Встретиться с Богом в гостиной
Бог, однако, говорит, что Он наш Отец. Когда мы разговариваем с Ним, мы обращаемся к Нему так, словно находимся вместе с Ним в гостиной нашего дома. У меня были прекрасные отношения с собственным отцом, который теперь уже с Господом. Последние пятнадцать лет своей жизни он прожил в Массачусетсе, а я жил в Калифорнии. Я взял за привычку звонить ему каждое воскресенье. Когда я звонил ему, я не предполагал, что говорить буду только я и после этого повешу трубку. На самом деле я говорил что-нибудь ему, а потом слушал то, что отец хотел сказать мне, после чего мы заканчивали разговор. Это вполне естественно для отца и сына.
Но почему мы должны иначе общаться с нашим Небесным Отцом? Очень часто наша молитвенная жизнь выглядит так, будто мы оставляем Богу свои сообщения на автоответчике. Однако Бог желает не таких разговоров. Он хочет, чтобы мы слушали и услышали Его, когда Он говорит нам, например следующее «Отнеси Кори тен Бум носовой платок».
Мне нравится, как об этом говорит пастор Билл Хайбелс из церкви «Willow Creek» в Саут-Баррингтон, штат Иллинойс: «Невозможно построить отношения с помощью односторонних разговоров. Для этого между двумя личностями следует установить постоянный, непрерывный и близкий контакт. Обе личности должны говорить, и обе должны слушать друг друга... Способность слушать Бога через Его Святой Дух не просто норма, это обязательное требование»*.
*Билл Хайбелс, «Слишком занят, чтобы не молиться» (СПб.: Издательство «Библейский взгляд», 2005).
Должен признать, я раньше этого не знал. В христианских кругах, в которых я раньше вращался, не говорили о двусторонней молитве. В течение многих лет я не умел слушать голос Божий, как это делали Томас Мути или подруга Кори тен Бум. И не важно, что я был рукоположенным служителем, профессором богословской семинарии и автором нескольких христианских книг. Никто в семинарии не учил меня тому, чему я учу в данной главе.
Я долго учился слышать Божий голос, потому что для меня это было радикальной переменой по сравнению с прошлым. Среди моих близких друзей и верных коллег, насколько я помню, первым ясно слышать голос Божий стал Джон Уимбер. Он посоветовал мне научиться отличать мои собственные мысли от того, что пытался сказать мне Отец. Когда я работал с этой концепцией, на меня сильное впечатление произвели слова пастора Джека Хейфорда в его книге о славе Божьего дома. Это была книга, в которой он писал о своей церкви «The Church On The Way» в Ван-Найс, штат Калифорния.
«Я их цитирую»
Хейфорд пишет: «И хотя я говорю, что Господь проговорил ко мне, я имею в виду нечто более конкретное, чем просто откровение или собственные глубинные впечатления. Я использую эти слова осознанно для редких и особых случаев, когда в духе слышу, как Господь говорит прямо ко мне. Я не говорю, что „у меня возникло ощущение" или „впечатление". Напротив, я хочу сказать, что в данный момент, и почти всегда, когда я ожидаю этого меньше всего, Господь произносит в мой адрес конкретные слова. Эти слова настолько отчетливы, что я буквально могу сказать, что „я их цитирую"».
Можно быть уверенным, что большинство людей, читающих эту главу, в этом месте согласятся с тем, что мы можем и должны практиковать двустороннюю молитву и слышать голос Божий. И все-таки с этим согласятся не все. Меня Джек Хейфорд убедил, но он не убедил абсолютно каждого в том, что мы действительно можем слышать слова, произнесенные Самим Богом.
Все большее количество свидетельств подтверждают тот факт, что эта тема становится последним важным барьером между харизматическими и традиционными евангельскими христианами. После достижения соглашения о терпимом отношении к таким вещам, как молитва за больных, изгнание демонов, говорение языками, поднятие рук в церкви и падение под воздействием силы Духа, четкое слышание голоса Божьего для некоторых людей остается неразрешимым вопросом.
Главный барьер?
Говоря о Джеке Хейфорде, можно сказать, что недавно он сделал гигантский шаг в уничтожении барьеров между харизматическими и традиционными евангельскими верующими, написав книгу о красоте духовного языка, поскольку вся его книга сосредоточена на теме говорения языками. В своей книге он поднимает дорогой сердцу классических пятидесятников и других верующих вопрос о том, следует ли считать говорение языками изначальным свидетельством крещения Святым Духом. На основании своего понимания Библии он приходит к выводу, что люди, считающие говорение языками изначальным доказательством такого крещения, «неосознанно построили ограничительные барьеры». Хейфорд уверен, что, как нехаризматические евангельские верующие давно полагали, кроме говорения языками существуют и другие свидетельства исполнения верующих Святым Духом.
