Глава о гусле и половом осквернении.
309. Описание семени мужчины и женщины – мужчины –белое, густое, выходит с извержением и человек получает наслаждение при его выходе, после чего наступает слабость в организме, запах его подобен запаху теста. Женщины – желтое, жидкое, также сопровождается наслаждением и слабостью организма.
310. Семяизвержение –одна из причин обязательности гусля – без разногласий.
311. Выход спермы из-за болезни без извержения –гусль от этого обязателен.
312. Если почувствовал движение спермы в половом органе и не дал ей выйти –гусль не обязателен.
313. Если после гусля от семяизвержения семя вышло еще раз –гусль не обязателен, кроме как если человек болеет болезнью так, что семя может выходить у него без всяких причин.
314. Женщина взяла гусль после полового акта, но после гусля из нее вышло семя мужчины –гусль не обязателен, но омовение взять безопаснее.
315. Половой акт без введения полового органа и без оргазма у женщины – обязана ли она гуслем -нет.
316. Обязателен ли гусль после полового акта с введением полового органа без семяизвержения –да.
317. Половой акт в состоянии забывчивости, насилия, сна, безумства –гусль обязателен.
318. Обязателен ли гусль после полового акта с использованием презерватива– да.
319. Увидел сперму после сна – есть три случая –1. видел сон, затем обнаружил сперму – гусль обязателен. 2. видел сон, но спермы не обнаружил – гусль не обязателен 3. не помнит сна, но обнаружил сперму – гусль обязателен. Постановления относительно всех этих 3 случаев – единогласные.
320. Увидел жидкость после сна, но не знает сперма это или смазка –гусль не обязателен, но обязательно малое омовение (вуду).
321. Увидел сперму на одежде или постельном белье, но ничего не помнит –если одежда или белье принадлежат только ему, то гусль обязателен, а иначе не обязателен.
322. Нужен ли гусль после кровопускания –нет.
323. Постановление о гусле после принятия Ислама –обязательно.
324. Обязателен ли гусль в пятницу –да.
325. Действителен ли пятничный намаз того, кто не взял перед ним гусля –да.
326. Гусль в пятницу совершается из-за пятничного намаза или из-за самого дня пятницы– из-за намаза.
327. Обязан ли совершить гусль тот, кто не обязан идти на пятничный намаз –нет.
328. Кто не обязан идти на пятничный намаз все же пошел на него, обязан ли он взять гусль –да, если это не доставляет ему затруднений.
329. Достаточен ли гусль от полового осквернения в пятницу с ниятом, чтобы засчитался и за пятничный –да.
330. Если взял гусль для пятничного намаза, но потом испортил омовение или гусль– заново гусль с ниятом на пятничный намаз брать не нужно и не желательно. Ему нужно взять лишь обычный гусль от полового осквернения или омовение.
331. Можно ли читать Коран в половом осквернении, или при менструации -да.
332. Можно ли читать Коран в состоянии малого осквернения –да единогласно.
333. Омовение тому, кто хочет повторить половой акт –желательно.
334. Гусль между двумя половыми актами– желательно.
335. Омовение тому, кто в половом осквернении и хочет идти спать –желательно.
336. Как брать гусль – два вида:1. полноценное 2. минимальное (намочить поверхность кожи всего тела полностью).
337. Малое омовение перед гуслем –желательно.
338. Достаточен ли гусль при малом и большом осквернении с намерением поднять оба осквернения– да.
339. Достаточен ли гусль при малом и большом осквернении с ниятом поднять только большое– да.
340. Если взял желательный вид гусля, нужно ли отдельно брать еще и омовение –да.
341. Растирание органов тела во время гусля –не обязательно, кроме как если без растирания вода не проникает до поверхности кожи в труднодоступных местах.
342. Порядок и непрерывность во время гусля –порядка нет, непрерывность обязательна.
343. Желательно ли мыть тело трижды при гусле –нет.
