И 3. Лидеры, допускающие серьезные ошибки в суждении.
Это похожие случаи, за исключением того, что номер 2 более извинителен, потому что неопытному лидеру была дана слишком большая ответственность слишком рано; или он столкнулся с решениями и проблемами, для которых у него ещё не хватало навыков, опыта и знаний. Однако, в обоих случаях мудрость и сострадание необходимы для того, чтобы потенциально полезные карьеры лидеров не потерпели крушение.
Эти ситуации требуют:
а. Тщательного анализа причин, стоящих за неудачей, и чёткого понимания и признания лидерами того, что они сделали неправильно. Это требует и честности, и смиренности со стороны тех, кто совершил ошибки,
б. Выработки стратегии, заключающаяся в ликвидации непосредственных и долгосрочных последствий для организации или группы. Она составляется таким образом, чтобы можно было исправить результаты неудачи и восстановить, если можно, положение,
в. Планы ликвидации минусов лидеров.
Это может включать в себя:
Научение и руководство более опытных лидеров. Создание вокруг изолированного лидера команды для выполнения задания. Возвращение лидеров, находящихся на мели, на уровень ответственности, который больше соответствует их возможностям и опыту, для того, чтобы они могли вновь завоевать доверие, г. Обеспечение долгосрочной пасторской заботы о лидерах для того, чтобы они имели доступ к тем лидерам, служителям, с которыми они могли бы свободно обсудить трудности, испытания и достижения. Это гарантирует, что с проблемами разберутся ещё до того, как они станут серьёзными болезнями. Пасторская забота должна также распространяться на помощь в восстановлении других областей в жизни лидеров, которые пострадали от стресса неудачи, например, брак и взаимоотношения в семье.
д. Информирование людей о планах и направлениях действия в отношении лидера, чтобы они могли выразить свою любовь к нему, и свою поддержку его как личности. Люди должны дать почувствовать лидеру, что они принимают участие в его восстановлении. Также необходимо создать возможности для удаления неправильных чувств и критического отношения с обеих сторон.
И 6. Где явно присутствует моральное падение
Эти три случая требуют другого обращения, так как в них был нанесен моральный вред. Другие факторы, такие же, как и в случаях 1 и 3, тоже могут иметь место, и в таких случаях будут применимы выше указанные шаги. Здесь мы особо обратимся к моральным вопросам, которые необходимо уладить. Это:
1. Покаяние
2. Восполнение
3. Перестройка.
Покаяние
Джипси Смит, известный английский евангелист, несколько поколений тому назад говорил, что всеми проблемами христиане обязаны плохому покаянию. Является ли это заявление абсолютно точным или нет — нам необходимо подчеркнуть тот факт, что покаяние это более чем извинение или выражение сожаления о происшедшем. Это требует абсолютно ясного понимания от человека, что случилось на самом деле, и что необходимо предпринять по поводу этого. Эти вопросы нельзя обходить, делая поспешное предположение, что христиане, и особенно христианские лидеры, понимают абсолютно всё о покаянии. Учитывая весь опыт, включая наш собственный, мы можем прийти к убеждению, что это далеко не так. Для истинного покаяния необходимо:
а. Искреннее признание того, что закон Божий, который был нарушен, — это праведный закон, и было неправильно нарушать его.
б. Искреннее признание личной вины в нарушении закона без уловок и извинений,
в. Искреннее намерение исправиться и в будущем быть послушным закону, который был нарушен.
Другой такой же важный аспект состоит в необходимости верить в то, что пострадавшая сторона желает простить, и что она прощает не только как пострадавшая лично, но также как и противящаяся преступлению, совершенному против закона Божьего в её лице.
Вопрос прощения часто так же мало понимается, как и вопрос покаяния, и обычно этому тоже нужно учить. Для того чтобы разобраться с неправильным поступком должным образом, виновный должен не только искренне раскаяться, но должен также быть способным поверить, что прощающий, прощая, всё же сохраняет настоящую заботу о нарушенном законе Божьем. Это означает, что предложенное покаяние никогда не следует принимать со словами: «Ничего страшного, не беспокойся».
Восполнение
Возможно, это понятие покажется сложным и старомодным, но оно чрезвычайно важно, не столько для вопроса прощения, сколько для вопроса восстановления. Ключевым местом является книга Левит 6:2-6. Там говориться, что если человек грешит и поступает неверно по отношению к Господу, обманывая своего ближнего в том, что было ему доверено или поручено, или если он обманывает его или клянется ложно, то:
а. Он должен вернуть то, что тот поручил ему, или в чем он ложно поклялся,
б. Он должен полностью восполнить всё, добавить пятую часть к её цене и отдать всё это владельцу в день, когда он приносит жертву повинности.
в. Он должен принести к священнику, то есть к Господу, свою жертву повинности, и священник очистит его, и он будет прощён.
Восполнение — это не зарабатывание прощения, это исправление сделанного вреда. Это может быть публичное извинение перед человеком, с которым неправильно обошлись. Так же может включать добровольное принятие роли слуги по отношению к людям, с которыми обошлись высокомерно или над которыми доминировали. Цель этого заключается в том, чтобы, если возможно, восполнить причиненный вред, чтобы закон Божий был превознесен и мир восстановлен.
Следовательно, цель не заключается в наказании и в зарабатывании прощения. Цель — восстановление взаимоотношений. В идеале предпринимаемое действие должно проистекать из взаимного согласия между сторонами о том, что приемлемо в данных обстоятельствах. Возможно, для восстановления мира потребуется только покаяние и прощение; возможно, для обеих сторон понадобится некоторая форма компенсации и восполнения.
Перестройка
Другим важным аспектом восстановления, которым тоже часто пренебрегают, и в отношении которого очень плохо работают, является желание со стороны лидеров, потерпевших неудачу, тратить время на восстановление тех областей своей жизни, в которых наблюдались недостатки. Фактор времени не справится с этим; необходимо более произвольное дисциплинирование, хотя это и болезненный процесс.
«Всякое наказание в настоящее время кажется нерадостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности». (Евр. 12:11)
Работа помощи в восстановлении лидера требует мудрости, сострадания и терпения, а более всего — отеческого сердца, которое желает служить дисциплинирование твердо, и в то же время справедливо и с любовью, и которое радуется, когда всё уже позади. При работе с лидером в такой ситуации необходимо обратиться к определённым областям, чтобы выяснить: