Глава о намазе затмения (кусуф).
1290. Каково постановление совершения намаза затмения солнца или луны – личная обязанность каждого.
1291. Когда начинается и заканчивается время намаза затмения, и пользы, связанные с этим явлением – начинается с началом затмения и заканчивается при его окончании. Если уже узнал о затмении уже после затмения, то намаз не совершается. Если затмение закончилось, а намаз продолжается, то намаз нужно довести до конца, а не выходить из него.
1292. О необходимости читать Коран в намазе затмения вслух – это Сунна.
1293. Как необходимо призывать к намазу затмения – фразой «ас-Саляту Джами’а», без азана и икамы.
1294. Сколько поясных поклонов в намазе затмения – 2 поясных поклона в каждом ракаате, всего 4 поясных поклона.
1295. Обязательно ли совершать намаз затмения в коллективе – желательно.
1296. Каково постановление совершения хутбы после намаза затмения – желательно совершить одну хутбу.
1297. О необходимости долгого совершения намаза затмения – желательно.
1298. Что говорить при поднимании с первого поясного поклона в намазе затмения – «сами’а Ллаху лиман хамидах, Раббана лякаль хамд».
1299. Каково постановление второго стояния, чтения Фатихи и второго поясного поклона в одном ракаате – все это столпы намаза затмения, без которых он недействителен.
1300. Если пришел на намаз затмения, опоздав на первый поясной поклон – после саляма совершает полноценный ракаат, с двумя поясными поклонами.
1301. Можно ли совершать намаз затмения в запретные для намаза времена – да.
1302. Что нужно говорить при сильном ветре – «Аллахумма инни ас алюка хайраха, уа хайра ма умират бихи, уа а’узу бика мин шарриха уа шарри ма умират бихи».
1303. Совершается ли какой-либо намаз при различных знамениях Аллаха, кроме затмения солнца и луны – совершаются добровольные намазы, но не в виде намаза затмения.
1304. Если намаз затмения совпал со временем другого намаза – сначала совершается намаз затмения, кроме как если есть опасность выхода времени обязательного намаза, а если совпал с намазом джаназа, то сначала совершается намаз джаназа.
16. Глава о намазе прошения дождя (истиска).
1305. Об узаконенности намаза прошения дождя – этот вид намаза узаконен.
1306. О том, каким образом совершается намаз прошения дождя – совершается как обычные два ракаата намаза вслух.
1307. Совершается ли хутба до намаза прошения дождя или после него – до.
1308. Сколько проповедей делается при намазе прошения дождя – одна.
1309. Когда совершается намаз прошения дождя – лучшее время – время праздничного намаза, хотя разрешено его совершение в любое время, кроме пяти запретных времен.
1310. Дается ли азан или икама на намаз прошения дождя – нет.
1311. О перенесении верхней одежды с одного плеча на другое при проповеди прошения дождя – это желательно для имама.
1312. Как переносится одежда с одного плеча на другое – то, что было на левом плече переносится на правое, то что на правом, на левое.
1313. Читается ли Коран вслух в намазе прошения дождя - да.
1314. Если после намаза прошения дождя дождь не пошел, узаконено ли совершать этот намаз еще раз – да.
1315. Если дождь пошел после выхода людей на намаз, но до его совершения – совершать намаз более не нужно.
1316. О желательности прошения дождя в пятничной проповеди – это желательно для имама.
1317. О желательности того, чтобы намаз прошения дождя проводил праведный человек – это желательно.
1318. Является ли желательным когда идет дождь подставлять под него часть тела – нет.
1319. Что желательно говорить во время дождя и после него – до дождя - «Аллахумма агисна», после дождя - «Аллахумма сайибан нафи’ан».
1320. Желательно ли произносить ду'а из хадиса Са'да ибн Аби Уаккаса – нет.
1321. Является ли желательным выводить на намаз прошения дождя животных – нет.
1322. Каким образом нужно поднимать руки при прошении дождя – обычным образом – ладонями кверху, внешней стороной кистей к земле.
1323. Нужно ли выводить на намаз прошения дождя неверующих из людей писания – нет, но если они желают выйти самостоятельно, то нет нужды им это запрещать.
Глава об одежде.
1324. Каково постановление ношения одежды из шелка – запретно для мужчин, разрешено для женщин.
