Характеристика Пасхи и Пасхальной Пятидесятницы.
Слово «Пасха», связанное с исходом евреев из Египта,из контекста Библии имеющее значение – проходить мимо, указывает на события, когда смерть, карающая египетских младенцев (первенцев) обошла стороной младенцев Израиля: «Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (Исх. 12:12-14). Египетская этимология этого слова «Пасха» дает смысл – расправлять крылья для защиты,[53]– «Как птицы птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет» (Ис 31:5). «Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей. Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой…» (Пс 16:7-9). «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк 13:34).
Спасительные деяния Господа по отношению к избранному народу легли в основу ветхозаветной иудейской религиозности. Фундаментально выраженные в праздниках Пейсах (Пасха) и Шавуот (Пятидесятница)– это, соответственно, воспоминания исхода евреев из Египетского рабства и дарование синайского законодательства (закона Моисея), – они обрели свою христианскую рецепцию и, будучи восполненными новозаветными эпохальными событиями Крестной Смерти, Воскресения Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа на Апостолов, заложили первооснову и христианских праздников. Тайная Вечеря Христа с учениками ставится в неразрывной связи с пасхальной ритуальной трапезой, а Его крестная смерть - со временем заклания пасхальных агнцев в иерусалимском Храме. О тесном переплетении христианской Пасхи с иудейской свидетельствуют споры о времени её празднования, возникшие в конце II века между Римской кафедрой и Малоазийскими Церквями (см. п. 4.2). Пасхальная история спасения обретает в христианстве переосмысление - это история страданий, смерти и воскресения Господа, а Исход из Египта и освобождение от рабства воспринято как осуществленное Христом искупление человеческого рода, и как восхождение Человека во Славу Бога-Отца. Во Христе исполнилось то, что прообразовывалось в празднике Пасхи ветхозаветного избранного народа.[54]Символом пасхального воскресения стало в традиции Церкви яйцо, окрашенное в жертвенно-красный цвет.
Пасха и Пятидесятница становятся для Церкви особыми днями крещения оглашенных, - дни совершения Евхаристии и крещения новых членов Церкви переживались как постоянно длящиеся Пасха, и излияние Святого Духа. Тайна смерти, Воскресения и опыт новой жизни в Духе являлись доминирующей темой всей жизни Церкви, крещение и миропомазание Её новых членов служили актуализацией Пасхи и Пятидесятницы.[55] О крещениях в Пасхальную ночь имеются свидетельства христианской древности II-IIIвв., к примеру, в «Апостольском предании» Ипполита Римского (+ок.240). По так называемому «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» крещения совершаются «в дни Пасхи», а послепасхальные дни Пятидесятницы «пребывает народ в храме бодрствуя, молясь, слушая писания, гимны и речи поучительные».[56] Приурочивание совершения Крещения в древней Церкви к воспоминаниям Пасхальных событий смерти и воскресения Христа, оправдано самим образом совершения крещения: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? - вопрошает апостол Павел, - …мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:3-4). По свидетельству Тертуллиана (ум. после 220г.),-«Наиболее подходящим днем для крещения является праздник Пасхи, когда и Страсти Господни, во имя которых мы крестимся, уже исполнились. <…> Затем, приятнейшим временем для устроения крещения является Пятидесятница, когда и Воскресение Господа было явлено ученикам, и была возвещена благодать Святого Духа, и заложена надежда на пришествие Господа. День Пасхи и Пятидесятницы, одни и есть собственно праздничные дни».[57]
Израннехристианской практики известно как об отдельном дне Пятидесятницы, что упомянуто в Деян.20:16 и 1Кор.16:8, так и о продолжительном 50-дневном Пасхальном радостном периоде. Афанасий Великий (+373) в пасхальном послании пишет, что мы свято празднуем: «семь святых недель Пятидесятницы, радуясь и славя Бога за то, что Он заранее этими днями явил нам радость и вечный покой, уготованные на небе нам и верующим истинно во Христа Иисуса, Господа нашего…».[58] Следовательно, Пасха вводит нас в 50-дневный радостный период – Пятидесятницу, и, естественным образом эти дни торжества по своему праздничному наполнению не предусматривают поста. О чем свидетельствовали, к примеру, Тертуллиан, говоря, что в дни Пятидесятницы от пощения удерживает «необходимость радости и благодарения»,[59]и Епифаний Кипрский (+403) отмечал, что известный в течение года пост среды и пятницы соблюдается в Церкви «за исключением только всей Пятидесятницы».[60]Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года и в уставах стали закрепляться постановления о посте в среду и пятницу в период пасхального пятидесятидневия.
