвенной комнате стоит один или два телефона с разными номерами. Некоторые церкви могут позволить себе отдельную линию для подключения факса, а в других могут стоять компьютеры с выходом в Интернет. Это место, по словам Терри Тейкла, «где может произойти молитва, — комната, помещение, зал, точно так, как верхняя горница, в которой встречались ученики. В этом месте люди могут молиться, плакать, взывать к Богу с прошениями, ждать, молчать, ходатайствовать и с верой получать ответы».
Высшее, приоритетное место молитвы в поместной церкви может выразиться в организации молитвенной комнаты, которая функционирует круглосуточно. Такая комната способна принести исключительно высокие урожаи в Царство Божье. С ее помощью вы сделаете большой шаг вперед к преобразованию вашей церкви в дом молитвы.
Итак, может ли ваша церковь превратиться в дом молитвы?
Вопросы к размышлению
1. Какую оценку (от одного до десяти баллов) вы дадите своей церкви как дому молитвы? Почему?
2. Можете ли вы назвать пасторов, которые, как вам кажется, уделяют особое внимание молитве по сравнению с другими? Что они делают в этом смысле, что их отличает от других?
3. Если Бог не отвечает на вашу молитву сразу, молитесь ли вы снова? Как долго вы молитесь на эту тему?
4. Что можно сделать в вашей церкви, чтобы поднять уровень властной молитвы?
Глава 7.