1325. Каково постановление намаза, совершенного в шелковой одежде – действителен с грехом, заново его совершать не надо.
1326. Каково постановление садиться на шелковую ткань - запретно для мужчин, разрешено для женщин.
1327. Если одежда не шелковая, но в ней присутствуют вставки из шелка – разрешено ношение такой одежды, если шелка в ней не более чем на объем четырех пальцев.
1328. Каково постановление одевать шелковую одежду при болезни чесотки – разрешено.
1329. Каково постановление одежды, состоящей из различных тканей, в том числе и шелка - разрешено ношение такой одежды, если шелка в ней не более чем на объем четырех пальцев
1330. Можно ли одевать одежду, внутренняя сторона которой - шелк, но его не видно снаружи – нет.
1331. Что это за одежда хазз, и можно ли ее одевать – это нежный вид одежды, из пуха животного под названием «хазз», одевать ее позволяется, но затем этим названием стали называть шелковую одежду.
1332. О запрете золота и шелка для мужчин и разрешенности этого женщинам – об этом хадис Абу Мусы.
1333. О необходимости ношения красивой и опрятной одежды тому, кто имеет на это возможность – это любимо Аллаху.
1334. Можно ли носить одежду на которой изображения живых существ – запрещено.
1335. Каково постановление ношения женщиной одежды мужчины и наоборот – запрещено и ведет к проклятию Аллаха.
1336. Каково постановление опускания одежды ниже щиколоток – запрещено, а если это сопровождается высокомерием, то это из больших грехов.
1337. Каково постановление ношения одежды, окрашенной растением му'асфар (желто-красного цвета) – запрещено.
1338. Каково постановление ношения красной одежды – мнение о запрете этого несет в себе силу.
1339. О разрешенности ношения одежды, в которой присутствует небольшое количество шелка – это разрешено, если шелка не более чем на объем четырех пальцев.
1340. Каково постановление опускания одежды ниже щиколоток для женщин – разрешено, но не более чем на локоть от щиколотки, а более того запрещено.
1341. Что такое садль и каково его постановление – это когда человек накидывает одежду на два плеча, не вдевая рук, и не закрепляет одну сторону одежды на противоположном плече. Этот вид одевания одежды запрещен, т.к. является уподобдением иудеям.
1342. Что такое иштималь ас-самма (глухое завертывание) и каково его постановление – это либо полное завертывание (как кафан), либо это одевание одной одежды без нижней части одежды, и закидывание обеих концов одежды на одно плечо так, что второе плечо и второй бок остаются открытыми. Первое нежелательно, т.к. если что-то произойдет в намазе, человек не способен вытащить своих рук. Второе делает намаз недействительным, если выявился аурат человека.
1343. О намазе в одной и двух одеждах – в обоих случаях намаз действителен, но намаз в двух одеждах предпочтительнее.
1344. Закручивание одежды и взятие волос в резинку в намазе – нежелательно.
Книга похорон (джанаиз).
1345. О побуждение к тому, чтобы чаще вспоминать о смерти – это желательно.
1346. Каково постановление желания смерти – запрещено, если из-за тяжести мирской жизни, и разрешено, если человек боится вреда в религии.
1347. Признак благого конца - когда верующий умирает с потом на лбу – это установлено.
1348. Каково постановление подсказки умирающему свидетельства Ислама, и как это делать – желательно, делается либо приказом, либо напоминанием, либо предложением произнести фразу, но не нужно делать это слишком настойчиво.
1349. Каково постановление подсказки свидетельства Ислама неверующему при его смерти – желательно.
1350. Каково постановление чтения суры Ясин при умирающем или умершем – нововведение.
1351. Что должно перевешивать у умирающего - надежда или страх – надежда.
1352. Является ли узаконенным поворачивать умирающего к кыйбле – нет.
1353. О желательности закрывания глаз и подвязывания рта умершего, а также мольбы за него и за родных – это желательно.
1354. Каково постановление заворачивания покойника в материал, сняв с него одежду после смерти – желательно.
1355. Разрешено ли целовать покойного – да.
1356. О необходимости возмещения долга умершего из его имущества или иного – это необходимо.
1357. Принимается ли признание долга умирающим при его смерти – да.
1358. Каково постановление мытья (гусль) покойника – коллективная обязанность.
1359. Каково количество гусля покойника обязательно – один раз.
