Поражение от вторичного успеха
Создаётся впечатление, что Господь предназначил пастору Смейлу стать тем, кто начал великое излияние Пятидесятницы в двадцатом веке. Такая честь могла быть оказана Смейлу на века, но он упустил её, потому что споткнулся о тот же камень преткновения, который улавливал многих других. Его местная конгрегация стала настолько успешной, что он потерял своё большое ведение. Как сказал однажды Гарри Трумэн: «Мы часто терпим поражение от нашего же вторичного успеха».
Это нисколько не умаляет важность построения наших церквей. Поместные конгрегации - это передний край того, что делает на земле Бог, и им нужно стать первейшим средоточием подавляющего большинства христианских лидеров. Однако, когда кто-то призывается к такой великой цели, как Смейл, хорошее может стать злейшим врагом лучшего. Где бы сегодня была Церковь, если бы Павел отказался от призвания к апостольству ради того, чтобы остаться и строить в Антиохии поместную церковь? А если бы мы оказались где-то в другом месте по той причине, что Бог использовал бы кого-то другого, похоже, что мы никогда не услышали бы о Павле.
Смейл стал уважаемым пастором чудесной маленькой церкви, но Бог мог бы использовать его для того, чтобы зажечь одно из самых выдающихся Божьих движений. Теперь эта честь принадлежит Вильяму Дж. Сеймуру, смиренному темнокожему человеку, который любил Бога больше, чем человеческие почести и земные богатства. Сеймур начал движение, которое потрясло весь мир, он заново открыл христианство. Имя Сеймура на небесах, без сомнения, записано наряду с именами великих реформаторов Церкви.
Проявляя снисхождение в своём анализе того, что произошло, когда Смейл отказался продолжить дело, Бартлман сказал: «Бог нашёл Своего Моисея в лице брата Смейла, который должен был повести нас через Иордан. Но брата Сеймура Он избрал нашим Иешуа, чтобы тот повёл нас дальше».
Прежде, чем получить крещение Святым Духом, Бартлман долгое время оставался в своей миссии. После крещения он встречается с Господом, Который указывает ему путь на всю оставшуюся жизнь. Далее следует его личное описание этой встречи:
«После того, как однажды утром Бог наполнил меня, Его Дух был силён во мне, и Он мне сказал: «Если бы ты только был достаточно маленьким, Я смог бы сделать с тобой, что угодно». Моё сердце наполнилось огромным желанием сделаться маленьким. Да, быть ничем. Но как же это было сложно оставаться таким маленьким, чтобы Господь действительно мог действовать через меня. И Он на самом деле использовал меня только тогда, когда я на самом деле был маленьким в своих глазах и на самом деле смиренным у Его ног.
Дело в том, что когда человеку начинает нравиться быть незаметным, когда он стремится не проповедовать и находиться на сцене, а, скорей, сидеть в последних рядах, тогда Бог может поднять и использовать его намного активней, чем раньше».
Это, вероятно, стало итогом первого послания от Господа, которое пришло через Азусу. Пока люди хотят быть незаметными, пока они не добиваются своего положения или признания, не стесняясь в средствах, огонь не только продолжает гореть, он ещё больше разгорается. Как только приходит своекорыстие и самосохранение - близок конец. Именно этим закончилась роль, сыгранная маленькой миссией на Азуса Стрит в событиях, которым суждено было назваться одним из величайших Божьих действий в истории Церкви. Бог активно использовал Сеймура, когда положил начало пробуждению. Он вёл свою миссию через переломное время, но затем он тоже поддался искушению и менее важные цели предпочёл более важным.
В течение многих месяцев миссия была наполнена Божьей славой. Каждое собрание было пропитано трепетом и изумлением, которые были вызваны Божьими делами.
Чем больше и популярней становилось это движение, тем ближе подкрадывался разрушитель пробуждений, имя которому почти всегда «контролирующий дух».
Бартлман давал пророческое предупреждение о том, что Божья благодать поднимется при условии, что миссия будет способствовать движению Святого Духа. Он увещевал, что для того, чтобы двигаться, Господь должен быть свободен, и что истинная Пятидесятница не должна стать сектантским барьером, - она должна оставаться доступной для всех. «Попытка создать отдельное тело - это ни что иное, как извещение о нашем падении», - пришёл он к заключению.
