Духи могут быть территориальными
Время от времени я использую термин «территориальные духи». Тем самым я не хочу сказать, что каждый демон ограничен каким-то географическим районом. Все дело в том, что некоторые из них, а может многие, действительно привязаны к конкретным регионам. Мы обладаем ограниченными познаниями в области передвижения сил тьмы. Мы получили некоторые идеи относительно этого из книг Фрэнка Перетти, но сам Перетти напоминает нам, что его книги относятся к жанру художественной литературы, и нам еще предстоит выяснить, до какой степени его идеи соответствуют действительным фактам. К счастью, проводятся необходимые исследования под руководством, как я сказал, Джорджа Отиса-младшего.
Отис утверждает: «Совсем близко к сердцу философии духовного картографирования находится концепция территориальных твердынь... Любой, кто внимательно вглядывался в такие места, как Индия, Камерун, Гаити, Япония, Марокко, Перу, Непал, Новая Гвинея и Китай, подтвердят существование сложной иерархии божеств и духов, которые там воспринимаются как само собой разумеющийся факт. Эти бестелесные существа, как считается, главенствуют над домами, деревнями и городами, долинами, провинциями и странами и осуществляют беспрецедентную власть над поведением местных жителей».
Некоторые высокопоставленные духи назначены на осуществление руководства определенными территориями, и они способны отложить или отсрочить совершение того, на что есть воля Божья.
Одно из библейских окон, через которое Бог позволяет нам взглянуть на невидимый мир, мы находим в десятой главе Книги пророка Даниила. В этой главе нас не знакомят с методами ведения духовной войны, там также нет принципов духовного картографирования. Однако там представлена интересная информация, которая помогает нам понять две вещи, с которыми мы постоянно сталкиваемся: (1) некоторые высокопоставленные духи назначены контролировать определенные территории и (2) они способны откладывать осуществление определенных дел, которые замыслил Бог. Давайте подробнее исследуем это утверждение.
Даниил получил видение, которое побудило его вступить в длительный период молитвы и поста. В первый же день поста Бог послал ангела послужить Даниилу. Ангел, однако, не мог прорваться к пророку. Почему? Когда он прибыл, он сказал Даниилу: «Князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне» (ст. 13). Затем перед уходом предупредил: «Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции» (ст. 20).
Из этой истории можно извлечь много уроков и учений, но мы узнаем из нее, что некоторые духи, обладающие значительной силой и властью, носят такие имена, как «князь Персии» или «князь Греции». Это явно территориальные назначения и статусы. Все эти титулы звучат как то, что в третьей главе данной книги мы называли «князем Перу».
И когда мы начинаем задавать вопросы относительно дьявольских уловок или его образа действий, нам следует помнить об этих откровениях. Одна из главных задач, которую ставит перед собой враг, состоит в ослеплении или затуманивании умов неверующих людей, чтобы они не услышали Евангелие (см. 2 Кор. 4:3,4). Однако сатана - не Бог, и потому он не обладает качествами Бога. Например, он не вездесущ, как Бог. Поскольку сатана есть творение, а не Творец, он может находиться только в одном месте в одно и то же время. Однако на момент написания этой книги он держит в ослеплении разум трех миллиардов заблудших душ по всей Земле. Как ему это удается? Он не в состоянии находиться одновременно во всех этих местах.
Совершенно очевидно, что сатана делегирует задачу по ослеплению умов мириадам духовных существ, имеющихся в его распоряжении в невидимом царстве тьмы. Он посылает этих духов только туда, где есть люди, и вполне логично было бы предположить, что туда, где больше людей, посылается большее количество духов более высокого (в негативном смысле) качества.
Везде, где люди собираются вместе, — в поселках, городах, регионах и странах, мы можем предположить существование высокопоставленных духов, у которых в подчинении имеется множество других духовных существ. Именно этих высокопоставленных духов мы называем «территориальными». Везде, где люди вступают в какие-то сообщества, основанные на схожести или близости интересов, например, религиозные общины, профессиональные сообщества либо добровольные объединения, там духи могут и не придерживаться четких географических границ. Например, я - не удивлюсь, если узнаю, что конкретные духовные начальства приписаны к таким сферам промышленности, как, например, мясоперерабатывающая, золотодобывающая промышленность или автомобильная индустрия и так далее.