344. Обязательно ли проникновение воды до кожи под бородой при гусле –да.
345. Когда мыть ноги при гусле –либо при малом омовении перед гуслем и добавочно еще и в гусле, либо же не мыть ноги при омовении и помыть их только при гусле.
346. Обтирание полотенцем после омовения и гусля –разрешено.
347. Если испортил малое омовение во время гусля –не вредит гуслю, его можно продолжать.
348. Если сразу две причины для гусля –один гусль достаточен.
349. Обязательно ли расплетать косу во время гусля от осквернения или менструации –нет, если вода без расплетения доходит до кожи головы.
350. Можно ли при половом осквернении или менструации находиться в мечети или проходить по ней –да.
351. Гусль мужчины и женщины из одного сосуда одновременно –разрешен единогласно.
352. Нужно ли мыть длинные волосы при гусле –нет, главное намочить кожу тела.
353. Менструация и послеродовые кровотечения –обязывают к гуслю – единогласно.
354. Обязателен ли гусль если роды прошли без крови –нет.
355. Гусль от полового осквернения во время менструации –разрешен и поднимает половое осквернение, но не поднимает осквернение менструации.
356. Сумасшедший пришел в разум или потерявший сознание пришел в себя, обязателен ли им гусль –нет, он желателен, кроме как если в период бессознания или сумасшествия произошла поллюция.
357. Употребление пищи в половом осквернении –разрешено, но желательно взять малое омовение.
358. Гусль для праздничных намазов –желателен.
359. Гусль для ихрама –желателен.
360. Гусль при входе в Мекку –желателен.
361. Можно ли заставлять жену христианку брать гусль –можно заставлять мыться, но заставлять выполнять шариатский гусль нет смысла.
362. Достаточно ли окунуться в воду с намерением гусля –да.
363. Можно ли мыться в бане –да, если же моется несколько человек, то с прикрытием аурата, женщины вместе мыться не должны, женщине мыться в бане не своего дома разрешено только в том случае, если в этом помещении она находится в полной безопасности.
Глава о таяммуме.
364. Определение таяммума в языке и шариате –в языке – направление с намерением, в шариате – направлением к чистой поверхности земли для обтирания им лица и кистей рук с намерением очиститься для намаза и ему подобного.
365. Узаконенность таяммума в пути и дома –в пути единогласно, дома по более достоверному мнению.
366. Поднимает ли таяммум осквернение или только лишь позволяет совершение намаза –поднимает осквернение.
367. Является ли намерение условием действительности таяммума –да.
368. Условия разрешенности таяммума –отсутствие воды после ее поиска, или невозможность ее использования.
369. Как нужно искать воду –искать ее необходимо в округе на таком расстоянии, которое не доставляет особого затруднения.
370. Действителен ли таяммум взятый до захода времени намаза –да.
371. Если нашел воду для омовения, но за деньги –если кто-то дарит воду – обязан принять; если кто-то дарит деньги равные цене воды – принимать не обязан; если вода за деньги по нормальной или чуть завышенной цене и покупка ее не вредит – обязан купить; если вода по сильно завышенной цене, то если покупка ее никак не вредит имущественному положению – покупка обязательна.
372. Если дарят орудие, которым можно добыть воду –принимать не обязан, но если дают на временное бесплатное пользование – то обязан воспользоваться.
373. Если кто-то готов продать воду для омовения с отсрочкой платежа –если способен отдать долг – то обязан купить.
374. Кто приравнивается к ненашедшему воду –если есть препятствие между человеком и водой.
375. Если есть недостаточное для гусля или омовения количество воды –берет таяммум и не совмещает его с неполноценным омовением или гуслем.
376. Если была вода до захода времени намаза, но отнесся к ней пренебрежительно –совершает намаз с таяммумом и не совершает намаз заново после обнаружения воды.
