Евхаристический хлеб и вино в служении преждеосвященной Литургии.

Во времена раннего христианства был обычай, согласно которому, миряне могли уносить с собой после Литургии частицы освященных Святых Даров. Известно о возможности причастия в домашних условиях преждеосвященными Дарам под одним видом Хлеба, - как свидетельствует Тертуллиан(ум. после 220г.), - одного Тела Христова было достаточно для причастия, ибо оно освящает всё. Климент Александрийский (+215) сообщает, что при преломлении Хлеба за Евхаристией, каждому из верных дозволялось брать некоторую его часть домой (см. Строматы. I, 1).[197] Во времена гонений на Востоке верующие всегда имели дома частицы Святого Хлеба и сами себя причащали, но эта практика не исчезает и в мирные времена. Святитель Василий Великий(+ 379) пишет, что «Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, хранят причастие в доме и сами себя причащают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин имеет у себя причастие в доме и сам себя причащает, когда захочет» (Письмо 89, к Кесарию).[198]В более поздних свидетельствах, у Иоанна Мосха (+ ок. 634) в «Луге духовном» (гл. 29), говорится о случае, когда женщина ходила в гости к соседке, чтобы совместно приобщиться Святого Причастия.[199] На Западе обычай возможности причащения под одним видом (только Телом) выразился в том, что Римо-Каталическая литургическая традиция, начиная с XII века, усвоила практику причащения мирян за Мессой под одним видом Хлеба. Как замечает Н. Д. Успенский, практика причащения под одним видом была в строгом смысле отступлением от апостольской традиции, вызванная, в частности, чрезвычайными обстоятельствами гонений, а, впоследствии, оправдываемая её давностью. В этом контексте следует заметить, что причащение под одним видом Хлеба издревле не вызывало сомнения в действительности причастия, также как сегодня причащение младенцев только под видом Вина рассматривается как само собой разумеющееся. При этом, латинская практика причащения мирян под одним видом, сегодня вызывает осуждение со стороны православных.

Традиция домашнего самопричащения в свое время дала повод к развитию небольших последований, читаемых перед причащением (вне Литургии) преждеосвещенными Дарами. В простейшей форме эта практика отражена в житие Марии Египетской (V в.) – когда старец Зосима принес Причастие в пустыню ко святой Марии, были прочитаны «Символ веры» и молитва Господня «Отче наш», а после причастия молитва Семеона Богоприимца - «Ныне отпущаеши». Возникшие в скором времени в отшельнической практике последования самопричащения легли в основу так называемого чина Изобразительных. Ревностные подвижники, «…подобно своим великим наставникам – Евфимию Великому, Савве Освященному и другим, удалялись на известный срок (от Крещения до Святой Пасхи) из Лавры в пустыню и там предавались уединенным подвигам, а чтобы не оставаться долго без причащения, они могли брать с собой из монастыря Святые Дары… В определенный час (когда совершалась литургия в монастыре) монахи-отшельники прочитывали положенное последование «на причащение», или Изобразительны, и затем причащались Святых Таин».[200]Изобразительные в своим развитом последовани напоминают некоторые элементы богослужения, употребляемые за Литургией. То есть, как бы «изображают литургию» - отсюда и появилось такое русское название: «Изобразительные». В просторечии этот чин часто называют «обедницей». В греческой практике это последование имеет другие наименования.

Согласно книги «Орлогион», предназначенной для келейного употребления палестинских монахов саввитской традиции IX в., указывалось последование к причащению преждеосвященными Дарами, совершаемое после 9-го часа. Монах отшельник приступая к самопричащению совершал следующие моления:

- обычное начало;

- евангельские заповеди блаженств;

- молитвы: «Лик небесный…» и т.д.;

- символ веры;

- молитва Отче наш;

- читаются стихи 33 псалма (это издревле был причастный псалом);

- «молитва по причащении» и «благодарственная молитва».

Подобное последование было известно и в других уставных традициях этого времени: в Евергититском монастыре и монастыре Феодора Студита (+826). Правда студийский монастырь включил последование «изобразительных» после Литургии и употреблял их для молений перед трапезой, которая начиналась с вкушения антидора именуемого «евлогия», т.е. благословение и богородичной просфоры, - по подобию хлеба в древности употребляемого во время Агап. В византийском Евергетитском монастыре это последование совершалось только в те дни, когда литургия по каким-либо причинам не служилась. Чин Изобразительных в данном случае как бы заменял собой литургию.[201]

В современном последовании изобразительных после символа веры добавлена небольшая молитва «Ослаби остави…», после «Отче наш» следуют храмовый и дневные кондаки и указана одна заключительная молитва к Пресвятой Троице, под авторством Василия Великого. Молитв по причащении в нынешнем последовании нет, это и понятно, т.к. причастие преждеосвященными Дарами осуществляется в чине на Вечерне, или же причастия может не быть вовсе, – например в понедельник, вторник и четверг в обычных будничных великопостных богослужениях.

