Значение и ценность 7 – ой главы

Послание к Римлянам

Теперь мы вернёмся к нашему изучению Послания к Римлянам. Мы остановились в конце 6 – ой главы, чтобы рассмотреть две темы, связанные с этим изучением, - вечное намерение Божие, которое является причиной и целью нашего хождения с Ним; и Святой Дух, в Котором мы имеем силу и необходимую помощь для достижения этой цели. Перед нами теперь 7-ая глава к Римлянам, которую многие считают почти что излишней. Возможно, что она была бы ненужной, если бы христиане увидели действительно, что старое творение было устранено Крестом Христовым и что совершенно новое творение введено через Его воскресение. Если мы действительно «знаем» это и, следовательно, «считаем» себя мёртвыми, и когда мы «предоставляем» самих себя Богу на этом основании, тогда возможно, что 7-ая глава была бы не нужна нам.

Другие же думали, что эта глава находится не на своём месте. Они бы поставили её между 5-ой и 6-ой главой Послания к Римлянам. После 6-ой главы всё так ясно, так прекрасно, так правильно; и вдруг такое падение, такой крик: «Бедный я человек!» Мог ли быть худший поворот, чем это? Поэтому некоторый утверждают, сто Апостол Павел описал здесь свои переживания до обращения. Мы должны признаться, что, в самом деле, он говорит здесь о некоторых вещах, которые не должны бы быть переживаемы христианами, а между тем многие христиане проходят через эти печальные переживания. Итак, чему же нас учит 7-ая глава?

6-ая глава говорит о нашем освобождении от греха, а 7-ая глава говорит о нашем освобождении от закона. В 6-ой главе Апостол Павел научил нас, как мы можем освободиться от греха, и мы сделали вывод, что это всё, что нам было нужно. Но 7-ая глава учит нас, что освобождение от греха это не всё, и что нам ещё нужно знать освобождение от закона. Если мы не будем полностью освобождены от закона, то мы никогда не узнаем полного освобождения от греха. Но какая разница между освобождением от греха и освобождением от закона? Мы все понимаем ценность от первого, но ощущаем ли мы нужду во втором? Чтобы оценить освобождение от закона, нам нужно понять прежде всего что такое закон и что он производит.

Плоть и поражение человека.

В 7-ой главе к Римлянам нам преподан новый урок. В ней нам открывается, что мы «во плоти» (Римлянам 7:9), и так как «я плотян» (Римлянам 7:14), то «не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Римлянам 7:18). Это выходит из рамок вопроса о грехе и связано с вопросом об угождении Богу. Здесь речь идёт не о грехе в его различных видах, но о состоянии человека «по плоти». Правда, плоть содержит в себе грех, но она ведёт нас ещё дальше, потому что она открывает нам, что и в области угождения Богу что «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Римлянам 8:8). И каким образом мы делаем это открытие? Через закон.

Вернёмся немного назад и попытаемся описать переживания, через которые прошли многие из нас. Вот христианин, он действительно спасён, а между тем он всё ещё связан грехом. Он не живёт под властью греха, но у него есть некоторые привычные грехи, которые мучают его постоянно, и он всё время не выдерживает и падает. Но наступает день, когда он слышит благую весть полностью. Он слышит, что Господь Иисус умер, не только для того, чтобы очистить нас от наших грехов, но что когда Он умер, то в Своей смерти Он охватил и нас грешников; так что не только наши грехи были изглажены, но и мы сами были распяты. Его духовные очи открываются, и он «знает», что он был распят со Христом. Две вещи последуют за таким откровением. Во-первых, он считает себя умершим и воскресшим со Христом. И во-вторых, он предоставляет себя Богу как ожившего из мёртвых. Он видит, что больше никаких прав не имеет над собой. Это начало прекрасной жизни христианина, полной хваления нашему Господу.

