Глава о намазе путника и больного.
1104. Каково постановление сокращения намаза в пути – сильная желательность (сунна муаккада).
1105. Какие намазы сокращаются в пути – зухр, 'аср и 'иша.
1106. Если человек выехал в грешный путь, имеет ли он право сокращать намаз – если путь разрешен, но в нем делается грешное, тогда может сокращать, если же сам путь грешный (как выезд к могилам в иной населенный пункт), то сокращать нельзя.
1107. Является ли обязательным условием намерение о сокращении намаза – нет.
1108. Какое намерение делает мусафир, если не знает имам является мусафиром или нет – делает свободное намерение – сколько прочитает имам, столько прочитаю и я.
1109. Если путник совершал намаз за домашним, но вышел из намаза по причине, перечитывает ли он сокращая – да сокращает, т.к. дополнял он лишь для следования имаму.
1110. Если забыл совершить намаз дома, и вспомнил о нем в пути, совершает ли его сокращая – нет, совершает полностью из-за переданного единогласного мнения.
1111. Если забыл совершить намаз в пути и вспомнил о нем дома, может ли совершить его сокращенно дома – может совершить сокращенно, но лучше дополнить.
1112. Если вначале времени намаза был дома, но выехал в путь до выхода времени, как он его совершает – сокращенно.
1113. Если путник совершает намаз за домашним имамом, сокращает ли он его или дочитывает до конца – дочитывает полностью, вместе с тем, что если совершит сокращенно, то намаз действителен.
1114. Если домашний совершает намаз за мусафиром – совершает полностью.
1115. Каков смысл хадиса 417 – хадис указывает на узаконенность сокращения в пути, и не говорит о том, с какого расстояния можно сокращать.
1116. На каком расстоянии человек может начинать сокращать намаз – когда полностью выедет из своего населенного пункта.
1117. Если мусафир остановился в какой-либо местности, сокращает ли он намазы – если намеревается оставаться в этой местности более 4 дней, то совершает намазы полностью с первого дня.
1118. Если путник остановился где-то и считает, что будет находиться там менее четырех дней – сокращает намазы.
1119. Как совершает намаз тот, кто постоянно работает на корабле – сокращает, но если будет дополнять, то это лучше.
1120. Если путник проезжает через свой город, в котором его дом и семья, сокращает ли он там намаз – дополняет если сделает привал. А если проезжает насквозь без остановки, то сокращает.
1121. Если начал намаз в пути, а затем во время намаза оказался дома и наоборот – дополняет в обоих случаях.
1122. Каково постановление объединения двух намазов в пути – разрешено зухр с 'асром, а также магриб с 'иша.
1123. Может ли мусафир объединять намазы если даже он где-то остановился – может.
1124. Является ли обязательным условием действительности намаза иметь намерение объединения намазов – нет.
1125. Является ли обязательным объединять намазы по их порядку – да.
1126. Является ли обязательным условием объединения намазов отсутствие перерыва между намазами – нет.
1127. Что такое путь (сафар) в котором можно сокращать намазы – любой путь, который называется путем в арабском языке, если он также считается путем в обычаях людей этой местности. Притом, что из контекстов понимается то, что расстояние примерно 30 км это уже путь.
1128. Что лучше для путника совершать намазы сокращенно или полностью – сокращенно.
1129. Каково постановление того, чтобы мусафир совершал намаз в коллективе – обязательно, но если поиск мечети затруднителен, то совершают намаз в своем коллективе.
1130. Разрешено ли объединять намазы по причине дождя – да в мечети, а дома нет.
1131. Разрешено ли объединять намазы по причине грязи и слякоти на улице – да в мечети.
1132. Разрешено ли объединять намазы из-за ветреной погоды в темное, холодное время суток – да.
1133. Можно ли объединять два намаза во время второго намаза по причине дождя или ветра или грязи – нет, объединять необходимо во время первого намаза.
1134. Разрешено ли больному объединять два намаза – да.
1135. Можно ли объединять два намаза безо всякой причины – да если не делать это постоянным деянием.
1136. Что делать если больной не способен совершать намаз стоя – совершает сидя.
1137. Если больной способен совершать намаз стоя, но ему это очень тяжело – совершает сидя.
1138. Если человек начал намаз стоя, затем при намазе потерял способность стоять – садится и продолжает совершать намаз, не начиная его заново.
1139. Если человек может стоять, но из-за этого не может делать поясной или земной поклон – совершает намаз сидя, и наклоняет головой вместо поклонов.