Итак, «Изобразительны» вошли в состав монастырских служб великой Четыредесятницы и заняли место между 9-м часом и Литургией Преждеосвященных Даров, так что и по сей день, сохраняется традиция совершения «Изобразительных» в будние дни Великого поста, когда не служится полная Литургия (Иоанна Златоуста или Василия Великого). К IХ веку в последование изобразительных входили также псалмы 102й и 145й, которые стали употребляться в качестве литургийных антифонов[202], а в великопостные богослужения изобразительные так и вошли без них, начинаясь с пения (иногда чтения) евангельских заповедей блаженств.

Появление Литургии Преждеосвященных Даров, зная известную практику домашнего самопричащения, по сути дела, послужило лишь «воцерковлением» традиции причащения преждеосвященными дарами. В дни, когда Евхаристическое последование с освятительной молитвой Анафоры не совершалось, причащение осуществлялось во второй половине дня за богослужением Вечерни. Такой порядок наиболее уместен в дни поста, так как эти дни располагают к аскетическому деланию (пост до 9-го часа), завершением которого к закату дня служит причащение преждеосвященных святых Христовых Таин. Эта практика вечернего причащения нашла свое оформление в Антиохии и Палестине. По всей вероятности усилиями антиохийского патриарха Севира (513-518), иерарха радеющего о литургической жизни Церкви, чинопоследование Вечерни с причащением преждеосвященными Дарами получило активное распространение в Церкви. В одном из Сиро-Яковитских свидетельств XIII в. прямо говорится, что Севир ввел общецерковное причащение преждеосвященными дарами вместо домашнего самопричащения.[203]

Когда практика причащения Преждеосвященными дарами стала общецерковной через это, стало возможным употребление чаши для причащения, и естественным образом стал вопрос о её освящении. В ряде сирийских литургических рукописей приводится особая молитва освящения Святой Чаши, надписанная как «Молитва освящения потира, Севира, патриарха Антиохийского, как она была первоначально переведена с греческого языка на сирийский».[204] В исследованиях грузинских рукописей прот. К. Кекелидзе указывается, что в практике Грузинской Церкви имела место быть традиция особого приготовления Чаши к Литургии преждеосвященных Даров, даже с привнесением элементов проскомидийных поминаний. Об особом приготовлении Чаши известно также и из Константинопольских патриарших Типиконов, согласно которым указывалось до Входа и пения «Ныне силы небесные» непременно влагать в Потир частицу преждеосвященных Даров и после добавления вина с теплотой со словами «Соединение Духа Святого» Святые Дары становились готовыми к принесению на престол алтаря.[205]

В сознании Церкви закрепилась идея, что Святой Хлеб оставляется для Преждеосвященной Литургии в чистом виде, т.е. не напоенным Святой Кровью. В константинопольских последованиях XI-XIIвв. говорится, что при совершении полной литургии воскресного дня Святой Хлеб сохраняется «в особом ковчеге, причем Святая Кровь в них не вливается, ибо в каждый из постных дней при совершении Преждеосвященных приготовляется и освящается Чаша, в которую опускается преждеосвященный Хлеб, возвышаемый и преломляемый. Ибо Преждеосвященная литургия совершается лишь ради освящения Чаши».[206] Со временем, Святой Хлеб, оставляемый для Преждеосвященной Литургии стали напоять Кровью из Чаши. Такая практика стала появляться не ранее XIв. и прочно закрепилась в традиции кXVв., но к этому времени ещё сохранялось древнее представление об освящении Чаши на Литургии Преждеосвященных Даров. Симеон Солунский (+1429) подчеркивал, что «содержимое Чаши освящается на Преждеосвященной Литургии не призыванием Святого Духа и не благословением, но общением и соединением с животворящим Хлебом, истинным Телом христовым, соединенным с Кровью».[207]