Затем он начинает размышлять так: «Я умер со Христом и воскрес вместе с Ним; и я навсегда предоставил себя Ему. Теперь я должен делать что-нибудь для Него, ведь Он сделал для меня так много. Я хотел бы угодить Ему и исполнить Его волю». Итак, после отдачи себя Богу, он ищет узнать Его волю, чтобы быть послушным Ему. И тогда он делает удивительное открытие. Он думает, что может исполнять волю Божию, и он думает, что любит её, но постепенно он начал замечать, что не всегда любит Его волю. Иногда он замечает явное сопротивление Божьей воли, и очень часто, когда он силится её исполнить, видит свою неспособность. Тогда он начинает сомневаться в своём духовном переживании и спрашивает себя: «Действительно ли я увидел это откровение в Божьем Слове? - Да! – Действительно ли я предоставил себя Богу? – Да! – Может быть я переменил моё решение относительно моей отдачи себя Богу? – Нет! Тогда отчего происходят эти затруднения?» И чем больше этот человек старается исполнить волю Божию, то ему кажется, что он ещё больше от неё удаляется. В конце концов он приходит к заключению, что в действительности никогда не любил Божию волю, и он начинает просить Господа помочь ему любить Его волю и чтобы Он дал ему силы её исполнить. Он исповедует Богу своё непослушание и обещает впредь быть послушным. Но едва он встаёт с колен после молитвы, как снова переживает падение; вместо ожидаемой победы он сознаёт своё поражение. Тогда он говорит себе: «Может быть моё последнее решение не было достаточно твёрдым. На этот раз я хочу быть непоколебимо твёрдым». И он сосредотачивает всю свою волю, чтобы быть послушным, но это приведёт его к ещё большему поражению. Тогда из его сердца вырывается повторение слов Апостола Павла: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра во мне есть, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Римлянам 7:18-19).

То, чему учит закон.

Многие верующие неожиданно увидели себя переживающими описанное в 7-ой главе, даже не понимая причины. Они полагали, что 6-ая глава вполне достаточна, и так как они приняли всё изложенное в ней, то они думали, что и вопрос о падении не может быть больше; и к своему великому изумлению они видят себя переживающими 7-ую главу. Как объяснить это?

Нужно прежде всего, чтобы один пункт был вполне ясным, что наша смерть со Христом, описанная в 6-ой главе, совершенно достаточна, чтобы ответить на все наши нужды. Но объяснение этой смерти со всем тем, что из неё проистекает, не полное в этой 6-ой главе. Нам надо ещё знать истину, изложенную в 7-ой главе. 7-ая глава дана нам, чтобы разъяснить и осуществить в нашей жизни сказанное нам в 6-ой главе: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Римлянам 6:14). Наши затруднения происходят от того, что мы ещё не знаем освобождения от закона. Итак, что означает закон?

Благодать означает, что Бог совершил что-то для меня, а закон означает, что я что-то делаю для Бога. У Бога есть установленные требования святости и праведности, которые я призван исполнять: это – закон. Итак, если закон означает, что Бог требует от меня исполнить определённые постановления, то освобождение от закона означает, что Бог больше ничего не требует от меня, потому что Он выполнил всё необходимое. Сам закон значит, что Бог требует от меня что-то делать для Него; а освобождение от закона означает, что Он освобождает меня, потому что по Своей великой милости Он выполнил Его Сам. Я (то есть человек «плотской» Римлянам 7:14) ничего не должен делать для Бога – это освобождение от закона. Затруднения, описанные в 7-ой главе, происходят от того, что человек «в плоти» старается что-то делать для Бога. И как только мы пытаемся таким путём угодить Богу, то сейчас же подпадаем под закон, и переживания 7-ой главы становятся нашими переживаниями.

Прежде всего, мы с уверенностью можем сказать, что вина не в законе. Апостол Павел говорит: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 7:12). В законе нет ничего плохого, но есть что - то определённо плохое во мне. Требования закона праведны, но те, к кому эти требования обращены, не праведны. Затруднение происходит не от того, что требования закона несправедливы, а от того, что я не способен выполнить. Государство имеет право требовать, сменяя уплату налога, и я буду виновным, если у меня не окажется нужной суммы денег.

Я – человек, «проданный греху» (Римлянам 7:14), грех господствует надо мною. Покамест от меня ничего не требуют, я могу показаться вполне порядочным человеком, но только мне будет предъявлено требование праведности, тогда моя греховная натура обнаружится.

Предположим, что у вас есть неловкий слуга. Пока он будет сидеть ничего не делая, то его неловкость не будет видна. Если он целый день будет сидеть ничего не делая, правда, вам не будет никакой пользы, но он не причинит вам никакого убытка. Но если вы ему скажите: «Ну-ка! иди сюда, не теряй напрасно времени. Встань и сделай что-нибудь». Тогда начнутся затруднения: он перевернёт стул вставая; несколько шагов дальше он наскочит на скамейку и разобьёт дорогую посуду, как только прикоснется к ней. Если вы от него ничего не требует, то его неловкости не заметно, но как только вы доверите ему какое-нибудь дело, то его неумелость тотчас обнаружится. Требования были справедливы, но человек, к которому эти требования обращены, никуда не годился. Он был одинаково неловок и когда сидел, и когда работал, и только ваши требования обнаружили его неспособность, которая у него в натуре.