377. Если подарил воду после захода времени намаза –сделка недействительна, забирает обратно и совершает намаз с омовением, но если воду уже использовали, совершает с таяммумом и берет грех.
378. Таяммум от малого и большого осквернения –разрешен.
379. Чем берется таяммум –чистой поверхностью земли.
380. Если поверхность земли перемешена с иными чистыми веществами– если поверхность земли преобладает, то таяммум действителен.
381. Чистота поверхности земли – условие таяммума –единогласно.
382. Нужно ли брать с собой землю в дорогу –нет.
383. Соблюдение порядка между органами тела при таяммуме –не обязательно, но лучше обтереть вначале лицо, а затем кисти рук.
384. Если нашел только влажную поверхность земли (например, после дождя)– наносишь ее на тело (как, например, на руку), дожидаешься пока она высохнет, затем берешь ею таяммум.
385. Если нет ни воды, ни поверхности земли (например, зимой в дороге) –совершаешь намаз без очищения и после обнаружения воды или поверхности земли намаз совершать заново нельзя.
386. Узаконенность сдувать и стряхивать землю с рук –оба деяния узаконены, но сдувание ближе.
387. Полное обтирание лица и кистей рук при таяммуме –обязательно.
388. Пробирание между пальцами рук при таяммуме –не узаконено.
389. Сколько раз ударять по земле и до куда обтирать руки при таяммуме –один раз, обтирать только кисти рук и не выше.
390. Что портит таяммум, взятый от большого или малого осквернения –взятый от большого осквернения – портит все, что портит гусль, а также появление воды, использование которой возможно. Взятый от малого осквернения – портит все, что портит омовение, а также появление воды, использование которой возможно.
391. Нужно ли прекращать намаз, если при его совершении появилась вода –да.
392. Если совершил намаз с таяммумом, а затем нашел воду после выхода времени намаза –не должен заново совершать намаз.
393. Если совершил намаз с таяммумом, а затем нашел воду до выхода времени намаза –не должен заново совершать намаз.
394. Что лучше – намаз в начале времени с таяммумом, или позже с омовением –вначале с таяммумом.
395. Если больной или раненый боится за себя, узаконен ли ему таяммум –да.
396. Границы опасности, при которой можно взять таяммум –боязнь усиления болезни, или затягивание ее излечения, или боязнь заболеть, или боязнь непереносимой боли.
397. Обтирание повязки, наложенной на рану –обтирается влажной рукой при гусле или малом омовении и таяммум брать не нужно.
398. Разрешено ли обтирать повязку, наложенную в состоянии осквернения –да.
399. Нужно ли обтирать повязку полностью –да.
400. Если обтер повязку при омовении, а затем снял ее, портится ли омовение –нет.
401. Что делать при очищении с открытой раной, на которую не наложена повязка –если невозможно ее помыть, то необходимо протереть ее влажной рукой, если и это невозможно, то нужно взять гусль или омовение, помыв все, кроме этой раны, затем взять таяммум за непомытую рану.
402. С чего начинать с таяммума или гусля в ситуации прошлого вопроса –без разницы.
403. Нужно ли помещать таяммум в процесс омовения –нет, это нововведение.
404. Если рана на лице или руках и не способен на таяммум –спадает обязанность таяммума.
405. Если боится сильного холода воды или погоды можно ли таяммум –да.
406. Нужно ли брать таяммум для каждого намаза –нет.
407. Если боится упустить время намаза и не успевает омовение можно ли таяммум –да.
408. Если проснулся в конце времени намаза, не успевает вуду, можно ли таяммум –нет, нужно спокойно взять омовение и прочитать намаз, даже если время его выйдет, так как в данном случае есть оправдание.
409. Можно ли таяммум если боится упустить намаз джаназа –нет.
410. Можно ли таяммум если боится упустить праздничный или пятничный намаз –нет.
