Встретиться с Богом в гостиной

Бог, однако, говорит, что Он наш Отец. Когда мы разговариваем с Ним, мы обращаемся к Нему так, словно находимся вместе с Ним в гостиной нашего дома. У меня были прекрасные отношения с собственным отцом, который теперь уже с Господом. Последние пятнадцать лет своей жизни он прожил в Массачусетсе, а я жил в Калифорнии. Я взял за привычку звонить ему каждое воскресенье. Когда я звонил ему, я не предполагал, что говорить буду только я и после этого повешу трубку. На самом деле я говорил что-нибудь ему, а потом слушал то, что отец хотел сказать мне, после чего мы заканчивали разговор. Это вполне естественно для отца и сына.

Но почему мы должны иначе общаться с нашим Небесным От­цом? Очень часто наша молитвенная жизнь выглядит так, будто мы оставляем Богу свои сообщения на автоответчике. Однако Бог желает не таких разговоров. Он хочет, чтобы мы слушали и услы­шали Его, когда Он говорит нам, например следующее «Отнеси Кори тен Бум носовой платок».

Мне нравится, как об этом говорит пастор Билл Хайбелс из церкви «Willow Creek» в Саут-Баррингтон, штат Иллинойс: «Невоз­можно построить отношения с помощью односторонних разго­воров. Для этого между двумя личностями следует установить пос­тоянный, непрерывный и близкий контакт. Обе личности должны говорить, и обе должны слушать друг друга... Способность слушать Бога через Его Святой Дух не просто норма, это обязательное требование»*.

*Билл Хайбелс, «Слишком занят, чтобы не молиться» (СПб.: Из­дательство «Библейский взгляд», 2005).

Должен признать, я раньше этого не знал. В христианских кру­гах, в которых я раньше вращался, не говорили о двусторонней молитве. В течение многих лет я не умел слушать голос Божий, как это делали Томас Мути или подруга Кори тен Бум. И не важно, что я был рукоположенным служителем, профессором богословской семинарии и автором нескольких христианских книг. Никто в се­минарии не учил меня тому, чему я учу в данной главе.

Я долго учился слышать Божий голос, потому что для меня это было радикальной переменой по сравнению с прошлым. Среди моих близких друзей и верных коллег, насколько я помню, пер­вым ясно слышать голос Божий стал Джон Уимбер. Он посовето­вал мне научиться отличать мои собственные мысли от того, что пытался сказать мне Отец. Когда я работал с этой концепцией, на меня сильное впечатление произвели слова пастора Джека Хейфорда в его книге о славе Божьего дома. Это была книга, в кото­рой он писал о своей церкви «The Church On The Way» в Ван-Найс, штат Калифорния.

«Я их цитирую»

Хейфорд пишет: «И хотя я говорю, что Господь проговорил ко мне, я имею в виду нечто более конкретное, чем просто откро­вение или собственные глубинные впечатления. Я использую эти слова осознанно для редких и особых случаев, когда в духе слы­шу, как Господь говорит прямо ко мне. Я не говорю, что „у меня возникло ощущение" или „впечатление". Напротив, я хочу сказать, что в данный момент, и почти всегда, когда я ожидаю этого мень­ше всего, Господь произносит в мой адрес конкретные слова. Эти слова настолько отчетливы, что я буквально могу сказать, что „я их цитирую"».

Можно быть уверенным, что большинство людей, читающих эту главу, в этом месте согласятся с тем, что мы можем и долж­ны практиковать двустороннюю молитву и слышать голос Божий. И все-таки с этим согласятся не все. Меня Джек Хейфорд убедил, но он не убедил абсолютно каждого в том, что мы действительно можем слышать слова, произнесенные Самим Богом.

Все большее количество свидетельств подтверждают тот факт, что эта тема становится последним важным барьером между ха­ризматическими и традиционными евангельскими христианами. После достижения соглашения о терпимом отношении к таким ве­щам, как молитва за больных, изгнание демонов, говорение язы­ками, поднятие рук в церкви и падение под воздействием силы Духа, четкое слышание голоса Божьего для некоторых людей ос­тается неразрешимым вопросом.

Главный барьер?

Говоря о Джеке Хейфорде, можно сказать, что недавно он сделал гигантский шаг в уничтожении барьеров между харизматически­ми и традиционными евангельскими верующими, написав книгу о красоте духовного языка, поскольку вся его книга сосредоточена на теме говорения языками. В своей книге он поднимает дорогой сердцу классических пятидесятников и других верующих вопрос о том, следует ли считать говорение языками изначальным свиде­тельством крещения Святым Духом. На основании своего пони­мания Библии он приходит к выводу, что люди, считающие гово­рение языками изначальным доказательством такого крещения, «неосознанно построили ограничительные барьеры». Хейфорд уверен, что, как нехаризматические евангельские верующие дав­но полагали, кроме говорения языками существуют и другие сви­детельства исполнения верующих Святым Духом.