Вскоре после опубликования этой книги пастора Чака Суиндолла пригласили занять пост ректора Богословской семинарии в Далласе. Это учебное заведение давно известно своим повышенным интересом к пятидесятнической/харимазтической теологии и практике. Репортеры из журнала «Христианство сегодня» взяли большое интервью у Чака Суиндолла. Их вопросы затрагивали возможные перемены, которые Суиндолл намеревался осуществить, став ректором семинарии. Суиндолл дипломатично уходил от ответов до тех пор, пока репортер не задал следующий вопрос: «В своей книге „The Beauty of Spiritual Language" Джек Хейфорд утверждает, что говорение языками не является обязательным условием полноты в Духе. Если это действительно так, какие барьеры еще остаются между традиционными евангельскими верующими и харизматами?»
Ответ этого высокоуважаемого евангельского лидера не оставляет никаких сомнений в том, что слышание Бога для многих представляет собой самый важный вопрос: «Основным барьером остается внебиблейское откровение. Джек - мой хороший друг, и я его искренне люблю. Он многое открыл мне в области поклонения. Но я думаю, что ему следовало упомянуть в своем богословии внебиблейское откровение, которое Бог дает Своим детям вне Священного Писания и помимо Писания. У меня с этим тоже проблемы» (курсив автора).
Сдвиг парадигмы Джека Диера
Самый лучший ответ на ключевой вопрос о том, можем ли мы получить достоверную информацию от Бога вне Писания, на мой взгляд, дает Джек Диер, который в течение многих лет был блестящим профессором Ветхого Завета в Богословской семинарии Далласа.
Когда Диер преподавал в семинарий, он учил своих студентов тому, что Бог в настоящее время не дает людям новых откровений. Все Божьи откровения содержатся в шестидесяти шести книгах Библии, и слышание Божьего голоса сегодня означает всего лишь правильное толкование Писания. Вместе с некоторыми коллегами он придерживался твердого убеждения, согласно которому человек, утверждавший, что «Бог сказал ему» что-то сделать, своим поведением бросает вызов и порочит себя. Другие, желавшие большей точности в данном вопросе, называли подобное заявление «опасной эпистемологией».
За пять лет до того, как Чак Суиндолл стал ректором семинарии в Далласе, Джек Диер был вынужден покинуть семинарию, потому что ему пришлось пережить сдвиг парадигмы и он нарушил все табу семинарии своим посещением церкви «Виноградник». Теперь он не верит в то, что с окончанием апостольского века прекратились также дары чудотворения Святого Духа, и потому его новые верования были несовместимы с основными положениями догматов веры семинарии. Впоследствии Диер написал великолепную книгу (Surprised by the Power of the Spirit), в которой защищал современные служения исцеления, освобождения и чудотворения. в самом начале написания книги он намеревался включить в нее раздел, касающийся слышания голоса Бога. Однако он упоминает эту тему только в эпилоге.
Почему?
Когда Диер исследовал Писание, страстно молился и приводил в порядок свои мысли о слышании Бога, он понял следующее: «Одна глава разрослась до двух, потом до трех, и потом я пришел к выводу, что начинаю новую книгу в этой книге» (Jack Deere, Surprised by the Power of the Spirit). Объясняя это, он говорит своим читателям: «В моих странствиях самым сложным было принятие не того, что Бог сегодня исцеляет и творит чудеса через одаренных верующих. Я больше всего сопротивлялся, больше всего боялся, и меня пришлось больше всего убеждать в том, что Бог по- прежнему говорит и сегодня» (курсив автора).
В результате этих перемен была опубликована вторая книга, по объему на восемьдесят процентов больше, чем первая. В ней, как мне кажется, положены на лопатки все библейские, богословские, исторические и эпистемологические аргументы против вероятности того, что Бог сегодня говорит, и мы можем слышать Его голос. Это книга «Surprised by the Voice of God».
Никто из известных и уважаемых христианских лидеров, которые верят, что Бог говорит сегодня, никогда не станет равнять с Писанием то, что услышали они или другие.
