Познание Христовой природы слуги
Для нас доступ к жизни Христа лежит через новое рождение, действие возрождения. Познание этого образа производится силой Его жизни в нас через действие освящения. Для нас это действие означает следующее:
1. Возрастающее понимание и благодарность за то, что было совершено для нас в: а. Действии Креста.
б. Работе Святого Духа, применяющего действие Креста.
2. Возрастающее и постоянное применение реальности этого действия для себя; «почитание себя», выражаясь терминологией Павла.
3. Научение, в моральном и духовном смыслах, когда мы должны постоянно делать правильные выборы, гармонирующие с этой реальностью.
Понимание
Первая ступень — это понимание. Я надеюсь, что мы, по крайней мере, находимся на пути к пониманию истины, что в Воплощении Иисус создал природу слуги и стал слугой. Через наше отождествление с Ним в Его смерти и воскресении мы можем соприкоснуться с этой природой и соединиться с ней. Но нам нужно глубже поразмыслить и задуматься над этой истиной, пока она не станет откровением для наших сердец.
Применение
Следующая стадия — это применение. Здесь в наших сердцах будут задеты глубокие вопросы, поэтому мы не сможем его избежать. На самом деле, через применение нельзя проскочить, иначе ничего не произойдет. Мы сталкиваемся с тем, что нам нужно пройти через те же стадии и те же ступени, что и Иисусу, потому что
«Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его». (Мат. 10:24-25)
В определённом смысле, это очень личное путешествие и очень субъективное переживание, поэтому любые два человека не пройдут его совершенно одинаковыми путями. Но Послание к Филиппийцам 2 глава даёт, тем не менее, некоторые основные картографические данные, чтобы помочь нам наметить маршрут и показать, насколько далеко мы продвинулись в этом путешествии.
Не почитал хищением»- (стих 6)
Если мы откроем наши сердца для пронизывающего рентгена Святого Духа, то, несомненно, придём к осознанию того, что у нас есть определённые лелеемые нами цели и устремления, которые стали для нас тем, к чему мы стремимся.
Мы не можем позволить другим людям обусловить эти категории для нас, и нам запрещается затрагивать и ограничивать их для других людей. Но мы неизбежно придём к ясности, которая иногда будет для нас болезненной. Ясности по поводу конкретных проблем, на которые указывает нам Святой Дух.
Первая стадия — отдать то, что мы удерживали, и больше не считать это тем, что нужно искать, к чему нужно стремиться, что нужно считать законной целью наших устремлений.
Уничижил Себя», то есть опустошил себя
Затем мы придём, если не свернем с избранного пути, к точке самоопустошения. Где мы позволим уйти нашим амбициям, нашим повесткам дня, нашим видениям и мечтам, и положению, которое мы занимаем или желаем занимать в мнениях других. Иными словами, мы позволяем оставить нас всему аппарату стремления к силе. Это означает, что мы отделываемся от любого вклада в успех, статус, положение, титул, репутацию и тому подобное.
Но более того, мы должны опустошить себя. Это значит, что мы должны оставить все наши сильные стороны и способности, даже если они даны Богом, нашу самоуверенность и наш испытанный список заслуг, нашу учёность, наш опыт, наше тщеславие и наше позитивное представление о себе. То есть всё, что питает наше падшее тщеславие и питает наше представление, что мы являемся чем-то или кем-то. Мы можем думать, что отвергаем то, что составляет наше Я, но на самом деле уходит не наше настоящее Я, а все в нас, что может быть обольщено силой или соблазнено положением.
Но несомненно, самоопустошение Сына Божьего не имело ничего общего с нашим. Его самоопустошение было отказом от совершенства, от нетленных достоинств, наше — опустошение от сил, всего бесцветного и двусмысленного, от потенциалов и всего порочного и падшего.
Приняв образ раба».
Когда мы готовы принять Христову природу слуги? Только тогда, когда процесс самоопустошения завершён, потому что до этого служение является для нас только понятием, а мы не занимаемся понятиями, мы занимаемся жизнью. Только Святой Дух знает, когда мы завершили эту стадию, и только Он может привести нас к пониманию того, что ветхое, наконец, прошло, и теперь всё новое.