Вскоре после опубликования этой книги пастора Чака Суиндолла пригласили занять пост ректора Богословской семинарии в Далласе. Это учебное заведение давно известно своим повышен­ным интересом к пятидесятнической/харимазтической теологии и практике. Репортеры из журнала «Христианство сегодня» взя­ли большое интервью у Чака Суиндолла. Их вопросы затрагива­ли возможные перемены, которые Суиндолл намеревался осуще­ствить, став ректором семинарии. Суиндолл дипломатично уходил от ответов до тех пор, пока репортер не задал следующий вопрос: «В своей книге „The Beauty of Spiritual Language" Джек Хейфорд ут­верждает, что говорение языками не является обязательным усло­вием полноты в Духе. Если это действительно так, какие барьеры еще остаются между традиционными евангельскими верующими и харизматами?»

Ответ этого высокоуважаемого евангельского лидера не ос­тавляет никаких сомнений в том, что слышание Бога для многих представляет собой самый важный вопрос: «Основным барьером остается внебиблейское откровение. Джек - мой хороший друг, и я его искренне люблю. Он многое открыл мне в области поклоне­ния. Но я думаю, что ему следовало упомянуть в своем богословии внебиблейское откровение, которое Бог дает Своим детям вне Священного Писания и помимо Писания. У меня с этим тоже про­блемы» (курсив автора).

Сдвиг парадигмы Джека Диера

Самый лучший ответ на ключевой вопрос о том, можем ли мы по­лучить достоверную информацию от Бога вне Писания, на мой взгляд, дает Джек Диер, который в течение многих лет был блес­тящим профессором Ветхого Завета в Богословской семинарии Далласа.

Когда Диер преподавал в семинарий, он учил своих студентов тому, что Бог в настоящее время не дает людям новых откровений. Все Божьи откровения содержатся в шестидесяти шести книгах Библии, и слышание Божьего голоса сегодня означает всего лишь правильное толкование Писания. Вместе с некоторыми коллегами он придерживался твердого убеждения, согласно которому чело­век, утверждавший, что «Бог сказал ему» что-то сделать, своим по­ведением бросает вызов и порочит себя. Другие, желавшие боль­шей точности в данном вопросе, называли подобное заявление «опасной эпистемологией».

За пять лет до того, как Чак Суиндолл стал ректором семинарии в Далласе, Джек Диер был вынужден покинуть семинарию, потому что ему пришлось пережить сдвиг парадигмы и он нарушил все табу семинарии своим посещением церкви «Виноградник». Теперь он не верит в то, что с окончанием апостольского века прекрати­лись также дары чудотворения Святого Духа, и потому его новые верования были несовместимы с основными положениями дог­матов веры семинарии. Впоследствии Диер написал великолеп­ную книгу (Surprised by the Power of the Spirit), в которой защищал современные служения исцеления, освобождения и чудотворения. в самом начале написания книги он намеревался включить в нее раздел, касающийся слышания голоса Бога. Однако он упоминает эту тему только в эпилоге.

Почему?

Когда Диер исследовал Писание, страстно молился и приво­дил в порядок свои мысли о слышании Бога, он понял следующее: «Одна глава разрослась до двух, потом до трех, и потом я пришел к выводу, что начинаю новую книгу в этой книге» (Jack Deere, Surprised by the Power of the Spirit). Объясняя это, он говорит своим читателям: «В моих странствиях самым сложным было принятие не того, что Бог сегодня исцеляет и творит чудеса через одарен­ных верующих. Я больше всего сопротивлялся, больше всего бо­ялся, и меня пришлось больше всего убеждать в том, что Бог по- прежнему говорит и сегодня» (курсив автора).

В результате этих перемен была опубликована вторая книга, по объему на восемьдесят процентов больше, чем первая. В ней, как мне кажется, положены на лопатки все библейские, богослов­ские, исторические и эпистемологические аргументы против ве­роятности того, что Бог сегодня говорит, и мы можем слышать Его голос. Это книга «Surprised by the Voice of God».

Никто из известных и уважаемых христианских лидеров, которые верят, что Бог говорит сегод­ня, никогда не станет равнять с Писанием то, что услышали они или другие.