1360. Снимается ли одежда с покойника при его мытье (гусль) – да.
1361. Как нужно мыть покойника – моющий наматывает на руку материал, затем склоняет покойника в состояние близкое к сидению, затем проводит рукой по животу, чтобы вышли остатки испражнений, затем смывает нажасу. Затем омывает места малого омовения, протирает зубы и нос, но не вводит воду в рот и нос. Затем моет голову и бороду, затем моет всю правую сторону покойника (перед и спину) затем левую. В каждом мытье используются очищающие средства как мыло или шампунь. В последнем мытье смешивает с водой кафур. Если же человек умер в ихраме, то не нужно добавлять ничего имеющее приятный запах. Желательно помыть 3, 5 или 7 раз. Затем покойника вытирают насухо, затем заворачивают в кафан.
1362. Узаконено ли мыть покойника более семи раз – нежелательно, кроме как при крайней нужде.
1363. Моется ли покойник повторно если после гусля из него вышла нечистота – это желательно, но не обязательно. Достаточно вытереть место нажасы и помыть места малого омовения.
1364. Разрешено ли применение горячей воды при мытье покойника – только при крайней нужде, но основа – это вода обычной температуры.
1365. Сколько раз моется женщина, умершая в состоянии менструации (хайд) или полового осквернения – один раз.
1366. Заплетаются ли волосы умершей в косы после гусля – да, в три косы.
1367. Если умерший оказался без обрезания - делается ли ему обрезание – нет, это запрещено.
1368. Подстригаются ли волосы и ногти умершего при гусле – это желательно.
1369. Брить ли волосы умершего на лобке при его гусле – нет.
1370. Если невозможно сделать умершему гусль, как поступить – ему делается таяммум.
1371. Каково постановление заворачивания умершего в кафан после гусля для захоронения – обязательно.
1372. Каково минимальное количество кафана – один кафан полностью закрывающий тело умершего.
1373. Во сколько кафанов желательно завернуть мужчину – 3 кафана.
1374. Во сколько кафанов желательно завернуть женщину – 3.
1375. В какой кафан заворачивается ребенок – достаточно завернуть его в один материал, но желательно в три кафана.
1376. Как заворачивать в кафан – сначала необходимо разложить 3 кафана, затем положить покойного в верхней одежде спиной на верхний кафан. При этом запаса кафана у головы должно быть больше, чем у ног. На его лицо и места земных поклонов необходимо помазать благовония. Затем левую сторону кафана накладывают на правый бок умершего, а правый на левый. То же самое с остальными кафанами. Затем собирается лишний материал у головы и ног и накладывается на голову и ноги. Если есть нужда можно завязать кафан, а затем развязать его при укладывании в могилу.
1377. Можно ли заворачивать покойника в рубаху (камис) – да, это узаконено.
1378. Каково постановление того, чтобы кафан был белого цвета – желательно.
1379. О желательности того, чтобы кафан был хорошего качества, и о том что это значит – это желательно, но это не значит делать исраф, но чтобы кафан был просторный, чистый, полностью покрывающий тело.
1380. Что делать если кафан узкий или маленький, или не хватает на всех – покрывается верхняя часть тела, а нижняя покрывается травой или чем-либо подобным. Если же не хватает даже на верхнюю часть, то покрывается аурат. Если не хватает на всех, то несколько человек заворачиваются в один кафан.
1381. Снимается ли с шахида его одежда, или он хоронится прямо в ней – не снимается, кроме железа и кожаной одежды.
1382. Делается ли гусль шахиду, погибшему на поле боя – это не разрешено.
1383. Делается ли гусль шахиду, если он погиб будучи в половом осквернении – нет.
1384. Совершается ли намаз джаназа над шахидом – можно совершить, можно не совершать.
1385. Относятся ли постановления шахида к ребенку, который погиб на поле боя – да.
1386. Является ли шахидом тот, кто погиб на поле боя, но не от врага (падение, под животным...) – да.
1387. Берет ли постановление шахида тот, кто был ранен на поле боя, но умер вне его – да, кроме как если он прожил после этого довольно долго, или поел – тогда его необходимо мыть и совершить над ним намаз.
1388. Является ли шахидом тот, кто погиб на стороне выходцев против правителя – нет.
1389. Если хауариджы убили мусульманина в сражении, берет ли он постановление шахида – да.
