Чем является и что объемлет Его смерть и Его воскресение.
Когда Господь Иисус умер на Кресте, то Он пролил Свою Кровь. Он отдал Свою святую жизнь, чтобы искупить наши грехи и удовлетворить Божие правосудие и Божию святость. Это было исключительным правом Сына Божия. Никакой человек не мог принять участие в этом. В Писании нигде не сказано, что мы пролили нашу кровь вместе со Христом. Он был Один перед Богом, совершая свою искупительную жертву. Никто другой не мог участвовать в этом. Но Господь умер не только, чтобы пролить свою Кровь: Он умер и для того, чтобы и мы могли умереть в Нём. Он умер, как наш Представитель. В Своей смерти Он объял нас, и вас и меня.
Мы часто употребляем эти два выражения «оправдание» и «отождествление», чтобы выразить эти два аспекта смерти Христа. Большею частью употребление слова «отождествление» правильно. Но оно скорее означает, что отождествление происходит от нас: что это я стараюсь отождествлять себя со Христом. Я считаю это выражение правильным, но оно должно быть употреблено позднее. Нам надо начать с того, что Господь охватил меня в Своей смерти. Эта смерть Христа объяла меня и даёт мне возможность отождествления; это не я сам отождествляю себя, чтобы войти. Важно то, что Бог вложил меня во Христа. Бог выполнил это. Поэтому эти два слова из Нового Завета – «во Христе» всегда так дороги моему сердцу.
Смерть Господа Иисуса объяла нас. Воскресение Господа Иисуса объемлет нас также. Мы уже рассматривали 1 Коринфянам 1:30 чтобы установить, что мы во Христе Иисусе. Теперь мы пойдём дальше и в конце этого же послания мы увидим более глубокое значение выражения «во Христе». В 1Коринфянам 15:45 и 47 употреблены два замечательных названия, обозначающих Господа Иисуса. Он назван «последний Адам» и также «второй человек». Писание не говорит о Нём, как о втором Адаме, а как о «последнем Адаме». Писание также не говорит о Нём, как о последнем человеке, а как о «втором человеке». Это различие надо подчеркнуть, потому что оно содержит в себе очень ценную истину.
В качестве последнего Адама Христос представляет Собою всё человечество, а в качестве второго человека Он является Главой новой расы. Следовательно, мы видим здесь двойное соединение со Христом, - первое связано с Его смертью, а второе с Его воскресением. Во-первых, Его соединение с человеческим родом, в качестве «последнего Адама», началось в Вифлееме и окончилось на Кресте и в могиле. В этом соединении Он охватил в Самом Себе всё, что было в Адаме, чтобы всё пронести через суд и смерть. Во-вторых, наше соединение с Ним, в качестве «второго человека», началось при Его воскресении и продолжается в вечности,- это значит это никогда не кончится – потому что устранив Своею смертью первого человека, который не оправдал Божьего намерения, Он воскрес как Глава, как Начальник нового человеческого рода, в котором Божие намерение будет полностью осуществлено.
Итак, когда Иисус Христос был распят на кресте, Он был распят как последний Адам. Всё, что было в первом Адаме, было собрано в Нём и устранено Его смертью. И мы также были включены в это число. В качестве последнего Адама Он уничтожил ветхое творение. В качестве второго человека Он вводит новое творение. И в Своём воскресении Он выступает как второй человек, и в это мы тоже включены. «Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Римлянам 6:5). Мы умерли в Нём, в последнем Адаме; и мы живём в Нём, во втором Человеке. Итак, Крест – это сила Божия, которая перевела нас из Адама во Христа.
Глава 3
Путь восхождения: знать
Наша ветхая жизнь заканчивается на Кресте; наша новая жизнь начинается по воскресении: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее всё прошло, теперь всё новое». (2 Коринфянам 5:17). Крест полагает конец первому творению, и из смерти восстаёт новое творение во Христе, втором Человеке. Если мы «в Адаме», то всё то, что в Адаме, неизбежно передалось нам. Его природа стала нашей поневоле, и нам ничего не надо делать, что бы её иметь. Нам не надо предпринимать решение, чтобы разгневаться или сделать какой-нибудь другой грех; это происходит непосредственно и вопреки нашей воли. И таким же образом, если мы во Христе, то всё то, что во Христе, становится нашим по благодати, без всякого усилия с нашей стороны, на основании простой веры.