Теперь применение становится совершенно ясным. Мы понимаем, что означает «принять», «облечься» и «приобрести», становится легко «почитать» и «ходить по Духу»; вдруг это становится терминами, которые мы можем понимать, и которые мы можем претворять в жизнь. Я думаю, что одной из главных причин, почему нам не хватает реальности в «облечении», является то, что мы ещё не разобрались должным образом с «совлечением», и поэтому не достигли уровня веры, где возможно применение.
4. «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти»
Принятие природы слуги является обычно кризисным переживанием, вхождение в него является процессом, центром которого является Божественная заповедь.
«...только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». (Гал. 5:13-14)
Продолжение
Очень важно понять, как Бог действует в нашей жизни, чтобы повлиять на изменение характера.
Во-первых, Он заинтересован во внутренних изменениях: не в том, что я делаю, а в том, каким человеком я становлюсь. Например, Он не желает, чтобы я всё время творил добрые дела, Он желает, чтобы я стал добрым человеком. Когда я являюсь добрым человеком, то всё, что я делаю, будет нести на себе отпечаток доброты, даже если это укор или дисциплинирование. Бог не желает, чтобы я говорил буквальную правду при каждой возможности, Он желает, чтобы я стал честным человеком, и тогда чистота будет присутствовать во всём, что я делаю и говорю. Итак, Он не заинтересован, чтобы мы делали всё время то, что надлежит делать слуге, а в том, чтобы у нас было сердце слуги.
Во-вторых, в Библии Бог не дал нам детальную, конкретную инструкцию, как разбираться с каждой ситуацией или любыми обстоятельствами. Не существует списка правил или универсальной системы, которая автоматически скажет нам, что предпринимать в каждом случае. Слабая сторона списка правил, как у фарисеев, состоит в том, что мы всегда можем найти способ, чтобы спокойно жить с буквой закона, не позволяя ей влиять на наше сердце или изменять нашу мотивацию.
Вместо этого Бог сделал вот что:
1. Установил заповеди в форме принципов для направления нашего поведения.
2. Дал ряд конкретных примеров применения, чтобы показать практичность этих принципов, и
3. Оставил нам применение этих принципов наиболее творческим и честным образом в реальных жизненных ситуациях, с которыми мы
сталкиваемся.
Это не значит жить с набором законов, а жить в гармонии с нашей природой слуги, спрашивая в каждой ситуации: «Какие действия в этих обстоятельствах послужат наилучшим интересам тех, кого я веду?» Не существует совершенно безопасного метода для любого случая. Много раз наш выбор будет двойственным и наше суждение ошибочным, и у нас будет множество возможностей учиться на ошибках. Но в одном мы можем быть уверены — жизнь по принципам, заложенным Богом, в конце концов достигнет цели, которую Он наметил для нас. Слуга, а если мы ведём, — лидер-слуга, становится для нас второй природой. Иными словами, мы делаем это естественно и непроизвольно, так что принимаем ли мы решения или выполняем решения других, издаем инструкции или подчиняемся приказам, являемся первопроходцами или способствуем выполнению видения другого человека, мы делаем это, чтобы служить.
Глава 9
Синдром статуса
Теперь мы подходим к рассмотрению второго качества лидера, который ввёл Иисус, и которому может быть доверено распоряжение силой без того, чтобы он был соблазнен или испорчен ею. Оно связано с тонким вопросом статуса
Статус — это положение или звание в обществе по сравнению с другими или в отношении их. Иисус рассказал резкую притчу о статусе, когда Он был приглашён на обед и увидел, как гости стремятся захватить почётные места за столом.
«Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почётнее тебя, и звавший тебя и его подошед не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя подошед сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою; ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Лук. 14:8-11)
Статус и лидерство
В мире лидерство и статус идут рука об руку. В бизнесе вы почти всегда можете безошибочно сказать, кто является президентом или исполнительным директором, потому что у него самый большой офис, и обычно он расположен на последнем этаже здания. У него также самый большой стол и самый толстый ковер и место для стоянки, которым никто другой не может пользоваться. Насколько необходимы некоторые или все эти привилегии для работы, которую ему нужно выполнять? На самом деле, они совсем не являются необходимыми, это символы статуса.