411. Если забыл, что вода есть, взял таяммум совершил намаз, затем вспомнил –должен совершить намаз заново, взяв омовение.
412. Вода есть, но не смог ее найти и совершил намаз с таяммумом, затем нашел воду –намаз действителен и совершать заново его нельзя.
413. Таяммум из одного места несколькими людьми –действителен.
414. Если вода есть, но боится умереть от жажды– таяммум.
415. Если вода есть, но кто-то нуждается в ней, можно ли отдать и взять таяммум –нужно отдать, если это человек, кровь которого запрещена (все, кто кроме воюющего неверующего).
416. Если в половом осквернении, но таяммум взял от малого осквернения –недействительно, нужно взять таяммум заново с намерением от полового осквернения.
417. Можно ли брать таяммум вместо желательного гусля при отсутствии воды– нет, так как таяммум узаконен только для поднятия осквернения.
418. Таяммум для удаления нечистоты –неузаконен.
419. Бисмилля перед таяммумом –желательно (мустахабб).
420. Можно ли половой акт если нет воды и придется брать таяммум –да.
10. Глава о менструации (хайд).
421. Определение менструации (хайд) –в языке – течение, в шариате – кровь, выходящая из матки женщины в определенное время.
422. Виды крови, которые выходят из полового органа женщины –менструация (хайд), послеродовые кровотечения (нифас), болезненные кровотечения (истихада).
423. Разница между менструацией (хайд) и болезненными кровотечениями (истихада) –1. цвет (черный и красный) 2. запах (неприятный и без запаха) 3. густота (густая и жидкая) 4. свертываемость (свертывается медленно – свертывается быстро).
424. В чем мудрость наличия менструации (хайд) –служит кормлением плода во время беременности и превращается в молоко при кормлении.
425. Максимальный возраст, в котором еще может быть менструация –не установлен.
426. Минимальный возраст, в котором может прийти менструация –не установлен.
427. Минимальный и максимальный хайд и период чистоты между двумя хайдами –ничего из этого не установлено, кроме того, что минимальный хайд – это единичный выход крови.
428. Если цикл женщины изменился увеличился, уменьшился, приблизился, удалился –суть в выходе крови по свойствам равной крови менструальной, а изменение цикла не влияет на постановление.
429. Признаки очищения от менструации –1. выход белой жидкости (аль-касса аль-байда) 2. прекращение выделения крови.
430. Если один день кровь идет другой не идет, а дни хайда еще не завершились –считается что все эти дни идет хайд, пока не выйдет белая жидкость (аль-касса аль-байда), если же она обычно не выходит, то до тех пор, пока не завершатся дни хайда, количество которых женщине известно по ее циклу. Если же и количество дней хайда неизвестно, то если кровь не выходит сутки, то значит, хайд закончился.
431. Бывает ли у беременной менструация (хайд) –да, если свойства крови равны свойствам крови менструальной.
432. Если после очищения от менструации опять вернулась кровь –если кровь по свойствам – кровь менструации – то это менструация.
433. У женщины болезненные кровотечения (истихада), но хайда еще ни разу в жизни не было –1. если способна различать кровь менструальную от болезненной, то действует по различению 2. если не способна различать одну кровь от другой, то не оставляет намаз, пока не убедится, что пришедшая кровь это кровь менструации.
434. У женщины и болезненные кровотечения (истихада) и менструация (хайд), и постоянный цикл –1. если отличает одну кровь от другой – то действует по различению. 2. если не отличает одну кровь от другой, то действует по циклу.
435. Женщина с болезненными кровотечениями (истихада), не помнит цикл и не отличает кровь –не оставляет намаз, пока не убедится, что пришла кровь хайда.
436. Должна ли женщина с болезненными кровотечениями брать гусль перед намазами –нет.
437. Должна ли женщина с болезненными кровотечениями брать вуду перед намазами –нет, но лучше если возьмет.