1390. Каково постановление погибшего от чумы, или болезни живота, утонувшего, погибшего под развалинами – постановление шахида, но ему делается гусль.
1391. Каково постановление убитого несправедливо - при защите жизни или имущества или семьи – берет постановление шахида, но ему делается гусль.
1392. Из чьих денег покупается кафан и производится процесс похорон – из имущества покойника.
1393. На чьи деньги проводится процесс похорон женщины - мужа или ее родных – мужа.
1394. Каково постановление слишком дорогого кафана – может дойти до запрета.
1395. Кто имеет больше прав сделать гусль умершему – тот, на кого указал покойник перед смертью. Затем муж жену, жена мужа. А затем родственники самые близкие и далее.
1396. Может ли женщина мыть своего умершего мужа – да.
1397. Может ли мужчина мыть свою умершую жену – да.
1398. Если человек развел жену, а затем один из них скончался, может ли один мыть другого – если развод неокончательный, то может, если окончательный, то не может.
1399. Может ли мужчина мыть умершую женщину, если она ему не жена – нет, даже если он ей махрам.
1400. Если мужчина скончался и нет никого, кроме посторонних женщин и наоборот – женщина моет его поверх одежды.
1401. Может ли женщина мыть ребенка-мальчика – да, если он не достиг возраста, в котором относительно него может возникнуть половое желание.
1402. Может ли мужчина мыть ребенка-девочку – ответ, как в прошлом вопросе.
1403. Кто моет двуполого человека – моет его кто-либо из его родственников, поверх одежды.
1404. Может ли мусульманин мыть неверующего – не моет и не хоронит.
1405. Если неверующий помоет умершего мусульманина - действителен ли этот гусль – нет.
1406. Если мусульманин был женат на женщине из людей писания, и один из них скончался, кто моет умершего – один не моет другого.
1407. Может ли женщина мыть мужчину из ее родственников – да, если нет у него жены, мужчин родственников и других мужчин не родственников.
1408. Совершается ли намаз джаназа над тем, кто был казнен шариатским наказанием – да.
1409. Совершается ли намаз аназа над самоубийцей – да, но уважаемые люди не совершают над ним намаз.
1410. Делается ли гусль ребенку, который родился и сразу скончался – если родился живым и вскрикнул, затем скончался, то делается гусль. Если выкидыш до 4 месяцев, то не моется, если между этим, то моется, т.к. в него был вдохнут дух.
1411. Каково постановление совершения намаза джаназа над могилой – узаконено.
1412. До какого срока после захоронения можно совершать намаз джаназа над могилой – не установлено какого-либо конкретного срока, но не пришло такого после длительного времени.
1413. Каково постановление извещения о смерти человека – разрешено и даже может быть желательным, но нельзя делать этого так, как делали во времена джахилии.
1414. Можно ли совершать намаз джаназа без присутствия тела покойного – да, если в месте его гибели никто не совершил над ним намаза джаназа.
1415. Если человек утонул, или был съеден хищниками или рыбами, совершается ли над ним намаз джаназа – да.
1416. Каково постановление совершения намаза джаназа над мусульманином – обязательно.
1417. Каково постановление совершения намаза джаназа над ребенком – обязательно.
1418. Совершается ли намаз джаназа над выкидышем – 1) если родился живым, вскрикнул или двигался, а затем умер – то да. 2) если до 4 месяцев беременности – то нет 3) если между этим и вышел мертвым, то да.
1419. О побуждении к тому, чтобы на намазе джаназа присутствовало как можно больше людей – это желательно.
1420. Где должен стоять имам при намазе джаназа – у головы мужчины и середины тела женщины.
1421. Если при намазе джаназа сразу несколько покойников – разрешено совершить на всех один намаз. При этом ближе к имаму ложатся мужчины и дети, а дальше от него женщины.
1422. Если при намазе джаназа несколько покойников, то как они располагаются – от имама в сторону кыйблы, и лучше положить мужчин, а затем женщин так, чтобы получилось, что имам стоит у головы мужчин и середины тела женщин.
1423. Где проводится намаз джаназа – лучше всего в отдельно отведенном для этого месте у кладбища или мечети, а если такого места нет, тогда в мечети.
1424. Узаконено ли совершать намаз джаназа в мечети – да.
1425. Обязательно ли для намаза джаназа брать омовение – да.