Мы все грешники по нашей натуре. Если Бог от нас ничего не требует, то всё у нас как – будто в порядке, но как только Он что-нибудь потребует от нас, так сейчас же и обнаружится наша духовная натура. Закон обнаруживает наше бессилие. Пока меня оставляют в покое, я кажусь праведным и добрым, но как только от меня потребуют что-нибудь, то, несомненно, я это сделаю плохо, и если мне доверят ещё что-нибудь другое, то я испорчу и это. Когда святой закон применяется к грешному человеку, тогда его греховная натура полностью обнаруживается.

Бог знает кто я. Он знает, что с головы до ног я полон грехов. Он знает, что я олицетворение бессилия, что я ни на что не способен. Но несчастье всё в том, что я этого не знаю. Я соглашаюсь, что все люди грешники, следовательно, и я тоже грешник, но я думаю, что я не такой плохой, как другие. Бог должен нас поставить в такое положение, где мы увидим нашу полную неспособность, наше абсолютное бессилие. Даже когда мы говорим, что мы грешники, то и тогда мы полностью этому не верим, и Бог должен сделать что-нибудь, чтобы мы убедились в этом на деле. Без закона мы никогда не знали бы, до какой степени мы неспособны угодить Богу. Апостол Павел пришёл к этому выводу. Он говорит об этом очень ясно: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона; ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай» (Римлянам 7:7). Какое бы ни было его отношение к другим заповедям, но во всяком случае эта 10-ая заповедь «не пожелай» помогла ему увидеть свою настоящую природу. Благодаря этой заповеди, он ясно увидел свою несостоятельность и свою неспособность.

Чем больше усилий мы прилагаем, чтобы исполнить закон, тем яснее мы видим свою неспособность, и тем глубже погружаемся в переживания описанные в 7-ой главе к Римлянам, до тех пор, пока мы полностью не убедимся в своём безнадёжном бессилии. Бог всё это знал, но мы этого не знали и поэтому он проводит нас через эти горестные переживания, чтобы мы могли убедиться в своей несостоятельности. Нам было нужно неоспоримое доказательство нашего бессилия. Поэтому Бог дал нам закон.

Бог знал, что мы неспособны выполнить закон, и Он его дал нам, чтобы посредствам закона мы увидели свою несостоятельность. Мы до такой степени плохие, что Бог не требует от нас никакого одолжения и не ожидает от нас никакой услуги. Ни один человек ещё не смог угодить Богу посредством закона. В Новом Завете нигде не сказано человеку верующему, чтобы он исполнял закон. Закон дан для того, чтобы виден был грех. Закон дан, чтобы показать нам нашу преступность. Так что не остаётся сомнения, что я грешник в Адаме. «Я не иначе узнал грех, как посредством закона…ибо, без закона грех мёртв…но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер…» (Римлянам 7:7-9). Закон – это то, что открывает нашу настоящую природу. О! Мы такие тщеславные, мы воображаем себя такими сильными, так что Бог должен провести нас через такие испытания, где мы можем наглядно убедиться в своём бессилии. И когда, наконец, мы это увидим, тогда мы сознаём: «Я грешник с головы до ног, и сам по себе я никак не могу угодить Богу».

Нет, закон не был дан нам в надежде, что мы его исполним. Он дан нам в полном сознании, что мы его нарушим: и когда мы его полностью нарушим, тогда мы убеждаемся в своём до крайности беспомощном состоянии. Тогда закон полностью выполнил своё назначение. Закон был нашим детоводителем, чтобы привести нас ко Христу, для того чтобы Христос выполнил закон в нас. «Итак закон для нас был детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Галатам 3:24).

Христос – конец закона.

В 6-ой главе к Римлянам мы видели, как Бог освободил нас от греха; а в 7-ой главе мы видим, как Он освобождает нас от закона. В 6-ой главе освобождение от греха пояснено образом господина и его раба в 7-ой главе освобождение от закона представлено образом двух мужей и одной жены. Отношение между грехом и грешником такое же, как между господином и его рабом; отношение между законом и грешником такое же, как между мужем и женою.