438. Коричневые и желтые выделения –1. если пришли до цикла - то не обращается на них внимание. 2. если пришли в дни цикла - то если перед ними была кровь, то это хайд, если перед ними крови не было, то не хайд. 3. если после цикла - то если до гусля или сразу после крови – то все еще хайд и дожидается выделения белой жидкости (аль-касса аль-байда) или полного прекращения выделений, если же эти выделения уже после гусля, то не обращается на них внимание.
439. Половой акт и ласки во время менструации –1. Половой акт с введением полового органа – запрещен единогласно. 2. Ласкания выше пупка и ниже колен разрешены единогласны 3. Ласкания ниже пупка и выше колен – в основе разрешены, но если человек боится, что совершит половой акт, то нежелательны, если же уверен, что совершит половой акт, то запрещены.
440. Когда разрешен половой акт при окончании менструации – до гусля или после – после.
441. Разрешен ли половой акт с женщиной, у которой болезненные кровотечения (истихада) – да.
442. Тот, кто совершил половой акт во время менструации, должен ли искупительные действия – нет, на нем только покаяние.
443. Женщина при менструации оставляет намаз и уразу, затем возмещает уразу – единогласно.
444. Если хайд начался после захода времени намаза, но до его совершения, должна ли возмещать – нет.
445. Если очистилась перед выходом времени намаза, не успевает гусль – обязана ли намаз этот – нет.
446. Если очистилась перед магрибом или во время иша – надо ли читать зухр и магриб – нет.
447. Женщина с менструацией в Хадже – совершает все обряды Хаджа, кроме обхода вокруг Каабы и двух ракаатов, которые совершаются после обхода, а также не бегает между Сафа и Маруа, т.к. условием этого бега является его совершение после тауафа (обход).
448. Наименьшее количество дней послеродовых кровотечений (нифаса) – нет границы.
449. Наибольшее количество дней послеродовых кровотечений (нифаса) – нет границы.
450. Если после очищения от нифаса кровь вернулась заново и все это в рамках сорока дней – считается за нифас, если свойства крови – свойства крови менструальной.
451. Каждые ли роды или выкидыш несут за собой послеродовые кровотечения (нифас) – нет. Если выкидыш от 1-40 дней (прозрачная жидкость нутфа) – то после этого не нифас единогласно. Если выкидыш от 41-80 дней (сгусток крови 'аляка) – то после этого не нифас. Если выкидыш от 81-120 дня (кусок мяса мудга) – если кусок в виде человека – то после этого нифас, если нет, то нет. Если роды от 121 дня и далее – после этого нифас единогласно.
452. Постановления о нифасе такие же как о хайде, кроме двух вопросов – вопрос ожидания после развода ('идда), и то, что нифас не признак совершеннолетия.
453. Если женщина родила кесаревым сечением или операцией, есть ли у нее нифас – если идет кровь по свойствам крови менструальной, то нифас.
454. Является ли нифасом кровь, вышедшая до родов или при начале схваток – если идет кровь по свойствам крови менструальной – то нифас. Также кровь, которая выходит при начале схваток – нифас.
Книга намаза.
Глава о временах намазов.
455. Вступление - в нем хадис Джабира ибн 'Абдилляха о том, как Джибриль учил временам намазов.
456. Начало времени намаза Зухр (полуденный) – после отхода солнца от зенита по единогласному мнению.
457. Как определить начало времени намаза Зухр на практике – необходимо замерить длину тени ближе к зениту, когда она перестанет уменьшаться и будет неподвижной – это время зенита, когда она начнет увеличиваться – зашло время намаза Зухр.
458. Окончание времени намаза Зухр – когда длина тени предмета будет равна самому предмета, плюс длина той тени, которая оставалась от предмета во время зенита.
459. Начало времени намаза 'Аср (послеполуденный)– сразу после окончания времени Зухра.
460. Окончание времени намаза 'Аср – у него два времени – необходимое – до пожелтения солнца, и вынужденное – до полного захода солнца.