Мы с Джеком Диером согласились, что мотивация в сердцах людей, которые не верят в сегодняшние откровения Бога, достой­на похвалы. Мы присоединяемся к ним в искреннем стремлении подтвердить ни с чем не сравнимый авторитет Божьего Слова в Библии. Джек Диер вспоминает, что больше всего его всегда пуга­ла следующая мысль: «Если я поверю в то, что Бог говорит сегодня вне Библии, не подвергну ли я опасности неприкосновенность ка­нонов Священного Писания?»

Джек теперь признает, что его страх был необоснованным, по­тому что никто из известных и уважаемых христианских лидеров, которые верят, что Бог говорит сегодня, никогда не станет рав­нять с Писанием то, что они услышали или что услышали другие. Он подытоживает эту мысль следующими словами: «Теперь, пос­ле многих лет практического опыта и тщательных исследований Божьих откровений сегодняшнего дня, я убежден, что Бог дейст­вительно говорит помимо Библии, но никогда не противоречит ей» (курсив автора).

Пророчества и пророки

До сего момента я не использовал термин «пророчество», хотя он напрямую связан с двусторонней молитвой и слышанием голоса Бога. Если Бог не говорит сегодня, тогда по определению проро­ков быть не может. Пророчество обладает одной отличительной чертой. Это один из двух духовных даров (другой дар — учитель­ство), который упоминается во всех трех списках даров. Это Пер­вое послание к Коринфянам, двенадцатая глава, двенадцатая гла­ва Послания к Римлянам и четвертая глава Послания к Ефесянам. Я даю такое определение пророчеству: «Дар пророчества — это особая способность, которую Бог дает конкретным членам Тела Христова для получения и передачи неотложных посланий от Бога Его народу через Богом помазанные высказывания».

Мы живем в такое время, когда в Теле Христовом пророчество признается все больше. Утверждение, что Бог сегодня не говорит помимо Библии, уже принадлежит к классу отмирающих доктрин. Насколько я могу судить, возрождение библейского пророчества и пророческого движения началось где-то в 1980-е годы и с тех пор развивается по нарастающей.

Работа Джека Диера не является единственной книгой, кото­рая способствовала развитию этого движения. Профессор Уэйн Грудем из Евангелической богословской школы Троицы в Диерфилде, штат Иллинойс, в своей книге (Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in the New Testament and Today) обеспечил этому дви­жению твердое библейское основание. Во время моего сдви­га парадигмы в 1980-е годы одной из самых полезных для меня книг стало сочинение Билла Хеймона (Bill Hamon, Prophets and Personal Prophecy), президента Христианской международной сети (Christian International Network).

Майка Бикля, пастора церкви «Metro Christian Fellowship» в го­роде Канзасе, многие называют самым главным пастором про­роков в нашей стране. В книге «Growing in the Prophetic» он де­лится своей мудростью, отточенной многими годами служения. Одной из достойнейших книг для практической деятельности в пророческом служении можно назвать «The Voice of God» Синди Джейкобс.

Джек Диер, сочетающий в себе ученого, богослова и теорети­ка, вместе с ходатаем и практиком Синди Джейкобс представля­ют собой уникальное явление. Они оба являются моими добрыми друзьями и служат надежным компасом для тех, кто желает иссле­довать понятие современного пророчества, которое для многих, включая меня, остается все еще незнакомой сферой деятельности. Мне нравятся названия этих двух книг, которые вышли в свет с перерывом примерно в один год. Джек, прежде отрицавший но­вые откровения отБога, удивлен голосом Божьим (Surprised by the Voice of God). Синди, слышащая голос Бога с четырех лет, этому не удивляется. Она назвала свою книгу просто — «Голос Божий» (The Voice of God).

Новоапостольская реформация

На этих страницах я уделяю так много внимания пророчеству, по­тому что чувствую, что мы с вами живем в период необычайного движения Божьего. Относительно недавно стало понятно, что са­мым быстрорастущим сегментом христианства на шести конти­нентах является то, что я называю новоапостольской реформаци­ей. Помимо всего прочего в нее входят Африканская независимая церковь, китайские домашние церкви, латиноамериканские базо­вые церкви, независимые харизматы и многие поместные церкви, действующие без традиционных деноминационных структур. Одной из инновационных характеристик этого движения (хотя здесь могут быть некоторые исключения) является восстановле­ние новозаветных позиций пророка и апостола.

Множество этих церквей демонстрирует сильное желание воп­лотить на практике то, что многие называют «пятигранным» слу­жением из четвертой главы Послания к Ефесянам (стих 11). Это апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя. Эти церкви считают, что большая часть церквей, как правило, в течение мно­гих лет функционировали с использованием служений евангелис­тов, пасторов и учителей, но по причинам, которые лидеры ново­апостольской реформации теперь называют необоснованными, решили не признавать пророков и апостолов.