В практике Русской Православной Церкви, классическое для православного Востока представление о Святых Хлебе и Чаше на Литургии Преждеосвященных Даров, было нарушено в XVIIв. под влиянием латинского схоластического богословия. Преждеосвященный Хлеб в момент приготовления непременно напояется Кровью из Чаши, но причащение осуществляется лишь от этого Хлеба, а содержимое Чаши рассматривается как простое освященное вино. На основании этого не допускают младенцев до причащения на Преждеосвященной Литургии, мотивируя это тем, что в Чаше не есть Кровь Христова. На обычной Литургии священнослужители причащающиеся под двумя видами (отдельно от Хлеба и отдельно от Чаши), но на Преждеосвященной службе из Чаши не испивают, т.е. причащаются отличным от обычной Литургии порядком. Хотя ещё Семеон Солунский свидетельствовал, что на Преждеосвященной Литургии священство должно причащаться обычным порядком (и от Хлеба и от Чаши), и в древних славянских рукописях указывалось приступать ко причастию на Преждеосвященной по чину как и на Литургии Иоанна Златоуста. Крен в богословии Преждеосвященной Литургии произошел после киевского митрополита Петра Могилы (1596-1647). В изданном при нем служебнике давалось разъяснение чисто в католическом духе, что евхаристия освящается так называемыми установительными евангельскими словами Христа, а так как эти слова, – «Пийти от нея вси, сия есть Кровь Моя…», – не читаются над Чашей, то согласовать с этим верование об евхаристическом освящении содержимого Чаши соединением с преждеосвященным Хлебом, затруднительно.[208] В конечном итоге в московский служебник 1676г. вошло известное доныне «Изъявление о неких исправлениях в служении Преждеосвященной Литургии», в котором, к глубокому сожалению, подчеркиваются все указанные выше уклонения в сторону не православной традиции. Основываясь именно на этом «Изъявлении» священнослужители отказывают в причастии младенцев на Преждеосвященной Литургии.

В греческой традиции подобные взгляды так явно не выражены, а необходимость напоять Святый Хлеб Кровью из Чаши при приготовлении Агнца для Преждеосвященной Литургии, подчеркивается, согласно «Кормчей» 1801г., разъяснениями о том, что «ненапояющие св. Тела пречистою Кровь, как это полагается в евхологиях… явно латиномудрствуют. Ибо одним из пунктов латинского нечестия является, между прочим, и то, что латиняне преподают мирянам таинство Евхаристии под одним видом…».[209]

Об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров стоит заметить, что антиохийский патриарх Севир (вероятный составитель этого чинопоследования) оказался в период богословских споров на стороне не православных монофизитов, и его имя как литургиста у нас было предано забвению. В греческих и древних славянских рукописях имя редактора-составителя Литургии Преждеосвященных Даров указывалось различно. Автором фигурировал и ап. Иаков, и Василий Великий и другие святители и апостолы. К примеру, в слове, приписанном иерусалимскому патриарху Софронию (+ ок. 642), говорится о Литургии Преждеосвященных: «…одни говорят, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра, Верховного апостола, а иные – других».[210]В нынешней практике авторство этой Литургии не указывается. Нынешняя славянская традиция несколько неожиданно усвоила автором Литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова (Великого), папу Римского(+604). Это связано с тем, что папа упорядочил литургическую практику в Римской Церкви в период Великого Поста и только. Его имя ошибочно попало в славянские последования в качестве автора. Из всех известных жизнеописаний свт. Григория и греческих литургических источников нет указаний на его авторство Преждеосвященной Литургии.[211] К тому же в день памяти святого, чьё имя фигурирует в качестве автора-редактора, обычно совершается Литургия с его именем, но в день памяти свт. Григория Двоеслова, приходящийся как раз на великопостный период, Уставом не указывается служение Преждеосвященной Литургии.

«Есть основания полагать, что введенное в Антиохии общецерковное причащение Преждеосвященным Хлебом было принято Константинополем между 531 и 536 годами <…> Константинополь не только принял литургию Преждеосвященных Даров, но и ввел предельно частое её совершение. Если в монофизитской Антиохии она совершалась только в постные дни Четыредесятницы, то в Константинополе <…> её совершали и в другие дни. Одним из таких дней был праздник Благовещения. Только Трулльский собор установил в этот праздник совершать полную литургию. Правилами патриарха Никофора Исповедника, – 806-815, – предписывается совершать литургию Преждеосвященных в среду и пятницу в течение всего года <…> и кроме того в праздник Воздвижения Креста Господня. Её совершали также в Великую пятницу».[212]

Как видно из сказанного,дни служения Литургии Преждеосвященных Даров в истории Церкви были различными. На сегодняшний день Уставом предусматривается служение этой Литургии только во время Великого поста, в следующие дни:

- в течение шести седмиц поста по средам и пятницам;

- в четверг пятой седмицы (стояние Марии Египетской);

- в понедельник, вторник и среду страстной седмицы;

- в дни храмового праздника, если таковой пришелся на будний день великого поста;

- в дни памяти полиелейных святых, приходящихся на будний день поста, таких дней может быть два (40 муч’s севастийских и обретение главы Иоанна Предтечи).

Практикасовершения Вечерни на Литургии Преждеосвященных Даров впитала в себя элементы несколько различных традиций отправления этого богослужения суток, ввиду чего эта она выглядит довольно необычно. На этой Вечерни мы наблюдаем дублирование покаянного псалма 140, - «Да исправиться молитва моя…», - первый раз мы его слышим со стихирами на «Господи воззвах» перед входом на Вечерне и пением гимна «Свете Тихий», второй раз уже после входа и чтения паремий из Ветхого Завета с добавкой «Свет Христов просвещает всех», сходный по богослужебному назначению в изнесением светильника на входе к пению «Сете Тихий». К завершению этой необычной вечерни в момент перенесения преждеосвященных Даров с жертвенника на престол поется песнь «Ныне силы небесные…», звучит ектения и следует причастие Святых Христовых Таин.

Итак, общее уставное последование Литургии Преждеосвященных Дароввыстраивается не сегодняшний день следующим образом:

- прежде совершения вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров должны быть отслужены часы (хотя бы девятый) с изобразительными (далее может быть небольшой перерыв в течение дня).

- вечерня начинается литургийным возгласом «Благословенно Царство…».

- мирная (великая) ектения.

- кафизма (чаще всего 18-я), разделенная на три части («Славы»), в завершении каждой из которых следует малая ектения («Паки и паки…»). На первой «славе» в алтаре преждеосвященный Хлеб готовится на дискосе, поставляемом на престол, на второй – совершается троекратное каждение престола с Дарами, на третьей – дискос со Святым Хлебом переносится на жертвенник (молящиеся обычно встают в этот момент на колени или падают ниц), готовится чаша с вином, дискос и потир закрываются покровцами.

- поются обычным порядком псалмы со стихирами на «Господи воззвах», диакон в это время совершает полное каждение храма.

- совершается вечерний «вход» с пением «Свете Тихий».

- прокимены и две паремии из ветхозаветных текстов (как правило, из книги «Бытие» и «Притчи», и возглашается «Свет Христов просвещает всех» (священник - лицом к народу с кадилом и зажженной свечой в руках»).

- поются покаянные стихи 140-го псалма «Да исправится молитва моя…», в это время священник с диаконом поочередно совершают каждение престола и жертвенника.

- молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с тремя земными поклонами (по уставу указаны только поклоны без молитвы).

- сугубая ектения («Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем…»).

- ектения об оглашенных (и готовящихся ко просвещению).

- поется песнь «Ныне силы небесные…», диакон совершает каждение престола и жертвенника и священник молча переносит Святые Дары с жертвенника на престол через царские врата в предшествии диакона с кадилом и зажженной свечой (все молящиеся в это время обычно встают на колени или падают ниц).

- молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с тремя земными поклонами (по уставу указаны только поклоны без молитвы).

- просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…»).

- поется молитва «Отче наш».

- благословение предстоятеля «Мир всем».

- молящиеся по призыву диакона преклоняют главы.

- с диаконским призывом «Вонмем» священник возглашает «Предеосвященная Святая святым» после чего происходит причащение всех по чину.

- самое завершение литургии происходит почти обычным порядком (особенной является здесь заамвонная молитва).

Список литературы.

1. Алексеев А. Библия в богослужении. Византийско-славянский лекционарий. СПб, Изд-во «Нестор-История», 2008.

2. Алымов А. Лекции по исторической литургике. – http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_00.html

3. Арранц М. «Око церковное». Переработка опыта ЛДА 1978г. История Типикона. М., 1999.

4. Арранц М. Избранные сочинения по литургике в 5-ти томах. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003.

5. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховский. Как причащались древние христиане. СПб, «Библиополис», 1998.

6. Афанасьев Н., протопресв. Трапеза Господня. М., 2003.

7. Бартосик Григорий. Богородица в богослужении Востока и Запада. М., 2003.

8. Василик В. Происхождение Канона (богословие, история, поэтика). Изд-во СПбГУ, 2006.

9. Василий (Кривошеин), архиеп. Некоторые богослужебные особенности у греков и у русских и их значение. Доклад, прочитанный 2 июля 1975 г. на Литургическом Съезде в парижском Богословском Институте пр. Сергия. - http://www.krotov.info/libr_min/k/krivosh_v2.html

10. Вениамин (Краснопевков), архиеп. «Новая скрижаль» или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. М.: Русский духовный центр, 1992г.

11. Воробьев В., прот. Введение в литургическое предание Церкви. М.: ПСТБУ, 1993.

12. Георгиевский А. О церковном календаре. М., 1996.

13. Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Церкви. Т.1. и Т.2 – М., 1996.

14. Дебольский Г., прот. Православная Церковь в её таинствах, богослужении, обрядах и требах. М.: «Отчий дом»,1994г.

15. Деснов Н., прот. Еще несколько слов об известных расхождениях между Русскими и Греками в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. / Богословские труды. №31, 1992. С. 86-96.

16. Диаковский Е. Последование часов и Изобразительных. Киев, 1913.

17. Евдокимов П. Православие. М.: ББИ, 2002.

18. Егоров В. Благословен Бог Израилев. Сравнительный анализ христианской и иудейской теологии в рамках богослужебных обрядов. Обнинск, 2001.

19. Желтов М. Брак и Евхаристия. // ЖМП №11, 2004.

20. Желудков С., свящ. Литургические заметки. М., 2003.

21. Игнатия, мон. (Пузик) Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2005.

22. Кашкин А. Устав православного богослужения: Учеб. Пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010.

23. Карабинов И. Святая Чаша на литургии преждеосвященных Даров. / Оттиск из журнала «Христианское чтение». 1915, VI, c. 737-753 и VII, с. 953-964. Петроград, 1915.

24. Киприан (Керн), архим. Литургика, гимнография и эортология. М., 1997.

25. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М., 1999.

26. Книга правил святых Апостолов, святых Соборов вселенских и поместных и святых отцов. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992.

27. Ковальджи В. Нормально, Григорий? Отлично, Гай Юлий! -http://www.liturgica.ru/bibliot/kovaldgi.html

28. Красовицкая М. Литургика. М.: ПСТГУ, 2004. (см. также http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/krasovickaya/liturgika/contents.html)

29. Кунцлер М. Литургия Церкви. Кн. I-III. М., 2003.

30. Малков П. Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2007.

31. Мансветов И. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886.

32. Матеос Х. Развитие Византийской Литургии. / русск. пер. с англ. Забавина В., 2005. – http://www.liturgia.ru/bibliot/biz_lit.html

33. Мейендорф Ин., прот. Литургия или Введение в духовность Византии / Пер. с англ. Полякова // «Альфа и Омега». №1, 1995, с. 95–108. – http://www.kiev-orthodox.com/theology/meyendorff1.htm

34. Нафанаил, иером. Божественная Литургия. Последования, предваряющие литургию Преждеосвященных Даров. Изобразительны. ЖМП №11, 1981.

35. Никольский К. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. М., 2002.

36. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви (Учебное пособие по Литургике). М.: «Паломник», 1999г.

37. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000г. Н.Н., 2001.

38. Пентковский А. Константинопольский и Иерусалимский богослужебные уставы. ЖМП №4, 2001.

39. Пентковский А. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001.

40. Печатнов В. Божественная Литургия в России и Греции. Сравнительное изучение современного чина. М.: «Паломник», 2008.

41. Последование во Святую и Великую неделю Пасхи и во всю светлую седмицу. МП, 2001.

42. Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения. М., 2002.

43. Рубан Ю. Сретение Господне. Опыт историко-литургического исследования. СПб, 1994.

44. Сильченков Н., свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб. СПб, 1901.

45. Скабалланович М. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. Киев, 2004.

46. Скабалланович М. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев, 2003.

47. Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004.

48. Скабалланович М. Христианские праздники: всестороннее освещения каждого из великих праздников со всем его богослужением. Кн. 4. Рождество Христово. Киев, 1916.

49. Скабалланович М. Толковый Типикон. М, 1993.

50. Смирнов Ф. Происхождение и литургический характер таинств. // Труды КДА, дек. 1874.

51. Субботин К. Руководство к изучению устава богослужения Православной Церкви. Киев, 2004.

52. Таинства Церкви. Материалы подготовительных семинаров международной богословской конференции Русской Православной церкви «Православное учение о церковных Таинствах. М.: Синодальная богословская комиссия, 2007.

