Уставные последования и виды Вечерни, её место в суточном круге.
Виды Вечерни | Знак Типикона |
1. Великая (праздничная) | , , |
2. Вседневная | , , без знака |
Вечерня является первой службой, открывающей богослужения суточного круга, уставным временем её служения в течении суток является вторая половина дня ближе к вечеру (во всяком случае, не ранее трех часов дня по нашему счёту). Перед Вечерней в монастырской практике (а иногда и в приходской) служится 9-й час – последнее богослужение предыдущих богослужебных суток. После Вечерни в общем уставном порядке предполагается вкушение пищи (ужин). И даже в составе Всенощного бдения с литией предполагается вкушение освященного хлеба и вина сразу после Великой вечерни перед чтением шестопсалмия Утрени. Обязательно следует отметить, что известное в современной практика служение Вечерни, после которой сразу же служится Утреня в вечернее время суток, полностью противоречит традиционному Уставу богослужения.
Существует такжеслужба, именуемая «малая вечерня». В современной приходской практике она не совершается, а по уставу её место предусматривается вечером в канун больших праздников, когда должно служится Всенощное бдение. По схеме «малая вечерня» примерно такая же, как и вседневная, но без ектений (кроме одной сугубой в конце).
Общая схема праздничной Великой Вечерни
(жирным цветом отмечены важнейшие древние элементы):
- Псалом 103 (Антифон), поется только на Бдениях (и в это время совершается каждение всего храма), в остальных случаях читается (без каждения);
- Мирная Ектения;
- Кафизма «Блажен муж…» (Антифон);
- Малая Ектения;
- Стихиры на«Господи воззвах…» - Пс. 140, 141, 129, 116 (Антифон), в это время диакон совершает каждение храма;
- «Вход» (с кадилом, и изнесение свечи) + гимн «Свете Тихий…»;
- Прокимен дня;
- Чтение Паримий;
- Сугубая Ектения: «Рцем вси…»;
- Вечернее славословие «Сподоби Господи…»;
- Просительная Ектения: «Исполним вечернюю молитву…»;
- Стихиры на стиховне(т.е. со стихами);
- Молитва «Ныне отпущаеши» и «Трисвятое по Отче наш…»;
- Тропари дня и Богородичен (в воскресенье – «Богородице Дево радуйся» 3 раза);
- Окончание вечерни с отпустом (в случае служения Вечерни отдельно).
В случае совершения Великой вечерни с Литией (Бденные, Великие и двунадесятые праздники) после Просительной ектении совершается исход в притвор на Литию с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея (масла).
В случае вседневной Вечерни кафизма читается рядовая по учиненному уставу чтений псалтири во весь год; «Входа» и Паримий – нет; Сугубая ектения перемещается в конец службы, сразу же после Тропарей.
В период Великого поста богослужение вседневной Вечерни имеет свои особенности: Читаются две паримии с двумя прокимнами; тропари после «Отче наш…» поются специальные, с земными поклонами; к концу Вечерни читается молитва «Небесный царю…» и молитва Ефрема Сирина, произносимая священником, с земными поклонами.
В случае соединения Вечерни с Литургией «вход» совершается не с кадилом, а с Евангелием, после прокимна дня следует чтение Паремий, а затем малая ектения и Трисвятое, т.е. в этом месте осуществляется переход к Литургии (без литургийных антифонов), следует чтение Апостола и Евангелия и далее – Литургия по обычному порядку. Такое соединение бывает в следующие дни года:
• Навечерие Рождества Христова, если попадает на будний день (кроме сб. и вс.);
• Навечерие Крещения Господня, если попадает на будний день (кроме сб. и вс.);
• Благовещение Богородице, если попадает на будний день великого поста;
• Великий Четверг;
• Великая Суббота.
8.4. Смысловое содержание Вечерни и некоторые сведения из истории её формирования.
Вечерня является богослужением одним из самых символичных по содержанию, основные смысловые темы по ходу последования открываются взору молящихся следующим образом:
• 103 псалом напоминает о творении Богом мира;
• Грехопадение человека, а точнее последствия этого, указываются в покаянных псалмах «Господи воззвах…», всегда сопровождаемых каждением;
• Пришествие в мир Христа-Спасителя раскрывается в трогательном вечернем гимне «Свете Тихий…»;
• Завершение всего (эсхатологическое разрешение) имеет напоминание в молитве Семеона-Богоприимца «Ныне отпущаеши…».
В изначальной традиции Вечерня известна как вечерняя молитва после захода солнца, именуемая: «светильничное благодарение».Вечернее зажигание лампад и воскурение фимиама в вечернее время было древнейшим и незыблемым постановлением для ветхозаветного Израиля (см. Исх. 30:8-9, Лев. 24:1-4). Христианская традиция развилаобряд «светильничного благодарения»,соединив егос обрядом вечерней Трапезы,именуемой Агапой (вечерей любви), в изначальной апостольской традиции, совершаемой в соединении с Евхаристией.
К примеру, Вечернее собрание по свидетельству Тертуллиана (ум. после 220г.) описано, в общих чертах, следующим образом: «За стол садятся не прежде, чем выслушают молитву Божию. Едят столько, сколько нужно для утоления голода. Пьют столько, сколько требуется людям воздержным. Они так насыщаются, что помнят, что им должно молиться Богу… Говорят так, что знают, что их слышит сам Бог. После омовения рук и зажжения светильников каждый вызывается на средину петь Богу, что может, из Священного Писания или от собственного сердца. Молитвою также и заканчивается вечеря».[112]
Известно также описание последования Вечерни по «Апостольскому Преданию» Ипполита Римского (+ ок. 240).[113]
Епископ: «Господь с вами». Народ отвечает: «И со духом твоим».