461. Начало времени намаза Магриб (закатный) – сразу после захода солнца, по единогласному мнению.
462. Окончание времени намаза Магриб – исчезновение красного зарева заката с горизонта.
463. Начало времени намаза 'Иша (ночной) – сразу после окончания времени Магриба.
464. Окончание времени намаза 'Иша – у него два времени – необходимое – до середины ночи, и вынужденное – до наступления времени намаза Фаджр.
465. Начало времени намаза Фаджр (утренний) – наступление правдивого рассвета, по единогласному мнению
466. Окончание времени намаза Фаджр (утренний) - у него два времени – необходимое – до того, как посветлеет, вынужденное – до полного восхода солнца.
467. Предпочтительное время намаза Зухр– в начале его времени, кроме дней жары и облачных дней.
468. Предпочтительное время намаза 'Аср – в начале его времени.
469. Предпочтительное время намаза Магриб – в начале его времени.
470. Предпочтительное время намаза 'Иша – желательно отложить его для того, кто совершает намаз один, или даже в коллективе, если никто из людей не против, также нужно смотреть на то, собрались ли люди, если собрались, то нужно начинать намаз 'Иша не откладывая.
471. Предпочтительное время намаза Фаджр – в начале его времени.
472. О необходимости откладывания Зухра вплоть до 'Асра при сильной жаре – желательно в любом случае.
473. Нужно ли при сильной жаре откладывать также и пятничный намаз (джуму'а) – не узаконено.
474. Кто успел совершить один ракаат из намаза Фаджр или 'Аср и других намазов – тот застиг намаз – да.
475. Если до выхода времени намаза успел совершить меньше чем ракаат – не застиг намаз.
476. Если намеренно не совершил намаз так, что его время вышло, можно ли его восполнить – нет.
477. Зашел намаз, но затем потерял разум или сознание или пришла менструация, должен ли восполнить – нет.
478. Если принял Ислам или пришел в разум или стал взрослым до рассвета или до заката, то какие намазы совершить – не нужно совершать Магриб и Зухр, а только 'Аср и 'Иша.
479. Кто не совершил намаз вначале времени, затем умер до выхода времени намаза – нет на нем греха.
480. Если оттянул тот намаз, который лучше совершить раньше или наоборот – нет на нем греха.
481. Если совершил намаз до наступления его времени – намаз недействителен, даже если совершил до наступления времени не весь намаз, а лишь его часть, а остальную уже совершал вовремя.
482. Времена суток, в которые запрещено совершать намаз – 1. При восходе солнца, пока оно не поднимется на высоту копья 2. во время зенита 3. при закате солнца. 4 После наступления времени намаза Фаджр и до восхода солнца 5. после совершения намаза 'Аср и до заката солнца.
483. Запрет на совершение намаза после Фаджра и 'Асра связан с намазом или временем – что касается Фаджра, то связан со временем, а что касается 'Асра, то связан с совершением намаза.
484. Совершать добровольные намазы в запрещенные времена запрещено или нежелательно – запрещено.
485. Действителен ли добровольный намаз, совершенный в запрещенное время – нет.
486. Совершение намаза, у которого есть причина в запрещенное время – узаконено.
487. Распространяется ли запрет на совершение добровольного намаза во время зенита и на пятницу – нет.
488. Можно ли совершать два ракаата намаза после тауафа в запрещенное время – да.
489. Относится ли запрет на совершение намазов в запрещенные времена на все местности – да.
490. Совершил намаз, затем пришел в другую мечеть, должен ли присоединиться к джамаату в запрещенное время – да.
491. С исчезновением какого зарева – красного или белого заходит время 'Иша – красного.
492. Описание двух рассветов – ложного и правдивого – ложный вертикальный снизу вверх, затем исчезает, вновь наступает темнота, затем появляется правдивый рассвет – горизонтальный.