Прежде всего отметим Римлянам 7:1-4: «Разве вы не знаете, братия, ибо говорю знающим закон, - что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина провязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрёт муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, воскресшему из мёртвых, да приносим плод Богу». В этом прообразе, иллюстрирующем наше освобождение от закона, есть два мужа и только одна жена. Женщина в очень затруднительном положении, потому что она может быть женою только одного из двух, и, к несчастью, она привязана к менее приятному. Постараемся понять правильно! Муж, к которому она привязана, хороший человек; и затруднения происходят только от того, что они не подходят друг другу. Он человек педантичный, в вышей степени корректный; она же, наоборот, совершенно беспечная. У него всё ясно и определённо, у неё же всё расплывчато и предоставлено на волю случая. Он хочет, чтобы всё было в полном порядке, а у неё всё как придётся. Какое же счастье может быть в таком доме?

К тому же этот муж такой требовательный! Он всегда что – то требует от своей жены. Однако нельзя сказать, что он неправ, потому что, как муж, он имеет право требовать; тем более что все его требования законные. Ни в нём, ни в его требованиях нет ничего плохого, но несчастье в том, что его жена не может угодить ему. Эти два существа не могут поладить, их натуры совершенно несовместимы. Так что бедная женщина находится в большой беде. Она в полнее сознаёт свои частые погрешности, но живя с таким мужем, ей кажется, что всё, что она ни сделает или скажет, всё будет плохо. Есть ли для неё какая-нибудь надежда? Если бы она могла выйти замуж за другого мужа, тогда всё было бы хорошо. Хотя Он и менее требовательный, чем её муж, но Он хорошо помогает. Она была бы счастлива выйти за Него, но её муж ещё жив. Что она может сделать? Она «привязана законом к живому мужу», и только, «если умрёт муж», тогда она сможет выйти замуж за другого Мужа.

Этот образ нарисовал не я, а Апостол Павел. Первый муж представляет закон; второй Муж – это Христос; а мы являемся этой женой. Требования закона огромны, и он не оказывает нам никакой помощи для выполнения своих требований. Требования Господа Иисуса такие же большие, даже ещё больше (Матфея 5:21-48), но всё, что Он от нас требует, Он Сам же и исполняет в нас. Закон повелевает и оставляет нас беспомощными перед своими требованиями. Христос повелевает, но Он Сам же и выполняет в нас Свои повеления. Нет ничего удивительного, что жена хочет освободиться от первого мужа, чтобы выйти замуж за второго Мужа. Но первый муж крепко привязан к жизни и нет никакой надежды на его смерть. «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Матфея 5:13).

Закон пребудет во всю вечность. Но если закон никогда не исчезнет, но как я могу быть соединённым со Христом? Как же я могу выйти замуж за второго Мужа, если первый никогда не умрёт? Если только один выход. Если он не может умереть, то могу умереть я, и если я умру, то узы брака будут расторгнуты. Именно этим путём Бог освобождает нас от закона. В этом отрывке из 7 – ой главы к Римлянам очень важно отметить переход от одной мысли к другой. От 1-ого и до го стиха говорится, что должен умереть муж, но в 4-ом стихе мы видим, что в действительности умирает жена. Закон не умирает; это я умираю, и через смерть я освобождаюсь от закона. Мы должны ясно понять, что закон никогда не исчезнет. «Требования Божии справедливы и пребываю вовек», и покамест я жив, я должен исполнять требования закона; но если я умер, то закон не имеет больше власти надо мною. Он не может последовать за мною по ту сторону могилы.

Принцип, посредством которого совершается наше освобождение от закона, это тот же самый принцип, через который совершается наше освобождение от греха. Когда я умираю, мой старый господин грех продолжает жить, но его власть только до смерти раба. Пока я был жив, он мог заставлять делать, что ему было угодно, но когда я умер, то он напрасно будет звать меня. Я навсегда буду избавлен от его тирании. То же самое в отношении закона. Покамест жена жива, она привязана к своему мужу, но по её смерти узы брака расторгнуты, и «она освобождается от закона замужества». Закон может предъявлять свои требования, но надо мною он больше не имеет власти.

Теперь встаёт насущный вопрос: «Как я могу умереть?» И вот здесь мы видим всю огромную ценность совершённого для нас нашим Господом: «Так и вы (вы тоже)…умерли для закона Телом Христовым» (Римлянам 7:4). Когда Христос умер, Его Тело было умерщвлено, и так как по милости Божией я находился во Христе, то и я тоже был умерщвлён. «От Него (от Бога) и вы во Христе Иисусе» (1 Коринфянам 1:30). Когда Христос был распят, и я тоже был распят вместе с Ним.