Буквально на следующий день люди, пришедшие на вечернее собрание, увидели на здании следующую надпись: «Миссия Апостольской Веры». Тогда-то Бартлман понял, что для маленькой миссии наступает начало конца. И не ошибся.
С того времени началось разделение и пришли беды. Между этой миссией и другими церквями стало проявляться соперничество. Благодать Святого Духа, подавляющая самонадеянность, рассеялась, на собраниях появились разногласия. Стали выдвигаться чуждые доктрины, они принесли с собой ещё больше упрёков. В самом начале работа Духа была настолько глубокой, а люди настолько жаждали только Бога, что каждый раз, когда на собрание пытался проникнуть плотский человеческий дух, его легко различали, как будто в группу проникал чужак. Теперь в миссию бесконтрольно проникал неприкрытый фанатизм. Это был предвестник гибели. Слава ушла.
К концу 1907 года контролирующий дух, казалось, занял место Святого Духа не только на Азуса Стрит, но и на многих других собраниях пятидесятников по всему городу. Любовь между братьями была едва различима, в то время как борьба между ними становилась всё более очевидной. Это было последнее противостояние присутствию Святого Духа в Азусе, и Он ушёл. Божье движение могло бы продолжаться и, в конце концов, стать, возможно, одним из величайших в истории Церкви, но миссия на Азуса Стрит стала постепенно угасать, а потом и вовсе «умерла».
Сегодня на том месте, где находилось здание маленькой миссии, расположилась стоянка автомобилей. Несмотря на то, что конец пробуждения был не таким, как хотелось бы, мы можем быть уверены, что на небесах есть памятник великим душам с Азуса Стрит, которые так жаждали Бога, что вырвались за пределы ограничений своего времени и прикоснулись к возможностям вечности.
Часть 2
Бог сделает это снова
Глава 8
ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЁ
Как говорит известная пословица, «не знающие истории обречены на её повторение». Почти все в истории великие пробуждения бесславно погибли. И хотя Сам Иисус утверждал, что каждый раз, когда Бог сеет семена пшеницы, приходит враг, чтобы там же посеять плевелы, совершенно очевидно, что нет Божьей воли на то, чтобы всякое пробуждение или движение заканчивалось так, как заканчивается большинство из них. Враг использует ту же тактику и ему удаётся увести от цели почти каждое Божье движение. Но распознать его методы всё же можно. Поскольку Бог желает использовать нас таким значительным образом, мы должны проанализировать ошибки Азусы, и не с целью осуждения, а для того, чтобы избежать их в дальнейшем.
Одна из самых отчаянных атак на деятельность Азусы была предпринята, когда осенью 1906 года Чарльз Пархэм посетил своего бывшего студента Сеймура. Он своими глазами хотел увидеть великое дело, которое столь быстро стало предметом обсуждения по всему миру. Взволнованный визитом своего наставника, Сеймур тепло встретил его и оказал ему всяческое уважение. Однако Пархэм был глубоко оскорблён всем тем, что увидел. Он посчитал, что разнообразные харизматические дары демонстрировались слишком открыто, он был напуган тем, что многие люди падали на пол, возможно, пребывая, как он подумал, в трансе (в одном отчёте
Азуса описывалась, как нечто, напоминающее «поваленный лес»).
Когда Сеймур понял, что некоторые из присутствующих прикидываются, он был уверен, что это как раз те плевелы, которые дьявол сеет между пшеницей. Поэтому в соответствии с библейской мудростью, он дал им возможность расти вместе (Матфея 13:24-30). Он знал, что если он попытается выбрать плевелы, он рискует с ними вместе выдергать и пшеницу. Он ответил Пархэ- му, что если он остановит то, что является поддельным, то может подавить Дух и Его деяния, которые являются подлинными. Сеймур посчитал, что риск появления некоторых проблем приемлем с учётом духовной пользы. Он был прав. Когда позже он поддался давлению и изменил свою политику, пробуждение в миссии на Азуса Стрит стало быстро умирать, а это движение Святого Духа стало проявляться через других.