Епископ: «Возблагодарим Господа». Народ отвечает: «Достойно и праведно есть: Ему подобает величие и хвала со славой». Здесь в тексте дается примечание, что не говорится «Горе имеем сердца», т.к. это произносится при совершении Евхаристии.
Епископ: «Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава и сила и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков». Народ отвечает: «Аминь».
Далее следует Трапеза (Вечеря) с особым участием оглашенных, после которой все встают, молясь. «Отроки и Девы говорят псалмы».
Из «Канонов Ипполита» IV в. известно об особом внесении светильника на вечерню: «Когда приходит епископ, после наступления вечера, диакон пусть вносит светильник и, став посреди всех присутствующих верных, возносит благодарение». В последование добавляется примечание: «В отсутствии епископа диакон замещает его в том, что касается молитвы и преломления хлеба... Но мирянину не подобает благословлять хлеб: пусть только преломит, ничего не делая».[114]
В Иерусалимской традиции IV века светильник, вносимый в молитвенное собрание, зажигался от лампады храма Гроба Господня, что положило, в последствие, начало обряду изнесения «Благодатного огня» на Пасху. Иерусалимская традиция легла в основу обоснования нынешней практики изнесения светильника из алтаря перед пением «Свете Тихий», т.е. светильник вносится в собрание не извне, как это бывало в древности (и совершал это диакон), а из алтаря как из Гроба Господня.
В сегодняшней практике на вечернем входе пономари износят светильник из алтаря (согласно Типикону, выносится две зажженные свечи), который остается на амвоне пока не будет пропет гимн «Свете Тихий» – это ключевой момент Вечернего собрания, средоточием которого является благодарение за прошедший день и прославление Христа, пришедшего в мир (см. текст гимна). Символом незримого присутствия Христа в собрании молящейся общины является горящий на амвоне светильник, – «Где двое или трое собранны во имя Мое, там я посреди них», – Мф. 18:20.
Авторство гимна «Свете Тихий»доподлинно не известно, но приписывалось, в частности, муч. Афиногору Севастийскому(нач.IVв.), так этот гимн и поныне озаглавлен в греческом Евхологии. Но ещё свт. Василий Великий (+379) отличал гимн Афиногара от песни «Свете Тихий», известной в никомедийской Церкви. «Не можем сказать, кто был отцом тех хвалений, которые поем во время светильничных…», – отмечал свт. Василий, указывая на древнюю известную в практике песнь, к которой припевалась, «если кому известна и песнь Афиногора».[115]В славянском Часослове этот гимн непонятным образом приписывался Софронию Иерусалимскому (+ ок. 642), хотя он, бесспорно, имеет более древнее происхождение.
К IVв. общий приблизительный порядок Вечерни выглядел так:
1. Молитва;
2. Светильничное благодарение, в частности «Свете тихий»;
3. Трапеза;
4. Псалмы со стихирами;
5. Молитва + «Ныне отпущающе».
Или же п.2 и п.3 меняются местами.
Начало Вечерни, в скором времени, дополнили специально подобранные Антифоны, и также добавились ектении по ходу Вечерни, а обряд трапезы практически утратил свое значение в контексте богослужения. Указанный порядок раннехристианской Вечерни представляет собой зачатки последующего уставного порядка освящения Вечера, включающего в себя Вечерню, как «светильничное благодарение», затем Трапезу (вечерю), после которой непосредственно перед сном следует Повечерие.
Из развитой Вечерни по Византийскому обряду известен литургический порядок чередования нескольких (порядка 6…8) Антифонов, Ектений и Молитв. Этот порядок вписался в базовую схему вечерни. Антифон мог исполняться со стихирами, наподобие сегодняшних стихир на «Господи воззвах», далее следовала Ектиния и Молитва, читаемая предстоятелем. Ныне эти молитвы собраны вместе и напечатаны в служебнике в начале последования вечерни, и, к сожалению, в современной практике служащий священник формально вычитывает их тайком, если успеет, а после Ектений звучат не молитвы, а лишь последние фразы из них, которые со временем стали именоваться «возгласами». То, что молитвы изначально относились к различным моментам богослужения, четко прослеживается из надписаний этих молитв в более древних сохранившихся последованиях. То же относится и к молитвам, читаемым священником на Утрени.
Как уже отмечалось, раннехристианское вечернее богослужебное собрание включало в себя неотъемлемой частью вкушение пищи, но со временем трапезы в контексте богослужения во многом утрачивают свое значение. В традиции Церкви были и канонические постановления об Агапах. К примеру, 27-е правило Лаодикийского собора предписывает, что не подобает уносить с собой пищу с трапез любви, ибо этим причиняется оскорбление церковному чину, - т.е. Агапа расценивается ещё как церковно-богослужебное действие, но вместе с тем 28-м правилом вкушение пищи в самом помещении храма запрещается: «Не подобает в доме Божием ясти и возлежания творити». В последствие, 74-м правилом Трулльского собора 690-691гг.также предписывает не совершать «трапез братолюбия» и не постилать ложе в помещении храмов. Следует дать комментарий, что проведение Агап запрещено в основном помещении храма, но устроение трапез в притворе храма или возле паперти уместно и иногда имеет место быть и сегодня.
Останками древних Агап в богослужениях сегодняшнего дня можно считать обряд совершения Литии с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея (масла) в составе службы бдения. Может иметь место совершение подобной литии просто в соединении с Вечерней, что вполне соответствует древней традиции. Подобная практика известна, к примеру, в Греческой Церкви.