Но сказать, что всё то, в чём мы нуждаемся, является нашим во Христе только по благодати, хотя это и истина, может показаться лишённым практического смысла. Как нам применить это на практике? Как это может стать реальным в нашей жизни?
Исследуя 6-ую, 7-ую и 8-ую главы к Римлянам, мы увидим, что есть четыре, необходимых условия для нормальной жизни христианина. Это: 1) знать , 2) считать себя как… 3) предоставить себя Богу и 4) ходить по Духу; и в таком порядке они и изложены. Если мы хотим жить нормальной жизнью христианина, то нам нужно сделать все эти четыре шага. Не один и не два и не три, а все четыре. По мере того, как мы будем изучать каждый из них, доверять себя Господу, чтобы Он просветил наш разум Своим Святым Духом, и попросим у него помощи, чтобы сделать первый большой шаг.
Наша смерть со Христом –
Совершившийся факт.
Перед нами теперь 6-ая глава: «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак! Мы умерли для греха: как же нам жить в нём? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек растёт с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе Господе нашем » (Римлянам 6:1-11). В этих словах нам ясно указано, что Господь Иисус был нашим представителем, и в Своей смерти Он нас всех охватил. В Его смерти мы все умерли. Никто из нас не сможет возрасти духовно, если не поймёт этого. Как мы не можем быть оправданы, если не увидим, что Господь взял на Себя наши грехи и умер за них на Кресте, так же мы не можем иметь освящения, если не увидим, что Он и нас самих вознёс на Крест. Не только наши грехи были возложены на Него, но и мы сами были вложены в Него.
Каким образом вы получили прощение? Вы поняли, что Господь Иисус умер как ваш Заместитель. Что Он взял на Себя ваши грехи, и что Его Кровь была пролита, чтобы омыть вас от ваших грехов. И когда вы увидели, что все ваши грехи были изглажены на Кресте, то что вы сделали? Вы не сказали: « Господь Иисус, прошу Тебя, приди умереть за мои грехи». Нет, конечно, вы этого не просили, вы просто поблагодарили Господа. Вы не умоляли Его придти и умереть за вас, так как вы поняли, что Он уже это сделал.
И так же то, что истинно в отношении вашего спасения, то также истинно и в отношении вашего освобождения. Это уже выполнено. Нам не нужно просить, а только благодарить и превозносить нашего Господа. Бог нас всех вложил в Христа, и когда Христос был распят, то мы тоже были распяты. Следовательно, нам не нужно больше просить: «Господи, я такое скверное существо, прошу Тебя, распни меня». Это будет не хорошо. Ведь вы не просили так о ваших грехах, почету же вы теперь будете просить так о себе самом? Вопрос наших грехов – улажен Его Кровью, а вопрос вашей природы – улажен Его Крестом. Это совершившийся факт. Всё, что вам остаётся сделать, -это поблагодарить Господа за то, что, когда Христос умер, вы тоже умерли. Вы умерли в Нём. Воздайте Ему славу, возблагодарите Его и живите во свете этой истины! «И поверили они словам Его и воспели хвалу Ему» (Псалом 105:12).
Верите ли вы в смерть Христа? Конечно, вы верите. Так - то же самое Писание, которое говорит, что Он умер за нас, говорит также, что и мы умерли с Ним. Прочтём ещё раз: «Христос умер за нас» (Римлянам 5:8). Это первое заявление, и оно вполне ясное; а разве следующие заявления не такие же ясные? – «Ветхий наш человек распят с Ним (Рим.6:6). Мы умерли со Христом» (Римлянам 6:8).