53. Тафт. Р. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. / пер. с англ. А. А. Чекаловой; редакция русского перевода и послесловие В. М. Лурье. СПб.: Алетейя, 2005.

54. Богослужебные указания. Типикон на 1996 год. М, 1995.

55. Уайбру Х. Православная Литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000.

56. Успенский Н., проф. Византийская Литургия. Анафора. СПб, 2003.

57. Успенский Н., проф. Чин Воздвижения Креста (историко-литургический очерк) // ЖМП №9, 1954.

58. Успенский Н., проф. Литургия Преждеосвященных Даров (Историко-литургический очерк). // «Богословские труды». Сб.15. М., 1976.

59. Успенский Н., проф. Православная вечерня (Историко-литургический очерк). // «Богословские труды». Сб.1. М., 1959.

60. Хулап В. Реформа календаря и пасхалии: история и современность. - http://alebedev.narod.ru/lib/lib50.html

61. Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. М., 1996.

62. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992.

&

[1] Уайбру Х. Православная Литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. С. 37.

[2] Матеос Х. Развитие византийской литургии. // http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html

[3] См.: Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. М., 1996. С. 146-147.

[4] Воскресный день задает начало очередной богослужебной седмицы и начало очередного гласа.

[5] Книга Еноха относится к доевангельской религиозной литературе ветхозаветных иудеев, не вошедшей в состав библейских канонических книг.

[6] Цит по: Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 90-91.

[7] См.: Там же. С. 52-53.

[8] См.: Арранц М. «Око церковное». Переработка опыта ЛДА 1978г. История Типикона. М., 1999. С. 18-23.

[9] При написании данной главы использованы материалы из книги архим. Киприана (Керна) Литургика. Гимнография и эортология. / Отдел второй. / Глава 3. Историческое развитие Типикона. М., 1997.

[10] См.: Мейендорф Ин., прот. Литургия или Введение в духовность Византии. // «Альфа и Омега». №1, 1995. С. 95-108. // http://www.kiev-orthodox.com/theology/meyendorff1.htm

[11] См.: Успенский Н. Литургия Преждеосвященных Даров (Историко-литургшический очерк). // Богословские труды. Сб. 15, 1976. С. 162.

[12] См.: Крашенинникова О. Октоих. // http://www.liturgica.ru/bibliot/oktoih.html

[13] См.: Крашенинникова О. Октоих. // http://www.liturgica.ru/bibliot/oktoih.html

[14] При написании данного параграфа использовались следующие материалы: Георгиевский А.И. О церковном календаре. М., 1996. С. 10-13.; Хулап В. Реформа календаря и пасхалии: история и современность. // http://alebedev.narod.ru/lib/lib50.html

[15] См.: Евсевий Кесарийский. Церковная История, 5, 23-24 // Богословские Труды. №25, 1984. С. 25-26.

[16] См.: Ковальджи В. Нормально, Григорий? Отлично, Гай Юлий! // http://www.liturgica.ru/bibliot/kovaldgi.html

[17] Киприан (Керн), архим. Литургика, гимнография и эортология. М., 1997. С. 118-119.

[18] См.: Там же. С. 104-107.

[19] Цит. по: Алымов А. Лекции по исторической литургике. / Богослужение II века. (глава VI) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_07.html

[20] Цит. по: Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 213-214.

[21] Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 143.

[22] См.: Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 122. и Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб, 2005. С.87.

[23] Богослужебные указания на 1996 год. Киев, 1995. С.53.

[24] См.: Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 178.

[25] Цит. по: Х улап В., свящ. «Не поститесь с лицемерами». / Журнал «Живая Вода» №11, 2007.

[26] Там же.

[27] Там же.

[28] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Церкви. Т.2. М., 1996. С. 56-57.

[29] Послание князю Изяславу о неделе. Вопрос к игумену Печерского монастыря Феодосию князя Изяслава, сына Ярослава, внука Владимира. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. ХI-ХIIвека. СПб, 1997. С. 447-449.

[30] См.: Кунцлер М. Литургия Церкви III. М., 2003.С. 165.

[31] Цит. по: Алымов А. Лекции по исторической литургике. / Богослужение II века. (глава VI) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_07.html

[32] Скабалланович М. Толковый типикон. Вып.1. Киев, 1910. С. 274.

[33] См.: Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 220-221.

[34] См.: Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям греческого евхология. ЛДА, 1979г. С. 46.