1140. Если начал намаз сидя по уважительной причине, но потом в намазе почувствовал способность стоять – встает и продолжает намаз, не совершая его заново.
1141. Если человек способен стоять, опираясь на что-либо (как палка и т.п.) – лучше сесть, будь-то в обязательном или желательном намазе.
1142. Если больной не может совершать намаз даже сидя – совершает его на боку.
1143. Действителен ли намаз лежа на спине, если человек был способен совершить его на боку– нет.
1144. На каком боку совершается намаз - на правом или на левом – на правом.
1145. Если человек не способен обозначить поясные и земные поклоны даже киванием головы – произносит слова языком, и намеревает дела сердцем.
1146. Как совершать намаз сидя – как угодно, главное чтобы это называлось сидением.
1147. Если человек может совершать намаз стоя, но при условии оставлении коллектива – лучше отправиться в мечеть и совершать там сидя, но разрешено дома стоя.
Глава о пятничном намазе.
1148. Каково постановление совершения пятничного намаза – обязательно для мусульманина, мужчины, свободного, половозрелого, пребывающего дома, а не в пути.
1149. Является ли обязательным посещение пятничного намаза всеми, кто находится в местности – если человек домашний, то обязан, даже если не слышит азан. Если путник – 1) если остановился на привал, то должен присоединиться к коллективу города и совершить пятничный намаз 2) если собирается вот-вот уезжать – то не обязан 3) а если остановился в городе более чем на 4 дня, то обязан идти на пятницу.
1150. Обязательно ли посещение пятничного намаза тому, кто живет за пределами местности– если слышит азан, то да.
1151. Обязательно ли посещать пятничный намаз слепому человеку – если способен добраться до мечети, то да.
1152. Когда начинается время пятничного намаза – когда солнце отойдет от зенита, как и намаз зухр.
1153. Когда заканчивается время пятничного намаза – с началом времени 'асра.
1154. Если время пятничного намаза вышло, но люди не успели довершить его до конца – если успели совершить полноценный ракаат, то дочитывают как джум'а, а иначе дочитывают четыре ракаата зухра.
1155. Сколько человек должно присутствовать в мечети, чтобы можно было совершить пятничный намаз – два (один хатыб, второй слушает).
1156. Посредством чего человек успевает на совершение пятничного намаза – если успел на поясной поклон второго ракаата, то успел.
1157. Каково постановление совершения пятничной проповеди стоя – желательность.
1158. Каково постановление садиться между двумя проповедями в пятницу – желательность.
1159. Каково постановление проведения пятничной проповеди – обязательное условие проведения пятничного намаза.
1160. Каково постановление восхваления и восславления Всевышнего Аллаха в пятничной проповеди– желательно.
1161. Каково постановление благословления на пророка во время пятничной проповеди – не обязательно.
1162. Является ли обязательным произнесение увещевания в проповеди – да, так как проповедь не называется таковой без увещевания.
1163. Каково постановление произношения фразы а затем (амма ба'ду) во время пятничной проповеди – узаконено.
1164. Каково постановление повышения голоса во время проповеди – желательно.
1165. Является ли обязательным для проведения проповеди, чтобы хатыб имел малое омовение – нет.
1166. Каково постановления сидения на минбаре, пока муаззин не закончит азан – узаконено, но не обязательно.
1167. Как понять то, что намаз должен быть длинным, а проповедь короткой – это не означает, что намаз длиннее проповеди.
1168. Желательность приведения аятов из Корана в проповеди – желательно.
1169. Является ли произнесение аятов из Корана в проповеди обязательным условием ее действительности – нет.
1170. Если хатыб прочитал в проповеди аят, в котором сажда, должен ли он спуститься с минбара и совершить его – это узаконено.
1171. Разрешено ли разговаривать во время пятничной проповеди - нет.
1172. Когда необходимо замолкать – когда хатыб начинает проповедь после азана.
1173. Когда завершается запрет на разговаривание из-за проповеди – после окончания второй проповеди.
1174. Можно ли разговаривать, когда хатыб сидит между двумя проповедями – да.
1175. Можно ли делать указания без слов во время проповеди – да.
1176. Что делать если хатыб призывает к нововведению или произносит дурные слова – не нужно его слушать.
1177. Должен ли тот, кто присутствует на проповеди, благословлять пророка, когда его упоминает хатыб – да.
1178. Тот, кто произнесет слово во время проповеди без уважительной причины, совершает ли намаз джум'а или зухр – джум'а
1179. Должен ли молчать тот, кто не слышит проповедь из-за глухоты или других причин – если будет молчать, то хорошо, чтобы не мешать другим, или же может поминать Аллаха шепотом.