Имена духов
Люди, постоянно ведущие духовные войны на наземном уровне, знают, что демоны — это конкретные личности, и у них есть конкретные имена. Иногда их имена носят функциональный характер, например, «дух похоти» или «дух обиды, отвержения». Иногда это имена собственные, например, «Легион» (см. Map. 5:9). В процессе избавления человека от демонов, особенно в трудных случаях, служители часто добиваются прорыва именно в тот момент, когда выясняют имя конкретного демона.
Тем самым никто не говорит, что знание имени духов является обязательным условием для личного освобождения. Я видел успешное избавление даже в тех случаях, когда люди говорили: «Нечистый дух, кто бы ты ни был, выйди вон!» В других случаях, однако, мы спрашиваем имя. Например, в своей прекрасной книге «Defeating Dark Angels» Чарльз Крафт говорит: «Если я не знаю имени духа, я приказываю ему назвать мне его. Часто бывает труд но заставить их назвать свое имя». Причина этого состоит в том, что духи знают, что когда нам известны их имена, они становятся более уязвимыми. Тогда они превращаются в яблочко посреди мишени.
Но давайте вернемся к объяснению Синди Джейкобс, согласно которому молитва за освобождение народов от оков зла подобна молитве за отдельных лиц. Думаю, принцип узнавания имени духа переходит с уровня наземной духовной войны на уровень стратегической духовной войны. Не обязательно знать имена злых духов, но в определенных ситуациях это знание может существенно помочь.
Давайте кратко вспомним то, о чем мы говорили в первой главе, когда Павел был в Филиппах и одним из препятствий на пути распространения Евангелия была демоническая сила в служанке, одержимой «духом прорицательным» (Деян. 16:16). Это было функциональное имя того духа, но в данном случае буквальный перевод оригинального греческого слова даст нам имя собственное этого духа — Питон. Павел изгнал этого духа, который, как я думаю, вполне мог быть территориальным демоном над городом. В результате апостол насадил сильную, растущую церковь.
Выше в этой же главе я рассказывал о случае, который произошел в Шри-Ланке, когда молитвы миссионеров казались бесплодными до тех пор, пока кто-то не назвал жене пастора имя территориального духа, властвовавшего над городом. Это имя стало ключом, который разрушил силу этого духа и дал возможность Евангелию распространиться. Вспомним также историю из первой главы, где Томас Мути из «Молитвенной пещеры» в Кении обнаружил, что имя начальства над городом Кьямбу было «Колдовство», а имя главного исполнителя в лице человека было «мама Джейн». По словам пастора Мути, знание этого оказало существенную помощь в евангелизации города.
Опыт Харольда Кабальероса из Гватемалы очень похож на то, что произошло с пастором Мути в Африке. Кабальеро рассказывает: «Мы выяснили, что нам очень полезно знать сильного в нашем регионе, чтобы связать его и захватить его сокровища. Духовное картографирование помогает нам определить сильного. В некоторых случаях духовное картографирование показывает нам серию характеристик, которые приведут нас прямо к территориальному князю или силе. В других случаях мы окажемся лицом к лицу с человеком из плоти, которого использует сатана. В третьих вариантах мы столкнемся лицом к лицу с коррумпированной социальной структурой». Конфронтация с силами зла может принять самые разные формы.
И хотя я услышал намного больше критики за то, что привлек внимание к вопросу о знании имен духов, чем предполагал, все это не следует считать странным или необычным. Престижный словарь «New International Dictionary of New Testament Theology» констатирует: «В сфере веры и мысли практически любой страны имя неразрывно связано с личностью, будь то человек, бог или демон. Любой, кто знает имя существа, может применить власть над ним» (курсив автора). Похоже, в этом вопросе к соглашению пришли ученые и те люди, будь то христиане или неверующие, кто обладает знанием духовного мира выше среднего уровня.
Чем точнее мы нацеливаем наши молитвы к Богу на разрушение твердынь, тем сильнее будут наши молитвы.
