Алтарная часть. Престол и Антиминс.
Сегодня в алтарной части храма находится престол, слева от него (с северной стороны), - жертвенник, наподобие того, как изображено на рисунке. За престолом (иногда на самом престоле с восточной стороны) располагается семисвечник (см. нижний рис., поз. C) - подставка с семью лампадами, как в ветхозаветной традиции. Также устанавливается запрестольные крест на древке и иногда икона. Также по бокам у иконостаса или в алтаре, обычно находятся хоругви - древки с иконами Иисуса Христа и Богородицы на платах, наподобие античных римских знамен, использующиеся во время крестных ходов. Возвышение перед центральной частью алтаря называется амвон, само понятие алтарьдословно означает: возвышенный жертвенник.
На престоле устанавливается дарохранительница ö (поз. Д), для хранения святого Мира и запасных Даров, «ручной» крестдля целования (их может быть два), не редко полагаемый на красный плат, используемый для отирания уст после причастия. Центральное место на престоле занимает антиминс, который в целях сохранности складывается в специальную красную ткань илитон, поверх которой в обычное время полагается богослужебное Евангелие (см. поз. А и Е). Во время Евхаристии илитон с антиминсом разворачиваются на престоле, а Евангелие поставляется на правый юго-восточный угол престола. Также на престоле обычно находится лампада, в центральной части перед дарохранительницей, и по сложившейся традиции, как правило, зажигаются по бокам две свечи на небольших подставочках.
Антиминсы появились в литургической практике Церкви ввиду необходимости и целесообразности «мобильного» совершения Евхаристии. Первые антиминсы, по всей вероятности вошли в употребление в III веке, хотя ранние письменные свидетельства относятся к V веку - об антиминсах упоминает прп. Исидор Пилусион. В византийских описаниях богослужебных церемоний в константинопольском храме Святой Софии термин "антиминс" употреблялся по отношению к использовавшимся внутри храма переносным столикам. Одна из традиций, в первую очередь, богослужение в катакомбах, имела обычаем совершение Евхаристии на гробах мучеников, мощи которые полагались в саркофагах. Непосредственно крышка такого надгробия, выступала в качестве стола, - mensa(лат.), - для совершения Евхаристии. В церковной традиции складывалось представление, что Евхаристию следует совершать непременно на мощах какого-либо прославленного святого (мученика). В качестве «мобильного» варианта служения Евхаристии стал использоваться плат (что-то вроде скатерти на стол) с вшитой в него частицей святых мощей. Плат этот стал именоваться Антиминсом, что дословно может иметь значение: вместо стола = άντι (греч.) + mensa (лат.). А греческий глагол μένω имеет значение – пребываю, присутствую.
Тело святого, в отличие от античной греческой традиции, мыслилось не как узы (темница) души, а как обиталище Святого Духа, о чем свидетельствовал ещё апостол Павел: «тела ваши суть храм, живущего в вас Духа Святого, Которого вы имеете от Бога» (1Кор. 6:19). Церковь своей практикой служения Евхаристии исповедовала ту истину, что в мощах святого незримо имеет место быть присутствие Божественного Духа. В западной традиции до сих пор антиминсы не используются, а Евхаристия совершается на специальной плите с частицами мощей, наподобие крышки стола-саркофага, которая полагается на престоле. Восточная практика усвоила традицию совершения Евхаристии непременно на Антиминсе.
В современной практике на Антиминс наносится изображение сюжета положения Христа после снятия с креста, а по углам – изображения 4-х евангелистов (см. на фото). В более древних традициях изображался лишь крест с надписаниями, не редко с изображением орудий страстей. В центральную часть Антиминса вшивается частица мощей святого. Антиминс в обязательном порядке подписывается правящим архиереем, с указанием храма в который он благословляется, что, по сути, является архиерейским благословением к совершению Евхаристии.
А н т и м и н с