1180. Можно ли пить воду во время пятничной проповеди – если есть нужда, то можно, а иначе нежелательно.
1181. Каково постановление ответа на чихание или на салям при проповеди – не разрешено.
1182. Нужно ли замолкать тому, кто вошел в мечеть, но еще не сел – да, если имам уже делает хутбу.
1183. Каково постановление совершения намаза приветствия мечети тому, кто вошел в мечеть, а проповедь уже идет – обязательно, но необходимо совершить его не затягивая.
1184. Должен ли сам хатыб совершать намаз приветствия мечети при входе в мечеть – нет, ему это неузаконено.
1185. Каково постановление чтения сур джуму'а и мунафикун, а также а'ля и гашия в пятничном намазе – желательно.
1186. О необходимости того, чтобы намаз проводил тот же, кто провел хутбу – это основа, но если проведет намаз кто-либо иной, то намаз действителен.
1187. Необходимость того, чтобы хутба совершалась перед пятничным намазом – это необходимо, а иначе пятничный намаз недействителен.
1188. Нельзя начинать проповедь до захода времени намаза – она недействительна, даже если прочитали хотя бы небольшую часть до захода времени.
1189. Каково постановление совершения пятничного намаза, если пятница совпала с праздничным днем – разрешено не идти на джум'а и совершить дома зухр, притом, что в мечети джум'а провести узаконено, но не обязательно.
1190. О желательности совершения сунны после пятничного намаза, и в сколько ракаатов она совершается – либо 2, либо 4, либо 6 ракаатов.
1191. О необходимости разделять сунну от обязательного намаза разговором или сменой места – это необходимо.
1192. О желательности совершения нафиль намазов до пятничного намаза – это желательно, но без выделения определенного количества ракаатов.
1193. Когда то время в пятничный день, когда отвечается на мольбу – перед закатом солнца.
1194. Каково постановление делать ду'а за верующих во время проповеди – нет довода на желательность.
1195. Каково постановление говорить амин когда хатыб делает проповедь– узаконено.
1196. Если тот, кто не обязан идти на пятничный намаз, все-таки пойдет и совершит его – пятничный намаз засчитывается ему и не нужно совершать зухр.
1197. Обязательно ли женщине посещать пятничный намаз – нет.
1198. Обязательно ли рабу посещать пятничный намаз – нет.
1199. Обязательно ли путнику (мусафир) совершать пятничный намаз – свои коллективом это неузаконено, но совершают зухр, а если находятся в городе, где есть мечеть, то см. ответ 1149.
1200. Можно ли отправляться в путь в пятничный день – до азана можно, после азана нет, кроме как если в этом путешествии есть неотложная необходимость.
1201. Каково постановление наличия минбара в мечети и совершения проповеди на нем – желательно.
1202. О том, чтобы поворачиваться к хатыбу лицом и о том, что хатыб должен повернуться лицом к людям – все это желательно.
1203. Каково постановление опираться на палку или лук во время проповеди – желательно.
1204. Каково постановление опираться на меч во время пятничной проповеди – этому нет основы, но если это произошло по необходимости, то ничего страшного.
1205. Приветствие (салям) хатыба после его восхождения на минбар – желательно.
1206. Каково постановление обхватывания колен руками во время проповеди – разрешено.
1207. Каково постановление смены места если человек задремал во время проповеди – разрешено.
1208. Каково постановление отправляться в мечеть по-раньше в пятничный день – желательно.
1209. Каково постановление переходить через головы людей в пятничный день – нежелательно.
1210. Когда переходить через головы людей становится непозволительным – в любое время – до выхода имама и после его выхода.
1211. Если человек видит пустое место в мечети, но не может дойти до него, кроме как переходя через людей – нежелательно, кроме как при нужде, если нет иного места.
1212. Можно ли переходить через головы людей, если на это есть нужда – да.
1213. Каково постановление разделять между двумя при входе в мечеть в пятничный день – запрещено.
1214. Если человек не может совершить сажда из-за сильной тесноты в мечети – если подождет и освободится место, то пусть подождет, а иначе совершает сажда на того, кто впереди.
1215. Если человек не смог совершить ни земного, ни поясного поклона в пятничном намазе – встает и дочитывает пятничный намаз, т.к. есть уважительная причина.
1216. Можно ли совершить пятничный намаз сразу в нескольких мечетях города, или только в соборной – можно, но лучше совершать лишь в одной.