В установившемся порядке богослужения на вечерне дня Пятидесятницы вновь вводятся коленопреклонения, что явно свидетельствует о завершении Пасхального периода, когда коленопреклонения не разрешались (запрещение поклонов в пасхальные дни было связано с телесным выражением восставшего Христа). В дни 50-дневной пасхальной радости не полагалось нарочитое поминание усопших, посему этот период и завершается поминальной родительской субботой и молитвой за усопших, которая читается на Великой вечерне с коленопреклонениями в день Пятидесятницы. К глубокому сожалению, со временем в литургической традиции Церкви стал утрачиваться пасхальный характер всего Пасхального пятидесятидневия. Десять дней (от Вознесения до Пятидесятницы) перестали считаться пасхальными, так как отдание Пасхи стало совершаться накануне Вознесения, - 40 дней от Пасхи до Вознесения (ср. Деян.1:3). Но, кроме этого, особым образом стал выделяться день Преполовения Пятидесятницы (половина промежутка времени Пятидесятницы, т.е. 25 дней), приходящийся всегда на среду 4-й седмице после Пасхи. В этот день, по сложившейся ныне традиции, в храмах совершается малое освящение воды.
По свидетельствам IV в. о богослужебной практике Иерусалимской и Североафриканской Церкви воспоминаниями 50-го дня после Пасхи наряду с ниспосланием Святого Духа на Апостолов было и Вознесение, но к VIII в. праздник Вознесения стал полностью самостоятельным, получив собственное попразднство. Воспоминания ниспослания Святого Духа на Апостолов в 50-й день по Пасхе стало восприниматься с ярко выраженным Троичным аспектом, с добавлением дня Святого Духа в понедельник по Пятидесятнице. Всё это привело к тому, что был совсем позабыт пасхальный характер всего Пятидесятидневия. Вследствие этого, появилась установка рассматривать Пятидесятницу как праздник Святой Троицы в отрыве от Пасхальных торжеств. Но, согласно вере древней Церкви, период в 50 дней от пасхального Воскресения до воскресенья Пятидесятницы праздновался как единый «Великий День Господень». Хотя в этом едином прославлении, Новый Завет раскрывает определенные этапы: Страдания и Крестная смерть, Воскресение из мертвых, Вознесение на небо и сидение одесную Отца, ниспослание Святого Духа и Парусия (славное второе пришествие), - но в высшем смысле они празднуются все вместе во едином Торжестве.[61]
Дарование скрижалей закона на горе Синай (Шавуот) было восполнено в христианской ретроспективе событием Сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Новый закон жизни в благодати ныне восприняли ученики в сионской горнице. Воскресный день, следующий за Пятидесятницей, отмечен в Православной Церкви как День всех святых (Неделя 1-я по Пятидесятнице). Это воспоминание завершает богослужебный период пения Цветной Триоди и показывает, что любая святость является плодом Святого Духа, дарующего людям нетварную благодать Триединого Бога и возводящего их к совершенству. Этот день воспоминаний был известен уже ко временам Иоанна Златоуста (+407), но с первоначальным именованием как праздник всех мучеников, а в позднейшие времена, последующие 2-3 воскресных дня стали поместно отмечаться в календарях более локальными общими памятями святых. Так, например, в календаре РПЦ отмечена Память всех святых в земле Российской просиявших во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.