1426. Сколько такбиров произносится в намазе джаназа – чаще всего 4 такбира, но иногда желательно делать 5 такбиров.
1427. Если имам сделал более четырех такбиров, надо ли за ним в этом следовать – если 5 такбиров, то да, если более то нет.
1428. Каково постановление совершения такбиров в намазе джаназа – это столп намаза.
1429. Поднимаются ли руки при такбирах в намазе джаназа – нет.
1430. Читается ли дуа истифтах (после первого такбира и до суры Фатиха) в намазе джаназа – нет.
1431. Каково постановление чтения суры аль-Фатиха после первого такбира в намазе джаназа– обязательный столп.
1432. О необходимости читать суру Фатиха в намазе джаназа шепотом про себя, а не вслух – без разногласий.
1433. Читается ли какая-либо сура после чтения Фатихи в намазе джаназа – нет.
1434. Об одном из видов совершения намаза джаназа – после первого такбира Фатиха, после второго салауат и дуа за умершего, после 3 и 4 дуа за умершего.
1435. Что нужно говорить после второго такбира в намазе джаназа – салауат.
1436. Каково постановление салавата после второго такбира в намазе джаназа – обязательный столп.
1437. Что нужно говорить после третьего такбира в намазе джаназа – дуа за умершего.
1438. Каково постановление произнесения дуа после третьего такбира – обязательно.
1439. Обязательно ли делать дуа контекст которого пришел в хадисах, или можно сделать дуа своими словами – не обязательно, но желательно.
1440. Какое дуа произносится за ребенка – можно ограничиться дуа: «Аллахумма гфир ли хайина уа майитина».
1441. Каково постановление делать дуа за умершего после четвертого такбира – необязательно.
1442. Если человек сделал пять такбиров, делается ли дуа после пятого такбира – нет.
1443. Можно ли выйти из намаза джаназа без таслима – нет.
1444. Каково постановление таслима в намазе джаназа – первый таслим – столп, второй желательно.
1445. Каковы столпы намаза джаназа – намерение, 4 такбира, Фатиха, салауат, дуа за умершего, таслим, стояние, порядок, спокойствие.
1446. Каковы условия намаза джаназа – как у обычного намаза, кроме времени. Некоторые добавили также чтобы покойный был мусульманином, и чтобы он был перед имамом.
1447. Действителен ли намаз джаназа, если покойника не мыли – да.
1448. Если человек опоздал на начало намаза джаназа и упустил несколько такбиров – после таслима имама доделывает эти такбиры сам, затем дает салям.
1449. Как возмещать упущенные такбиры намаза джаназа – также, как если бы успел на начало намаза, т.е. с произнесением всех азкаров и т.п., а не просто такбиры подряд.
1450. Если успел на третий такбир, то читает ли суру аль-Фатиха или делает дуа за умершего – Фатиху.
1451. Если присоединился к намазу джаназа между такбирами - делать ли такбир или ждать такбира имама – делать такбир.
1452. Если опоздал на первый такбир, начал читать Фатиху и имам сделал второй такбир – дочитывает Фатиху и делает это не затягивая.
1453. Если намеренно, без причины опоздал от имама на целый такбир – его намаз недействителен.
1454. Что делать тому, кто забыл четвертый такбир и дал салям после третьего – направиться на кыйблу, сделать четвертый такбир, потом дать салям.
1455. Каково постановление выстраивания трех рядов в намазе джаназа – нет достоверного довода на это.
1456. Каково постановление выстраивания рядов в намазе джаназа – также как в обычном намазе.
1457. Кто имеет больше прав провести намаз джаназа над умершим – тот, на кого он указал в завещании, если нет, то правитель, если нет, то больше других знающий Коран.
1458. Делается ли гусль и совершается ли намаз джаназа над детьми неверующих – нет.
1459. Если скончался пленный ребенок неверующих среди мусульман – если с ним был хотя бы один из его родителей, то его не моют и не читают над ним джаназу, но если с ним не было родителя, то делается ему гусль и намаз джаназа над ним.
1460. Каково постановление торопиться с джаназой и как это делать – это обязательно, и делать это нужно быстрым шагом, не доходящим до бега.
1461. Можно ли перевозить покойника в другой город для захоронения – нет, кроме как по шариатскому основанию – как: умер на земле неверных, или умер рядом с благословенной землей, или умер в местности, где мало молящихся, а рядом много молящихся.