Один образ, взятый из Ветхого Завета может помочь нам яснее это понять. Это завеса, которая отделяла святилище от Святого – святых, и на этой завесе вышиты были херувимы. «И сделай завесу для входа в скинию из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти и крученого виссона; искусною работаю должны быть сделаны на ней херувимы» (Исход 26:31). И Соломон «сделал из яхонтовой, пурпуровой и багряной ткани и из виссона, и изобразил на ней херувимов» (2 Паралипоменон 3:14). Их лица, в аналогичном видении Иезекииля 1:10 и 10:14 включали и лицо человека, и это означало, что человек возглавлял всю сотворённую природу. «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умолил его перед ангелами?; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, всё преходящее морскими стезями» (Псалом 8:5-9). Во времена Ветхого Завета Бог был за завесой, а человек был снаружи. Человек видел завесу, но не мог видеть, что было за завесой. Эта завеса символизирует плоть нашего Господа, Его Тело. Мы имеем возможность «входить во святилище… путём новым и живым, который Он открыл нам через завесу, то есть, плоть Свою» (Евреям10:19-20). Так и во время благовествования, люди видели только внешний облик нашего Господа; но они не могли, кроме как по откровению, видеть Бога, пребывающего в Нём. «Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Матфея 16:16-17).но когда Господь умер, то завеса в храме разорвалась надвое, сверху донизу (Матфея 27:51), как бы рукою Бога, чтобы человек мог созерцать Святое – святых. После смерти Господа Иисуса Бог больше не закрыт завесой, Он Сам ищет открыться человеку. «Мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но как написано: «не видал того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает и глубины Божии» (1 Коринфянам 2:7-10).

Но когда завеса была разорвана, что же произошло с херувимами? Правда, Бог разорвал только завесу, но херувимы были в завесе и слились с нею воедино, так как были вышиты на ней. Невозможно было разорвать завесу и не повредить херувимов. Когда завеса была разорвана, то херувимы были разорваны вместе с нею. И в Божьих глазах, когда Господь Иисус умер, всё живое создание умерло тоже.

«Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым» (Римлянам 7:4). Муж этой женщины может быть очень крепким и полным жизни, но если она умерла, то никаких требований он больше не может предъявлять к ней; она больше не подчинена его требованиям. Смерть освободила её, и её муж больше никаких прав не имеет над нею. Мы были во Христе, когда Он умер, и Его смерть охватила и нас и навсегда освободила нас от закона. Наш Господь не остался в гробу, в третий день Он воскрес; и так как мы находимся в Нём, то мы тоже воскресли. Тело нашего Господа не говорит только о Его смерти, но и о Его воскресении, потому что Его воскресение было воскресение телесное. Так что, «Телом Христовым» мы не только «умерли для закона», но и ожили для Бога.

Соединяя нас со Христом, Божией целью не было просто перечеркнуть всё творение. Его цель – дать славу. «Вы умерли для закона, …чтобы принадлежать другому» (Римлянам 7:4). Смерть расторгла узы прошлого брака, так что женщина, приведённая в отчаяние постоянными требованиями своего первого мужа, который никогда ничем не пришёл её на помощь в выполнении этих требований, теперь свободна принадлежать другому Мужу, Который для выполнения Своих требований, Сам становится необходимой силой в ней, чтобы их выполнить.

И какой результат будет от этого нового сочетания? «Да приносим плод Богу» (Римлянам 7:4). Телом Христовым эта неразумная и грешная женщина умерла; но так как она соединена со Христом в смерти, то она также соединилась с Ним и в воскресении и приносит плод Богу. Жизнь воскресшего Господа в ней делает её способной отвечать на все предъявленные к ней требования Божией святости. Закон Божий не аннулирован; он полностью выполнен потому что воскресший Господь отныне живёт в ней, и Его жизнь всегда угодна Отцу.

Что происходит, когда женщина выходит замуж? Она больше не носит свою фамилию, а носит фамилию своего мужа; и она разделяет с ним не только фамилию, но и всё его имущество. То же самое происходит и с нами, когда мы соединены со Христом. Когда мы Ему принадлежим, то всё Его достояние становится нашим, и с Его неограниченными средствами в нашем распоряжении мы можем выполнить все Его требования.