Мы с Джеком Диером согласились, что мотивация в сердцах людей, которые не верят в сегодняшние откровения Бога, достойна похвалы. Мы присоединяемся к ним в искреннем стремлении подтвердить ни с чем не сравнимый авторитет Божьего Слова в Библии. Джек Диер вспоминает, что больше всего его всегда пугала следующая мысль: «Если я поверю в то, что Бог говорит сегодня вне Библии, не подвергну ли я опасности неприкосновенность канонов Священного Писания?»
Джек теперь признает, что его страх был необоснованным, потому что никто из известных и уважаемых христианских лидеров, которые верят, что Бог говорит сегодня, никогда не станет равнять с Писанием то, что они услышали или что услышали другие. Он подытоживает эту мысль следующими словами: «Теперь, после многих лет практического опыта и тщательных исследований Божьих откровений сегодняшнего дня, я убежден, что Бог действительно говорит помимо Библии, но никогда не противоречит ей» (курсив автора).
Пророчества и пророки
До сего момента я не использовал термин «пророчество», хотя он напрямую связан с двусторонней молитвой и слышанием голоса Бога. Если Бог не говорит сегодня, тогда по определению пророков быть не может. Пророчество обладает одной отличительной чертой. Это один из двух духовных даров (другой дар — учительство), который упоминается во всех трех списках даров. Это Первое послание к Коринфянам, двенадцатая глава, двенадцатая глава Послания к Римлянам и четвертая глава Послания к Ефесянам. Я даю такое определение пророчеству: «Дар пророчества — это особая способность, которую Бог дает конкретным членам Тела Христова для получения и передачи неотложных посланий от Бога Его народу через Богом помазанные высказывания».
Мы живем в такое время, когда в Теле Христовом пророчество признается все больше. Утверждение, что Бог сегодня не говорит помимо Библии, уже принадлежит к классу отмирающих доктрин. Насколько я могу судить, возрождение библейского пророчества и пророческого движения началось где-то в 1980-е годы и с тех пор развивается по нарастающей.
Работа Джека Диера не является единственной книгой, которая способствовала развитию этого движения. Профессор Уэйн Грудем из Евангелической богословской школы Троицы в Диерфилде, штат Иллинойс, в своей книге (Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in the New Testament and Today) обеспечил этому движению твердое библейское основание. Во время моего сдвига парадигмы в 1980-е годы одной из самых полезных для меня книг стало сочинение Билла Хеймона (Bill Hamon, Prophets and Personal Prophecy), президента Христианской международной сети (Christian International Network).
Майка Бикля, пастора церкви «Metro Christian Fellowship» в городе Канзасе, многие называют самым главным пастором пророков в нашей стране. В книге «Growing in the Prophetic» он делится своей мудростью, отточенной многими годами служения. Одной из достойнейших книг для практической деятельности в пророческом служении можно назвать «The Voice of God» Синди Джейкобс.
Джек Диер, сочетающий в себе ученого, богослова и теоретика, вместе с ходатаем и практиком Синди Джейкобс представляют собой уникальное явление. Они оба являются моими добрыми друзьями и служат надежным компасом для тех, кто желает исследовать понятие современного пророчества, которое для многих, включая меня, остается все еще незнакомой сферой деятельности. Мне нравятся названия этих двух книг, которые вышли в свет с перерывом примерно в один год. Джек, прежде отрицавший новые откровения отБога, удивлен голосом Божьим (Surprised by the Voice of God). Синди, слышащая голос Бога с четырех лет, этому не удивляется. Она назвала свою книгу просто — «Голос Божий» (The Voice of God).
Новоапостольская реформация
На этих страницах я уделяю так много внимания пророчеству, потому что чувствую, что мы с вами живем в период необычайного движения Божьего. Относительно недавно стало понятно, что самым быстрорастущим сегментом христианства на шести континентах является то, что я называю новоапостольской реформацией. Помимо всего прочего в нее входят Африканская независимая церковь, китайские домашние церкви, латиноамериканские базовые церкви, независимые харизматы и многие поместные церкви, действующие без традиционных деноминационных структур. Одной из инновационных характеристик этого движения (хотя здесь могут быть некоторые исключения) является восстановление новозаветных позиций пророка и апостола.
Множество этих церквей демонстрирует сильное желание воплотить на практике то, что многие называют «пятигранным» служением из четвертой главы Послания к Ефесянам (стих 11). Это апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя. Эти церкви считают, что большая часть церквей, как правило, в течение многих лет функционировали с использованием служений евангелистов, пасторов и учителей, но по причинам, которые лидеры новоапостольской реформации теперь называют необоснованными, решили не признавать пророков и апостолов.