Семена расизма
Даже более, чем этим плутовством, Пархэм был напуган необычным социальным и расовым слиянием. Он восхищался организацией Ку-клукс-клан и особое внимание уделял расовому и социальному смешениям во время поклонения и пребывания у алтаря. Однако его убеждения основывались не на чувстве расового превосходства, а на следовании неправильной доктрине. Он был уверен, что наказание великим потопом было вызвано великим человеческим грехом кровосмешения, и что Ной был избран благодаря своей генеалогии, потому что у него была «не смешанная кровь». Это трагическое неправильное толкование Писания оказалось шатким теологическим базисом, на основании которого было создано множество расистских группировок, в том числе и нацизм.
В Библии действительно сказано, что Ной был избран потому, что он был «непорочный в роде своем» (Бытие 6:9)или буквально «совершенен в своей генеалогии», но это не имеет ничего общего со смешением человеческих рас. Смешение, которое было так ненавистно Господу, - это смешение падших ангелов с людьми, которое привело к рождению сверх-человеков - «исполинов» (Бытие 6:4).Это была раса, не созданная Богом, она грозила разрушением тем мужчинам и женщинам, которых действительно создал Бог, которых Он планировал спасти. Это, вероятней всего, была попытка сатаны раньше Бога завладеть «ново созданным» человеком, потому что Господь собирался создать человека заново, наградив Своих детей Своим Духом.
Сеймур чувствовал, в отличии от философских воззрений Пархэма, что существенным элементом самого по себе христианства было единение, видение которого распространялось за пределы статуса, определяемого расовой или классовой принадлежностью, цветом кожи и национальностью. Это была демонстрация того, что Бог не является почитателем личностей, и что все верующие истинно едины во Христе. Для Сеймура Миссия на Азуса Стрит стала чем-то вроде мерила того, каким должно быть истинное христианство, так же, как первая Пятидесятница увидела единение евреев, живущих среди разных народов.
Сеймур возглавил восстановление и его лидерство, отмеченное таким расовым равенством, единением и гармонией, кажется ещё более выдающимся, когда начинаешь понимать, что всё это происходило в те времена, когда сегрегация была самой жестокой за всю историю Америки. У истоков пробуждения стояли, прежде всего, две самые раздражённые расовые группы - чёрная беднота и белая беднота. Когда движение стало распространяться, самый горячий отклик оно получило в южных штатах, где этот конфликт был самым острым. Это признак истинного пробуждения. Также, как воды текут, прежде всего, в низины, Божьи воды всегда текут к тем, кто в самом низу, и Он посылает свой свет в самые тёмные места.
А.А. Бодди, главенствующий британский священник писал относительно Пробуждения Азуса Стрит:
«Самым замечательным [в отношении Азуса] было то, что проповедники из южных штатов желали и стремились поехать в Лос-Анжелес к тем чернокожим и подружиться с ними». Франк Бартлман писал: «Черта, разделяющая людей по цвету кожи, была смыта кровью [Христа]».
Бог активно использовал Чарльза Пархэма, но семена обмана, произрастающие из некоторых его доктрин, тем временем зрели, и тогда-то враг мог воспользоваться ими. Это был трагический путь, который история постоянно повторяет. Те, кто начинает движение, почти всегда преследуют тех, кто его продолжает, или тех, кого Бог использует для начала последующих движений. За отступничество на головы израильтян опустилось одно из страшнейших проклятий - им было сказано, что они будут есть собственных детей. Почти в каждом поколении отступничество Церкви накликает на себя это же проклятие. К сожалению, духовные отцы, похоже, неизбежно намерены поглощать своих духовных детей.
Когда Пархэму не удалось навязать Миссии Азуса Стрит свой стиль руководства, он осудил её и основал другую, конкурирующую миссию в фешенебельном здании Христианского Женского Союза Умеренности. Это был первый раскол в Движении Пятидесятницы. Когда же эта конкурирующая миссия распалась, Пархэм провёл остаток жизни, понося Сеймура и Пробуждение Азуса Стрит. Этим он обрёк на гибель своё собственное служение. Он умер в 1929 году, а до тех пор постоянно продолжал терять своё влияние и последователей.