Конец нашего я

и

Божие начало

Установив теоретическую сторону вопроса, мы перейдём теперь к его практическому применению. Быть освобождённым от закона – что это значит на практике в нашей повседневной жизни? Это значит, что я больше ничего не буду делать для Бога; я больше никогда не буду стараться угодить Ему. «Какое странное учение! – воскликните вы. – Какая ужасная ересь! Вы, наверное, хотите этим сказать что-нибудь другое! »

Но будем помнить, что если я «в плоти» пытаюсь угодить Богу, то я немедленно подпадаю под закон. Я нарушил закон; закон приговорил меня к смерти; приговор был выполнен, и теперь, через смерть, я – «я в плоти» - освобождён от всех его требований. Закон Божий существует, и теперь ещё есть «новая заповедь», гораздо строже старой, но слава и благодарение Богу! Их требования выполнены, потому что это Христос выполняет; это Христос производит во мне то, что угодно Богу. Господь сказал: «Я пришёл…исполнить» (закон) (Матфея 5:17). Поэтому Апостол Павел, основываясь на воскресении, мог писать: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:12-13).

«Бог производит в вас». Освобождение от закона не означает, что мы освобождаемся от исполнения воли Божией. Конечно, это не значит, что мы будем жить без закона. О, наоборот! Это означает только, что мы освобождаемся исполнять Божию волю своими собственными силами. Полностью убеждённые в своей неспособности исполнить Его волю, мы прекращаем всякие усилия угодить Богу на основании нашего ветхого человека. Наконец, придя к той точке, где мы теряем всякую надежду на самих себя и возлагаем всё наше доверие на нашего Господа, чтобы Он проявил Свою жизнь воскресения в нас.

Разрешите мне пояснить это картиной из жизни моей родины. В Китае некоторые носильщики могут поднять мешок соли весом в 120кг, а другие могут поднять даже 259 кг. Приходит человек, который может поднять только 120 кг, а перед ним стоит мешок в 250 кг. Он отлично знает, что не в силах поднять, и если он разумный человек, то скажет: «Я не буду даже пытаться его поднять». Но соблазн попробовать свои силы сильно вкоренён в человеческой натуре, и, вполне сознавая свою неспособность, он всё же будет пытаться испробовать свою силу. Когда я был ещё мальчиком, я часто забавлялся, глядя на 10, а иногда и 20 человек, пробующих свои силы, хотя они отлично знали, что эта тяжесть не по них. В конце концов, они были вынуждены уступить место тому, кто действительно мог поднять такую тяжесть.

Так и мы, чем раньше прекратим наши бесплодные попытки, тем будет лучше, потому что своими попытками мы не даём места Святому Духу. Но если мы скажем: «Господи, у меня нет сил, чтобы исполнить это, я всё это доверяю Тебе, чтобы Ты это выполнил», тогда мы увидим, что сила, более могущественная, чем наша, действует вместо нас.

В 1923 году я встретил известного евангелиста из Канады. В моей проповеди я коснулся темы, которая нас занимает сейчас, и когда мы возвращались с ним после собрания, он сказал мне: «Редко в наши дни приходится слышать проповедь на тему седьмой главы к Римлянам, и хорошо, когда нам напоминаю её. В день, когда я был освобождён от закона, - было небо на земле. После многих лет христианской жизни я всё ещё прилагал все мои усилия, чтобы угодить Богу, но чем больше я старался, тем меньше я преуспевал. Я считал Бога самой требовательной личностью во всей вселенной, и чувствовал себя бессильным исполнить и малейшее из Его требований. И вот однажды, когда я читал 7-ую главу к Римлянам, меня озарило, и я увидел, что Бог освободил меня не только от греха, но также и от закона. В восторге я вскочил на ноги, сказав: «Господи, это правда, что Ты от меня ничего не требуешь? Итак, я ничего не должен делать для Тебя!»»

Требования Божии не изменились, только не нам отвечать на эти требования. Слава и благодарение Богу! Господь на престоле даёт закон, и Он же в моём сердце его исполняет. Он дал заповеди, и Сам же и исполняет их. Он предъявляет требования, и Сам же и отвечает на них. Поистине, мой друг мог прыгать и кричать от радости, когда он понял, что ему ничего не нужно делать. И всякий, кто сделает это открытие, почувствует такое же облегчение. Пока мы сами стараемся, сделать что-нибудь, Бог не может действовать вместо нас. Это из – за наших усилий мы падаем и падаем, и падаем. Бог хочет нам наглядно показать, что мы сами ничего не можем делать, и до тех пор, пока мы этого не признаем, наши обманутые надежды и разочарования не прекратятся.