Я уже упоминал о своем убеждении, что позиция пророка в Теле Христовом стала распространяться в 1980-е годы. Как я по­лагаю, точно таким же образом в 1990-е годы служение апостола прошло тот же процесс восстановления. Пастор Дэвид Каннистраци из церкви «Evajigel Christian Fellowship» в Сан-Хосе, штат Ка­лифорния, опубликовал прекрасный учебник о даре апостольства, который я использую на своих занятиях (The Gift of Apostle). Билл Хеймон, о котором я говорил ранее, написал новую книгу об апос­толах и пророках и грядущих движениях Бога (Apostles & Prophets and Coming Moves of God).

Признание позиции пророка

В данной главе, названной «Двусторонняя молитва: способность слышать Бога», я ставлю своей целью объяснение позиции, или должности, пророка. Поскольку данная тема является для большей части современных христиан незнакомой, вполне естественно, что какое-то время некоторые вопросы, с ней связанные, будут обсуж­даться и дискутироваться, и разные лидеры придут к разным выво­дам. Один из таких вопросов сводится к тому, следует ли использо­вать такие титулы, как апостол такой-то или пророк такой-то.

Люди будут спорить не столько по поводу признания или не­признания функций или служения апостолов и пророков, сколько по поводу того, следует ли официально утверждать кого-либо в этой позиции или должности. Люди будут также спорить относи­тельно того, можно ли использовать соответствующие этим пози­циям титулы, как мы это делаем с другими должностями, которые упоминаются в Послании к Ефесянам (4:11), например, еванге­лист Билли Грэм, или пастор Роберт Шулер, или профессор/док- тор Питер Вагнер.

Майк Бикль относится к наиболее осторожным в этом смыс­ле людям. Его церковь, духовная родина того, что некоторые на­зывают «Пророки города Канзас», некоторое время назад под­верглась резкой критике в средствах массовой информации со стороны тех, кто еще не смирился со служением пророков, уже ставшим реальностью. Поэтому Бикль пытается использовать как можно более осторожные выражения, когда говорит: «Мне кажется неудобным называть многих пророчествующих людей пророками».

Вместо использования таких титулов Бикль предпочитает де­лить «пророчески одаренных людей» в своей церкви на четыре уровня. Первый уровень — «простой пророческий»; второй уро­вень — «пророческий дар»; третий - «пророческое служение» и четвертый уровень - «позиция пророка». Как видите, он не отри­цает существования позиции пророка, но утверждает, что очень немногие люди из тех, кого он знает лично, подходят для подоб­ного предназначения.

Собственно, Майк Бикль говорит следующее: «Думаю, церковь причиняет себе вред, когда бездумно позволяет людям называть себя „апостолами" и „пророками" только потому, что они сами себя считают таковыми».

Синди Джейкобс соглашается с ним. Она утверждает: «За годы до того, как меня официально утвердили на должность пророка, люди часто меня спрашивали: „Ты пророчица?" Каждый раз, когда они задавали мне такой вопрос, я отвечала: „Нет, я не пророчица.

Я узнаю, когда Он поставит меня на эту позицию"». Одно дело, когда отдельное люди признают, что слышат Бога чаще и точнее многих других. Но совсем другое дело, однако, дополнить этот дар, как говорит Майк Бикль, благочестивым характером и зрелой мудростью, которые заставляют окружающих людей согласиться с тем, что этот человек заслуживает титула «пророка».

Это и случилось с Синди Джейкобс во время мощного корпора­тивного ходатайства, когда она услышала, как голос Божий сказал к ее сердцу: «Синди, сегодня вечеромЯ ставлю тебя пророчицей для всей нации». Сама она не стала бы оглашать перед другими людьми эти слова Бога, если бы не лидер собрания, который поз­же стал молиться конкретно за Синди и среди прочего сказал ей лично следующее пророчество: «И Господь говорит: „Сегодня ве­черомЯ ставлю тебя как пророчицу над всей нацией"».

Джейкобс рассказывает: «Мне трудно объяснить точно, но с того вечера я изменилась». И все же она предпочитает не называть себя «пророком» или «пророчицей», в основном чтобы избежать недопонимания со стороны верующих, которые пока не уверены в том, что сегодня новозаветная позиция пророка — вполне прием­лемое понятие. Думаю, что в скором времени это недоразумение преодолеется.

Наши рекомендации