Эта печальная часть повествования говорит нам о том, что враг часто будет использовать духовных отцов и лидеров, которые становятся «старыми бурдюками», твёрдыми и негнущимися, для того, чтобы атаковать новые движения. Это одно из самых жестоких орудий врага, выступающего под личиной обвинителя братьев (Откровение 12:10). Одной из самых сильных сторон Пробуждения Азуса Стрит было расовое и национальное разнообразие. Таким образом, сатана использовал своё самое сильное оружие именно против этого. К сожалению, нам всё ещё приходится ожидать, что враг станет атаковать новые движения, используя для этого духовных отцов и дедов, теряющих контроль над возникающими новыми движениями. Такие нападки обычно будут направлены, фактически, на самые сильные аспекты движения.
Движение Пятидесятницы/Харизматическое началось под руководством темнокожего человека в маленькой группе людей такого же цвета кожи. Они свободно делились тем, что им было дано, и были счастливы, глядя на то, как Святой Дух изливается на людей других рас, в том числе и белых. Они чувствовали, что Бог дал им величайший дар, и они с нетерпением делились им со своими белыми братьями. Тот факт, что это великое, распространившееся по всему миру пробуждение стало вкладом общины людей с чёрной кожей, белыми пятидесятниками не отрицается, но часто придаётся забвению.
Многие белые лидеры, которые сами приезжали в Азусу, чтобы получить крещение Святым Духом, прекрасно держались за доминирующие в то время сегрегационные верования. Они увозили домой благословения своим конгрегациям только для белых, куда люди с чёрным цветом кожи не приглашались. Так было не со всеми церквями для белых, но с большинством из них, и целостное движение Пятидесятницы быстро разделилось на два потока - белый и чёрный. Таким, в основном, оно остаётся по сей день. Однако это движение в самом начале не делилось на белый и чёрный потоки, и Господь явно не намеревался это делать.
Преследование
Духовная борьба, которая стала вестись против крещения Святым Духом, за весь исторический период была, вероятно, самым жестоким преследованием христиан со стороны христиан. Благодаря Харизматическому Обновлению стало почти модно говорить на языках, но до тех пор цена за право быть пятидесятником была очень высока. Газеты всей страны печатали на своих страницах карикатуры на пятидесятников, изображающие их то поклонниками дьявола, то лунатиками. Если человек оказывался пятидесятником, то найти работу ему было очень сложно, если вообще возможно. Церкви и дома пятидесятников поджигались, их дети изгонялись и избивались другими детьми. Многие вынуждены были покидать дома и города, где они выросли.
И пресса, и историки закрывали глаза на эти преследования. Порой они были настолько ужасными и унизительными, что не отличались от политики сегрегации в отношении афро-американцев. Для чернокожих пятидесятников это испытание было тяжелее вдвое, потому что белые гнали их за цвет кожи, а чернокожие - за религиозные убеждения.
Точно так, как первые реформаторы рисковали всем, что у них было для того, чтобы последующие поколения наслаждались религиозной свободой, два поколения пятидесятников заплатили высокую цену за то, чтобы мы могли свободно познать Святого Духа так, как мы делаем это сегодня. Они шли на это, потому что любили Святого Духа, рассчитывали на то, что смогут познать Его и дать Ему возможность свободно действовать в своих церквях, а эта свобода куда важней, чем любая другая, на какую был способен мир. Тех, кто заплатил такую высокую цену за нашу свободу, следует считать героями веры, чьи жертвы дали нам возможность сегодня познавать истину и получать духовное освобождение.
Велось сильное преследование пятидесятников, поэтому многие чувствовали, да это и понятно, что им не под силу вести борьбу одновременно с мощными силами сегрегации и со слепым фанатизмом. История войн учит, что попытки сражаться на двух фронтах почти всегда заканчивались поражением, поэтому война с расизмом в церкви должна была подождать до следующего поколения.