1462. Каково постановление перенесения покойника на кладбище – коллективная обязанность.
1463. Кто должен нести покойника – мужчины.
1464. Как нести покойника к кладбищу – на носилках или чем-либо подобном, могут нести двое (один спереди, один сзади) или четверо (каждый у ручки носилок).
1465. О достоинстве сопровождения джаназы – это коллективная обязанность.
1466. В каком случае человек получает два кырата награды – если совершит намаз джаназа, и сопроводит покойника к кладбищу и дождется полного окончания захоронения и засыпания могилы.
1467. Где располагается тот, кто следует за джаназой – без разницы – можно спереди, сзади, справа, слева. Но если идет спереди, то не нужно уходить далеко вперед.
1468. Можно ли сопровождать джаназу верхом на животном – разрешено, но лучше пешком.
1469. Можно ли ехать верхом возвращаясь с джаназы – да.
1470. Можно ли следовать за джаназой женщине – нежелательно.
1471. Каково постановление вставания если увидел похоронную процессию – желательно.
1472. Можно ли садиться при сопровождении джаназы, если ее еще не положили на землю – нежелательно.
1473. Как заносить умершего в могилу – головой вперед со стороны ног могилы.
1474. Каково постановление захоронения умершего – коллективная обязанность единогласно.
1475. Каково постановление захоронения умершего на кладбище – это основа, захоронение же на личной земле кого-либо нежелательно, захоронение дома запрещено.
1476. Каково постановление подкладывания материала под покойника в могиле – неузаконено.
1477. Кто должен заниматься захоронением умершего – мужчины.
1478. Кто имеет первостепенное право на захоронение умершего – тот, кто указан в завещании, затем родственники.
1479. О необходимости копать могилу глубокой и широкой – желательно.
1480. О необходимости развязывать узлы кафана в могиле – это необходимо, но если узлы останутся, напр. по забывчивости, то не страшно.
1481. О необходимости поворачивать умершего в сторону кыйблы в могиле – это ближе к обязательности.
1482. На какой бок ложится умерший в могиле – лучше на правый.
1483. В какие времена запрещено производить процесс захоронения – во время восхода, зенита, заката.
1484. Что необходимо говорить при захоронении умершего в могилу – «бисмиЛлях уа ‘аля милляти расулиЛлях».
1485. О запрете дурного отношения к телу покойника (как ломание его кости и т.п.) – это запрещено.
1486. Что делать если скончалась беременная женщина, а ее плод живой – если невозможно извлечь плод без разрезания живота, то необходимо разрезать живот.
1487. Можно ли извлечь золотой зуб изо рта умершего – если он уже захоронен, то лучше этого не делать.
1488. Если перед смертью человек проглотил драгоценный камень - вспарывается ли его живот – нет, кроме как если это право постороннего человека и родственники умершего не могут возместить ему цену этого камня.
1489. Если в могилу упало что-то ценное, можно ли раскопать ее для извлечения этого ценного предмета– да, если это не приведет к ломанию кости покойного.
1490. По каким причинам разрешено раскопать могилу после ее засыпания – если человек бы захоронен в отнятой несправедливо земле, или могила подвержена повреждению.
1491. Можно ли установить на могилу что-либо для того, чтобы отличать ее от других могил– лучше этого не делать, но если это не противоречит шариату, то можно.
1492. Каково постановление ляхеда и шакка и что это такое – «ляхед» - это углубление в боковой части могилы, а «шакк» - это углубление в срединной части могилы. Ляхед более предпочтителен, кроме как если земля сыпучая, то лучше «шакк».
1493. Каково постановление закрывания ляхеда кирпичами – желательно.
1494. До какой высоты разрешено поднять могилу – настолько насколько она поднимется если вернуть в нее выкопанную из нее землю. Выше этого нежелательно либо запрещено.
1495. Каково постановление закрывать покойника материалом при его опускании в могилу – если это женщина, то желательно, если мужчина, то нет желательности.
1496. Делается ли могила в форме горки или делается плоской – и то и другое разрешено, но плоская лучше.
1497. Каково постановление побрызгать могилу водой после ее засыпания – желательно.
1498. Каково постановление захоронения покойного в гробу – нежелательно.
1499. Можно ли садиться на могилу – запрещено.
1500. Разрешено ли возводить над могилой строение или покрывать ее гипсом – запрещено.