1217. Если во время проповеди человеку понадобилось выйти, как если пошла кровь из носа и т.п. - выходит.
1218. Узаконено ли проводить пятничные намазы в местах лишения свободы – да.
1219. О необходимости одевать красивую одежду в пятничный день – желательно.
1220. О необходимости использования зубной щетки (напр. сивак) и благовоний в пятничный день – желательно.
1221. Сколько азанов произносится на пятничный намаз – один.
1222. Узаконено ли хатыбу постоянствовать в произнесении определенных фраз – если они не установлены в контекстах, то это неузаконено.
1223. Если целая группа людей не успела на пятничный намаз, то как они должны поступить – совершают зухр в коллективе по единогласному мнению.
1224. Торговля после азана на пятничный намаз – запрещена.
1225. Можно ли торговать тому, кто не обязан идти на пятничный намаз – да.
Глава о намазе страха.
1226. Первая форма намаза страха (совершавшаяся в битве зату ррика') – войско делится на две части – одна встает в ряд за имамом на намаз, а другая перед врагом не в намазе. Имам совершает с первой группой один ракаат, затем встает на второй и стоит, не совершая ничего, а эта первая группа дочитывает намаз самостоятельно и уходит на замену второй группы. Приходит вторая и совершает с имамом один ракаат (а для имама это уже второй). Затем имам остается сидеть, а группа дочитывает второй ракаат самостоятельно. Затем совершают салям вместе имам и эта вторая группа.
1227. Вторая форма намаза страха (совершавшаяся в битве в сторону Неджда) – войско делится на две части – одна встает за имамом на намаз, вторая стоит перед врагом не в намазе. Имам совершает с первой группой один ракаат и встает на второй, после чего первая группа, не заканчивая намаза уходит на смену второй. Приходит вторая встает за имамом и совершает с ним один ракаат (для имама уже второй). После чего имам дает салям, эта вторая группа дочитывает намаз самостоятельно и уходит на смену первой, первая возвращается и дочитывает свой второй ракаат самостоятельно без имама.
1228. Третья форма намаза страха (совершавшаяся в битве при 'Усфане)– войско делится на две части и обе встают на намаз за имамом в два ряда. А враг перед ними. Начинают намаз все вместе и совершают все вместе до сажда первого ракаата. На сажда вместе с имамом уходит только первый ряд, а второй остается стоять. Затем имам с первым рядом встает на второй ракаат, а второй ряд дочитывает первый ракаат (два сажда) самостоятельно. Затем также встает на второй ракаат. После этого второй ряд встает на место первого, а первый отходит назад на место второго. Затем второй ракаат совершается также, как и первый. Имам ждет второй рд сидя и дают салям все вместе.
1229. Четвертая форма намаза страха (по хадису Джабира и Абу Бакраты) – имам совершает два ракаата с первой группой и дают салям. Затем совершает еще два ракаата (уже с намерением добровольного намаза) со второй группой и дают салям.
1230. Пятая форма намаза страха (по хадису Хузейфы и Ибн 'Аббаса) – имам совершает с каждой группой по одному ракаату. И каждая группа дает салям после первого ракаата и не читает второго.
1231. Как совершать намаз страха во время магриба – можно совершить по пятой форме (в один ракаат). А можно три ракаата – подобно предыдущим формам, но с первой группой совершает два ракаата, а со второй один. Или наоборот – с первой один ракаат, а со второй два.
1232. Узаконена ли сажда саху в намазе страха – да.
1233. Как совершается намаз при бегстве от врага и как совершается намаз при погоне за врагом – при бегстве совершается в состоянии бега – либо на ногах, либо сидя на животном. Без разницы в сторону кыйблы или нет. При этом вместо поклонов – наклонение головы. А при погоне оставляется погоня и совершается как обычный намаз.
1234. Совершается ли намаз страха после смерти пророка – да.
1235. Совершается ли намаз страха в наши дни – да.
1236. Совершается ли намаз страха дома или только в пути – дома и в пути.
1237. Как совершается намаз страха дома в четыре ракаата – как первый вид, но расходятся после второго ракаата, а не первого. И имам ожидает вторую группу стоя на третьем ракаате.
1238. Совершается ли намаз непосредственно при битве и сражении – да, но не как намаз страха. А как намаз при бегстве (см. ответ 1233).
1239. Каково постановление того, чтобы держать при себе оружие при совершении намаза страха – обязательно.
1240. Дается ли азан и икама на намаз страха – да.