Тем не менее, начало Движения Пятидесятницы было положено представителями разных рас, убеждений и социального положения, которые вместе, едино искали Господа. Сила, которая высвобождалась, чтобы воздействовать на весь мир, ещё никогда не была такой огромной, как в те первые годы в Азуса, когда существовало это единение. Несомненно, движение Пятидесятницы/Харизматическое и, разумеется, Церковь, никогда не войдут в свою полную силу, пока такое единство не станет постоянным.
С первых дней Пятидесятницы Святой Дух доказал, что Он будет являть Себя в такой степени, в какой мы будем едины. Подобно тем, кто приходил на Азуса Стрит, мы должны желать Святого Духа больше, чем хвататься за наши различия. Христианство родилось как многокультурное понятие в тот День Пятидесятницы, когда все евреи «из каждого народа» собрались вместе. В состав маленькой группы, которая отправлялась в первое миссионерское путешествие из Антиохии к язычникам, входили представители разных рас и разного социального положения. Соответственно, Святой Дух таким же образом пришёл и в Азусу.
Когда Господь желает совершить на земле что-то действительно значительное, похоже, что единение является Его условием. В своей самой подлинной форме Церковь всегда будет местом, где собираются представители разных культур. Вот почему Павел решительно осудил Петра за лицемерие, когда тот не хотел садиться за один стол с язычниками. Расовое равенство перед Богом - основное для Благой Вести: даже Пётр «подвергался нареканию»,поддаваясь основной лжи, которая пыталась разделить Церковь и людей (Галатам 2:11). Потеряла ли Церковь свою многорасовость вследствие своего отступничества или отступилась вследствие потери много- расовости - это вопрос спорный. Как бы там ни было, расовое единство - это истинное состояние Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда впервые пришёл Святой Дух. То же самое условие дало жизнь современному Пробуждению Пятидесятницы. Мы будем истинной Церковью только в той степени, в какой мы восстановим свои многокультурные корни. Сегодня понимание этой реалии достигнуто уже многими церковными лидерами, а преодоление расистских убеждений - большой скачок в спектре всего христианства. Это, разумеется, самый позитивный знак нашего времени.
Господь - Благословенный Создатель, Которому так нравится разнообразие, что Он сотворил каждую снежинку, каждый листик на дереве и каждого из нас разными. И всё это разнообразие по всей земле находится в равновесии и гармонии. Каждый вид каждого растения и животного играет свою роль в поддержании равновесия в мироздании. То же самое касается и человека. Бог создал человека по Своему образу и подобию и разные особенности своей природы раздал, как дары различным расам и культурам. Для того, чтобы мы могли полностью Его отражать, мы нуждаемся друг в друге. Вот почему Его дом должен быть: «домом молитвы для всех народов» (Исаия 56:7).Слово в Новом Завете, часто переводимое как «народы», - это греческое слово ethnos, от которого произошло английское слово «этнический». Дом Господа должен вместить все этнические группы. Так же, как и Церковь, мы не станем тем, кем создал нас Господь, пока это не станет реальностью.
Глава 9
ГДЕ ДУХ, ТАМ СВОБОДА
В замечательном лидерстве Сеймура на Азуса Стрит есть ещё один многозначительный аспект. Это его способность различать лидерство Святого Духа, доверять Ему и предоставлять Ему такую свободу, какая Ему требуется. Несмотря на почти постоянное давление со стороны признанных миром церковных лидеров, которые съехались со всех концов земного шара, чтобы утвердить необходимый на их взгляд порядок и задать направление молодому пробуждению, Сеймур более двух лет придерживался своего курса и позволял Святому Духу двигаться Своими собственными тайными путями. Подобно Эвану Робертсу, который в то самое время возглавлял Пробуждение в Уэльсе, Сеймур обладал важнейшим качеством лидера - способностью следовать за Святым Духом.
Сеймур и Робертс были уверены, что Святому Духу нужна свобода, чтобы Он сам выбирал, через кого Ему двигаться, и это не обязательно должен был быть лидер. Они оба решили позволить Господу использовать кого Ему угодно. Это вносит некоторое смущение, когда незрелые верующие пользуются преимуществами этой свободы, но ещё чаще это позволяет Святому Духу творить среди них чудеса. Если мы на самом деле хотим, чтобы Святой Дух пребывал среди нас, мы должны позволить Ему быть лидером. В конце концов, Он - Бог.