[35] Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в Православную катехетику. М., 1998г. С. 85.

[36] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 152.

[37] Там же. С. 153-154.

[38] Цит. по: Скабалланович М. Толковый типикон. Вып.1. С. 282.

[39] См.: Уайбру Х. Православная Литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. С. 98.

[40] См.: Успенский Н. Литургия Преждеосвященных Даров (Историко-литургшический очерк). // Богословские труды. Сб. 15, 1976. С. 160.

[41] Булгаков С., прот. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Т.1. МП, 1993. С. 600.

[42] Цит. по: Там же. С. 601.

[43] Трапченко А., иерей. Мироварение (историко-литургический очерк) // http://www.typikon.ru/liturgic/mvro.htm

[44] Там же.

[45] См.: Кунцлер М. Указ. соч.С. 156.

[46] См.: Уайбру Х. Указ. соч. С. 98.

[47] Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1874. С. 614.

[48] Кунцлер М. Указ. соч.С. 158-159.

[49] Сложеникин А. cвящ. Празднование Святой Пасхи (Историко-литургическая справка). ЖМП № 4, 1966. С. 52-56. // http://www.seminaria.ru/divworks/slozhen_east.htm

[50] См.: Из истории праздника Святой Пасхи. // Последование во святую и великую неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. МП, 2001. С. 162-163.

[51] Там же. С. 171.

[52] Там же. С. 168.

[53] Егоров В. Благословен Бог Израилев. Сравнительный анализ христианской и иудейской теологии в рамках богослужебных обрядов. Обнинск, 2001. С.36.

[54] См.: Кунцлер М. Указ. соч.С. 145.

[55] См.: Шмеман А., прот. Указ. соч. С.101.

[56] Скабалланович М. Толковый типикон. Вып.1. С. 124

[57] Тертуллиан. О Крещении. П.19 // Избранные сочинения. М., 1994.

[58] Цит. по.: Шмеман А., прот. Указ. соч. С.103.

[59] Цит. по : Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып.1. С. 124.

[60] Цит. по: Хулап В., свящ. Не поститесь с лицемерами. / Журнал «Живая Вода» №11, 2007. // http://journal.aquaviva.ru/2007/11/35.html

[61] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 168-170.

[62] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения… Т.2. С. 40-41.

[63] См.: Шмеман А., прот. Указ. соч. – С.181.

[64] См.: Там же. С.202.

[65] См.: Кунцлер М. Литургия Церкви III. С. 201-202.

[66] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Церкви. Т.1. М., 1996. С. 83-84.

[67] Цит. по: Там же. С. 94.

[68] См.: Скабалланович М. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. Киев, 2004. С.197.

[69] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения… Т.2. С. 49-50.

[70] См.: Успенский Н. Чин Воздвижения Креста // ЖМП №9, 1954. С.49-56.

[71] См.: Скабалланович М. Указ. соч. С.17.

[72] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 203-204.

[73] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения… Т.1. С. 88-89.

[74] Цит. по: Скабалланович М. Указ. соч. С.230-231.

[75] См.: Успенский Н.Д. Указ. соч. / ЖМП №9, 1954. С.52.

[76] Петренко В. Богословие икон. Протестантская точка зрения. СПб, 2000. С.103-104.

[77] См.: Киприан (Керн), архим. Литургика, гимнография и эортология. М., 1997. С. 110-111.

[78] См.: Бартосик Григорий. Богородица в богослужении Востока и Запада. М., 2003г. С.48.

[79] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения... Т.1. С. 111-112.

[80] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 224, 227.

[81] См.: Скабалланович М. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев, 2003г. С.40-41.

[82] Иисус Христос в документах истории. / Сост. Б.Деревенский. СПб, 2004. С.210-212.

[83] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения... Т.1. С. 132-133.

[84] Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004.С.120-121.

[85] Ср.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 222-223.

[86] Цит. по: Скабалланович М. Указ. соч. С. 12.

[87] Цит. по: Там же. С. 13.

[88] См.: Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 141-143.

[89] См.: Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 110-111.

[90] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С.190.

[91] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения... Т.1. С. 124.

[92] Из истории праздника Пасхи. // Последование во Святую и Великую неделю Пасхи и во всю светлую седмицу. МП, 2001. С. 172-173.

[93] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 222.

[94] См.: Там же. С. 180.

[95] См.: Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 108-109.

[96] Кунцлер М. Указ. соч. С. 178.