Один брат, который своими усилиями хотел добиться победы, сказал мне раз: «Я не знаю, почему я такой слабый». На это я ответил ему: «Дело всё в том, что вы слишком слабы, чтобы выполнить Божию волю, но вы ещё не достаточно слабы, чтобы перестать пытаться её исполнить. Нет, вы ещё не достаточно слабы. Когда вы будите совершенно ослаблены, и когда убедитесь в вашей абсолютной неспособности, тогда Бог Сам сделает всё». Мы все должны достичь той точки, когда мы, наконец, скажем: «Господи, я не в силах и малейшего сделать для Тебя, я доверяю себя Тебе, чтобы Ты Сам всё выполнил во мне».

Однажды в Китае мы жили в доме, где ванных комнат было недостаточно, а нас было двадцать братьев, так что каждое утро мы холи купаться в реке, находящейся поблизости. И вот у одного из братьев случилась судорога в ноге, и он начал тонуть. Среди нас был превосходный пловец, и я позвал его, чтобы он пришёл на помощь утопающему. Но, к моему удивлению, он не двинулся с места. В отчаянии я закричал: «Разве вы не видите, что этот человек тонет?» И все другие обеспокоенные, начали громко кричать. Но хороший пловец и не пошевелился, он стоял спокойно и безмятежно, как будто отказывался ему помочь. А между тем крик утопающего становился всё слабее и слабее; он явно терял последние силы. Я подумал: «У этого человека нет сердца! Он может оставить погибать брата у себя на глазах, даже не попытавшись придти ему на помощь».

Но в тот момент, когда тонущий почти исчез под водою, несколькими быстрыми взмахами наш пловец был рядом с ним, и они оба очень быстро очутились на берегу в целости и сохранности. Как только мне представился случай, я высказал ему своё мнение о нём: «Я ещё никогда не встречал христианина, который бы так дорожил своею жизнью, как вы. Вы могли бы избавить бедного брата от отчаяния, которое ему пришлось пережить, если бы вы сразу пришли ему на помощь; если бы вы меньше думали о себе и больше бы о нём». Но этот пловец знал лучше меня, что ему надо было делать. «Если бы я ему пришёл на помощь раньше, - сказал он, - то он бы судорожно ухватился бы за меня, и мы бы оба пошли ко дну. Тонущего человека нельзя спасать раньше, чем он потеряет все свои силы. Спасти его можно только тогда, когда он совершенно обессилит и не сможет сам больше сделать ни одного усилия для своего спасения».

Вы улавливаете мою мысль? Когда мы перестаём сами бороться, тогда Господь всё берёт в Свои руки. Он ждёт, когда мы потеряем всякую надежду на себя, когда поймём, что мы сами ничего не можем делать. Бог осудил всё ветхое творение и в Лице Господа Иисуса пригвоздил ко Кресту. «Плоть не пользует ни мало!» (Иоанна 6:63). Когда мы пытаемся делать что-нибудь по плоти, то этим не соглашаемся с Крестом Христовым. Крестом Бог заявил, что мы ничего, кроме смерти не заслуживаем. И когда мы действительно этому верим, то подтверждаем Божий приговор тем, что прекращаем всякие старания «по плоти» угодить Богу. Даже наши усилия, которые мы прилагаем, чтобы исполнить Божию волю, являются отказом подчиниться Его приговору, вынесенному Крестом о нашей полной недостойности. Наша постоянная борьба показывает, что мы не поняли ни Божьих требований, ни источника, дающего нам силу отвечать этим требованиям.

Взирая на закон, мы считаем, что должны соблюдать его требования, но будем помнить, что, несмотря на то, что сам по себе закон совершен, он перестаёт быть таковым, когда применяется к человеку, который не в состоянии его выполнить. Этот бедный человек из 7-ой главы к Римлянам старался исполнить требования закона своими силами, что и было причиной его мучений. Частое повторение в этой главе маленького слова «я» даёт нам понять причину его неудачи. «Доброго, которого(я) хочу, не делаю, а злое, которого (я) не хочу, делаю» (Римлянам 7:19) – была основная ошибка в понимании этого человека. Он думал, что Бог требует от него соблюдать закон, и, естественно, он старался его исполнить. Но Бог от него ничего подобного не требовал. И к чему это его привело? Он увидел, что вместо того, чтобы делать угодное в очах Божиих, он делал то, что не угодно Ему. Даже своими усилиями, которые он применял для исполнения Божией воли, он делал противоположное Его воле.

Благодарю Бога моего!