Выбор лидера
Как найти равновесие между суверенитетом Бога и свободным волеизъявлением человека? Споры на эту тему ведутся в Церкви с древнейших времён. Однако, хотя оба аспекта справедливы, они не противоречат друг другу. Они оба - стопроцентная истина. Бог полностью суверенен, и, будучи суверенным, Он наделил мужчин и женщин такой властью, которую Он Сам не может переступить.
Где нет свободы, там не может быть истинного поклонения или истинного послушания. Вот почему Господь поместил в Своём Саду Древо Познания Добра и Зла. Не может быть истинного послушания без свободы непослушания. Господь - бесспорный Суверенитет мироздания, но когда Он даёт власть, он никогда не станет её попирать. Иначе, мы никогда бы не смогли править и царствовать с Ним. Правление требует и власти, и ответственности. Поэтому, несмотря на то, что Он заранее знает наши нужды, Он всегда ждёт, что мы Его попросим.
По причине того, что «...где Дух Господень, там свобода» (2-е Коринфянам 3:17), свобода требуется для истинного поклонения или истинного послушания. Он стал доступным для всех, но мы должны Его искать. Поэтому мы настолько близки к Богу, на сколько мы этого желаем. И наша удалённость от Него тоже определяется нашим выбором. И если Его нет среди нас, это не Его вина, - это наш выбор. Многие из тех, кто произносит пустые слова о желании увидеть лидерство Святого Духа на своих собраниях, не хотят отказаться от своих собственных программ и полностью довериться в этом Ему, чтобы Он сделал всё по-Своему. Сеймур этого хотел.
Такой стиль лидерства, названный «руки прочь», стал отличительным признаком большинства великих мировых пробуждений. Однако детальное изучение истории Церкви показывает, что редко, если вообще, этот стиль работает вне процесса пробуждения. Просто Бог в разное время по-разному двигается. Во времена истинного пробуждения всегда присутствует значительная, единственная в своём роде демонстрация Его суверенитета, и лучше всего не стоять у Него на пути. В остальное время Ему нравится работать со своими детьми и через них. Но при этом мы всегда должны стремиться подчинять свою волю Его воле и следовать за Ним. Чем чаще мы будем это делать, тем больше Он будет являть нам Своё удивительное присутствие.
Однажды Вене Хевнер заметил: «Пробуждение похоже на распродажу в универсальном магазине: она более эффектна, она предполагает больший спрос, но нормальная работа магазина - это постепенная ежедневная продажа товара». Пробуждения точно также могут быть более зрелищны, но они не являются нормальной работой Церкви. Намного большее продвижение Благой Вести обеспечивается ежедневными свидетельствами, службой добросовестных святых и церковных пасторов, которые день за днём на переднем крае сражаются против тьмы.
Пробуждения - это искры, от которых загораются великие духовные наступления, но их поддерживает ежедневная преданность святых.
Движение Пятидесятницы/Харизматическое - не исключение. Пробуждение Азуса Стрит было эффектным, появились другие, вытекающие из него, пробуждения и движения. Но настоящее продвижение обеспечили многие другие, преданные, но менее известные лидеры и простые люди. Возможно их поступь была менее впечатляющей, но с течением долгого времени их преданное упорство совершило значительно больше.
То же самое происходит и в нашей личной жизни. Яркие духовные переживания удивительны, они могут поднять нас на большие высоты преданности и поклонения. Но настоящая сила христианской жизни всегда заключается в верности Библейским учениям, в молитве, в общении и в ежедневном свидетельстве.
В период пробуждения проявление присутствия Святого Духа весьма динамично, это способствует выявлению всяческих отклонений, и они становятся очевидными для всех, в том числе и для тех, к кому они имеют отношение. Следовательно, необходимые поправки обычно происходят автоматически. Однако, когда в период пробуждения такое динамичное проявление Господа отсутствует, вакуум лидерства почти всегда быстро заполняется незрелостью, гордыней или бунтарством. В результате у нас будет не пробуждение, а поражение, или ещё хуже.