Когда мы были распяты с Ним? Чтобы ответить на этот вопрос, может быть нам будет полезно прочесть заявление Апостола Павла в другой форме: «Христос был распят с нашим ветхим человеком» (т.е. в одно и то же время). Некоторые из вас пришли сюда вдвоём. Всю дорогу вы прошли вместе. Вы можете сказать: «Мой друг пришёл вместе со мною». Но вы можете выразить это иначе: «Я пришёл вместе с моим другом», и это будет также правильно. Если бы один из вас пришёл сюда три дня тому назад, а другой только сегодня, тогда вы не могли бы это сказать. Но раз вы пришли вместе, то вы можете это выразить в той или иной форме, это будет одинаково верно, потому что это не меняет происшедшего факта. Так же и по поводу великого исторического события с глубочайшим уважением, но с одинаковой точностью, мы можем сказать: «Я был распят, когда Христос был распят» или «Христос был распят, когда я был распят». Потому что это не два отдельных события, а одно и то же историческое событие. Моё распятие произошло вместе «с Ним».х) Был ли распят Христос? И если Христос был распят вот уже почти две тысячи лет тому назад, и я вместе с Ним, так могу ли я сказать, что моё распятие произойдёт завтра и если Его смерть была в прошлом, то может ли моя смерть быть в настоящем или будущем? Слава Господу! Когда Он умер на Кресте, то я тоже умер вместе с Ним. Не только Он умер вместо меня, но Он и меня вознёс вместе с Собою на Крест, так что, когда Он умер, я тоже умер. И если я верю, что Господь Иисус умер, то я могу верить и в свою собственную смерть с такой же достоверностью, как я верю в Его смерть.
х) Выражение «со Христом» (Римлянам 6:6) имеет значение не только доктринальное, но и является также и историческим событием. И, конечно, только с точки зрения исторического события мы можем позволить себе такое перемещение в построении фразы. В.Н.
Почему вы верите, что Господь умер? На чём основывается ваша вера? На том ли, что вы чувствуете Его смерть? Нет, вы этого никогда не чувствовали. Вы этому верите, потому что Слово Божие говорит вам об этом. Когда Господь был распят, то в то же время были распяты и два разбойника. И в этом вы тоже не сомневаетесь, потому что Писание говорит нам об этом очень ясно.
Вы верите в смерть Господа Иисуса. И вы верите в смерть двух разбойников. Они были распяты в то же время, как и Господь, но на разных крестах, тогда, как вы были распяты с Ним на одном и том же Кресте, так как вы были в Нём, когда Он умер. Как вы можете это знать? Вы можете это знать, потому что Сам Бог это сказал, и мы вполне можем положиться на Его слово. Это не зависит от ваших ощущений. Не зависимо от того, чувствуете ли вы, что Христос умер, или вы этого не чувствуете, однако вы умерли с такой же достоверностью. Это Божие дело. Что Христос умер – это факт; что два разбойника умерли – это факт; и что вы умерли – это такой же факт. Позвольте мне вам сказать: вы умерли! С вами покончено! Вы устранены. Это ваше «я» которое внушало вам отвращение, распято на Кресте во Христе. И «умерший освободился от греха». (Римлянам 6:7) Это благая весть для христианина.
Мы никогда не сможем осуществить наше распятие ни силой воли, ни нашими усилиями, а только приняв верою то, что было выполнено Господом Иисусом на Кресте. Нужно, чтобы наши глаза открылись на то, что было совершено на Голгофе. Может быть, некоторые из вас до своего обращения пытались достичь спасения своими силами. Вы читали Библию, вы молились, вы ходили в церковь, вы подавали милостыню. Но в тот день, когда ваши глаза открылись, и вы увидели, что спасение полностью уже было совершено для вас на Голгофском Кресте, тогда вы просто приняли Божие спасение и поблагодарили Бога, и мир, и радость наполнили ваше сердце. Спасение и освящение построены на одинаковом основании. Освобождение от греха мы получаем точно таким же образом, как и прощение грехов. Потому что Божии пути для нашего освобождения от греха совершенно не похожи на пути человеческие. Человеческий путь состоит в том, что человек пытается уничтожить грех, стараясь его победить; а Божий путь состоит в том, чтобы устранить грешника. Многие христиане, огорчённые своим бессилием, думают, что если бы они были более сильными, то всё было бы хорошо. Наша неспособность жить жизнью святости из-за слабости и сознания, что от нас требуется гораздо больше, вполне естественно приводит нас к неправильному пониманию о способе освобождения от греха. Если мы обеспокоены силой греха и нашей неспособностью с ним справиться, то мы естественно приходим к заключению, что нам надо быть более сильными, чтобы одержать победу над грехом. «Если бы я был более сильным, - говорим мы, - я смог бы побороть эти вспышки гнева в себе», - и мы просим Господа, чтобы Он укрепил нас и дал нам силы сдерживать себя.
