История воспоминаний «Преображения Господня».
До своего оформления в отдельное празднование, Преображение было тесно связано с предпасхальными днями, сама тема воспоминаний Преображения и Фаворского света несет собой определенную связь с Крестной Жертвой Спасителя – в Евангелии событие Преображения предваряется беседой Христа с учениками о несении креста и Его грядущих крестных страданиях.
Во время Преображения апостол Петр, изумленный увиденным, восклицает: «сделаем три кущи (т.е. палатки) – одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Исходя из этого, полагают, что тогда могли быть дни пред празднованием «Поставления кущей» (воспоминания странствования евреев в Синайской пустыне). Этот иудейский праздник занимал одно из основных мест в традиции наряду с Пейсахом (Исход из Египта) и Шавуот (Дарование Синайского Закона). В Новом Завете, особенно в Евангелии от Иоанна, праздник Кущей связывается с мессианским достоинством Спасителя и темой воды живой. В синоптических Евангелиях (Мф., Мк., Лк.) символизм, присущий празднику Кущей явно прослеживается в событиях Входа Господня в Иерусалим, весьма напоминающий обряды праздника Кущей: пальмовые ветви, пение Осанна, т.е. 118 псалма и т.п.[63]
Время традиционного «Поставления кущей» приходилось по нашему счислению где-то в августе-сентябре, т.е. ближе к нынешней дате Преображения Господня, и фактически событие Преображения могло произойти именно в эти дни. Но в древней церковной традиции, как уже отмечалось, воспоминание о Преображении, несомненно, было связано с Пасхальным циклом – известно, что Преображенские воспоминания совершались в начальной стадии Великого поста. На Западе и по сей день евангельский рассказ о Преображении является чтением первой недели Великого поста. На Востоке тема Фаворского света с воспоминанием свт. Григория Паламы затрагивается во вторую неделю, в третью – тема Креста, а в четвертую – звучит евангельский отрывок с событием исцеления бесноватого лунатика, произошедшим сразу после схождения Христа с горы Преображения. Следуя этой логике, выходит, что место Преображения – незадолго до Входа Господня во Иерусалим, воспоминаемого за неделю до Пасхи перед Страстной седмицей. Да и в беседе во время Преображения Моисей и Илия говорят со Христом «об Исходе Его, который надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).
Из всего сказанного остается некоторая хронологическая неясность. Но Церковь, как известно, не стремилась четко уяснять хронологические даты Евангельских событий. Она руководствовалась в установлении дат тех или иных праздничных воспоминаний своими соображениями церковной икономии. Самые ранние свидетельства о празднике Преображения восходят к западной Сирии, а к VII в. праздник был уже широко известен в христианском мире. С900 г. он получает в Константинополе свое официальное утверждение с наименованием «Преображение Спасителя» и отмечается 19 августа (6 по ст. ст.). Возможно, как и в некоторых других случаях, когда не известна точная дата воспоминаемого события, истоки нынешней календарной даты празднования Преображения кроются в том, что именно 19 (6) августа произошло освящение трех храмов на предполагаемом месте Преображения на Фаворской горе.[64] Как бы то ни было, календарная дата воспоминания зафиксироваласьза 40 дней до праздника «Воздвижения Креста», что богословски красиво вписало Преображение в церковный календарь, связав его с темой Креста. На Западе праздник в этот день долгое время не был всеобщим и в официальный календарь Католической Церкви он попадает лишь в 1457 г. Одной из причин этому послужила знаменательная победа над турками, произошедшая 6 августа 1456г.[65] А тремя годами раньше Константинополь, как известно пал под натиском турков, и теперь победа над ними, да ещё и в день Преображения расценивалась как чудесное заступничество Божие.
Одним из традиционных обрядов праздника Преображения является освящение плодов. Согласно Типикону в этот день положено освящать виноград. Русская традиция усвоила особое место освящению яблок. Но следует отметить, что основной смысл этих освящений состоит не в уникальности тех или иных плодов, а в том, что Церковь освящает всякие труды человека и произрастания земли согласно естественному течению жизни – Церковь совершает соответствующие данному времени и месту освящения, просто привязывая эти освящения к ближайшим дням праздников. Никакого более глубокого смысла за этим не стоит. Так, например, известно, что к началу Успенского поста (14 августа) на Руси сложилась практика освящения мёда; в южных регионах в день памяти апостолов Петра и Павла (12 июля) не редко освящают яблоки и некоторые иные плоды, созревающие к этому времени, а на Преображение освящают дыни, арбузы, виноград и т.п.