Стратегия Бога
Весьма важно, чтобы мы в нашем лидерстве «не впрягали лошадь позади телеги». Сеймур мог использовать этот стиль «руки прочь», потому что у него в церкви шёл процесс пробуждения. Если бы он попытался использовать этот стиль лидерства среди тех же людей вне динамики процесса пробуждения, получился бы хаос. Такое случалось со многими, кто попытался выставить на показ подобный стиль лидерства вне периода пробуждения. Суть в том, чтобы отступить, когда Божье присутствие проявляется на самом деле.
Проявление Божьего присутствия на каждом нашем собрании - вот наша цель. Однако идти к этой цели следует не сидя на последних рядах в пассивном ожидании Его прихода. Необходимо постоянно стремиться к зрелости, стараясь становится всё более чувствительным к Его лидерству. Иногда Бог может поднимать нас, эффектно проявляя Своё присутствие, но, как правило, Он ведёт нас к высотам постепенно, как отец, который учит своих детей ходить. Он помогает нам встать на ноги, а затем отходит, чтобы мы следовали за Ним. Когда мы сумеем сделать несколько шагов, Он отходит ещё дальше, чтобы и мы пошли дальше. Он не играет с нами, когда удаляет Своё присутствие, - Он учит нас идти в Духе и следовать за Ним. Когда мы перестаём Его ощущать, не время сидеть, сложа руки, нужно попытаться сделать ещё несколько шагов.
Послания, содержащиеся в Новом Завете, - это, в основном, увещевания, с которыми апостолы обращаются к лидерам, служившим в те времена, когда динамичных пробуждений не было. Они не ждали, что Дух будет приходить каждый день, как это было в День Пятидесятницы. Таким образом, они выполняли ежедневную работу служения. Однако, когда Он действительно решит Своим впечатляющим приходом зажечь пробуждение, нам следует прекратить делать то, что мы делали, и плыть на Его волне до тех пор, пока она будет нести нас.
Мудрость - это умение услышать, когда Он велит нам с мечами в руках завоёвывать новые земли, а когда Он желает, чтобы мы стояли и созерцали Его спасение. Всему своё время, и каждый раз, используя неправильную стратегию в неправильном месте, мы будем иметь проблемы. Божья стратегия - это не одно или другое, это всё вместе, поэтому мы должны искать Его в любой ситуации.
Сеймур был призван возглавить пробуждение. В течение нескольких лет он проявлял мудрость, оставаясь в молитве и позволяя Святому Духу взять на Себя лидерство (во время собраний он, фактически, держал дар над головой, чтобы его молитве не помешало всё то, что происходит вокруг!) Однако он всё более и более позволял втягивать себя в зависимость от покровительства влиятельных людей из-за жестокого преследования движения. В конце концов, контроль собраний со стороны нескольких лидеров становился всё более жёстким, и вскоре собрания стали проводиться по программе. Свидетели рассказывали, что казалось, что сразу после того, как это произошло, Святой Дух ушёл.
Это может быть объяснением того, как кончилось пробуждение на Азуса Стрит. Однако, возможно также, что просто наступило время Святому Духу скрыть Своё присутствие, чтобы люди могли сами продвигаться вперёд. Распродажа, продолжаясь постоянно, перестаёт впечатлять. Видимо, Господь не намерен бесконечно продолжать пробуждения в их первоначальной форме.
И всё же, похоже, что большинство пробуждений кончались преждевременно не по велению Бога, а из-за ошибок, допущенных людьми. На этих ошибках нам нужно учиться, но давайте не попадать в ловушку ошибочного поклонения пробуждению. Даже без пробуждения мы сегодня можем быть близки к Богу как никогда. Суть не в том, чтобы искать пробуждения, суть в том, чтобы искать Его волю.
Несомненно, Пробуждение Азуса Стрит было одним из самых выдающихся движений в истории Церкви. Можно приводить доводы в пользу того, что оно не закончилось, а продолжается во множестве различных форм во множестве различных мест. Мы правильно сделаем, если отдадим дань уважения тому, кто этого заслуживает, - Вильяму Сеймуру. Он может считаться одним из величайших христианских лидеров всех времён, потому что он приобрёл тот стиль руководства, к которому был призван: не проявлялинициативу, а вместо этого тонко чувствовал лидерство Святого Духа.