Поэтому духовное картографирование отчасти служит выяснению, если это возможно, имен начальств и сил, которые оказываются главным препятствием для евангелизации. И тогда мы сможем связать конкретные сущности, не пытаясь связать предполагаемого сильного в каком-то общем смысле. Нельзя сказать, что последний вариант совсем лишен смысла, однако нам следует также понять, что чем точнее мы нацеливаем наши молитвы к Богу на разрушение твердынь, тем сильнее будут наши молитвы.
Три важных вопроса
Духовное картографирование в некоторых случаях может быть сложной и длительной процедурой. Например, для того чтобы получить информацию об уловках, которые использует сейчас сатана для предотвращения проповеди Евангелия, Джордж Отис-млад-ший (автор книги на эту тему — The Twilight Labyrinth) потратил несколько сотен тысяч долларов и провел несколько лет в разных странах мира. Немногие люди в настоящем поколении христиан призваны к духовному картографированию такого уровня, хотя мы все благодарны Богу за тех, кого Он избрал для этой задачи.
В то же самое время Бог призывает все большее количество обычных христиан усиленно и регулярно молиться за собственное окружение в поселениях и городах. Те, кто хочет, чтобы их молитвы были как можно более эффективными, также могут заняться упрощенным вариантом духовного картографирования. И почти каждый, кто желает, может осуществить самое простое духовное картографирование. В осуществлении любого проекта по духовной картографии, будь то маленький или крупный проект, простой или сложный, следует помнить три важных вопроса, которые помогут вам сосредоточиться на главной задаче:
1. Что в нашем обществе не в порядке? Конечно, если в вашем обществе все в порядке, тогда нет необходимости заниматься духовным картографированием или интенсивным ходатайством. Очень немногие, однако, могут утверждать, что в их обществе все в полном порядке. Список нарушений иногда так велик, что трудно бывает выделить приоритетные пункты, с которыми следует разобраться в первую очередь.
2. Каким образом мы пришли к этому? Возможно, вам придется потратить какое-то время на выяснение второго вопроса. Существовали ли проблемы, обнаруженные при поисках ответа на первый вопрос, с момента основания города? Или они возникли позже? Что именно позволило им возникнуть? Многие совершат ошибку, пытаясь найти естественные объяснения тому, что произошло. Джордж Отис-младший предупреждает об этом и говорит: «Не зная языка, принципов или правил поведения духовного измерения, такие люди ищут объяснения в политических, экономических и культурных сферах жизни. Проблема здесь состоит в неправильных предположениях, а именно в том, что они считают материальные сферы основанием реальности. К сожалению, неправильные предпосылки обычно приводят к ложным выводам».
3. Что с этим можно сделать? В этом месте обычно происходит переход от исследований в духовной картографии к практикам духовной войны. Совсем не обязательно, чтобы это были одни и те же люди. Ранее в этой же главе мы говорили, что рентген для хирургов представляет собой то же, что духовное картографирование для ходатаев. Как заметили все пациенты, когда рентгенолог заканчивает обработку полученных данных, получить информацию о состоянии пациента может только врач, который послал больного на рентген. Только он может объяснить больному ситуацию и решить, какое ему следует назначить лечение.
В Теле Христовом глаз нуждается в ухе, а ухо нуждается в руке. Когда мы объединяемся в команды, мы можем совершить для Божьего Царства чудесные дела, которые каждый по отдельности совершить бы не мог.
Некоторые хирурги не умеют работать со сложным рентгеновским оборудованием, и для этой цели больницы нанимают подготовленных в этой области специалистов. Точно так же ходатаям нужны терпеливые исследователи духовного картографирования. Однако эти исследователи часто не имеют дара различения духов, который необходим для понимания духовных принципов, с которыми они сталкиваются, не говоря уже о конкретных знаниях относительно реальных военных действий на духовном фронте. Некоторые люди, конечно, сочетают в себе оба этих таланта, однако нам не следует удивляться, если мы не увидим такого сочетания в одном человеке. В Теле Христовом глаз нуждается в ухе, а ухо нуждается в руке. Когда мы объединяемся в команды, мы можем совершить для Божьего Царства чудесные дела, которые каждый по отдельности совершить бы не мог.