[97] Болотов В.В. «Михайлов день». Эортологический этюд. // Христианские чтения. XI-XII, 1892. C.622.

[98] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 186.

[99] См.: Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 108.

[100] Цит. по: Дебольский Г., прот. Дни богослужения… Т.1. С. 124.

[101] См.: Шмеман А., прот. Указ. соч. С.143.

[102] Кирилл (Гундяев), митр. Слово пастыря. Беседы о православной вере. М., 2004. С. 115

[103] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 175-177.

[104] См.: Мансветов И. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886. С. 67.

[105] Скабалланович М. Христианские праздники: всестороннее освещения каждого из великих праздников со всем его богослужением. Кн. 4. Рождество Христово. Киев, 1916. С.59.

[106] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения… Т.1. С. 43-44.

[107] См.: Рубан Ю. Сретение Господне. Опыт историко-литургического исследования. СПб, 1994. С. 26-27

[108] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 189.

[109] Дебольский Г., прот. Дни богослужения… Т.1. С. 50-51.

[110] См.: Рубан Ю. Указ. соч. С. 51.

[111] По этой теме материалы см.: Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. [Отдел первый. Гимнография]. М., 1997.

[112] Тертуллиан. Апологетика. П. 39. / Пер. Н.Щеглова // http://mystudies.narod.ru/library/t/tertull/apology2.htm

[113] Ипполит Римский. Апостольское предание. П. 25-26 // Иларион (Алфеев), иером. Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т.2 М., 1996.

[114] Алымов А. Лекции по исторической литургике. / Богослужение времени III века. (глава VIII) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_10.html

[115] Цит. по: Алымов А. Лекции по исторической литургике. / Богослужение III века. (глава VII) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_10.html

[116] См.: Алымов А. Лекции по исторической литургике. / Богослужение времени III века. (глава VIII) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_10.html

[117] По истории Канона Утрени см.: Василик В. Происхождение Канона (Богословие, история, поэтика). СПбГУ, 2006.

[118] См.: Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 86.

[119] Там же. С. 40-41.

[120] См.: Арранц М. «Око церковное». Переработка опыта ЛДА 1978г. История Типикона. М., 1999. С. 5-6.

[121] См.: Алымов А. Лекции по исторической литургике. / Литургия в III веке. (глава VII) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_09.html

[122] Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М., 1999. С. 38-39.

[123] Егоров В. Благословен Бог Израилев. Сравнительный анализ христианской и иудейской теологии в рамках богослужебных обрядов. Обнинск, 2001. С. 40-41.

[124] Алымов А. Указ. соч. / Апостольское богослужение. Евхаристия. (глава III) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_03.html

[125] См.: Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 124.

[126] Кочетков Г., свящ. Опыт миссионерско-общинного прихода // Материалы международной богословской конференции «Приход в Православной Церкви». Москва, октябрь 1994г. С. 92.

[127] Цит. по: Алымов А. Указ. соч. / Литургия III века. (глава VII) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_09.html

[128] Цит. по: Там же.

[129] Алымов А. Указ. соч. / Богослужение II века. (глава VI) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_07.html

[130] Уайбру Х. Православная Литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. С. 71.

[131] Там же. С. 155.

[132] Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 131.

[133] Матеос Х. Развитие византийской литургии. / Часть II. От чтения Писаний до Анафоры. // http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html

[134] См. Алымов А. Лекции по исторической литургике. / Богослужение II века. (глава VI) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_07.html

[135] См.: Матеос Х. Указ. соч. / Часть I. От начала до Трисвятого. // http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html

[136] Там же.

[137] Тафт. Р. Византийский церковный обряд. СПб. 2005г. С. 47.

[138] См.: Уайбру Х. Указ. соч. С. 92-94.

[139] Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 56.

[140] Матеос Х. Указ. соч. / Часть I. От начала до Трисвятого. // http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html

[141] См.: Уайбру Х. Указ. соч. С. 129.

[142] Матеос Х. Указ. соч. / Часть I. От начала до Трисвятого. // http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html

[143] Матеос Х. Указ. соч. / Часть II. От чтения Писаний до Анафоры. // http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html

[144] См.: Уайбру Х. Указ. соч. С. 98.

[145] Тафт. Р. Указ. соч. С. 59.

[146] Матеос Х. Указ. соч. / Часть II. От чтения Писаний до Анафоры. // http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html

[147] Там же.

[148] См.: Уайбру Х. Указ. соч. С. 100-101.

[149] См.: Уайбру Х. Указ. соч. С. 103.

Наши рекомендации