1501. Разрешено ли ходить между могилами в обуви – запрещено, кроме как при нужде (горячая поверхность земли, или колючки и т.п.).
1502. Каково постановление справления большой нужды на могиле – запрещено.
1503. Каково постановление кинуть три гости земли на могилу после ее засыпания – неузаконено.
1504. Узаконено ли читать Коран у могилы или на кладбище – нет.
1505. О необходимости просить прощения за умершего после захоронения – желательно.
1506. Каково постановление отдавания награды за благие дела умершему – если это касается поклонения совершаемого имуществом (милостыня, освобождение раба, жертвоприношение…), то разрешено это делать от имени умершего. Если награда за поклонения совершаемые телом, то можно сделать за умершего обязательную уразу (если на нем осталась обязанность) и обязательный Хадж. Все остальное запрещено, но разрешено также добровольный Хадж.
1507. Если умерший был захоронен без гусля или не в сторону кыйблы - нужно ли его раскапывать – да.
1508. Если умершего захоронили, не прочитав над ним намаз джаназа – не нужно раскапывать, но джаназа совершается над могилой.
1509. Если умершего захоронили без кафана, нужно ли его раскапывать – нет.
1510. Можно ли захоронить умершего в старую могилу, где был захоронен другой человек – можно при нужде и уверенности того, что первый покойник полностью истлел. Но если могила была куплена при жизни первым покойником, то нельзя.
1511. Можно ли захоронить неверующего на кладбище мусульман и наоборот – нет.
1512. Если умерла женщина из людей писания, бывшая беременной от мужа мусульманина – если есть возможность похоронить между двумя кладбищами, а иначе на краю кладбища мусульман.
1513. Что делать с человеком, который скончался на корабле – если есть надежда, что причалят к земле до того, как тело испортится, то нужно его оставить. Если же нет, то нужно подвесить к нему что-либо тяжелое и сбросить за борт.
1514. Совершается ли намаз джаназа, если есть только часть тела покойного – да. Что касается части тела живого мусульманина, то над ней не совершается джаназа.
1515. Если был обнаружен покойник и неизвестно мусульманин он или неверующий – если был найден на земле неверных, то не совершается джаназа, если на земле мусульман, то совершается.
1516. Если перемешались покойники мусульмане и неверующие - совершается ли намаз джаназа – да, с намерением совершить его только над мусульманами из них.
1517. Где хоронится шахид – если погиб вне города, то хоронится там, где погиб, если же в городе, то на кладбище.
1518. Узаконено ли подсказывать покойнику ответ на вопросы могилы после захоронения – нет.
1519. Постановление посещения кладбища мужчинами и женщинами – желательно.
1520. Узаконено ли посещать могилу неверующего – да.
1521. Постановление оплакивания умершего – запрещено единогласно.
1522. Можно ли плакать по умершему – да, но не стоит делать этого более чем через три дня.
1523. Можно ли хоронить умершего ночью – да.
1524. О желательности готовить еду для родственников умершего и помогать им в их быту – это желательно.
1525. Каково постановление проведения поминок по умершему – это нововведение.
1526. Каково постановление выявления соболезнования родственникам умершего – желательно.
1527. О том, какие дуа делать за умерших при посещении кладбища – как в хадисе 579, 580.
1528. Каково постановление ругания умерших – запрещено, кроме как для предостережения от следования за нововведенцем, или для предостережения от слабого передатчика и т.п.
Книга закята.
1529. Определение слова закят в арабском языке и терминологии шариата – в языке «прирост», «добавка», «смысловое очищение». В терминологии – «общий термин для обозначения взятия чего-либо конкретного из конкретного имущества, конкретным образом, конкретным категориям людей».
1530. Каково постановление выплаты закята и того, кто отрицает его узаконенность – столп религии Ислам. Тот, кто отрицает его узаконенность является неверующим, кроме как если он имеет оправдание невежеством, как если лишь недавно принял Ислам или живет в отдаленной от мусульман местности.
1531. Каково постановление человека, не выдающего закят из скупости, но не отрицая его узаконенности – грешник, совершающий большой грех.
1532. Как поступает правитель с тем, кто не выдает закят из скупости – если таковой является отдельной личностью, то правитель забирает у него закят силой и наказывает его. Если невыдающие закят – эта целая группа людей имеющих силу, то правитель сражается с ними, пока не начнут выдавать закят.