493. Желательность совершения намазов в начале времени, кроме тех, которые являются исключением – желательно.
494. Можно ли совершать какой-либо намаз, кроме двух ракаатов Сунны после рассвета до намаза Фаджр – нет.
495. Можно ли восполнить Сунну Зухра после 'Асра – да, если она пропущена по уважительной причине.
496. Можно ли восполнять Сунну намазов в запрещенные времена – да.
497. Возмещение Сунны Фаджра после намаза Фаджр – либо после намаза и до восхода, либо после восхода.
498. Если проспал намаз или забыл его совершить своевременно – обязан совершить после того, как проснется или вспомнит.
499. Кто проснулся или вспомнил, а намаз уже вышел, нужно ли совершить намаз без отлагательств – да.
500. Если забыл совершить или проспал более одного намаза, должен ли совершить их по порядку – это лучше, но если совершил не по порядку, то намазы действительны.
501. Если забыл совершить намаз и вспомнил о нем во время совершения следующего намаза – дочитываешь тот намаз, который совершал, затем совершаешь тот, который пропустил.
Глава об азане.
502. Определение азана и икамы – азан в арабском языке – извещение, а в шариате – особое поминание Аллаха, узаконенное для извещения о временах намазов. Икаме в арабском языке – существительное от глагола акама, а в шариате – извещение о необходимости вставание на намаз посредством особого поминания.
503. Достоинство азана – об этом множество хадисов.
504. Что более почетно – азан или имамство в намазе – имамство.
505. Постановление азана и икамы – коллективная обязанность.
506. Узаконен ли азан и икама для женщин – если азан женщины для мужчин, то это запрещено, если для самих себя, то узаконено в том случае, если они не слышали азан своей местности, и если азан будет даваться не слишком завышенным голосом.
507. Какие виды азана узаконены – 1. в котором 15 выражений 2. как первый, но к этому перед свидетельством добавляется свидетельство "Ля иляха илля Ллах" и "Мухаммадан расулюЛлах" по два раза, тихим голосом.
508. Как нужно давать икаму к намазу – если азан был дан из 15 выражений – то икама нечетная, если из 19 выражений, то икама четная.
509. Об узаконенности произнесения "ас-Саляту хайрун минан наум" в азане на Фаджр – желательно.
510. Произнесение фразы "ас-Саляту хайрун минан наум" в первом азане на Фаджр или во втором – можно и в этом и в другом.
511. Узаконена ли фраза "Хайя 'аля хайриль 'амаль" в азане – нет, более того, это один из признаков шиитов.
512. Узаконено ли вкладывать пальцы в уши во время азана – желательно.
513. Поворот направо и налево при произнесении фраз "Хайя 'аля ссаля", "Хайя 'аляль фалях" – каждую фразу и направо и налево, поворачивая только голову, без поворачивания тела.
514. Повернуться в сторону кыйблы при произнесении азана – желательно.
515. Произносить азан стоя – желательно.
516. Произношение азана с возвышенного места – желательно.
517. Нужно ли давать икаму с высокого места – нет.
518. По каким критериям выбирать муаззина – крепкий и красивый голос, знание в вопросах определения времени намаза.
519. Произношение азана припеваюче, словно песню – нововведение, но азан действительный.
520. Можно ли разговаривать в процессе азана – да при нужде, с условием чтобы не нарушалась непрерывность азана.
521. На праздничный намаз не дается ни азан, ни икама, ни какой-либо иной призыв – да.
522. Нужно ли давать азан и икаму на пропущенный по уважительной причине намаз – если пропущен один намаз – то нужно дать и азан и икаму, а если пропущен более чем один намаз, то все намазы совершаются с икамой, а азан дается только на тот намаз, время которого идет на данный момент.
523. Нужно ли давать азан на намаз в пути – да.
524. Узаконен ли азан в пути, верхом на животном или сидя в машине – да.