Я уже упоминал о своем убеждении, что позиция пророка в Теле Христовом стала распространяться в 1980-е годы. Как я полагаю, точно таким же образом в 1990-е годы служение апостола прошло тот же процесс восстановления. Пастор Дэвид Каннистраци из церкви «Evajigel Christian Fellowship» в Сан-Хосе, штат Калифорния, опубликовал прекрасный учебник о даре апостольства, который я использую на своих занятиях (The Gift of Apostle). Билл Хеймон, о котором я говорил ранее, написал новую книгу об апостолах и пророках и грядущих движениях Бога (Apostles & Prophets and Coming Moves of God).
Признание позиции пророка
В данной главе, названной «Двусторонняя молитва: способность слышать Бога», я ставлю своей целью объяснение позиции, или должности, пророка. Поскольку данная тема является для большей части современных христиан незнакомой, вполне естественно, что какое-то время некоторые вопросы, с ней связанные, будут обсуждаться и дискутироваться, и разные лидеры придут к разным выводам. Один из таких вопросов сводится к тому, следует ли использовать такие титулы, как апостол такой-то или пророк такой-то.
Люди будут спорить не столько по поводу признания или непризнания функций или служения апостолов и пророков, сколько по поводу того, следует ли официально утверждать кого-либо в этой позиции или должности. Люди будут также спорить относительно того, можно ли использовать соответствующие этим позициям титулы, как мы это делаем с другими должностями, которые упоминаются в Послании к Ефесянам (4:11), например, евангелист Билли Грэм, или пастор Роберт Шулер, или профессор/док- тор Питер Вагнер.
Майк Бикль относится к наиболее осторожным в этом смысле людям. Его церковь, духовная родина того, что некоторые называют «Пророки города Канзас», некоторое время назад подверглась резкой критике в средствах массовой информации со стороны тех, кто еще не смирился со служением пророков, уже ставшим реальностью. Поэтому Бикль пытается использовать как можно более осторожные выражения, когда говорит: «Мне кажется неудобным называть многих пророчествующих людей пророками».
Вместо использования таких титулов Бикль предпочитает делить «пророчески одаренных людей» в своей церкви на четыре уровня. Первый уровень — «простой пророческий»; второй уровень — «пророческий дар»; третий - «пророческое служение» и четвертый уровень - «позиция пророка». Как видите, он не отрицает существования позиции пророка, но утверждает, что очень немногие люди из тех, кого он знает лично, подходят для подобного предназначения.
Собственно, Майк Бикль говорит следующее: «Думаю, церковь причиняет себе вред, когда бездумно позволяет людям называть себя „апостолами" и „пророками" только потому, что они сами себя считают таковыми».
Синди Джейкобс соглашается с ним. Она утверждает: «За годы до того, как меня официально утвердили на должность пророка, люди часто меня спрашивали: „Ты пророчица?" Каждый раз, когда они задавали мне такой вопрос, я отвечала: „Нет, я не пророчица.
Я узнаю, когда Он поставит меня на эту позицию"». Одно дело, когда отдельное люди признают, что слышат Бога чаще и точнее многих других. Но совсем другое дело, однако, дополнить этот дар, как говорит Майк Бикль, благочестивым характером и зрелой мудростью, которые заставляют окружающих людей согласиться с тем, что этот человек заслуживает титула «пророка».
Это и случилось с Синди Джейкобс во время мощного корпоративного ходатайства, когда она услышала, как голос Божий сказал к ее сердцу: «Синди, сегодня вечеромЯ ставлю тебя пророчицей для всей нации». Сама она не стала бы оглашать перед другими людьми эти слова Бога, если бы не лидер собрания, который позже стал молиться конкретно за Синди и среди прочего сказал ей лично следующее пророчество: «И Господь говорит: „Сегодня вечеромЯ ставлю тебя как пророчицу над всей нацией"».
Джейкобс рассказывает: «Мне трудно объяснить точно, но с того вечера я изменилась». И все же она предпочитает не называть себя «пророком» или «пророчицей», в основном чтобы избежать недопонимания со стороны верующих, которые пока не уверены в том, что сегодня новозаветная позиция пророка — вполне приемлемое понятие. Думаю, что в скором времени это недоразумение преодолеется.