1533. Получает ли награду человек, не хотевший платить закят, но правитель забрал его закят силой – нет, но если затем покается, то заново выдавать этот же закят не нужно.
1534. Обязан ли неверующий выплачивать закят– да, в том смысле, что получает наказание за невыплату, но нет, в том смысле, что если примет Ислам, то не требуется с него выплаты закята за годы неверия.
1535. Платит ли закят вероотступник, если вышел из Ислама будучи обязанным выплатить его –да, но не платит за тот закят, который стал обязательным в годы неверия.
1536. Выплачивается ли закят с имущества ребенка и сумасшедшего – да.
1537. Обязательно ли выплачивать закят с имущества раба – да.
1538. Обязательно ли выплачивать закят с имущества раба, подписавшего договор о выкупе и освобождении – да.
1539. Выплачивается ли закят с имущества зародыша, если он родился живым и с момента рождения прошел год – да, причем год отчитывается не с момента рождения ребенка, а с момента перехода имущества от первого владельца.
1540. Если настало время выплаты закята, нужно ли отдавать его срочно или можно оттянуть – срочно.
1541. Если пришло время выплаты закята и человек имел возможность его выдачи, но умер до выдачи – выдается закят с его имущества до выдачи по завещанию и деления наследства.
1542. Если человек не выплачивал закят несколько лет, потом покаялся или узнал и решил выплачивать – обязан выплатить за все годы.
1543. Если деньги закята не дошли до бедняка, но пропали по пути – обязан выплатить еще раз, кроме как если деньги пропали после перехода к сборщику закята, то ответственность несет сборщик.
1544. Является ли условием принятия закята намерение того, кто его выплачивает – да.
1545. О необходимости выплаты закята с верблюдов, овец и коров – это обязательно по единогласному мнению.
1546. Выплачивается ли закят с животного, рожденного в результате скрещивания овцы и газели (антилопы) – нет, кроме как если животное сильно схоже с овцой, то лучше выплатить.
1547. Если животные кормятся хозяином, а не пасутся на пастбище, платится ли с них закят – нет.
1548. Платится ли закят с животных, если часть года они пасутся, а часть кормятся хозяином – если большую часть года пасутся, то выплачивается, а иначе нет. Если же полгода пасется, а полгода кормится хозяином, то не выплачивается.
1549. Таблица закята по верблюдам – от 1-4 верблюдов ничего. От 5-24 – за каждые пять верблюдов одного барана. От 25-35 – годовалую самку, если нет, то двухгодовалого самца. От 36-45 – двухгодовалую самку. От 46-60 – трехгодовалую самку. От 61-75 – четырехгодовалую самку. От 76-90 – две двухгодовалые самки. От 91-120 – две трехгодовалые самки. От 121 и далее – за каждые 40 – двухгодовалую, за каждые 50 трехгодовалую.
1550. Если количество верблюдов достигло 25 – годовалую самку, если нет, то двухгодовалого самца.
1551. Если количество верблюдов превысило 120 - за каждые 40 – двухгодовалую, за каждые 50 трехгодовалую.
1552. Если количество верблюдов таково, что можно отдать двухгодовалых самок, а также трехгодовалых – отдает по выбору.
1553. Если у человека менее 25 верблюдов, обязан ли он отдавать закят именно баранами – да, но может отдать годовалую самку если желает.
1554. Если тот, кто должен отдать годовалую самку в виде закята не имеет таковую в стаде – отдает двухгодовалого самца.
1555. Если у человека нет ни годовалой самки, ни двухгодовалого самца, то как он выдает закят – должен купить годовалую самку, если нет, то купить двухгодовалого самца.
1556. Если у человека пять слабых, больных верблюда, которые не стоят даже одного барана – отдает барана.
1557. Может ли человек отдать в виде закята более взрослое животное, чем обязан – да.
1558. Если в стаде нет верблюдицы необходимого для закята возраста – отдает животное старше на год или младше на год. И берет или отдает сдачу соответственно – 2 барана или 20 дирхемов.
1559. Если в стаде нет животного необходимого возраста и даже возраста близкого к необходимому – отдает животное старше или младше на 2 года, и сдача вдвойне.
1560. Таблица закята по баранам – от 1- 39 баранов – ничего. От 40 – 120 – одн<