Статус является одной из самых главных не денежных наград лидерства, иногда главной наградой. Люди смирятся с требованиями и трудностями, связанными с положением лидера, они согласятся на стремительную ответственность и посвящение времени, они пожертвуют другими важными интересами и иногда даже пойдут на меньшее финансовое вознаграждение, только чтобы насладиться статусом, связанным с данной работой.
Иногда статус предлагается как замена денежного вознаграждения. Назовите служащего начальником офиса, а механика — инженером, и вы действительно можете побудить их отказаться от лучше оплачиваемой работы в другом месте Потому что тогда они вернулись бы вновь на более низкий уровень статусной терминологии.
К статусу не только стремятся, он усердно охраняется теми, кто занимает положение. Вы замечали, вероятно, какими чувствительными некоторые из них становятся, если не соблюдается этика, или не даётся признание, даже если они понимают, что их реакция является не личным делом, а связана с уважением к занимаемой ими должности.
Статус также используется для укрепления силы лидера путём произвольного создания вертикальной дистанции между лидером и последователями. Тогда приказы и решения лидеров «спускаются вниз», как будто тогда они несут дополнительный вес и нисходят от полубогов и полубогинь, которые населяют изысканную атмосферу высших эшелонов организации. Когда вы позволяете себе подумать об этом, всё это, конечно, кажется ничтожным притворством, в это верят, благодаря осторожному использованию символов статуса и отягощённого статусом языка.
Но бывает, что статус не столько ищут лидеры, сколько его им дают ведомые ими люди. Его даже навязывают им, желают они этого или нет. Люди сегодня такие же, как и в дни Самуила, когда они желали царя, такого, как у всех других народов.
«...будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши». (1Цар. 8:20)
Причины этого не нужно искать долго. Дайте царю или лидеру силу и статус, и тогда он и только он отвечает за результаты. Если он преуспевает, тогда люди могут идентифицировать себя с ним и, следовательно, быть частью успеха с минимумом усилий и неудобств. С другой стороны, если его постигнет неудача, он понесёт всю вину, потому что если он получает хвалу, то может также получить и хулу.
Даже Давид испытал это на своей шкуре, когда амаликитяне взяли город Секелаг в его отсутствие и увели всех жён и семьи его людей.
«Давид сильно был смущён, так как народ хотел побить его камнями; ибо скорбел душею весь народ, каждый о сыновьях своих и дочерях своих». (1 Цар. 30:6)
Статус влияет не только на лидера, но и на жену лидера. На жену церковного лидера возлагаются определённые надежды, и по отношению к ней устанавливается определённое отношение, просто потому что она является женой пастыря или пресвитера. Я знаю многих женщин, для которых такое положение является огромным бременем. Это также распространяется на семью лидера, и во многих случаях является скрытой причиной бунта ребёнка проповедника.
Действие статуса
Статусу присуще действие акцентирования и укрепления многих вредных воздействий силы на её обладателей.
Во-первых, разница, которую он создаёт, питает гордость и лелеет тщеславие и самолюбие. Лидер находится в большой опасности, заключающейся в том, что он начнёт верить лести, которую говорят о нём или о ней.
Во-вторых, дистанция, которую он устанавливает между лидерами и людьми, даёт рост высокомерию тем, что тонко возбуждает в лидерах чувство некоторой принадлежности к элите, возвышающейся над другими людьми. От этого недалеко до уверенности в том, что их не могут проверять и испытывать, или что стандарты и моральные ограничения, применимые к другим людям, не применимы к ним.
В-третьих, личное возвышение, которое статус добавляет к другим преимуществам силы, часто делает недобровольную потерю должности такой нежелательной, что это, в конце концов, является гарантией того, что обладатель должности будет пытаться держаться за своё положение правдами и неправдами.
Проявления статуса
Существует множество проявлений статуса и символов статуса. Следующие примеры являются показательными примерами, благодаря которым мы начнём видеть, каким укоренившимся является статус, и как глубоко он проник в наше мышление и даже в наш язык. Многие черты статуса могут быть обнаружены в церкви, и они действуют там так же вполне эффективно, как и в мире, и используются для тех же целей и, к сожалению, с теми же результатами.