Но это заблуждение; это не является христианством. Способ, которым Бог освобождает нас от греха, не состоит в том, чтобы сделать нас всё более и более сильными, а наоборот, чтобы сделать нас всё более и более слабыми. Какой странный способ, чтобы привести нас к победе, скажите вы; но таков Божий путь. Бог освобождает нас от власти греха не тем, что укрепляет нашего ветхого человека, а тем, что распинает его; не тем, что помогает ему достичь чего-то, а тем, что устраняет его от всякой деятельности.
В течении многих лет вы, может быть, пытались без всякого успеха контролировать самих себя, может быть, ещё и сегодня вы стараетесь это делать; но в тот день, когда вы увидите истину, вы признаете своё полное бессилие, свою неспособность достигнуть желаемого результата, а также и то, что бог, устранив ваше «я», этим выполнил всё. Такое откровение прекращает все наши личные человеческие усилия.
Первый шаг: « Знать то, что…»
Нормальная жизнь христианина начинается с того, что мы должны «знать». Знать ясно и определённо, а не только почерпнуть некоторое познание истины. Речь идёт не об умственном знании, а нужно, чтобы глаза нашего сердца открылись на то, что мы имеем во Христе.
Как вы знаете, что ваши грехи прощены? Потому ли, что вам об этом сказал ваш пастор? Нет, вы просто знаете это. И если я вас спрошу, как вы это знаете, то вы мне ответите попросту: «Я это знаю». И это знание дано нам через Божие откровения. Через откровение, которое исходит от Самого Господа. Конечно, о прощении грехов вы найдёте написанными в Библии, но чтобы Слово, писанное Богом, стало для нас живым Словом Божиим, надо, чтобы Бог «дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Ефесянам 1:17). Всё, что вам было нужно, - это знать Христа таким образом. И это всегда происходит таким образом. При всяком новом и более глубоком познании Христа всегда наступает такой момент, когда мы принимаем эту истину сердцем и «видим» её глазами веры. Озарённые внутренним светом, вы полностью убеждаетесь в истинности открытого вам. То, что истинно в отношении прощения ваших грехов, является такой же истиной и в отношении вашего освобождения от греха. Когда свет Божий озарит ваше сердце, вы увидите себя самого во Христе. Не потому, что кто-то вам об этом сказал, не просто потому, что вы это прочли в 6-ой главе к Римлянам. Это гораздо больше, чем только это. Вы это знаете, потому что Бог открыл вам это Своим Духом. Вы можете это и не ощущать, вы можете этого не понимать, но вы это знаете, потому что вы это «увидели». И если вы увидели самого себя во Христе, то ничто не сможет поколебать вашей уверенности в эту благословенную действительность.
Если вы попросите некоторых верующих, вступивших в нормальную жизнь христиан, рассказать о переживаниях, которые привели их к этому, то одни вам расскажут о своих особых переживаниях, а другие об иных. Каждый опишет особый путь и укажет место из Писания, чтобы подчеркнуть своё личное переживание. Но то, что верующие вступили в более глубокую христианскую жизнь разными путями, не означает, что мы должны считать их переживания, которые они подчёркивают, как несовместимые одно с другим, но скорее как дополняющие один другого. Одно лишь достоверно, что всякое истинное переживание, ценное в Божьих глазах, должно возникнуть через новое откровение о значении личности и творчества Господа Иисуса. Это окончательное и верное основание.
«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Римлянам 6:6). В этом отрывке Апостол всё ставит в зависимость от такого откровения.