История становления Великого поста.
В восточной традиции под Великим Постом подразумевается период литургического года протяженностью в 6 седмиц, плюс Страстная седмица, предшествующих празднику Пасхи. Великий пост включает в себя, так называемую, Четыредесятницу - сорокадневный период, заканчивающийся Лазаревой субботой, на что указывает одно из песнопений этого дня: «Душеполезную совершивши четыредесятницу». О предпасхальном периоде Четыредесятницы, одно из первых письменных свидетельств зафиксировано в одном из пасхальных посланийсвт. Афанасия Александрийского(+373), а на Западе именование Четыредесятница засвидетельствовано во второй половине IV в. блаж. Иеронимом Стридонским (+420) и свт. Амвросием Медиоланским (+397).[30]
Становление Великого Поста в Церкви в таком виде, каким мы его знаем сегодня, заняло несколько столетий. ВI-II веках предпасхального Великого Поста как такового еще не существовало. Однако существовал так называемый «пасхальный пост», которым отмечался годовой день крестной смерти Иисуса Христа, который именовался «Пасхой крестной». Следует сказать, что согласно традиции того времени под постом подразумевалось воздержание от всякой пищи и пития. Пощение перед Пасхой продолжалось не до 9-го часа (3 ч. пополудни), как это было по средам и пятницам, которые являлись строго постными, а до заката дня. Духовный смысл такого поста для христиан того времени заключался в «стоянии» Церкви, как народа Бoжия, пребывающего в готовности и ожидающего парусии Господа. Великий пост ещё предоставлялся в большей степени личной свободе верующего, его продолжительность в разных местах была различной. Историк Евсевий в «Церковной истории» (V, 24) цитирует письмо Иринея Лионского (+202), судя по которому он знает предпасхальный пост ещё ограниченный несколькими днями: «Одни думают, что нужно поститься только 1 день, другие – 2 дня, некоторые же исчисляют этот свой пост в 40 часов…».[31] В это время имело место развитие дней Пасхи в Священное триденствие: Великая Пятница, Великая Суббота и Пасхальное Воскресение. Это был период напряженной завершительной подготовки к пасхальной ночи, назначением которой был «переход» (Пасха) от смерти к жизни. И не случайно именно в эту ночь происходило просвещение приходящих ко Христу – их переход совершался через обрядовое умирание со Христом в крещенской воде и восстание для новой жизни. Согласно указаниям памятников раннехристианской письменности в приготовлении ко крещению оглашенных участвовала вся община, которая, таким образом, постом и молитвой сама готовилась к принятию новых членов, а также к празднованию Пасхи.
На протяжении III века предпасхальный Пост удлиняется до 40 дней и становится воистину Великим, хотя по местам на Западе, сохраняясь двадцатидневным. Почему именно 40 дней было установлено для подготовки к Пасхе? Ответ на этот вопрос нужно искать в библейской символике числа 40, которое представляет собой обозначение периода времени для покаяния и подготовки к какому-либо искупительному событию или откровению Божиему. Например, 40 дней продолжался ветхозаветный потоп; 40 лет Израиль путешествовал в пустыне; 40 дней постился в пустыне Иисус Христос после принятия Крещения. Согласно иудейской традиции 40 дней было нормой для наставления желающих изучать Закон и в этом может быть ключ к определению времени для подготовки оглашенных ко крещению. В Иерусалиме и Александрии в середине IV в.при свт. Кирилле Иерусалимском (+386) и Афанасии Великом (+373) Четыредесятница становится обязательна для празднования Пасхи, однако пост был только шестинедельным (5 седмиц + Страстная седмица), а нынешней 1-ой седмицы Великого Поста еще не существовало. Необходимо упомянуть и 5 правило I Вселенского Собора 325г., которое предписывало 40-дневный пост перед Пасхой, а также одно из постановлений свода Апостольских правил кон. IVв., которое гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».
К V в. священная Четыредесятницаимела место в практике Церкви уже повсеместно и была непременно сопряжена с особой подготовкой оглашенных ко крещению. Пасха и Пятидесятница в традиции раннехристианской Церкви служили особыми днями крещения новых членов Церкви. Благодаря традиции обрядов оглашения в Литургии твердо закрепилась ектения об оглашенных, а с середины Великого Поста, когда износится Крест для поклонения, - о готовящихся ко Просвещению (сегодня мы можем слышать эти прошения на Литургии преждеосвященных Даров). Может быть нигде больше, с такой поразительной силой не проявлялась истинная соборность Церкви, как совместном аскетическом усилии при рождении её новых членов, - отмечает М. Скабалланович, - в период Великого Поста часть подготовительных ко Крещению обрядов «…входили в состав суточного богослужения, а иные примыкали к нему, благодаря чему всё богослужение четыредесятницы как бы сосредотачивалось около оглашенных».[32] Но это измерение предпасхального поста ныне почти полностью утеряно.
В дни воздержания, в раннехристианской традиции, как и в ветхозаветных дохристианских практиках,пост, сохранялся до вечера, когда по истечении дня (после 9 часа или по заходе солнца) могли вкушать в умеренном количестве любую пищу. Но, под влиянием монашеской практики пощения, пост постепенно изменяет свое осмысление, переходя к мысли о необходимости ограничении себя родом пищи. В результате этого произошло смешение древней практики поста,который всегда был постом «литургическим» и являлся для Церкви напряженным стоянием и ожиданием встречи с Господом, переживающейся в Евхаристии и, в особенности, в пасхальном опыте Церкви, с постом монашеским, главная концепция которого заключалась в подвиге восстановления духовной сущности человека. Так как вкушение Адамом запретного плода поработило человека, назначение поста-аскезы заключалось в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от хлеба земного и поэтому под постом подразумевалось уже не полное воздержание от пищи, а прежде всего, регулирование ее количества и качества.[33] Следует строго отметить, что в периоды сугубого поста изначально не подразумевалось служение Литургии, которая представлялась событием радости и разрешения от аскетических трудов. Отголоском древней богослужебной практики можно считать то, что полная Литургия до сего дня совершается великим постом только по субботним и воскресным дням, да и когда Великий пост находился ещё в стадии становления, то эти два дня, как дни Литургического торжества встречи с Господом, могли оставаться не постными.
Сегодняв Русской Православной Церкви в отношении поста руководствуются Иерусалимским монашеским уставом, который на рубеже ХIV-ХV вв. заменил Студитский устав, также монашеский, но в сравнении с Иерусалимским уставом менее строгий в своих предписаниях касающихся пищи. Совершенно понятно, что такие предписания, рассчитанные на специфику монашеской жизни, невыполнимы для большинства простых верующих. Да и сегодняшние монастыри в полном объеме не соблюдают предписания Иерусалимского устава. Посему, следует сказать, что приступая к посту, христианин должен учитывать свой духовный уровень, физические возможности и обстоятельства своей жизни. Надо помнить, что пост не самоцель, а всего лишь инструментальное средство, с помощью которого человек пытается восстановить некогда разрушенные отношения с Богом и его творением.