В 6-ой главе к Римлянам говорится о «теле греховном», тогда как в 7-ой главе говорится о «теле смерти» (Римлянам 6:6 и 7:24). В 6-ой главе перед нами весь вопрос греха, а в 7-ой главе – вопрос смерти. Какая разница между телом греха и телом смерти? По отношению ко греху (всё то, что не угодно Богу) у меня тело греховное, т.е. тело, активно завербованное грехом. Но по отношению к закону Божию (всё то, что выражает Божию волю) у меня тело смерти. Всякая моя деятельность в отношении греха делает моё тело – телом греха; моя неудача в исполнении Божией воли делает моё тело – телом смерти. По моей природе я принимаю всякое зло, всё то, что от этого мира и от сатаны, и я отвергаю всё, что принадлежит святости, небу и Богу.

Увидели ли мы эту истину в нашей жизни? Недостаточно видеть это только в 6-ой и 7-ой главе к Римлянам. Увидели ли мы, что стесненны этой тяжестью, этим телом, безжизненным в отношении Божией воли? Мы не испытываем никакого затруднения говорить о делах мира сего, но когда мы пытаемся говорить о Господе, то наш язык связан; когда мы пытаемся молиться, то нас одолевает сон; когда мы пытаемся сделать что-нибудь для Господа, то у нас нет сил. Мы можем делать всё, что угодно, за исключением того, что имеет отношение к Божией воле. В этом теле есть нечто, что не гармонирует с Божией волей.

Что означает смерть? Мы можем это понять при помощи хорошо известного места из 1 Коринфянам 11:30: «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает». Смерть – это слабость, достигшая крайнего предела: немощность, болезнь, смерть. Смерть обозначает абсолютную немощность; она означает: быть без сил до последней степени. То, что моё тело мёртвое в отношении Божией воли, означает, что я настолько слаб, чтобы служить Ему, до такой степени бессилен, что повержен в самое ужасное отчаяние.

«Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?»,- воскликнул Апостол Павел (Римлянам 7:24). Хорошо, когда у человека вырывается такой возглас. Ничего нет более приятного для уха нашего Господа. Из человеческого сердца не может вырваться более духовный возглас, чем этот, и он в полном соответствии с Писанием. Человек издаёт такой возглас, когда он теряет всякую надежду на себя и когда отказывается принимать новые решения. До этого момента, после каждого поражения, он принимает новое решение, удваивая и утраивая напряжение силы воли. Но наконец, видя тщетность своих усилий, он воскликнул в отчаянии: «Бедный я человек!» Как человек, недавно проснувшийся и увидевший себя в доме, охваченном пламенем, он только может взывать о помощи, потому что он пришёл в отчаяние от самого себя.

Потеряли ли вы надежду на самого себя, или вы ещё надеетесь, что, посвятив больше времени на чтение Слова Божия и молитве, вы станете лучшими христианами? Чтение Слова Божия и молитва необходимы, и мы не хотим, чтобы кто-нибудь, подумал, что мы уменьшаем их ценность, но ошибочно думать, что через них мы достигнем победы. Мы имеем помощь только от Того, Кто является объектом нашего чтения и наших молитв. Всё наше доверие должно быть возложено на Христа. К счастью, «бедный человек» не оплакивает просто своё беспомощное состояние; он задаёт правильный вопрос: «Кто избавит меня?» - «Кто?» - До сих пор он сам надеялся достичь чего-то; а теперь он всю свою надежду возлагает на одну личность. До сих пор он искал найти выход в самом себе; а теперь он переводит свой взор с себя на Спасителя. Он больше не рассчитывает больше не свои усилия; отныне вся его надежда в другом.

Как мы получаем прощение грехов? Потому ли, что мы читали Библию или молились? Или потому, что подавали милостыню, или ещё по какой-нибудь другой причине? Нет, мы взглянули на Крест и поверили всему, что совершил для нас Господь Иисус Христос. Освобождение от греха мы получаем точно на том же основании, и в вопросе об угождении Богу принцип остаётся всё тот же. Чтобы получить прощение, мы взираем на Господа Иисуса на кресте; чтобы познать освобождение от греха и чтобы иметь силы для исполнения Божией воли, мы взираем на Господа Иисуса в нашем сердце. Наше прощение зависит от того, что Он совершил для нас; наше освобождение и наше хождение зависит от того, что Он совершает в нас. Но во всём этом мы должны опираться только на Него. Только Он один совершает всё это.

В те времена, когда бы

Наши рекомендации