525. Нужно ли давать азан и икаму на намазы, объединяемые в пути – дается один азан, а затем перед каждым намазом икама.
526. Действителен ли азан, произнесенный до наступления времени намаза – нет.
527. Когда произносится первый азан на намаз Фаджр – так, чтобы между двумя азанами было время, достаточное для совершения намаза витр и для совершения сухура.
528. Постановление о повторении за муаззином – желательно.
529. Что говорить, когда муаззин произносит "Хайя 'аля ссаля", "Хайя 'аляль фалях" – "Ля хауля уа ля кууата илля биЛлях"
530. Нужно ли повторять за муаззином фразу "ас-Саляту хайрун минан наум" – да.
531. Нужно ли повторять за муаззином когда он произносит икаму – нет.
532. Должен ли муаззин повторять за самим собой пониженным голосом – нет.
533. Повторять ли за муаззином, если во время азана совершаешь намаз – нет.
534. Если слышал муаззина, но не смог повторять за ним, можно ли произнести все фразы после азана – да.
535. Если слышит сразу несколько муаззинов, то за кем повторять – за всеми, если же это затруднительно, то за тем муаззином, который дает азан из твоей мечети.
536. Можно ли обуславливать зарплату за азан– нет, запрещено.
537. Можно ли брать что-либо за азан, не обусловливая ничего конкретного – да.
538. Действителен ли азан грешника – да.
539. Действителен ли азан ребенка – да, если известно, что он дал его вовремя.
540. Действителен ли азан раба – да.
541. Если человек совершает намаз дома, нужно ли давать азан и икаму – если в этой местности азан был дан – то нет.
542. Можно ли дать азан и икаму в той мечети, в которой люди уже совершили намаз, дав азан и икаму – если человек местный, то лучше азан и икаму не повторять, если же путник, то ему это узаконено.
543. Как давать азан и икаму – азан растягивая, икаму – быстрым темпом.
544. Каким должен быть временной промежуток между азаном и икамой – ограничений не установлено, но желательно, чтобы между азаном и икамой был определенный промежуток, даже в намазе Магриб.
545. Можно ли давать азан в состоянии малого или полового осквернения (без вуду и гусля) – да, но лучше во время азана муаззину быть в состоянии ритуальной чистоты.
546. Может ли дать икаму не тот, кто дал азан – да, но лучше, чтобы давал икаму тот, кто дал азан.
547. Кто решает нужно ли дать икаму или еще подождать – имам.
548. Мольба между азаном и икамой не отвергается Всевышним Аллахом – да.
549. Какую мольбу (дуа) произносить после азана – Салават, затем дуа уасиля.
550. Постановление о повышении голоса при совершении азана – повышение голоса – столп азана, а повышение голоса до предела возможности – не столп, но желательно.
551. Если отступил от веры при произнесении азана– азан недействительный.
552. Если муаззин не смог довести азан до конца, можно ли довершить его, или нужно начать азан заново – можно довершить, если соблюдается условие непрерывности азана.
553. Если муаззин произнес азан, перепутав его фразы местами – азан недействителен.
554. Фраза в азане "ас-Саляту фир-рихаль" (совершайте намаз в своих домах) – узаконена при сильном ветре, дожде и морозе, дома, а также в пути.
555. В каком месте произносить фразу "ас-Саляту фир-рихаль" – 1. либо вместо фраз "хайя 'аля ссаля" "хайя 'аляль фалях" 2. либо после окончания азана 3. либо после фразы "хайя 'аляль фалях"
556. О необходимости сражения с жителями селения, которые не произносят азан – обязанность правителя мусульман, даже если жители произносят икаму.
557. Когда нужно вставать при произнесении икамы – если имам в мечети, то как удобно, т.к. нет никакого достоверного довода, указывающего на конкретный момент вставания, если же имам не в мечети, то после того, как увидишь имама.