Глава 10
ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДО
На взлёте Пробуждения Азуса Стрит Сеймур пророчествовал: «Мы на пороге величайшего чуда, когда-либо виденного миром». Чудом, о котором он говорил, была любовь и единство рас и вероучений. Это он считал основой христианства. Он не дожил до полного воплощения своей мечты, но он был полностью уверен, что обновление, в конце концов, её осуществит. Поскольку движение всё ещё продолжается в различных формах, его мечта неизбежно сбудется. Когда это случится, Вильяма Дж. Сеймура назовут тем, кто посеял семена этого чуда. Более, чем кто-либо другой в истории Церкви, он продвинул то единственное, что способствовало этому чуду - поиск полноты Святого Духа среди нас.
Прежде всего, Святой Дух пришёл, чтобы свидетельствовать об Иисусе. Только Он способен действительно убедить нас в том, что мы грешны и повести нас к истине. Когда Святой Дух на самом деле проявляется среди нас, мы видим не мир, окрашенный в чёрные и белые цвета, а только славу Божьего Сына. Святой Дух был дан для того, чтобы мы приобрели Божье ведение. Бог смотрит не на внешность, Он смотрит на сердце (1-я Царств 16:7). Бог видит нас не просто такими, какими мы есть сейчас, а такими, какими мы станем, когда кровь Христа омоет нас - подобными Иисусу. Мы должны начать смотреть друг на друга такими же глазами.
Апостол Павел сказал, что: «...языки суть знамение...» (1-е Коринфянам 14:22),и это знамение было дано в первый День Пятидесятницы. В этот день представители всех народов услышали Божью славу, которая звучала на их собственных языках. Это случилось впервые со времён Вавилонской башни и смешения человеческих языков. В этом было предзнаменование того, что Церковь станет антитезой Вавилонской башни, где люди были разделены. В Церкви все будут едины, как один.
Сегодня даже разделённое и разбитое на фракции движение Пятидесятницы, в соответствии со своим предназначением и призванием, помогает нести единение в Церковь. Огонь движения Пятидесятницы всё ещё пылает и будет гореть до тех пор, пока не сгорит всё дерево, сено и солома, и пока не останутся только золото, серебро и драгоценные камни (1-е Коринфянам 3:12-15). Несмотря на то, что разные движения могут представлять собой различные камни, наступит день, когда мы все будем собраны вместе в одну корону славы.
Взрывное распространение движения началось в Азуса и продолжалось до тех пор, пока Святой Дух был волен двигаться так, как хотел, и люди оставались перед Ним в единстве. Когда пробуждение сместилось со своего основания, люди покинули источник своей силы. Там, где Святой Дух является Господом, там должна быть свобода и единство. Перед Господом мы все выглядим одинаково. Кровь Иисуса смывает все границы, обусловленные разным цветом кожи.
Возвращаемся к Азусе
Интересно, что само имя «Азуса» произошло от индейского слова, которое означает «благословенное чудо». Впервые это слово записал отец Хуан Креспи в 1769 году, когда он в составе экспедиции Портола занимался исследованием Калифорнии. В те времена название «Азуса» имело отношение к месту расположения старой индейской деревни - южнее современного Лос- Анжелеса в каньоне Сан-Габриель. Именно там маленькая индейская девочка по имени Кома Ли постилась и молилась об исцелении своего народа, и ей был послан дар - она могла исцелять возложением рук. После того как она молилась за вождя, который был чудесным образом исцелён, он назвал её Азуса, чтобы увековечить чудо исцеления.
В течение многих лет Азуса продолжала своё исцелительное служение и слава о ней распространилась по всей Южной Калифорнии. В то время кто бы ни заболел, ему говорили: «Иди к Азусе и будь исцелён ...иди к Азусе». Может быть и для нас наступило время идти к Азусе за исцелением всех тех ран, которые мы нанесли друг другу».